Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль, обратная связь, оценка как личностные факторыобученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности уча-щихся в начальной школе// Вопросы психологии.—1984.—№ 5. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Ометка.—М.: Педаго-гика, 1980. Ананьев Б. Г. Психологическая ситуация опроса на уроке//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред.И М. Ильясова, В. Я. Ляудис.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 155—161. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познаватель-ной активности учащихся в процессе обучения//Вопросы психоло-гии. — 1984.—№ 5. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и раз-витие познавательной активности//Вопросы психологии.—1982.—№ 4. Решение психологических задач Предлагаемые задачи направлены на то, чтобы студенты мог-ли более наглядно представить положения теории обучения.Примеры облегчат усвоение теории и создадут основу для наблю-дения за педагогическим процессом и для самостоятельной ра-боты. Текст первых трех задач по содержанию и целям обученияидентичен. Все три текста формируют понятие «обучающие ма-шины». Текст первой задачи взят из книги Д. Крэма «Програм-мированное обучение и обучающие машины»'. Он воспроизведенс указанием страниц, на которых напечатаны информационные иконтрольные кадры в книге. Иначе говоря, в этом тексте воспро-изводится традиционная картина структурирования учебного ма-териала в программированном обучении. ' Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. — М., 1965.205 Тексты задач 2 и 3 подают тот же материал. Каждый из нихподводит к формированию понятия «обучающая машина» с темже содержанием, как оно дано у Крэма. Однако во второй задачематериал структурирован по канонам традиционного обучения, ав третьей — проблемного. Преподаватель ставит задачу перед студентами сравнить ипроанализировать все три текста, определить особенности каждо-го из трех видов структурирования, оценить возможность влияниякаждого из трех подходов на результативность усвоения материа-ла, оценить их влияние на формирование мотивов учения. Задача 1 Текст на с. 8 (Д. Крэм) «Все «обучающие машины», независимо от типа и сложностиих, характеризуются в общем тремя основными чертами: 1. Они преподносят материал в виде небольших порций, тре-буя после каждой порции ответа на контрольный вопрос. 2. Они предоставляют студенту возможность немедленно уз-нать, является ли его ответ правильным или нет. 3. Они позволяют студенту работать активно, устанавливаяскорость усвоения материала в соответствии с его индивидуаль-ными потребностями и способностями. Основываясь на этих трех приведенных выше критериях, от-ветьте, являются ли учебные кинофильмы при обычном исполь-зовании их «обучающими машинами». Да, являются (с. 6). Нет, не являются (с. 4)» Текст на с. 6 (Д. Крэм) «Учебные кинофильмы при обычной проекции их дают учаще-муся некоторое количество информации. Однако они не удовлет-воряют другим условиям, характеризующим «обучающую маши-ну». Они не требуют от студентов ответов и не дают сведений отом, правильны или нет эти ответы. Они не дают возможностистудентам контролировать качество и скорость усвоения мате-риала. Стандартный учебный кинофильм подобен хорошо подготов-ленной лекции, но он не является «обучающей машиной». — Прочитайте еще раз условия на с. 8 и выберите другойответ». Текст на с. 4 (Д. Крэм) «Правильно! Учебный кинофильм при обычном использованиине является «обучающей машиной»: 1. Хотя учебный кинофильм предоставляет какую-то информа-цию, он не требует периодических ответов от студентов (устно, пу-тем выбора карточки, нажатия кнопки и т. д.). 