Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3 Теоретико-методологические основы профессионального обучения

Поиск

Вопрос 3 Теоретико-методологические основы профессионального обучения

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся.

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

• анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения; • планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи новых фрагментов учебного материала; • осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся; • организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала; • анализ и оценку результатов обучения.

Профессионально-познавательная деятельность компоненты: • анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности; • осознание и принятие цели и задач профессионального обучения; • планирование и организация своей учебной деятельности; • самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности; • самоанализ и самооценка результатов.

Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся.

Вопр № 5. Сущность, задачи и характеристика общего, политехнического и специального профессионального обучения.

Профессиональное обучение - это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Академик С. Я. Батышев в системе профессионального образования выделяет блочно-модульный принцип обучения. Формирование блоков содержания обучения по профессии широкого профиля может быть следующим:

1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок, естественнонаучный блок.

2. Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный блоки (профессия, специальности).

3. Специальные блоки подготовки (1, 2, 3-й). В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Содержание блоков профессиональной подготовки: общетехнический блок, отраслевой блок, общепрофессиональный блок (для группы родственных профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне).

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

По В. С. Ледневу процесс обучения непосредственно направлен на усвоение учащимися опыта. В качестве основных “сквозных” отраслей образования выступают общее и специальное образование, а также область их пересечения - политехническое образование.

Под общим понимается образование, результат которого - способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности.

В педагогической энциклопедии специальное образование трактуется как профессиональное образование (среднее, высшее). Специальные технические предметы, в отличие от общетехнических дисциплин, (общие основы техники, технологии, экономики и организации производства) содержат сведения об устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и др. рабочих машин, механизмов, приспособлений, инструментов, и др. характерных для определенных разновидностей производства и выполняемых работ для более углубленной трудовой подготовки. Базируется специальная подготовка на общеобразовательных знаниях и является основой практической подготовки работников по определенной специальности или профессии. Материал в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более систематически и углубленно.

Объем и состав специальной подготовки включают:- знание объекта, предмета, места и связи "своей" науки, с наукой в целом; - владение категориальным строем научных знаний; - знание методологии и логики научного исследования;- понимание теоретико-познавательного и практического значения науки; - знание закономерностей, истории, современного состояния и основных направлений дальнейшего развития науки; - понимание пропедевтического характера школьного курса основ науки;- углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки самостоятельного научного исследования; - умение пользоваться библиографическими справочниками указателями, проспектами, тематическими каталогами для самостоятельного пополнения знаний.

Продвигаясь от основной стадии обучения к специальной, обучающиеся постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает потребность в пополнении своих знаний, а это облегчает им решение конечной цели - овладение профессией.

Политехническое обучение - обучение, в процессе которого уч-ся, в пределах их возможностей, овладевают основами производства и практическими навыками, необходимыми для трудовой деятельности в современном производстве.

Вопр № 8. Содержание профессионального обучения: компоненты и их характеристика.

Содержание профессионального образования включает как профессиональную, так и общеобразовательную подготовку, представленные несколькими разными блоками. Ниже приводится характеристика блоков профессиональной педагогики.

Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств). Материал может быть профилирован по конкретной отрасли (подотрасли, производству, виду деятельности), к которой относится профессия, главным образом это касается выполнения практических заданий.

Отраслевой блок включает материал, содержащий: а) общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли; б) место профессии в системе разделения труда, сложившейся в отрасли (на производстве); в) краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли; г) сведения об охране труда на производстве, экологии производства и пр.

Общепрофессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, служащий интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне.

Профессиональный блок является основным в обучении. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне. В большинстве случаев профессиональное образование ориентируется на подготовку рабочих широкого профиля, предусматривающую ряд специализаций по профессии.

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Министерства труда РФ (когда подготовка ведется не для конкретного потребителя, а для рынка труда в целом).

Разновидностью специального блока является общеспециальный блок. Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда. Но для нескольких специальностей профессии можно выделить общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального блока.

Дополнительные блоки: Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников. Блоки перепрофилирования разрабатываются с учетом прогнозов динамики рынка труда, выделения наиболее целесообразных, коротких и эффективных, с дидактической точки зрения, направлений переподготовки и базируются на специально разработанной для этих целей системе обучения.

Блок повышенного профессионального образования связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача – довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования, что позволяет выпускникам наряду с дипломом профессионального училища получить диплом техника (или младшего инженера).

Бизнес-блоки общеобразовательной подготовки востребованы в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела. Блоки этого типа, разработанные с учетом особенностей соответствующих видов профессиональной деятельности, по своему содержательному наполнению должны обеспечивать подготовку обучаемого к участию в деловой жизни.

Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников. Содержание профессионального образования этого блока нецелесообразно разрабатывать на федеральном уровне, но в рамках регионального компонента содержания обучения или по просьбе конкретной (отечественной или зарубежной) фирмы такой блок может быть включен в учебно-программную документацию.

9. Методы профессионального обучения – применяемые способы работы преподавателя с учащимися, позволяющие учащимся развивать свои умственные способности и интересы, позволяя применять знания на практике.

