Контроль, обратная связь, оценка как личностные факторыобучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль, обратная связь, оценка как личностные факторыобучения



Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности уча-щихся в начальной школе// Вопросы психологии.—1984.—№ 5.

Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Ометка.—М.: Педаго-гика, 1980.

Ананьев Б. Г. Психологическая ситуация опроса на уроке//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред.И М. Ильясова, В. Я. Ляудис.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 155—161.

Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познаватель-ной активности учащихся в процессе обучения//Вопросы психоло-гии. — 1984.—№ 5.

Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и раз-витие познавательной активности//Вопросы психологии.—1982.—№ 4.

Решение психологических задач

Предлагаемые задачи направлены на то, чтобы студенты мог-ли более наглядно представить положения теории обучения.Примеры облегчат усвоение теории и создадут основу для наблю-дения за педагогическим процессом и для самостоятельной ра-боты.

Текст первых трех задач по содержанию и целям обученияидентичен. Все три текста формируют понятие «обучающие ма-шины». Текст первой задачи взят из книги Д. Крэма «Програм-мированное обучение и обучающие машины»'. Он воспроизведенс указанием страниц, на которых напечатаны информационные иконтрольные кадры в книге. Иначе говоря, в этом тексте воспро-изводится традиционная картина структурирования учебного ма-териала в программированном обучении.

' Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. — М., 1965.205


Тексты задач 2 и 3 подают тот же материал. Каждый из нихподводит к формированию понятия «обучающая машина» с темже содержанием, как оно дано у Крэма. Однако во второй задачематериал структурирован по канонам традиционного обучения, ав третьей — проблемного.

Преподаватель ставит задачу перед студентами сравнить ипроанализировать все три текста, определить особенности каждо-го из трех видов структурирования, оценить возможность влияниякаждого из трех подходов на результативность усвоения материа-ла, оценить их влияние на формирование мотивов учения.

Задача 1

Текст на с. 8 (Д. Крэм)

«Все «обучающие машины», независимо от типа и сложностиих, характеризуются в общем тремя основными чертами:

1. Они преподносят материал в виде небольших порций, тре-буя после каждой порции ответа на контрольный вопрос.

2. Они предоставляют студенту возможность немедленно уз-нать, является ли его ответ правильным или нет.

3. Они позволяют студенту работать активно, устанавливаяскорость усвоения материала в соответствии с его индивидуаль-ными потребностями и способностями.

Основываясь на этих трех приведенных выше критериях, от-ветьте, являются ли учебные кинофильмы при обычном исполь-зовании их «обучающими машинами».

Да, являются (с. 6).

Нет, не являются (с. 4)»

Текст на с. 6 (Д. Крэм)

«Учебные кинофильмы при обычной проекции их дают учаще-муся некоторое количество информации. Однако они не удовлет-воряют другим условиям, характеризующим «обучающую маши-ну». Они не требуют от студентов ответов и не дают сведений отом, правильны или нет эти ответы. Они не дают возможностистудентам контролировать качество и скорость усвоения мате-риала.

Стандартный учебный кинофильм подобен хорошо подготов-ленной лекции, но он не является «обучающей машиной».

— Прочитайте еще раз условия на с. 8 и выберите другойответ».

Текст на с. 4 (Д. Крэм)

«Правильно! Учебный кинофильм при обычном использованиине является «обучающей машиной»:

1. Хотя учебный кинофильм предоставляет какую-то информа-цию, он не требует периодических ответов от студентов (устно, пу-тем выбора карточки, нажатия кнопки и т. д.).

2. Так как учебный кинофильм не требует ответов, он, следо-

вательно, не может дать сведений о том, являются ли ответы пра-вильными или нет.

3. Он не дает возможности каждому из обучающихся устанав-ливать свою индивидуальную скорость усвоения материалов в со-ответствии с его собственными потребностями и возможностями.

Представьте себе, однако, такой способ демонстрации учеб-ного кинофильма, при котором требовалось бы, чтобы студентыпериодически отвечали на вопросы путем выбора одного из предъ-являемых ему ответов. Можно ли считать, что в этом случае мыимели бы дело с «обучающей машиной» или нет?

Да, можно (с. 2).

Нет, нельзя (с. 12)».

