Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Условия выбора методов обучения

Поиск

Цель: осмыслить понятие метода, приемы и правила обучения, осознать неоднозначность и проблемность их толкования, выявить достоинства активных методов обучения как способов реализации современных ФГОС, установить условия выбора методов обучения, влияющих на эффективность и результативность процесс обучения.

Вопросы и задания

1. Раскройте сущность понятий «метод обучения» и «прием обучения». Каковы признаки, по которым можно различать метод и прием обучения?

2. Покажите, что методы обучения не тождественны принципам.

3. Проанализируйте классификации методов обучения. Какая из них, на Ваш взгляд, является наиболее приемлемой? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Подумайте, почему ни один метод не может использоваться как универсальный?

5. Перечислите условия, определяющие выбор методов обучения.

6. Беседа как метод обучения. Выявите условия эффективности беседы в обучении учащихся.

7. Охарактеризуйте рассказ как метод обучения. Укажите условия его педагогической эффективности.

8. Выявите основные черты школьной лекции. Укажите её место и роль в учебном процессе.

9. Раскройте педагогические требования к лабораторным работам и практическим занятиям. В чем стимулирующий и активизирующий потенциал этих методов?

10. Активные методы обучения. Их преимущество в ходе процесса обучения.

11. Современные методы обучения (см. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Изд. центр «Академия». – С. 239)

Практическая часть

1. Подумайте, какие группы методов получили в настоящее время наибольшее развитие и почему? Ответ оформите в следующем виде:

Аргументы за Название группы методов Аргументы против
     

2. Законспектируйте современные методы обучения, представленные в пособии «Дидактика» В.А. Ситарова (С. 239).

3. Спроектируйте фрагмент урока (по своей специальности), который содержал бы один из современных методов обучения.

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
  2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981.
  3. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. – М., 2003.
  4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
  5. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
  6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

7. Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя. – Нижний Новгород, 1996.

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000.
  3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.
  4. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
  8. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
  10. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.
  11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для уяснения понятий метод и прием целесообразнее обратиться к материалам учебников Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.; Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.; Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999. Осмысление осоебенностей современных методов обучения требует ознакомления с материалами Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.; Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002

Приложение к занятию 6.

Методы активного обучения

  основные признаки
Методы активного учения
«принудительная» активизация мышления и поведения
диалогичность общения
рефлексия
повышенная эмоциональность
наличие обратной связи

Классификация методов активного учения

неимитационные
имитационные
проблемная лекция
лекция вдвоем
практикум
групповая дискуссия
мозговая атака
и др.
и др.
решение ситуационных проблем
анализ конкретных ситуаций
неигровые
тренинг
разыгрывание ролей
деловая игра
игровое проектирование
игровые
и др.

Выбора методов (И.Я. Лернер)

Ø В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).

Ø Выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект). Для каждого вида содержания сообразно способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты).

Ø В соответствии с логикой построения Содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование дидактических методов обучения (логический аспект).

Ø Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства - предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект).

Ø Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).

Выбор методов по Ю.К. Бабанскому

ü Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).

ü Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами.

ü Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.

ü Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.

ü Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.

ü Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

ü Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.

ü Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.

ü Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке - общеклассные, групповые или индивидуальные.

ü Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.

 

Тема 7. Возможности современных средств обучения для развития личности

Цель: рассмотреть понятие средств обучения, ознакомиться с разнообразием классификаций средств обучения, осознать влияние средств обучение на протекание и результативность процесса обучения, ознакомиться со спецификой использования компьютерных средств.

Вопросы и задания

  1. Понятие средств обучения.
  2. Рассмотрите представленные в педагогической литературе классификации средств обучения.
  3. Раскройте функции средств обучения.
  4. Определите дидактические требования, предъявляемые к использованию средств обучения в ходе учебного процесса.
  5. Рассмотрите современные средства обучения (электронные учебники, средства Интернет и т.д.). Каково их значение для обучения? Какими должны быть требования к их использованию?

Практическая часть

1. Разработайте фрагмент урока а) с использованием традиционных средств обучения; б) с использованием современных средств обучения. Выбор средств обоснуйте. Вопросы и задания оформите в тетради.

2. Предложите перечень компьютерных средств для уроков по своей специальности.

3. Продолжите работу по составлению словаря педагогических терминов.

Литература

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.
  3. Зверева Н.М. Дидактика для учителя: Учебное пособие. / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
  4. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.
  5. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272с.
  7. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб. кооперации, 1995. – 61с.
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
  10. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
  11. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.

Методические рекомендации

Для выполнения заданий используйте следующую литературу: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с., Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с. Особого внимания заслуживает анализ и классификации средств, представленные у этих авторов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.008 с.)