1) по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: - лекция; - беседа; - рассказ; - инструктаж; - демонстрация; - упражнения; - решение задач; - работа с книгой;

2) по источнику получения знаний: 1)словесные; 2)наглядные: а)демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; б)использованиеТСО; в)просмотр кино- и телепрограмм; 3)практические: а)практические задания; б)тренинги; в)деловые игры; г)анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

3) по степени активности познавательной деятельности учащихся: - объяснительный; - иллюстративный; - проблемный; - частичнопоисковый; - исследовательский;

4) по логичности подхода: *индуктивный; *дедуктивный; *аналитический; *синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: 1) Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. 2) Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. 3) Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. 4) Частичнопоисковый метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. 5) Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.

Формы обучения

Формы обучения -внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Организационные формы обучения. В процессе организации обучения в учреждениях ПО можно выделить следующие формы: очная форма обучения. Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества в максимальном объеме взаимодействий всех участников образовательного процесса, в возможности использовать все виды педагогического контроля, в широкой представленности групповых методов обучения и, наконец, в возможности дать максимальный объем содержательного материала. Заочная форма обучения - прямая противоположность очной форме - объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима. Очно-заочная (вечерняя ) форма - по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами. Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля.

К этому перечню можно добавить "дистанционное обучение" (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет), а также документальное обучение (по переписке)

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят: *лекции - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса; *семинары - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей; *лабораторные работы; *практические работы, *самостоятельную работу, *научно-исследовательскую работу студентов, *производственную, *педагогическую;*дипломную практики и др.

 

11.Средства проф. обучения. Средства обучения - материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака: 1)по составу объектов средства обучения бывают – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты); 2) по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии); 3)по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети); 4)по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы); 5)по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы); 6)по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); 7)по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD); 8) по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); 9)по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Средствами профессионального обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр).

 

12. Педагогические технологии в профессиональном обучении. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий: § По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. § По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. § По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. § По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.§ По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы). § По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и - групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет и проникающие технологии.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий): 1) классическое лекционное обучение;2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;3) система «консультант»;4) обучение с помощью учебной книги - самостоятельная работа;5) система «малых групп»;6) компьютерное обучение;7) система «репетитор» - индивидуальное обучение;8) «программное обучение»; для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих систем, самыми распространенными из которых являются:§ традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография); § современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; § групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; § программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

6)Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых господствуют субъект - объектные отношения педагога и ученика, главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

в)Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. г)Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

д)Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества.

е)Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

 

13 вопрос. Контроль качества теоретического и практического обучения: сущность, задачи и требования. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика, с которой связана проблема измерений в педагогике.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль - это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке. Он оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам. Он органически связан с другими элементами урока (изучением нового, повторением старого, тренировкой и пр.). Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные периодического контроля. Он выражается в проведении контрольных работ по крупным блокам программы, зачетов по разделам дисциплины. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Задачи контроля: определение пробелов в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой; • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; • всесторонность, т.е. контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; • объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя; • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля; • единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе (Н. А. Сорокина).

14 вопрос. Методика подготовки и проведения практических и лабораторных работ в системе профессионального образования. Лабораторные работы и практические занятия составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки студентов. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных умений.Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин; - формирование умений применять полученные знания на практике;- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

Целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей).

Содержанием лабораторных работ является экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение и развитие явлений, процессов и др.

При выборе содержания и объема лабораторных работ необходимо исходить из:- сложности учебного материала для усвоения,- внутрипредметных и межпредметных связей,- из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

При планировании лабораторных работ учитывается, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются:
- практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, - исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Содержанием практических занятий является: - решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.); - выполнение вычислений, расчетов; - работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой; - работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками; - составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации.

Лабораторная работа должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем и также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (спортивных залах, дисплейных классах, лингафонных кабинетах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. По каждой лабораторной работе и практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению. Формы организации студентов на лабораторных и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работы выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:- разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;- использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;- эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.

 

15 вопрос. Производственная практика в системе профессионального обучения. В условиях рынка производство требует от специалиста умений экономически мыслить и творчески трудиться, смело и самостоятельно принимать решения, обладать чувством нового, быть способным к постоянной самоподготовке, самосовершенствованию личности.

Важной составной частью учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях является закрепление полученных знаний и навыков на практике в реальных условиях. В современной ситуации, когда устроиться на работу выпускнику без опыта крайне сложно, производственная практика приобретает для студентов особое значение.

Цели и задачи профессиональной практики студентов определяются и разрабатываются на основе требований федерального гос.стандарта к выпускникам. Основная цель профессиональной практики в обеспечении формирования профессиональных умений и навыков, а также в развитии профессионально значимых качеств и свойств личности студента.

Профессиональная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:- обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений);- развивающую (развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных умений);- воспитывающую (формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии);- диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности).

Рефлексивный этап

Процедуры внутри этапа: 1)рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу).2)качество полученного продукта.3)качество совместной деятельности и отношений.4)перспективы использования продукта и развития проекта

4.Послепроектный этап Процедуры внутри проекта: 1)апробация.2)распространение результатов и продуктов проектной деятельности.3)выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.)

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
1-й уровень – урок
Языковые системы знаков (устная и письменная речь) Средства наглядности (схемы, фото и пр.) Учебные компьютерные программы Организующе-координирующая деятельность учителя Уровень квалификации учителя Уровень внутренней культуры учителя Формы организации учебной деятельности на уроке Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов Текстовой материал Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели) Технические средства обучения Лабораторное оборудование
2-й уровень – предмет
Система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и пр.) Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и пр.) Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету) Учебники и учебные пособия Дидактические материалы Методические разработки (рекомендации) по предмету Первоисточ


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.016 с.)