Текст на с. 2 (Д. Крэм)

«Конечно, можно требовать от студентов ответов во время де-монстрации учебного кинофильма в случае, если фильм специаль-но приспособлен для этой цели, или же путем периодическогопрерывания демонстрации фильма в определенные моменты. Нопри этом все студенты будут поставлены в совершенно одинако-вые условия. Медленно усваивающий студент в аудитории будетобязан отвечать на вопросы с такой же скоростью, как и быстроусваивающий. Таким образом, одно из преимуществ «обучающихмашин» — индивидуальный темп обучения и индивидуальный под-ход—оказывается совершенно утраченным, и поэтому сама необ-ходимость существования их может вызвать серьезные сомнения.

— Прочитайте, пожалуйста, материал на с. 4 еще раз и вы-берите другой ответ».

Текст на с. 12 (Д. Крэм)

«Правильно! Учебный кинофильм, требующий, чтобы во времядемонстрации давались ответы в любой форме, не является «об-учающей машиной».

Задача 2

Тема нашего занятия сегодня «Обучающие машины». Рассмот-рим, прежде всего, как, какими средствами осуществляется об-учение.

Передача знаний от одного поколения к другому с возникно-вения человеческого общества осуществлялась людьми. Со временЯна Амоса Коменского в обучение, передачу знаний, стала ши-роко вводиться наглядность: дидактические картинки, реальныеобъекты или их муляжи. Это еще не была техника в ее собствен-ном смысле слова. В конце XIX, начале XX в. в школах появляет-ся волшебный фонарь (его называли еще туманный). Фонографыи граммофоны также широко перешагнули пороги физических ка-бинетов и попали в классы. Движение в немом кино очень похо-дило на движение в жизни. Не случайно первые годы немое киноназывали «иллюзион». Это была техника в обучении, но она ос-тавалась в рамках понятия «средство наглядности». Говоря сов-


ременным языком, эти средства не заменяли, а лишь дополнялиинформационную функцию учителя: они показывали, демонстри-ровали, но не говорили.

Превратиться в самостоятельное информационное средство,взять на себя эту функцию учителя смогло лишь звуковое кино,а позже телевидение. Они заложили основы для создания «об-учающих машин» при изложении знаний.

В процессе обучения учитель дает оценку усвоения знаний уча-щимися, проводит с ними индивидуальную работу, если сталки-вается в ответах с неправильным пониманием. С появлением ав-томатических контрольных устройств появилась возможность пе-редать машине, прибору контролирующие функции учителя. Этиизобретения были сделаны в 20-е годы нашего столетия, но до се-редины века, до 60-х годов, они оставались игрушками. И в нашевремя такую игрушку можно купить. Это игрушка типа «Ого-нек». В нее входят: набор карточек (например, портреты писате-лей, картины художников), гнезда, куда они вставлены. У каж-дого гнезда есть контакт. Если играющий касается контакта, укартинки, которая узнана правильно, зажигается лампочка. Этопростенькое изобретение было необходимой предпосылкой для воз-никновения «обучающих машин».

Теоретическим толчком к созданию «обучающих машин» бы-ло возникновение кибернетики. Осталось додуматься до малого:

разбить учебный материал на небольшие, логически законченныекуски, поставить к ним контрольные вопросы и дать возможностьученику проверить правильность ответа. Составление сложных раз-ветвленных программ, в которые закладывается учет возмож-ных ошибок ученика и предъявление ему в зависимости от ошиб-ки программы, корректирующей знания, не требовало разработ-ки новой педагогической теории. Нужна была высокоразвитаяэлектронная техника.

Таким образом, «обучающая машина»—система, котораяпреподносит материал небольшими порциями, требуя после каж-дой ответа на контрольный вопрос, и обеспечивает корректировкуправильности ответа.

Термин «система» в этом определении предполагает любоеустройство, начиная с механической протяжки бумажной лентыс информационными и контрольными кадрами и кончая пульта-ми с телевизионными камерами, подключенными к ЭВМ. КнижкаД. Крэма «Программированное обучение и обучающие машины»также представляет собою «обучающую машину», и лишь из-занепривычности для сознания лексических оборотов мы ее назы-ваем программированным учебником.