2. Так как учебный кинофильм не требует ответов, он, следо- вательно, не может дать сведений о том, являются ли ответы пра-вильными или нет. 3. Он не дает возможности каждому из обучающихся устанав-ливать свою индивидуальную скорость усвоения материалов в со-ответствии с его собственными потребностями и возможностями. Представьте себе, однако, такой способ демонстрации учеб-ного кинофильма, при котором требовалось бы, чтобы студентыпериодически отвечали на вопросы путем выбора одного из предъ-являемых ему ответов. Можно ли считать, что в этом случае мыимели бы дело с «обучающей машиной» или нет? Да, можно (с. 2). Нет, нельзя (с. 12)». Текст на с. 2 (Д. Крэм) «Конечно, можно требовать от студентов ответов во время де-монстрации учебного кинофильма в случае, если фильм специаль-но приспособлен для этой цели, или же путем периодическогопрерывания демонстрации фильма в определенные моменты. Нопри этом все студенты будут поставлены в совершенно одинако-вые условия. Медленно усваивающий студент в аудитории будетобязан отвечать на вопросы с такой же скоростью, как и быстроусваивающий. Таким образом, одно из преимуществ «обучающихмашин» — индивидуальный темп обучения и индивидуальный под-ход—оказывается совершенно утраченным, и поэтому сама необ-ходимость существования их может вызвать серьезные сомнения. — Прочитайте, пожалуйста, материал на с. 4 еще раз и вы-берите другой ответ». Текст на с. 12 (Д. Крэм) «Правильно! Учебный кинофильм, требующий, чтобы во времядемонстрации давались ответы в любой форме, не является «об-учающей машиной». Задача 2 Тема нашего занятия сегодня «Обучающие машины». Рассмот-рим, прежде всего, как, какими средствами осуществляется об-учение. Передача знаний от одного поколения к другому с возникно-вения человеческого общества осуществлялась людьми. Со временЯна Амоса Коменского в обучение, передачу знаний, стала ши-роко вводиться наглядность: дидактические картинки, реальныеобъекты или их муляжи. Это еще не была техника в ее собствен-ном смысле слова. В конце XIX, начале XX в. в школах появляет-ся волшебный фонарь (его называли еще туманный). Фонографыи граммофоны также широко перешагнули пороги физических ка-бинетов и попали в классы. Движение в немом кино очень похо-дило на движение в жизни. Не случайно первые годы немое киноназывали «иллюзион». Это была техника в обучении, но она ос-тавалась в рамках понятия «средство наглядности». Говоря сов- ременным языком, эти средства не заменяли, а лишь дополнялиинформационную функцию учителя: они показывали, демонстри-ровали, но не говорили. Превратиться в самостоятельное информационное средство,взять на себя эту функцию учителя смогло лишь звуковое кино,а позже телевидение. Они заложили основы для создания «об-учающих машин» при изложении знаний. В процессе обучения учитель дает оценку усвоения знаний уча-щимися, проводит с ними индивидуальную работу, если сталки-вается в ответах с неправильным пониманием. С появлением ав-томатических контрольных устройств появилась возможность пе-редать машине, прибору контролирующие функции учителя. Этиизобретения были сделаны в 20-е годы нашего столетия, но до се-редины века, до 60-х годов, они оставались игрушками. И в нашевремя такую игрушку можно купить. Это игрушка типа «Ого-нек». В нее входят: набор карточек (например, портреты писате-лей, картины художников), гнезда, куда они вставлены. У каж-дого гнезда есть контакт. Если играющий касается контакта, укартинки, которая узнана правильно, зажигается лампочка. Этопростенькое изобретение было необходимой предпосылкой для воз-никновения «обучающих машин». Теоретическим толчком к созданию «обучающих машин» бы-ло возникновение кибернетики. Осталось додуматься до малого: разбить учебный материал на небольшие, логически законченныекуски, поставить к ним контрольные вопросы и дать возможностьученику проверить правильность ответа. Составление сложных раз-ветвленных программ, в которые закладывается учет возмож-ных ошибок ученика и предъявление ему в зависимости от ошиб-ки программы, корректирующей знания, не требовало разработ-ки новой педагогической теории. Нужна была высокоразвитаяэлектронная техника. Таким образом, «обучающая машина»—система, котораяпреподносит материал небольшими порциями, требуя после каж-дой ответа на контрольный вопрос, и обеспечивает корректировкуправильности ответа. Термин «система» в этом определении предполагает любоеустройство, начиная с механической протяжки бумажной лентыс информационными и контрольными кадрами и кончая пульта-ми с телевизионными камерами, подключенными к ЭВМ. КнижкаД. Крэма «Программированное обучение и обучающие машины»также представляет собою «обучающую машину», и лишь из-занепривычности для сознания лексических оборотов мы ее назы-ваем программированным учебником. Заканчивая разговор об определении понятия «обучающаямашина», следует подчеркнуть одно преимущество, которое выте-кает из самой сущности определения «обучающей машины»: и са-мо