Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое обоснование теорий обучения

Поиск

1. Формирование системы знаний (представлений и понятий)развитие личности школьника в традиционной системе обучения.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий.

3. Программированное обучение; критика бихевиоризма какпсихологической основы программирования за рубежом.

4. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении.

5. Условия оптимизации процесса обучения в общеобразова-тельной и профессиональной школе.

Проводя семинарское занятие, преподаватель должен создатьустановку на то, чтобы в ответах студентов был дан анализ воз-можности формирования в рамках каждой формы обученияпредставлений, понятий, навыков. Важно также рассмотреть воз-можность развития образного, наглядно-действенного, абстрактно-логического видов мышления, особенности формирования навыковумственной деятельности. Полезно соотнести возможности различ-ных подходов к изложению материала с возрастными особеннос-тями школьников, поставить вопрос о целесообразности использо-вания разных подходов на одном уроке (их сочетание). Постанов-ка последних вопросов может быть согласована с методистами попредмету и будет различной в зависимости от факультета.

Второе занятие (лабораторное) Структурирование материала урока в разных формах обучения

Цель этого занятия — дать студентам возможность попробо-вать свои силы в подготовке материала урока для традиционногоизложения, программированного и проблемного обучения. Времякаждого сообщения должно быть 10—12 мин, что позволит за-слушать и обсудить три сообщения на одном занятии и датьоценку методам построения материала. Задание лучше дать надом трем группам студентов.


На занятиях, предшествующих домашнему заданию, полезно ре-шить несколько задач и на их примере рассмотреть, какой ме-тод изложения использован при сообщении данного материала.

Третье занятие (практическое — посещение урока и его анализ) Психологический анализ урока

Студенты могут посетить и проанализировать любой урок попредмету, желательно в V—VII классах, так как в этих классахна уроке обычно чаще меняются формы общения с учениками.

Анализируя урок, следует выделить следующие моменты:

1. Какие цели поставил учитель?

2. Какая форма изложения материала была избрана учителем?

3. В какой степени материал соответствовал этой форме (на-личие проблемы, возможность членения на части, потребность вобразном описании)?

4. Как метод изложения соответствовал целям урока?

5. Какие виды обратной связи использованы учителем?

6. В чем проявился учет возрастных особенностей учащихся ииндивидуальный подход к их учебной работе.

7. Достиг ли урок цели?

Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.—М.: Педаго-гика, 1980.

Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактическиеосновы).—М.: Высшая школа, 1970.

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет-ровского.—М.: Просвещение, 1979.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Га-мезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М.: Просвещение,1984.— Гл. 1, 2, 3, 5.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагоги-ка, 1972.

Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психоло-гии обучения. — Владимир, 1972.

Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школь-ников. — М.: Просвещение, 1976.

Лингарт И. Прогресс и структура человеческого учения.—М.:

Прогресс, 1970.

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-нии.—М.: Просвещение, 1972.

Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории.—М.:

Педагогика, 1981.

Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер-нетики.—М.: Наука, 1970.

Оконь В. Основы проблемного обучения.—М.: Просвещение,1968.—С. 61—70, 186—204.

Практикум по психологии /Под ред. А. И. Щербакова.—Л.:

ЛГПИ им. А. И. Герцена.—М., 1969.—С. 230—263.

Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебноготелевидения. —Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.

Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак-тика обучения. — М.: Педагогика, 1984.

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.:

Изд-во МГУ, 1975.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Подред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1980.—Т. I; 1981.—Т. II.

Задания для самостоятельной работы

Аннотирование или конспектирование

Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен-ных действий/ Вопросы психологии. — 1969. — № 1.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагоги-ка, 1972.

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-нии.—М.: Просвещение, 1972.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео-рии.—М.: Педагогика, 1975.

Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер-нетики. — М.: Наука,1970.

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.:

Изд-во МГУ, 1975.

Темы рефератов или докладов. Литература

/. Основные направления реформы школы и задачи психоло'гии по совершенствованию обучения учащихся

Основные направления реформы общеобразовательной и про-фессиональной школы: Сборник документов и материалов. —М.: Политиздат, 1984.

Бабанский Ю. К. Основные условия и критерии оптимальноговыбора методов обучения//Проблемы методов обучения в совре-менной общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1980. —С. 48—56.

Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения//Вопросы психологии.—1982.—№ 5. — С. 12—22.

Бодалев А. А. Реформа общеобразовательной и профессио-нальной школы в СССР и задачи советских психологов// Психо-логический журнал.—1984.—Т. 5.—№ 6.—С. 21—26.

Щербаков А. И. Совершенствование системы психологическо-го образования будущего учителя// Вопросы психологии.— 1981.—№ 5.

2. Управление формированием знаний, умений, навыков притрадиционном обучении

Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвое-ния знаний в школе. —М.: Педагогика, 1959.


Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен-ных действий// Вопросы психологии. — 1969. — № 1.

Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование'приемов умственнойдеятельности и умственного развития учащихся.—М.: Просве-щение, 1968.

Менчинская Н. А., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и раз-вития//Вопросы детской и педагогической психологии на XVIIIМеждународном конгрессе психологов/Под ред. А. А. Смирно-ва. — М,: Просвещение, 1969. — С. 57—105.

Пойя Д. Как решать задачу. — М.: Учпедгиз, 1959.

Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак-тика обучения.—М.: Педагогика, 1984.

Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельнос-ти студентов.—М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 112—159.

Д. Программированное обучение и алгоритмизация усвоенияпонятий, навыков

Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактичес-кие основы).—М.: Высшая школа, 1970.

Брунер Дж. Процесс обучения. — М.: Изд-во АПН РСФСР,1962.

Гальперин П. Я. Управление процессом учения//Новые иссле-дования в педагогических науках.—М.: Просвещение, 1965.—Вып.IV.

Никандров Н. Д. Программированное обучение и идеи кибер-нетики.—М.: Наука, 1970.

4. Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познава-тельной деятельности

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обуче-нии.—М.: Просвещение, 1972.

Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и раз-витие познавательной активности// Вопросы психологии. — 1982.—№ 4.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео-рии.—М.: Педагогика, 1975.

Махмутов М. И. Принцип проблемности в обучении// Вопросыпсихологии. — 1984. — № 5.

Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и прак-гика обучения. — М.: Педагогика, 1984.

Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обуче-ния и развитие познавательной активности взрослых учащихся//Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

5. Теория поэтапного формирования умственных действий ивозможности ее применения в обучении

Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умствен-ных действие/Вопросы психологии.—1969.—№ 1.

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. —'Л.: Изд-во МГУ, 1975.

Обучение как формирование обобщенных умственныхдействий

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика,1972.

Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшегошкольника. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.

Раев А. И. Психологические вопросы программированного об-учения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971.

7. Построение обучения при эмпирическом и теоретическомобобщении

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагогика,1972.

8. Психологический эффект групповой организации обучения Лийметс X. И. Групповая работа на уроке. — М..: Педагогика,

1975.

Немов Р. С., Хвостов К. А. Межличная активность в условиях

группового обучения// Психологический журнал.—1984.—Т. 5.—

№ 6. — С. 39—47.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.007 с.)