Заканчивая разговор об определении понятия «обучающаямашина», следует подчеркнуть одно преимущество, которое выте-кает из самой сущности определения «обучающей машины»: и са-мо устройство и работа на ней индивидуальны. Учащийся рабо-тает в присущем ему темпе, а в более сложных технических систе-мах и с индивидуальной коррекцией ошибок.

Задача 3

Вы видите, на плакате написано: «Обучающие машины». За-думайтесь, нет ли в этом сочетании противоречия? Машина обу-чает. Кого? Человека!

Могут ли машины обучать, как, в какой мере, а главное, по-чему, при каких условиях они могут обучать, — вот вопросы, накоторые необходимо дать прежде всего ответ. А для этого рас-смотрим сам процесс обучения.

Обучение существует только в человеческом обществе. Неправда ли? Животные вырабатывают навыки, подражая другимособям или находясь в постоянно повторяющихся условиях сре-ды. Значит, механизмы подражания и адаптации к среде у нихсрабатывают, но в обобщенном виде, целенаправленно (а не ин-стинктивно!) животные не передают опыт от особи к особи. Вотмы и приходим к выводу, что средством, с помощью которого осу-ществляется обучение в человеческом обществе, является... пра-вильно вы подумали: прежде всего слово, речь.

То, что можно записать любое высказывание человека напленку и воспроизвести его, нам всем прекрасно известно из прак-тики. Значит, существует одна из важнейших предпосылок длясоздания обучающих машин: фиксируемая в записи устная рече-вая учебная информация. Кстати, следует отметить, что учеб-ник—это фиксированная в письменной речи учебная информа-ция. Итак, магнитофон или печатный текст — оба в одинаковоймере предпосылки создания «обучающей машины».

Давайте думать дальше, что еще нужно для того, чтобы мож-но было создать «обучающую машину»? В конце семестра быва-ют экзамены. Зачем они нужны? Вовсе не для того, чтобы кому-тодать стипендию, а кого-то ее лишить. Опрос и оценка знанийсообщают ученику, что он знает и чего не знает, каково качествознаний. Эти знания нужны не только и не столько экзаменатору, нопрежде всего для формирования самооценки, самоутверждения уча-щегося. Может ли машина контролировать? Так, как делает этоэкзаменатор, человек, естественно, не может. Но если знание обуровне своих знаний важно для ученика, а не для учителя, томожно предложить несколько вопросов с ответами правильнымии ошибочными, попросить выбрать правильный, а затем дать об-основание ошибочности или правильности выбора. Понятно, чтопроверку правильности усвоения материала для самого учащего-ся легче проводить по маленьким, логически завершенным кус-кам. При ответе на вопросы по всей теме машинный контрольбессилен указать на ошибку в понимании, а сам ученик—ее осо-знать и исправить.

Все, над чем мы подумали, позволяет дать следующее опреде-ление «обучающей машине»: «обучающая машина» — система, ко-торая предъявляет учебный материал небольшими порциями.требует после каждой ответа на контрольный вопрос и обеспечи-вает корректировку правильности ответа.

14 Заказ 2268


Следовательно, учится человек сам, используя машинноепредъявление материала и пошаговый самостоятельный контроль.Машина обладает еще одним преимуществом по сравнений суроком и лекцией: ученик работает в индивидуальном, присущемтолько ему темпе усвоения знаний.

Задача 4*

На уроках технической механики учащиеся подводятся к по-нятию о том, что вес тела — величина, зависящая от широтыместа.

Преподаватель спрашивает: «Вес тела — величина постоян-ная?»

Учащийся: «Да, постоянная».

Тогда преподаватель подвешивает к динамометру груз испрашивает: «Если я буду спускаться в шахту, что будет происхо-дить с пружиной динамометра?»

Учащийся. Пружина будет растягиваться.

Преподаватель. А если я буду подниматься?

Учащийся. Пружина будет сжиматься.

Преподаватель. Почему?

Учащийся. Вес меняется.

Преподаватель. Правильно. Значит, вес тела — величинакакая?

Учащийся. Переменная.

Преподаватель чертит чертеж и спрашивает: «Если мы однои то же тело подвесим на полюсе и на экваторе, вес его будетодин и тот же?»