устройство и работа на ней индивидуальны. Учащийся рабо-тает в присущем ему темпе, а в более сложных технических систе-мах и с индивидуальной коррекцией ошибок. Задача 3 Вы видите, на плакате написано: «Обучающие машины». За-думайтесь, нет ли в этом сочетании противоречия? Машина обу-чает. Кого? Человека! Могут ли машины обучать, как, в какой мере, а главное, по-чему, при каких условиях они могут обучать, — вот вопросы, накоторые необходимо дать прежде всего ответ. А для этого рас-смотрим сам процесс обучения. Обучение существует только в человеческом обществе. Неправда ли? Животные вырабатывают навыки, подражая другимособям или находясь в постоянно повторяющихся условиях сре-ды. Значит, механизмы подражания и адаптации к среде у нихсрабатывают, но в обобщенном виде, целенаправленно (а не ин-стинктивно!) животные не передают опыт от особи к особи. Вотмы и приходим к выводу, что средством, с помощью которого осу-ществляется обучение в человеческом обществе, является... пра-вильно вы подумали: прежде всего слово, речь. То, что можно записать любое высказывание человека напленку и воспроизвести его, нам всем прекрасно известно из прак-тики. Значит, существует одна из важнейших предпосылок длясоздания обучающих машин: фиксируемая в записи устная рече-вая учебная информация. Кстати, следует отметить, что учеб-ник—это фиксированная в письменной речи учебная информа-ция. Итак, магнитофон или печатный текст — оба в одинаковоймере предпосылки создания «обучающей машины». Давайте думать дальше, что еще нужно для того, чтобы мож-но было создать «обучающую машину»? В конце семестра быва-ют экзамены. Зачем они нужны? Вовсе не для того, чтобы кому-тодать стипендию, а кого-то ее лишить. Опрос и оценка знанийсообщают ученику, что он знает и чего не знает, каково качествознаний. Эти знания нужны не только и не столько экзаменатору, нопрежде всего для формирования самооценки, самоутверждения уча-щегося. Может ли машина контролировать? Так, как делает этоэкзаменатор, человек, естественно, не может. Но если знание обуровне своих знаний важно для ученика, а не для учителя, томожно предложить несколько вопросов с ответами правильнымии ошибочными, попросить выбрать правильный, а затем дать об-основание ошибочности или правильности выбора. Понятно, чтопроверку правильности усвоения материала для самого учащего-ся легче проводить по маленьким, логически завершенным кус-кам. При ответе на вопросы по всей теме машинный контрольбессилен указать на ошибку в понимании, а сам ученик—ее осо-знать и исправить. Все, над чем мы подумали, позволяет дать следующее опреде-ление «обучающей машине»: «обучающая машина» — система, ко-торая предъявляет учебный материал небольшими порциями.требует после каждой ответа на контрольный вопрос и обеспечи-вает корректировку правильности ответа. 14 Заказ 2268 Следовательно, учится человек сам, используя машинноепредъявление материала и пошаговый самостоятельный контроль.Машина обладает еще одним преимуществом по сравнений суроком и лекцией: ученик работает в индивидуальном, присущемтолько ему темпе усвоения знаний. Задача 4* На уроках технической механики учащиеся подводятся к по-нятию о том, что вес тела — величина, зависящая от широтыместа. Преподаватель спрашивает: «Вес тела — величина постоян-ная?» Учащийся: «Да, постоянная». Тогда преподаватель подвешивает к динамометру груз испрашивает: «Если я буду спускаться в шахту, что будет происхо-дить с пружиной динамометра?» Учащийся. Пружина будет растягиваться. Преподаватель. А если я буду подниматься? Учащийся. Пружина будет сжиматься. Преподаватель. Почему? Учащийся. Вес меняется. Преподаватель. Правильно. Значит, вес тела — величинакакая? Учащийся. Переменная. Преподаватель чертит чертеж и спрашивает: «Если мы однои то же тело подвесим на полюсе и на экваторе, вес его будетодин и тот же?» Учащиеся отвечают, что на экваторе вес будет меньше, пото-му что расстояние до центра здесь больше, а значит, сила при-тяжения меньше, чем на полюсе. Задача 5** На уроке «Свойства инерции» преподаватель проводит следу-ющие опыты. Берет два шарика разной массы и действует на нихс одинаковой силой. Большую скорость при этом развивает ма-ленький шарик. Преподаватель. Какой из шариков обладает большейсилой инерции? Учащийся. Большой. Преподаватель. Значит, от чего зависит инертность тела? У ч а щ и и с я. От его массы. Преподаватель. Сделайте вывод. Учащийся. Масса тела есть мера инертности нашеготела. * См.: Синицкая Н. Ф. К вопросу о психолого-педагогических предпосыл-ках организации урока проблемным методом//Проблемиое и программирован-ное обучение/Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. —М., 1973.