Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика процесса обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В педагогической психологии, педагогике выделяют две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучение и учение. Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. С позиции обучающегося фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Деятельность обучения – это деятельность преподавателя. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносится программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель – развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий, посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения. Обучаемый первоначально выполняет ее как совместную, распределенную деятельность, а затем в процессе интериоризации эта совместная, развернутая деятельность становится свернутой, внутренней деятельностью самого обучаемого (Решетова З.А.). Обучение – двусторонний процесс, включающий как деятельность обучаемого, так и преподавателя. Деятельность преподавателя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность обучаемого на усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, саморазвитие. Здесь мы говорим об учении или же правильнее говорить об учебной деятельности. Каково должно быть содержание и программа обучения? Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Отвечая на поставленный вопрос, В.В. Давыдов сформулировал следующие положения: – учебно-воспитательный процесс … осуществляется на основе усвоения…содержания системы учебных предметов; – каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскости усвоения; – стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению; – программа, фиксирующее содержание учебного предмета, определяет …методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения…, проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала.; – содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.
Проблема соотношения обучения и развития в психологии. Существует 3 точки зрения на проблему соотношения обучения и развития: 1. Ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходит само собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно автономно. Представителем данной точки зрения является Жан Пиаже. Не отрицая влияния обучения на умственное развитие, он считает, что оно не может изменить содержание и последовательность стадий развития интеллекта ребенка. Стадии развития интеллекта: · Сенсорные (до 2-х лет) · Дооперациональная (от 2-х до 7) · Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12) · Стадия формальных операций (11-12 лет – 15 лет) Развитие, согласно Пиаже, создает возможности обучения. 2. Придает обучению ведущее значение. Представитель – Выгодский, согласно которому обучение является необходимым моментом в процессе развития и полезна только тогда, когда оно идет впереди развития. Выгодский сформулировал положение о двух уровнях психического, умственного развития: · Уровень актуального развития. · Уровень ближайшего развития. Второй уровень достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, и на этой основе формировать принцип опережающего обучения. Чем меньше учитель сделал подсказок при усвоении материала, и чем меньше ученик допустил ошибок, тем выше у него уровень обучаемости, тем больше у него потенциальной возможности умственного развития в процессе обучения. 3. Обучение и развитие есть одно и то же. Представитель – Уотсон. 27. Обучение и научение. Виды научения. Обучение и научение. Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки. Деятельность учителя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность ученика – на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков. Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком. Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности. Для того чтобы изменение деятельности и поведения имело характер научения, оно должно вызываться предшествующей деятельностью. Научение зависит от созревания, всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости и без него не может осуществляться. Виды научения: 1. моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения. 2. Условно-рефлекторное – возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. 3. Оперантное научение – научение по средствам проб и ошибок. 4. Викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других людей в результате чего усваиваются наблюдаемые формы научения. 5. Вербальное – приобретение нового опыта через язык. Факторы, влияющие на процесс обучения. Психологические факторы относят к трем сферам: учащемуся; учителю; учебному материалу. Психологические факторы относящиеся к учащему выглядят так: мотивация учения; произвольность познавательных процессов; развитость волевых качеств личности; развитие коммуникативных качеств ученика; умение взаимодействовать с людьми. Факторы которые относятся к учителю: наличие о учителе необходимых для осуществления педагог. Деятельности психологических качеств увлеченность преподаваемым предметом, использование необходимые методы обучения в соответствии с возрастом и интеллектуальным развитием учащихся, система поощрений и наказаний. И к 3 факторам: учебные материалы, сочетание его доступности, понимания учащегося и достаточного уровня сложности; связь степени трудности материла и интереса к нему учащегося, личностная значимость данного материала для него.
Программированное обучение Программированное обучение – это самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной программе с помощью особых средств обучения, обеспечивающее каждому обучающему возможность осуществления в соответствии процесса учения и научения в соответствии с индивидуальными способностями. Обучающее программирование состоит из последовательных шагов, каждые из которых представляют собой единицу знаний или действий. Каждый шаг программирования состоит из трех частей: информационная, в которой дается информация об изучаемом действии или знаний; контрольная, в которой дается задания для самостоятельного выполнения; управляющая, в которой обучающего проверяют решение и на основе результатов проверки, переходят к следующему шагу. В зависимости шагов программирования различают следующие системы программированного обучения. Линейная система, в которой обучаемый проходит все шаги программы последовательно. Разветвлённое программирование отличается множеством выбора шагов. Комбинированная система, она включает в себя как линейную и разветвлённую систему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.008 с.) |