Учащиеся отвечают, что на экваторе вес будет меньше, пото-му что расстояние до центра здесь больше, а значит, сила при-тяжения меньше, чем на полюсе.

Задача 5**

На уроке «Свойства инерции» преподаватель проводит следу-ющие опыты. Берет два шарика разной массы и действует на нихс одинаковой силой. Большую скорость при этом развивает ма-ленький шарик.

Преподаватель. Какой из шариков обладает большейсилой инерции?

Учащийся. Большой.

Преподаватель. Значит, от чего зависит инертность тела?

У ч а щ и и с я. От его массы.

Преподаватель. Сделайте вывод.

Учащийся. Масса тела есть мера инертности нашеготела.

* См.: Синицкая Н. Ф. К вопросу о психолого-педагогических предпосыл-ках организации урока проблемным методом//Проблемиое и программирован-ное обучение/Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. —М., 1973.—С. 98—99.

** Там же.

210 '

Преподаватель спрашивает далее: «Если мы выведем шар изсостояния покоя, он будет двигаться бесконечно долго?»Учащийся. Нет, потому что есть у него сила трения.Преподаватель. А если необходимо заставить шар дви-гаться бесконечно долго, какие мы должны создать для него ус-ловия?

Учащийся. Чтобы на него не действовала никакая сила.Преподаватель. Какой вывод можно сделать?Учащийся. Всякое тело сохраняет состояние покоя (илиравномерного прямолинейного движения, добавляет преподава-тель), пока на него не подействует какая-нибудь сила.

Задача 6

Студентам после посещения уроков в школе было предложе-но написать, какой урок им запомнился больше всего и поче-му. Приводим одно из описаний.

«Посещенные мною уроки были проведены по одной схеме:

проверка домашнего задания, новая тема, вопросы и задачи поновому материалу и задания на дом. Хотя у нас в школе на уро-ках математики было почти так же, но было интересно. Послеобъяснения материала учительница писала на одной стороне дос-ки 7—8 номеров задач и говорила: «Кто первый решит задачи—первым трем — я ставлю 5, следующим трем — 4, следующим —3»). Времени было мало, и мало кто верил, что успеет решитьхотя бы половину номеров. Но начинали решать и часто решаливсе эти номера и еще дополнительно задачи повышенной слож-ности, которые у учительницы были на карточках. С этим справ-лялись, конечно, сильные ученики. У нас в классе было несколькосильных учеников, и тут большую роль играло стремление бытьвпереди, тщеславие. Учительница ходила по классу, проверяла от-веты, помогала отстающим. Затем сильных учеников она опреде-ляла к слабым. Они подсаживались к ним и начинали помогать.На уроках было оживленно, но это был шум работающих ребят.Весь класс сидел и решал».

Вопросы

1. Какие методы активизации обучения использовала учитель-ница?

2. Оцените организацию обучения.

Задача 7

Примером когнитивной обратной связи может служить понима-ние текста при чтении. В контексте уточняется смысл слов, кото-рые не понимаются адекватно при первом прочтении.

Прочтите отрывок фразы из книги «Культура Древнего Рима»:

«Героиня романа Ахилла Татия Левкиппа, в которую влюбленКлитофонт, убегает с ним из родительского дома»1,

Культура Древнего Рима.-М., 1985.-Т. 2.-С. 83,

14*


Ситуация, описанная во фразе, понятна, однако трудно устано-вить, кто автор романа, а кто героиня. Двусмысленность возника-ет из-за непонимания, какое имя принадлежит автору романа, ка-кое героине. Уточнение этого обстоятельства становится возмож-ным, когда будет прочитан конец фразы: «...по пути они попадаютк разбойникам, освобождаются из плена, однако в АлександрииЛевкиппу похищает влюбившийся в нее разбойник Херей».

На основе обратной когнитивной связи читатель устанавлива-ет, что героиня, очевидно, Левкиппа, а автор —Ахилл Татий. Пред-положение, что Татия Левкиппа—имя и фамилия героини отбра-сывается, так как другие герои имеют одно имя, хотя из пост-роения фразы вывод этот остается вероятным.

Вопрос

Как построить фразу так, чтобы избежать двусмысленногопрочтения?