—С. 98—99. ** Там же. 210 ' Преподаватель спрашивает далее: «Если мы выведем шар изсостояния покоя, он будет двигаться бесконечно долго?»Учащийся. Нет, потому что есть у него сила трения.Преподаватель. А если необходимо заставить шар дви-гаться бесконечно долго, какие мы должны создать для него ус-ловия? Учащийся. Чтобы на него не действовала никакая сила.Преподаватель. Какой вывод можно сделать?Учащийся. Всякое тело сохраняет состояние покоя (илиравномерного прямолинейного движения, добавляет преподава-тель), пока на него не подействует какая-нибудь сила. Задача 6 Студентам после посещения уроков в школе было предложе-но написать, какой урок им запомнился больше всего и поче-му. Приводим одно из описаний. «Посещенные мною уроки были проведены по одной схеме: проверка домашнего задания, новая тема, вопросы и задачи поновому материалу и задания на дом. Хотя у нас в школе на уро-ках математики было почти так же, но было интересно. Послеобъяснения материала учительница писала на одной стороне дос-ки 7—8 номеров задач и говорила: «Кто первый решит задачи—первым трем — я ставлю 5, следующим трем — 4, следующим —3»). Времени было мало, и мало кто верил, что успеет решитьхотя бы половину номеров. Но начинали решать и часто решаливсе эти номера и еще дополнительно задачи повышенной слож-ности, которые у учительницы были на карточках. С этим справ-лялись, конечно, сильные ученики. У нас в классе было несколькосильных учеников, и тут большую роль играло стремление бытьвпереди, тщеславие. Учительница ходила по классу, проверяла от-веты, помогала отстающим. Затем сильных учеников она опреде-ляла к слабым. Они подсаживались к ним и начинали помогать.На уроках было оживленно, но это был шум работающих ребят.Весь класс сидел и решал». Вопросы 1. Какие методы активизации обучения использовала учитель-ница? 2. Оцените организацию обучения. Задача 7 Примером когнитивной обратной связи может служить понима-ние текста при чтении. В контексте уточняется смысл слов, кото-рые не понимаются адекватно при первом прочтении. Прочтите отрывок фразы из книги «Культура Древнего Рима»: «Героиня романа Ахилла Татия Левкиппа, в которую влюбленКлитофонт, убегает с ним из родительского дома»1, Культура Древнего Рима.-М., 1985.-Т. 2.-С. 83, 14* Ситуация, описанная во фразе, понятна, однако трудно устано-вить, кто автор романа, а кто героиня. Двусмысленность возника-ет из-за непонимания, какое имя принадлежит автору романа, ка-кое героине. Уточнение этого обстоятельства становится возмож-ным, когда будет прочитан конец фразы: «...по пути они попадаютк разбойникам, освобождаются из плена, однако в АлександрииЛевкиппу похищает влюбившийся в нее разбойник Херей». На основе обратной когнитивной связи читатель устанавлива-ет, что героиня, очевидно, Левкиппа, а автор —Ахилл Татий. Пред-положение, что Татия Левкиппа—имя и фамилия героини отбра-сывается, так как другие герои имеют одно имя, хотя из пост-роения фразы вывод этот остается вероятным. Вопрос Как построить фразу так, чтобы избежать двусмысленногопрочтения? Темы курсовых исследований 1. Достоинства и недостатки традиционной формы обученияв общеобразовательной и профессиональной школе. 2. Возможности психического развития учащихся при проблем-ном изложении знаний в процессе обучения. 3. Психологические особенности усвоения знаний при про-граммированном обучении. 4. Особенности формирования предметных понятий и представ-лений в условиях применения разных форм обучения. 5. Развитие мотивов учебной деятельности школьников в про-цессе обучения. 6. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплини-рованным школьникам как условие оптимизации процесса обуче-ния. 7. Психологические особенности усвоения знаний учащимисяв условиях соединения обучения с производительным трудом. 8. Самостоятельная работа учащихся по учебному предметукак средство развития познавательной активности и творческогомышления. 