Тема 4. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Обучение в структуре целостного педагогического процесса.



Роль мотивационного компонента в обучении

 

Цель: ознакомиться с понятием обучение как процессом, явлением и деятельностью, осмыслить сложность рассматриваемого понятия, определить сущность обучения как явления, сравнить процесс обучения и процесс познания, выявить условия эффективности деятельности в процессе обучения.

Вопросы и задания

  1. Раскройте сущность педагогического процесса как целостного явления. Соотнесите понятия педагогического процесса и процесса обучения.
  2. Дайте общее понятие «процесса обучения». (Проанализируйте ряд определений процесса обучения, выберите то, которое является, на Ваш взгляд, более приемлемым и аргументируйте свой выбор.) Определите место обучения в рамках целостного педагогического процесса.
  3. Рассмотрите цели современного процесса обучения. Каково соотношение цели и результата. Раскройте понятие метапредметных, предметных и личностных результатов.
  4. Рассмотрите противоречия как движущие силы процесса обучения.
  5. Охарактеризуйте назначение и структуру деятельности учителя в процессе обучения.
  6. Рассмотрите деятельность учащихся в процессе обучения, мотивы учения.
  7. Раскройте сущность образовательной функции обучения. Рассмотрите понятия знания, умения и навыки. Соотнесите понятия овладение знаниями и овладение компетенциями.
  8. Сравните понятия умения и навыки и универсальные учебные действия.
  9. В чем смысл развивающей функции.
  10. Докажите необходимость реализации воспитательной функции в обучении.
  11. Определите в чем сходство и различие процесса научного познания и учебного процесса.
  12. Восприятие – специфическая познавательная деятельность. Условия наиболее эффективной организации процесса восприятия.
  13. Установка и внимание в обучении.
  14. Понимание в структуре усвоения знаний.
  15. Сущность осмысления. Осмысление знаний в процессе обучения.
  16. Сущность обобщения знаний в обучении.
  17. Закрепление и запоминание знаний как условие продуктивности процесса обучения.
  18. Применение знаний как компонент структуры процесса усвоения знаний и условие их осознанности, продуктивности и надежности.

Практическая часть.

1. Изобразите графически деятельность учителя в процессе обучения.

2. Изобразите графически процесс учения.

3. Подумайте, какие Вы выбрали бы пути стимулирования к учебному предмету (по Вашей специальности). Составьте перечень путей и методов стимулирования познавательной активности.

4. Выпишите определения понятий: знания, умения, навыки.

5. Заполните таблицу

  Сущность явления Способы эффективной организации
1. Восприятие    
2. Внимание    
3. Понимание    
4. Осмысление    
5. Обобщение    
6. Закрепление и запоминание    
7. Применение    
8.      

Примерный образец выполнения:

  Сущность явления Способы эффективной организации
9. Восприятие процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств регулирование темпа речи, использование таблиц, использование схем, применением видеоматериалов, использование аудиороликов

Литература

1. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2003.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 1986.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384с.

5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

6. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя. – Нижний Новгород, 1996.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

8. Иванова Е.О,. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.

9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1986.

11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979.

12. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975.

13. Педагогика: учебник /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2010. – 432с.

14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.

15. Педагогическая психология: Учебник для студ. высших учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2004.

16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М., 1999. – 576с.

17. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

19. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Второй пункт Вопросы и заданияа требует обращения не менее, чем к трем учебникам. Рассмотрение вопроса по движущим силам процесса обучения требует обращения к учебникам Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384с., Педагогика: учебник /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2010. – 432с. Сравнительный анализ процесса обучения и процесса познания хорошо представлен в пособии Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 14-16. Проблема мотивации в обучении требует рассмотрения книг: Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1986.; Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979.; Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М., 1999. – 576с.; Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

 

 

Тема 5.Содержание образования в современной школе

Цель: осмыслить понятие содержание образования, генезис его развития на протяжении становления отечественной педагогической науки, разбираться в концепциях содержания образования, уровнях его формирования; осознать понятия компетенция и компетентность, ознакомиться с требованиями ФГОС к образовательному процессу.

Вопросы и задания

  1. Раскройте сущность содержания образования.
  2. Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования.
  3. Докажите необходимость личностно-ориентированного подхода в формировании содержания образования.
  4. Компетентностный поход как основа отбора содержания образования. Содержание образования как путь овладения школьников теми или иными компетенциями.
  5. Сущность уровней формирования содержания образования. Причины и необходимость их выделения.
  6. Рассмотрите принципы отбора содержания образования. Проанализируйте взгляды различных педагогов (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) на критерии и принципы отбора содержания образования.
  7. Обоснуйте необходимость стандартизации в сфере образования.
  8. Ознакомьтесь со стандартами основной школы.
  9. Федеральное ядро государственного образовательного стандарта как нормативный документ, регламентирующий содержание современного образования.
  10. Рассмотрите компоненты, выделяемые в Государственном стандарте общего среднего образования. Раскройте, каким образом они отражены в учебных планах и учебных программах.
  11. Выявите особенности базисного, типового учебных планов учебного и плана общеобразовательной средней школы.
  12. Раскройте, в чем состоит сущность и назначение учебной программы. Проанализируйте различные способы построения учебных программ. Выявите сильные и слабые стороны линейного и концентрического построения.
  13. Рассмотрите, что представляет собой учебная литература. Чем школьный учебник отличается от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы. Составьте перечень предъявляемых к учебникам требований.

Практическая часть

1. Проанализируйте учебные программы по предмету с точки зрения отражения в них всех компонентов содержания образования.

2. Выберите интересную тему для факультативного курса. В опоре на объяснительную записку какой-либо учебной программы составьте обоснование курса. Покажите, как в нем могут быть отражены элементы социального опыта (см. М.Н. Скаткина).

3. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.

4. Заполните таблицу «Альтернативные концепции содержания образования» по материалам учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).

5. Заполните таблицу «Способы построения учебных программ»

  Линейный Концентрический Спиралеобразный
Достоинства      
Недостатки      

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
  4. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / Под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. – в 2-х ч. – М., 1992.
  5. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М., 2001.
  6. Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
  7. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
  8. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000.
  10. Логвинов И.И. На пути к теории обучения. – М., 1999.
  11. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  12. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
  13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
  14. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
  15. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.
  16. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  17. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.

Интернет-ресурсы

· http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

· http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Проанализируйте по указанной теме материалы учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование). При подготовке к 6 пункту Вопросы и заданияа необходимо обратиться к учебникам: Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997; Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000; Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование); Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000. Для заполнения таблицы письменных заданий (№3) использовать Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.015 с.)