Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Структура, методы, организация педагогического исследования



Цели: рассмотреть методы и способы изучения педагогической действительности и педагогической деятельности, ознакомить с методологией педагогической науки, дать представления о методологических подходах как основах педагогики.

Вопросы и задания

  1. Как и для чего изучается педагогическая деятельность?
  2. Как организуется педагогическое исследование? Какова его логика?
  3. Что такое методология педагогики? Какие уровни методологии принято выделять?
  4. Философия – методологическая основа педагогики. Характеристика основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
  5. Какие основные методологические подходы выделяются в педагогической науке?
  6. Что такое методы педагогического исследования? Какова их классификация?
  7. Что относят к методам эмпирического познания?
  8. Что выделяют в качестве методов теоретического познания?
  9. Каковы статистические и математические методы?

Практическая часть

1. В сформулированной к предыдущему занятию теме, обосновании проблемы выделите объект (часть педагогической действительности) и предмет исследования (аспект рассмотрения объекта).

2. Составьте список терминов, которыми описывается выделенная вами проблема. С помощью словарно-справочной литературы дайте определение каждого термина. Проверьте, чтобы список терминов был непротиворечивым.

3. Составьте примерный список методов, которые потребуются для исследования выделенной проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.

4. Заполните таблицу:

Философское направление Представители Основные понятия, идеи, положения Взгляды на образование школу
1. Прагматизм      
2. Позитивизм, неопозитивизм      
3. Экзистенциализм      
4. Неотомизм      
5. Бихевиоризм, необихевиоризм      
6. Диалектический материализм      

Литература

  1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2010. – 176с.
  2. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика. – М.: Академический проект, 2008. - 287 с.
  3. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
  4. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. – 152 с._
  5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1. – М., 1999
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  8. Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие.: Логос, 2002.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. При выполнении практической части занятия обратитесь к следующим пособиям: Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001; Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002; Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие.: Логос, 2002

 

Тема 3. Биологическое и социальное в формировании личности человека

Цель: ознакомить с понятие личности в педагогической науке, проанализировать понятие личности как одно из ключевых понятий, в контексте личностно-ориентированного подхода, как цель деятельности педагога, как динамически развивающуюся систему, охарактеризовать факторы ее развития.

Вопросы для обсуждения

  1. Раскройте сущность понятий индивид, личность, индивидуальность. В чем состоит сущность развития личности?
  2. Осмыслите понятия человек и личность. В чем различия?
  3. Рассмотрите личность современного школьника как объект профессиональной деятельности педагога.
  4. Ознакомьтесь с основными философско-педагогическими концепциями, определяющими биологическое и социальное в развитии человека.
  5. Каковы основные закономерности в развитии человека?
  6. Что является движущими силами развития личности?
  7. Каковы факторы развития личности? (среда, наследственность, воспитание).
  8. Что относят к сферам реализации личности? (общение, деятельность, самопознание)
  9. Деятельность – ведущий фактор формирования личности.
  10. Какие выделяются периоды в развитии личности?
  11. Социализация, ее факторы.

 

Практическая часть:

1. Изобразите графически понятие человек.

2. Охарактеризуйте особенности Мальвины и Буратино, опираясь на данные об особенностях развития детей разного пола.

3. Сформулируйте определения понятиям:

Закономерность

Индивидуальные особенности

Потребность

Предметно (орудийно) - манипулятивная деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Темперамент

4. Попытайтесь «построить» образ-Я Тома Сойера. Напомним, что «образ-Я» - это система представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном.

5. Найдите примеры (в истории, литературе, жизни), подтверждающие вывод В.М. Бехтерева о том, что «умножение человеческих познаний» без воспитания чувств и воли «послужит только к тому, чтобы создать вредного члена общества».

 

Литература:

1. Алферов А.Д. Психология развития школьника. – Рд/ Д., 2000.

2. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогических исследований. – М., 2003.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 1997

4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000

6. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3).

7. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.

9. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1. – М., 1999.

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.

11. Реан А.А, Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2001.

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

13. Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие - М.: Логос, 2002.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2000

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. В пособиях Подласый И.П. Педагогика. Ч. 1. – М., 1999, Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 60 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3); Смирнов В.И. Общая педагога: Учебное пособие - М.: Логос, 2002 четко раскрываются ответы на предложенные задания. Необходимо проанализировать и сравнить точки зрения этих авторов пособий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.01 с.)