9. Внутрипредметные и межпредметные связи в преподаванииучебного предмета как средство формирования у учащихся сис-темных знаний. 10. Внедрение достижений науки в практику преподаванияучебного предмета как средство повышения эффективности учеб-но-воспитательного процесса. 11. Психологические условия обеспечения единства нравствен-ного, трудового и эстетического воспитания учащихся в процессеих обучения. 12. Психологические предпосылки оптимизации трудового обу-чения и профориентации учащихся в условиях соединения обуче-ния с производительным трудом. Тема 11. Психологические основы использования технических средств в учебной деятельности Методические указания При изучении темы полезно кратко охарактеризовать этапы ис-торического возникновения технических средств в обучении и тео-ретическое понимание их возможностей. Передача опыта, зна-ний—основа существования и поступательного развития челове-ческого общества. Поэтому с первых шагов развития человечествавозникает целенаправленная передача общественного опыта отпоколения к поколению, обучение и воспитание. Оно осуществля-ется в игровом подражании действиям и поступкам взрослых,практическом овладении орудием под руководством мастера, в ре-чевом общении, несущем инструктивные указания, выражающемэмоциональные отношения и передающем знания. Устная речь,действия с реальным предметом, демонстрация движений—все этоестественные средства обучения. Первое техническое опосредование обучения — письменнаяречь—знания, воспринимаемые в визуально представленном зна-ке. Использование письменной речи позволило ученику фиксиро-вать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные ре-зультаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукопис-ная книга стали хранителем информации наряду с памятью учи-теля. Техника рукописного размножения книги охватывает болеечем тысячелетний период истории. Однако лишь книгопечатаниесоздало условия, при которых письменная речь оказала значи-тельное влияние на процесс обучения. «Порох, компас, книгопе-чатание—три великих изобретения, предваряющих буржуазнуюэпоху»1. После изобретения книгопечатания возросший интерес к обу-чению объяснялся установлением все более непосредственной свя-зи научных, «книжных» знаний с практической, ремесленной дея-тельностью людей. Позднее начинает вырабатываться принцип на-глядности обучения, наиболее четко сформулированный в педаго-гике Коменским. Говоря упрощенно, суть этого принципа в том,что слово должно вызывать в сознании ученика адекватный образ. Печатная картинка—средство наглядности—важное техниче-ское опосредование процесса обучения. Изображение предметовили явлений, сделанное в целях обучения, получило название ди-дактической картинки. Рассказывая, преподаватель показывает,и эта связь слова с образом выступает как один из основопола-гающих механизмов развития мышления. Не следует путать дидак-тическую картинку с картиной как произведением искусства. Пос-леднее представляет собой объект эстетического потребления и неявляется средством обучения. Дидактическая картина — носительучебной информации и интересна лишь как средство обучения. ' Маркс К; Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд. — Т. 47.—С. 418. Принципиально новое в техническом опосредовании обучениясвязано с появлением кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фик-сация событий, процессов, образов людей на киноленту, видео-пленку, грампластинку, магнитофонную ленту—это принципиаль-но новые способы хранения общественно и лично-значимой инфор-мации. На семинарских занятиях необходимо рассмотреть вопрос отом, какое влияние на развитие личности оказывает распростране-ние в обществе средств массовой информации, прежде всего теле-видения. До массового распространения телевидения окружающаясреда (природная и предметная, общественная) была единствен-ным источником представлений ребенка. Кое-что к образам добав-лялось из чтения (вторичные представления на словесной основе),но до овладения чтением ребенок был в полной зависимости отвзрослого. Телевидение расширило воспринимаемый ребенком мир,выведя его далеко за пределы непосредственного окружения. Кмоменту поступления в школу ребята много знают о человеке иприроде из фильмов, учебных передач. Происходит так называе-мое латентное (скрытое) научение. Одной из особенностей латентного научения является отсутст-вие осознания имеющихся знаний