Темы курсовых исследований

1. Достоинства и недостатки традиционной формы обученияв общеобразовательной и профессиональной школе.

2. Возможности психического развития учащихся при проблем-ном изложении знаний в процессе обучения.

3. Психологические особенности усвоения знаний при про-граммированном обучении.

4. Особенности формирования предметных понятий и представ-лений в условиях применения разных форм обучения.

5. Развитие мотивов учебной деятельности школьников в про-цессе обучения.

6. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплини-рованным школьникам как условие оптимизации процесса обуче-ния.

7. Психологические особенности усвоения знаний учащимисяв условиях соединения обучения с производительным трудом.

8. Самостоятельная работа учащихся по учебному предметукак средство развития познавательной активности и творческогомышления.

9. Внутрипредметные и межпредметные связи в преподаванииучебного предмета как средство формирования у учащихся сис-темных знаний.

10. Внедрение достижений науки в практику преподаванияучебного предмета как средство повышения эффективности учеб-но-воспитательного процесса.

11. Психологические условия обеспечения единства нравствен-ного, трудового и эстетического воспитания учащихся в процессеих обучения.

12. Психологические предпосылки оптимизации трудового обу-чения и профориентации учащихся в условиях соединения обуче-ния с производительным трудом.

Тема 11. Психологические основы использования

технических средств в учебной деятельности

Методические указания

При изучении темы полезно кратко охарактеризовать этапы ис-торического возникновения технических средств в обучении и тео-ретическое понимание их возможностей. Передача опыта, зна-ний—основа существования и поступательного развития челове-ческого общества. Поэтому с первых шагов развития человечествавозникает целенаправленная передача общественного опыта отпоколения к поколению, обучение и воспитание. Оно осуществля-ется в игровом подражании действиям и поступкам взрослых,практическом овладении орудием под руководством мастера, в ре-чевом общении, несущем инструктивные указания, выражающемэмоциональные отношения и передающем знания. Устная речь,действия с реальным предметом, демонстрация движений—все этоестественные средства обучения.

Первое техническое опосредование обучения — письменнаяречь—знания, воспринимаемые в визуально представленном зна-ке. Использование письменной речи позволило ученику фиксиро-вать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные ре-зультаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукопис-ная книга стали хранителем информации наряду с памятью учи-теля. Техника рукописного размножения книги охватывает болеечем тысячелетний период истории. Однако лишь книгопечатаниесоздало условия, при которых письменная речь оказала значи-тельное влияние на процесс обучения. «Порох, компас, книгопе-чатание—три великих изобретения, предваряющих буржуазнуюэпоху»1.

После изобретения книгопечатания возросший интерес к обу-чению объяснялся установлением все более непосредственной свя-зи научных, «книжных» знаний с практической, ремесленной дея-тельностью людей. Позднее начинает вырабатываться принцип на-глядности обучения, наиболее четко сформулированный в педаго-гике Коменским. Говоря упрощенно, суть этого принципа в том,что слово должно вызывать в сознании ученика адекватный образ.

Печатная картинка—средство наглядности—важное техниче-ское опосредование процесса обучения. Изображение предметовили явлений, сделанное в целях обучения, получило название ди-дактической картинки. Рассказывая, преподаватель показывает,и эта связь слова с образом выступает как один из основопола-гающих механизмов развития мышления. Не следует путать дидак-тическую картинку с картиной как произведением искусства. Пос-леднее представляет собой объект эстетического потребления и неявляется средством обучения. Дидактическая картина — носительучебной информации и интересна лишь как средство обучения.

' Маркс К; Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд. — Т. 47.—С. 418.


Принципиально новое в техническом опосредовании обучениясвязано с появлением кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фик-сация событий, процессов, образов людей на киноленту, видео-пленку, грампластинку, магнитофонную ленту—это принципиаль-но новые способы хранения общественно и лично-значимой инфор-мации.

На семинарских занятиях необходимо рассмотреть вопрос отом, какое влияние на развитие личности оказывает распростране-ние в обществе средств массовой информации, прежде всего теле-видения. До массового распространения телевидения окружающаясреда (природная и предметная, общественная) была единствен-ным источником представлений ребенка. Кое-что к образам добав-лялось из чтения (вторичные представления на словесной основе),но до овладения чтением ребенок был в полной зависимости отвзрослого. Телевидение расширило воспринимаемый ребенком мир,выведя его далеко за пределы непосредственного окружения. Кмоменту поступления в школу ребята много знают о человеке иприроде из фильмов, учебных передач. Происходит так называе-мое латентное (скрытое) научение.

