Тема 8. Проблемы диагностики и контроля процесса и результатов обучения. Рефлексия в обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Проблемы диагностики и контроля процесса и результатов обучения. Рефлексия в обучении



Цели: ознакомить с понятиями диагностики и контроля процесса и результатов обучения; выявить их виды, формы и назначение.

Вопросы и задания.

  1. Раскройте понятие диагностики и контроля процессов и результатов обучения.
  2. Проблема оценки результатов в современном образовательном процессе.
  3. Раскройте понятие метапредметных, предметных и личностных результатов.
  4. Всесторонность проверки результатов обучения.
  5. Рассмотрите функции проверки и оценки результатов обучения. Обоснуйте необходимость проверки и оценки результатов обучения.
  6. Раскройте методы и формы контроля. Выявите достоинства и недостатки методов контроля.
  7. Изучите требования, предъявляемые к оценке знаний.
  8. Рассмотрите понятие диагностика обучаемости. Объясните, чем она отличается от диагностики обученности.
  9. Охарактеризуйте рейтинговую систему и тестирование как методов контроля.
  10. Дайте понятие теста. Определите достоинства и недостатки тестирования. Рассмотрите требования, предъявляемые к тестам.
  11. Охарактеризуйте достоинства и недостатки разнообразных балльных систем оценивания.

Практическая часть

  1. Закончите предложения. Виды контроля составляют текущий, …, ….
  2. Изучите опыт работы педагогов-новаторов и определите их отношение к оценке и отметке. Изложите свою позицию.
  3. Предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности.
  4. Оцените возможности тестовой оценки результатов обучения.
  5. Составьте небольшой перечень тестовых заданий, с учетом всех предъявляемых к ним требований.

Литература

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2003
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
  4. Иванова Е.О,. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
  5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., 2003.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 1. – Ростов-на-Дону, 2004.
  7. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  8. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учеб. пособие. – М., Воронеж, 2004.
  9. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.
  11. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
  12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
  13. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  15. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.

Методические рекомендации

Для выполнения практической части занятия используйте следующую литературу: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

 

Тема 9. Образовательные технологии

 

Цель: ознакомить с понятием образовательных технологий, технологий, многообразием их классификаций, условиями использования в образовательном процессе.

Вопросы и задания

1. Проблема технологизации образовательного процесса. Технологический подход в образовательном процессе и педагогические технологии.

2. Многообразие понятий педагогической технологии. Основные направления ее развития.

3. Черты педагогической технологии.

4. Структура современных педагогических технологий.

5. Сущность и специфика педагогической задачи как основы педагогической технологии.

6. Типы педагогических задач и их характеристика. Этапы решения.

а) стратегические

б) тактические

в) оперативные

г) дидактические (дидактическая задача и учебная задача)

д) воспитательные

7. Соотношение понятий:

а) педагогическая система и педагогическая технология;

б) методика предметного преподавания и технология;

в) педагогическая техника и технология;

г) технология и содержание образования;

д) технология и модели обучения;

е) технология и мастерство учителя.

8. Классификация на основе целостного педагогического процесса:

а) технология проектирования образовательного процесса;

б) технология организации образовательного процесса,

в) технология регулирования и коррекции образовательного процесса;

г) технология контроля образовательного процесса.

9. Классификация педагогических технологий Г.Ю. Ксензовой.

10. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.

Практическая часть

1. Проанализируйте разнообразные определения педагогической технологии. Подумайте, что явилось основой для их выделения, в чем сходство и различие. Выпишите самое на Ваш взгляд приемлемое.

2. Составьте пример иерархии педагогических задач (от стратегических до оперативных).

3. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.

4. Дайте определения предлагаемым педагогическим понятиям и занесите их в таблицу:

Таблица 1.

Педаго гическая техноло гия – это… Педагогическая система - это… Педаго гическая тех ника - это… Содержание образования - это… Методика преподавания - это… Модель обуче ния – это… Педаго гическое мастерство - это…
             

Литература

1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. - №2. – с.5.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. - 190[1].

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.

5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 2000. – 523с.

7. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272с.

9. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб. кооперации, 1995. – 61с.

10. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2004. – 379с.

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.

12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие/Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – М.: Российское педагогическое агентство: Гном-Пресс, 1997. – 174с.

13. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.

14. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 315с.

15. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.

16. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 192с.

17. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.

18. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.

19. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для осмысления понятия «педагогическая технология целесообразнее использовать: Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.; Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 315с.; Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.; Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 192с. Проблема классификаций технологий требует обращения к следующей литературе: Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.; Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.; Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 315с.

 

 

Тема 10: Закономерности и принципы воспитательного процесса

Цели: Сформировать представление о воспитании как педагогическом явлении, объекте изучения педагогической науки, специфическом процессе развития личности, части целостного педагогического процесса.

Вопросы и задания

1. Целеполагание как категория и этап воспитательного процесса.

2. Закономерности воспитательного процесса.

3. Движущие силы воспитательного процесса.

4. Методологические принципы к организации процесса воспитания

(принцип природосообразности,

принцип культуросообразности,

принцип гуманизации,

личностного подхода к воспитанию и

принцип дифференциации).

5. Принцип общественной направленности воспитания.

6. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом.

7. Принцип опоры на положительное в воспитании.

8. Принцип единства воспитательных воздействий.

Практическая часть

1.Недописанный тезис. Постарайтесь максимально точно изложитьмысль о том, как вы поняли, что такое воспитание

«Воспитание – это…»

2. Составьте таблицу, в которой отразились бы связи между закономерностями и принципами воспитания.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2006.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001

4. Лихачев Б.П. Педагогика. – М., 1993.

5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.

6. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

8. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.

9. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

12. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х ч.) – М., 1999.

13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.

15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для осмысления понятий закономерности, принципы воспитания обратитесь к рассмотрению данных вопросов в пособиях: Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2006; Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010; Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995; Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001; Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004. Для осмысления понятия воспитания, методологических подходов к воспитанию как явлению и к орагнизации воспитания как процесса необходимо обратиться к труду Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.

 

 

Тема 11. Моделирование ВСШ

Цели: рассмотреть понятие воспитательной системы школы, проанализировать процесс становления воспитательной системы школы, сформировать представления о разнообразных воспитательных системах.

Вопросы и задания

  1. Проанализируйте и соотнесите понятия воспитательной системы образовательного учреждения и воспитательной системы класса.
  2. Походы и принципы в моделировании воспитательной системы
  3. Компоненты системы воспитания:

- Индивидно-групповой компонент

- Ценностно-ориентационный

- Функционально-деятельностный

- Диагностическо-результативный

- Отношенческо-коммуникативный

4. Специфика технологии моделирования воспитательной системы школы

5. Проблемы моделирования воспитательной системы класса

6. Управление воспитательным процессом в классе

Практическая часть

1. Разработать критерии эффективности воспитательной системы класса.

2. Придумать свой вариант воспитательной системы класса.

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
  2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов-н/Д, 2001
  3. Лихачев Б.П. Педагогика. – М., 1993.
  4. Нечаев М.Н. Управление воспитательным процессом в классе. – М.: «5 за знания», 2006
  5. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.
  7. Педагогическая антропология/Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Ч 2. – М., 1999.
  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  11. Российская педагогическая энциклопедия (в 2-х ч.) – М., 1999.
  12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. – М., 1997.
  14. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003.
  15. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. При подготовке ответов на вопросы пользуйтесь следующими пособиями: Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003; Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Третий вопрос плана подразумевает подготовку кратких выступлений по каждому из компонентов воспитательной системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.039 с.)