во время приобретения и про-явление их через некоторый период времени. Можно предполо-жить, что латентное научение является одним из необходимых ус-ловий умственной акселерации. Это воздействие телевидения напсихическое развитие детей является средовым и не входит не-посредственно в круг забот учителя, но в то же время учитель неможет остаться в стороне от потребления телевидения в семье,шире — вне школы. Полезно беседовать с родителями и с учени-ками старшего возраста на темы, что и как смотреть по телеви-дению, обсуждать внеурочные передачи на соответствующих уро-ках в классе. На занятиях по теме студенты должны правильно понять мес-то учителя в системе современных средств обучения. Диафильмы,слайды, транспаранты кодоскопа—словом, вся статическая проек-ция и звукозапись — являются в руках учителя средством нагляд-ности. Готовя урок, учитель продумывает, какое средство он ис-пользует, какие мысли своей устной речи он подтвердит нагляд-ностью. Кинофильм, демонстрируемый по фрагментам, также сред-ство наглядности. Телепередача или часть звукового фильма —аудиовизуальное средство изложения знаний. Отношение к этимтехническим помощникам может быть сформулировано так: наопределенной части урока учитель уступает свою информацион-ную функцию техническому средству. При включении в обучениекомпьютерной техники учитель передает этому средству функцииобобщения, контроля и упражнения. Предъявление учебного материала при использовании экранныхсредств создает ряд преимуществ по сравнению с непосредствен-ным общением учителя и ученика в классе. В киносъемке объектможет быть показан общим, средним, крупным планом, может 2!4 быть выделена его деталь, а также сверхкрупный план. Обект наэкране может быть рассмотрен с разных сторон—с выделениеми подчеркиванием главного в нем на уровне восприятия. Одновре-менно или сразу за демонстрацией объекта на его изображениеможет быть наложен схематический рисунок, мультипликация,раскрывающие особенности невидимых процессов, взаимодействийобъектов или их частей. Кроме перестройки пространственного видения с помощью ки-носъемки перестраивается восприятие времени. Во-первых, су-ществует в отличие от реального так называемое «экранное» или«киновремя». Опыт, демонстрация, которые занимают длительноевремя, снимаются на пленку в момент их организации, в началеи конце. Это значительно сокращает время демонстрации явления.Во-вторых, возможен замедленный и ускоренный показ (съемка),что позволяет наблюдать явления, недоступные глазу человека.На экране на глазах зрителя распускается и закрывается бутонцветка. Фиксировать эти движения глаз человека в обычных усло-виях не может: мы видим в реальных условиях лишь результатыэтих медленных движений. Технику движений бега, толчка и дру-гих быстрых движений человек не замечает. Заснятые на пленку,они могут быть показаны замедленно и восприняты во всех под-робностях. Общение людей с кинопространством и киновременем привелок тому, что человечество научилось до известной степени видетьреальный мир в разных планах и подмечать быстро и медленнотекущие движения. Механизм этого обучения аналогичен тому,как человек, рассмотрев предмет через увеличительное стекло, на-чинает видеть в нем такие детали, которые он до этого не замечалневооруженным глазом. Запись речи ученика на магнитофон дополняет возможностивоздействия техники на ученика в процессе обучения. Ученик ред-ко слышит свой голос записанным на пленку. Произношение науроках русского и иностранного языка, логическая структура от-вета, выразительность речи на всех других предметах становят-ся доступными для анализа и учителя и ученика. К сожалению,учителя редко прибегают к использованию звукозаписи. ^ Не может не оказать влияние на развитие личности и компью-теризация обучения. Несмотря на то что к настоящему временихарактер этого влияния еще не изучен полностью, студентам нуж-но раскрыть те направления, в которых оно может осуществлять-ся в зависимости от возможностей компьютера, целей его исполь-зования в учебном процессе, В связи с этим целесообразно про-анализировать характеристики различных типов компьютеров, ис-пользуемых в обучении, и те требования, которые учителя предъ-являют этой технике. Кроме того, полезным будет рассмотрениевопроса о том, как изменяется характер деятельности учителяпри использовании