Одной из особенностей латентного научения является отсутст-вие осознания имеющихся знаний во время приобретения и про-явление их через некоторый период времени. Можно предполо-жить, что латентное научение является одним из необходимых ус-ловий умственной акселерации. Это воздействие телевидения напсихическое развитие детей является средовым и не входит не-посредственно в круг забот учителя, но в то же время учитель неможет остаться в стороне от потребления телевидения в семье,шире — вне школы. Полезно беседовать с родителями и с учени-ками старшего возраста на темы, что и как смотреть по телеви-дению, обсуждать внеурочные передачи на соответствующих уро-ках в классе.

На занятиях по теме студенты должны правильно понять мес-то учителя в системе современных средств обучения. Диафильмы,слайды, транспаранты кодоскопа—словом, вся статическая проек-ция и звукозапись — являются в руках учителя средством нагляд-ности. Готовя урок, учитель продумывает, какое средство он ис-пользует, какие мысли своей устной речи он подтвердит нагляд-ностью. Кинофильм, демонстрируемый по фрагментам, также сред-ство наглядности. Телепередача или часть звукового фильма —аудиовизуальное средство изложения знаний. Отношение к этимтехническим помощникам может быть сформулировано так: наопределенной части урока учитель уступает свою информацион-ную функцию техническому средству. При включении в обучениекомпьютерной техники учитель передает этому средству функцииобобщения, контроля и упражнения.

Предъявление учебного материала при использовании экранныхсредств создает ряд преимуществ по сравнению с непосредствен-ным общением учителя и ученика в классе. В киносъемке объектможет быть показан общим, средним, крупным планом, может

2!4

быть выделена его деталь, а также сверхкрупный план. Обект наэкране может быть рассмотрен с разных сторон—с выделениеми подчеркиванием главного в нем на уровне восприятия. Одновре-менно или сразу за демонстрацией объекта на его изображениеможет быть наложен схематический рисунок, мультипликация,раскрывающие особенности невидимых процессов, взаимодействийобъектов или их частей.

Кроме перестройки пространственного видения с помощью ки-носъемки перестраивается восприятие времени. Во-первых, су-ществует в отличие от реального так называемое «экранное» или«киновремя». Опыт, демонстрация, которые занимают длительноевремя, снимаются на пленку в момент их организации, в началеи конце. Это значительно сокращает время демонстрации явления.Во-вторых, возможен замедленный и ускоренный показ (съемка),что позволяет наблюдать явления, недоступные глазу человека.На экране на глазах зрителя распускается и закрывается бутонцветка. Фиксировать эти движения глаз человека в обычных усло-виях не может: мы видим в реальных условиях лишь результатыэтих медленных движений. Технику движений бега, толчка и дру-гих быстрых движений человек не замечает. Заснятые на пленку,они могут быть показаны замедленно и восприняты во всех под-робностях.

Общение людей с кинопространством и киновременем привелок тому, что человечество научилось до известной степени видетьреальный мир в разных планах и подмечать быстро и медленнотекущие движения. Механизм этого обучения аналогичен тому,как человек, рассмотрев предмет через увеличительное стекло, на-чинает видеть в нем такие детали, которые он до этого не замечалневооруженным глазом.

Запись речи ученика на магнитофон дополняет возможностивоздействия техники на ученика в процессе обучения. Ученик ред-ко слышит свой голос записанным на пленку. Произношение науроках русского и иностранного языка, логическая структура от-вета, выразительность речи на всех других предметах становят-ся доступными для анализа и учителя и ученика. К сожалению,учителя редко прибегают к использованию звукозаписи. ^ Не может не оказать влияние на развитие личности и компью-теризация обучения. Несмотря на то что к настоящему временихарактер этого влияния еще не изучен полностью, студентам нуж-но раскрыть те направления, в которых оно может осуществлять-ся в зависимости от возможностей компьютера, целей его исполь-зования в учебном процессе, В связи с этим целесообразно про-анализировать характеристики различных типов компьютеров, ис-пользуемых в обучении, и те требования, которые учителя предъ-являют этой технике. Кроме того, полезным будет рассмотрениевопроса о том, как изменяется характер деятельности учителяпри использовании компьютеров с различными целями. Важнотакже выяснить, какое влияние может оказывать на развитие по-

21&


знавательной деятельности и свойств личности систематическаяреализация компьютерами этих функций в учебном процессе.

