Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое обоснование теорий обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Формирование системы знаний (представлений и понятий)развитие личности школьника в традиционной системе обучения. 2. Теория поэтапного формирования умственных действий. 3. Программированное обучение; критика бихевиоризма какпсихологической основы программирования за рубежом. 4. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении. 5. Условия оптимизации процесса обучения в общеобразова-тельной и профессиональной школе. Проводя семинарское занятие, преподаватель должен создатьустановку на то, чтобы в ответах студентов был дан анализ воз-можности формирования в рамках каждой формы обученияпредставлений, понятий, навыков. Важно также рассмотреть воз-можность развития образного, наглядно-действенного, абстрактно-логического видов мышления, особенности формирования навыковумственной деятельности. Полезно соотнести возможности различ-ных подходов к изложению материала с возрастными особеннос-тями школьников, поставить вопрос о целесообразности использо-вания разных подходов на одном уроке (их сочетание). Постанов-ка последних вопросов может быть согласована с методистами попредмету и будет различной в зависимости от факультета. Второе занятие (лабораторное) Структурирование материала урока в разных формах обучения Цель этого занятия — дать студентам возможность попробо-вать свои силы в подготовке материала урока для традиционногоизложения, программированного и проблемного обучения. Времякаждого сообщения должно быть 10—12 мин, что позволит за-слушать и обсудить три сообщения на одном занятии и датьоценку методам построения материала. Задание лучше дать надом трем группам студентов. На занятиях, предшествующих домашнему заданию, полезно ре-шить несколько задач и на их примере рассмотреть, какой ме-тод изложения использован при сообщении данного материала. Третье занятие (практическое — посещение урока и его анализ) Психологический анализ урока Студенты могут посетить и проанализировать любой урок попредмету, желательно в V—VII классах, так как в этих классахна уроке обычно чаще меняются формы общения с учениками. Анализируя урок, следует выделить следующие моменты: 1. Какие цели поставил учитель? 2. Какая форма изложения материала была избрана учителем? 3. В какой степени материал соответствовал этой форме (на-личие проблемы, возможность членения на части, потребность вобразном описании)? 4. Как метод изложения соответствовал целям урока? 5. Какие виды обратной связи использованы учителем? 6. В чем проявился учет возрастных особенностей учащихся ииндивидуальный подход к их учебной работе. 7. Достиг ли урок цели? Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.—М.: Педаго-гика, 1980. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактическиеосновы).—М.: Высшая школа, 1970. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет-ровского.—М.: Просвещение, 1979. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Га-мезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М.: Просвещение,1984.— Гл. 1, 2, 3, 5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагоги-ка, 1972. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психоло-гии обучения. — Владимир, 1972. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школь-ников. — М.: Просвещение, 1976. Лингарт И. Прогресс и структура человеческого учения.—М.: Прогресс, 1970. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-нии.—М.: Просвещение, 1972. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории.—М.: Педагогика, 1981. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер-нетики.—М.: Наука, 1970. Оконь В. Основы проблемного обучения.—М.: Просвещение,1968.—С. 61—70, 186—204. Практикум по психологии /Под ред. А. И. Щербакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена.—М., 1969.—С. 230—263. Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебноготелевидения. —Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак-тика обучения. — М.: Педагогика, 1984. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Подред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1980.—Т. I; 1981.—Т. II. Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен-ных действий/ Вопросы психологии. — 1969. — № 1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагоги-ка, 1972. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-нии.—М.: Просвещение, 1972. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео-рии.—М.: Педагогика, 1975. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер-нетики. — М.: Наука,1970. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. Темы рефератов или докладов. Литература /. Основные направления реформы школы и задачи психоло'гии по совершенствованию обучения учащихся Основные направления реформы общеобразовательной и про-фессиональной школы: Сборник документов и материалов. —М.: Политиздат, 1984. Бабанский Ю. К. Основные условия и критерии оптимальноговыбора методов обучения//Проблемы методов обучения в совре-менной общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1980. —С. 48—56. Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения//Вопросы психологии.—1982.—№ 5. — С. 12—22. Бодалев А. А. Реформа общеобразовательной и профессио-нальной школы в СССР и задачи советских психологов// Психо-логический журнал.—1984.—Т. 5.—№ 6.—С. 21—26. Щербаков А. И. Совершенствование системы психологическо-го образования будущего учителя// Вопросы психологии.— 1981.—№ 5. 2. Управление формированием знаний, умений, навыков притрадиционном обучении Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвое-ния знаний в школе. —М.: Педагогика, 1959. Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен-ных действий// Вопросы психологии. — 1969. — № 1. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование'приемов умственнойдеятельности и умственного развития учащихся.—М.: Просве-щение, 1968. Менчинская Н. А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и раз-вития//Вопросы детской и педагогической психологии на XVIIIМеждународном конгрессе психологов/Под ред. А. А. Смирно-ва. — М,: Просвещение, 1969. — С. 57—105. Пойя Д. Как решать задачу. — М.: Учпедгиз, 1959. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак-тика обучения.—М.: Педагогика, 1984. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос-ти студентов.—М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 112—159. Д. Программированное обучение и алгоритмизация усвоенияпонятий, навыков Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактичес-кие основы).—М.: Высшая школа, 1970. Брунер Дж. Процесс обучения. — М.: Изд-во АПН РСФСР,1962. Гальперин П. Я. Управление процессом учения//Новые иссле-дования в педагогических науках.—М.: Просвещение, 1965.—Вып.IV. Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер-нетики.—М.: Наука, 1970. 4. Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познава-тельной деятельности Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-нии.—М.: Просвещение, 1972. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и раз-витие познавательной активности// Вопросы психологии. — 1982.—№ 4. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео-рии.—М.: Педагогика, 1975. Махмутов М. И. Принцип проблемности в обучении// Вопросыпсихологии. — 1984. — № 5. Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак-гика обучения. — М.: Педагогика, 1984. Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обуче-ния и развитие познавательной активности взрослых учащихся//Вопросы психологии. — 1984. — № 5. 5. Теория поэтапного формирования умственных действий ивозможности ее применения в обучении Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен-ных действие/Вопросы психологии.—1969.—№ 1. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. —'Л.: Изд-во МГУ, 1975. Обучение как формирование обобщенных умственныхдействий Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика,1972. Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшегошкольника. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. Раев А. И. Психологические вопросы программированного об-учения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. 7. Построение обучения при эмпирическом и теоретическомобобщении Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагогика,1972. 8. Психологический эффект групповой организации обучения Лийметс X. И. Групповая работа на уроке. — М..: Педагогика, 1975. Немов Р. С., Хвостов К. А. Межличная активность в условиях группового обучения// Психологический журнал.—1984.—Т. 5.— № 6. — С. 39—47.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.007 с.) |