компьютеров с различными целями. Важнотакже выяснить, какое влияние может оказывать на развитие по- 21& знавательной деятельности и свойств личности систематическаяреализация компьютерами этих функций в учебном процессе. Компьютер как средство обучения открывает новые возможнос-ти управления умственной деятельностью по сравнению с други-ми техническими средствами. Реципиент «потребляет» в непрерыв-ном потоке информации телевидение при отсутствии обратнойсвязи. Компьютер позволяет извлекать только ту информацию,которая нужна в данный момент, данной аудитории или отдельно-му человеку. \у Однонаправленный поток информации в учебном кино и теле-передаче при компьютерном обучении ликвидируется за счет уста-новления пошаговой обратной связи, осуществляемой не только порезультатам усвоения, но и более жестко в самом процессе усвое-ния отрезка материала. Компьютерная техника открывает воз-можности введения новых методов управления процессом усвое-ния, прежде всего за счет исследования изучаемых явлений илипроцессов, проверки всех возникающих в ходе усвоения гипотези обоснования верных. Для обсуждения этих вопросов студентам уже сегодня можнорекомендовать если не результаты проведенных специальных ис-следований, то статьи, рассказывающие об опыте использованиякомпьютеров в обучении различным дисциплинам, об отношенииучащихся к введению этого технического средства в учебный про-цесс, о предполагаемых изменениях в стиле мышления, организо-ванности умственной деятельности, скорости ее протекания у тех,кто систематически работает с ЭВМ. По данной теме можно провести как семинарские, так и прак-тические занятия. На семинарских занятиях следует обсудитьтеоретические вопросы применения технических средств обучения.Студенты должны понять, что применение в обучении техническихсредств закономерно, что новые технические приемники храненияи переработки информации, возникшие в обществе, становятсянеотъемлемой частью школьного обучения — подготовки ученика кизвлечению информации за стенами школы. Так было с книгой, сзвукозаписью, кино, телевидением. Так возник вопрос об обуче-нии школьников общению с ЭВМ. Учить школьников на урокахнужно не только языку общения с ЭВМ, но и пониманию языкакино и телевидения, умению извлечь полезную информацию изсредств массовых коммуникаций. Не менее важным является положение о влиянии воздействиятехнических средств на развитие психики. Возможность телеви-дения моментально преобразовывать объект в изображение, пе-редавать его и им оперировать изменила в структуре сознания сов-ременных людей соотношение слова и образа. Образ, схема разнойстепени абстракции, модель, график, чертеж — все это средства,широко вошедшие в обиход благодаря аудиовизуальным средст-вам. Возможность общения с компьютером создала условия дляоптимального соотношения алгоритмических и творческих процес-сов, для исследований и открытий в процессе учения. Третье, на что следует обратить внимание студентов при изу-чении темы,—место и роль учителя при широком распространениив обучении технических средств. Сейчас общепризнано, что учи-тель остается главной фигурой в обучении и воспитании, как бы ни усовершенствовались средства подачи учебной информации.Однако распространение в обществе массовых средств информа-ции и их проникновение в школу изменили функции учителя. Наряде уроков его информационная функция может быть переданатехническому средству. Становится из-за большой осведомленнос-ти учеников все более важной обобщающая функция в изложениизнаний. Изменения претерпевают и другие функции учителя. Этотвопрос также полезно рассмотреть на семинарском занятии. Поставленные и рассмотренные на семинарских занятиях во-просы следует конкретизировать и углубить на практических за-нятиях. При проведении этих занятий важно убедить студентовв тех положениях, которые были выделены как ведущие по дан-ной теме. Именно убежденность может стать основой положитель-ного отношения будущих учителей к овладению техническимисредствами и желанием активно их использовать в своей работе.Поэтому самый целесообразный путь организации практическихзанятий—просмотр и анализ уроков с использованием различныхтехнических средств. Планы семинарских и практических занятийЛитература Первое занятие (семинарское)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.015 с.) |