Компьютер как средство обучения открывает новые возможнос-ти управления умственной деятельностью по сравнению с други-ми техническими средствами. Реципиент «потребляет» в непрерыв-ном потоке информации телевидение при отсутствии обратнойсвязи. Компьютер позволяет извлекать только ту информацию,которая нужна в данный момент, данной аудитории или отдельно-му человеку.

Однонаправленный поток информации в учебном кино и теле-передаче при компьютерном обучении ликвидируется за счет уста-новления пошаговой обратной связи, осуществляемой не только порезультатам усвоения, но и более жестко в самом процессе усвое-ния отрезка материала. Компьютерная техника открывает воз-можности введения новых методов управления процессом усвое-ния, прежде всего за счет исследования изучаемых явлений илипроцессов, проверки всех возникающих в ходе усвоения гипотези обоснования верных.

Для обсуждения этих вопросов студентам уже сегодня можнорекомендовать если не результаты проведенных специальных ис-следований, то статьи, рассказывающие об опыте использованиякомпьютеров в обучении различным дисциплинам, об отношенииучащихся к введению этого технического средства в учебный про-цесс, о предполагаемых изменениях в стиле мышления, организо-ванности умственной деятельности, скорости ее протекания у тех,кто систематически работает с ЭВМ.

По данной теме можно провести как семинарские, так и прак-тические занятия. На семинарских занятиях следует обсудитьтеоретические вопросы применения технических средств обучения.Студенты должны понять, что применение в обучении техническихсредств закономерно, что новые технические приемники храненияи переработки информации, возникшие в обществе, становятсянеотъемлемой частью школьного обучения — подготовки ученика кизвлечению информации за стенами школы. Так было с книгой, сзвукозаписью, кино, телевидением. Так возник вопрос об обуче-нии школьников общению с ЭВМ. Учить школьников на урокахнужно не только языку общения с ЭВМ, но и пониманию языкакино и телевидения, умению извлечь полезную информацию изсредств массовых коммуникаций.

Не менее важным является положение о влиянии воздействиятехнических средств на развитие психики. Возможность телеви-дения моментально преобразовывать объект в изображение, пе-редавать его и им оперировать изменила в структуре сознания сов-ременных людей соотношение слова и образа. Образ, схема разнойстепени абстракции, модель, график, чертеж — все это средства,широко вошедшие в обиход благодаря аудиовизуальным средст-вам. Возможность общения с компьютером создала условия дляоптимального соотношения алгоритмических и творческих процес-сов, для исследований и открытий в процессе учения.

Третье, на что следует обратить внимание студентов при изу-чении темы,—место и роль учителя при широком распространениив обучении технических средств. Сейчас общепризнано, что учи-тель остается главной фигурой в обучении и воспитании, как бы ни усовершенствовались средства подачи учебной информации.Однако распространение в обществе массовых средств информа-ции и их проникновение в школу изменили функции учителя. Наряде уроков его информационная функция может быть переданатехническому средству. Становится из-за большой осведомленнос-ти учеников все более важной обобщающая функция в изложениизнаний. Изменения претерпевают и другие функции учителя. Этотвопрос также полезно рассмотреть на семинарском занятии.

Поставленные и рассмотренные на семинарских занятиях во-просы следует конкретизировать и углубить на практических за-нятиях. При проведении этих занятий важно убедить студентовв тех положениях, которые были выделены как ведущие по дан-ной теме. Именно убежденность может стать основой положитель-ного отношения будущих учителей к овладению техническимисредствами и желанием активно их использовать в своей работе.Поэтому самый целесообразный путь организации практическихзанятий—просмотр и анализ уроков с использованием различныхтехнических средств.

Планы семинарских и практических занятийЛитература

Первое занятие (семинарское)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.359 с.)