Основы менеджмента инженерно-технической службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы менеджмента инженерно-технической службы



ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

Санкт-Петербург

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра менеджмента

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Институт автомобильного транспорта

Специальность

190601.65 - автомобили и автомобильное хозяйство

Специализация

190601.65.1 - техническая эксплуатация автомобилей

Направление подготовки бакалавра

190500.62 – эксплуатация транспортных средств

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

ББК 65.05 я 73

УДК 658. (07) 0-753

Основы менеджмента инженерно-технической службы: учебно-методический комплекс / составил В. П. Крикун. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. - 138 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

В дисциплине рассматриваются вопросы: методологические основы менеджмента; эволюция управленческой мысли; развитие менеджмента в России; менеджеры и инженерно-технический состав в управлении; организация как система управления; внешняя и внутренняя среда организации, стратегическое управление организацией; организационные структуры управления; планирование деятельности предприятия (инженерно-технической службы); мотивация деятельности персонала; принятие управленческих решений и контроль их исполнения; функции управления; групповая динамика; руководство организацией: власть и политика; лидерство в организации; управление конфликтами и стрессами.

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры 13.10.2010 г., одобрено методической комиссией института управления производственными и инновационными программами 18.11.2010 г.

 

 

Рецензенты:

кафедра менеджмента СЗТУ (зав. кафедрой В. А. Кныш, д-р экон. наук, проф.);

А. Н. Мардас, д-р воен. наук, проф. кафедры менеджмента и маркетинга ПГУПС.

 

 

Составитель В. П. Крикун, канд. воен. наук, доц.

 

 

© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2011

© Крикун В. П., 2011


 

1. Информация о дисциплине

Предисловие

Дисциплина «Основы менеджмента инженерно-технической службы» изучается студентами специальности 190601.65 - «Автомобили и автомобильное хозяйство» всех форм обучения в одном семестре. Дисциплина «Основы менеджмента инженерно-технической службы» относится к ОПД. Р.01. и включает в себя разделы: теоретические основы менеджмента и история его развития; организация как объект управления; функции управления; групповая динамика и руководство (лидерство).

Целью изучениядисциплины « Основы менеджмента инженерно-технической службы » – является освоение студентами основных фундаментальных положений менеджмента, которые должны послужить в ходе дальнейшего обучения фундаментом для углубленного изучения управленческих и экономических учебных дисциплин и формирования у них самостоятельного управленческого мышления.

Основными задачами дисциплины являются:

1. Приобретение студентами методологических основ знаний по теории и практике современного менеджмента.

2. Ознакомление с категориями и понятиями, характеризующими современную систему управления.

3. Развитие творческого мышления и освоение студентами основных навыков управления.

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть основами знаний по дисциплине, формируемыми на нескольких уровнях.

Иметь представление:

  • об эволюции управленческой мысли;
  • о развитии менеджмента в России.

Знать:

  • методологические основы менеджмента;
  • основы стратегического управления организацией;
  • организационные структуры управления;
  • основные теории мотивации персонала;
  • причины возникновения конфликтов организации.

Уметь:

  • мотивировать персонал на решение задач организации;
  • создавать организационную структуру управления;
  • вести переговоры в конфликтных ситуациях;
  • разрабатывать управленческие решения;

· использовать различные источники власти для решения целей и задач организации;

  • управлять персоналом организации;
  • управлять производственным процессом предприятия.

Владеть:

  • навыками организационного и распорядительного воздействия;
  • навыками переговоров в конфликтных ситуациях;

· навыками принятия управленческих решений;

· необходимыми навыками для осуществления эффективного лидерства в организации;

· навыками управленческого контроля;

· навыками формирования группового поведения в организации.

Место дисциплины в учебном процессе. Дисциплина «Основы менеджмента инженерно-технической службы» естественным образом тесно связана с общественными дисциплинами – экономикой, социологией, политологией, которые лежат в основе современной теории управления, а также со специальными дисциплинами – управление техническими системами, управление трудовыми ресурсами предприятий автомобильного транспорта.

1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы

 

1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов
Форма обучения
очная очно-заочная заочная
Общая трудоемкость дисциплины  
Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ)      
В том числе аудиторные занятия: лекции практические занятия (ПЗ) другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа студента      
Промежуточный контроль, количество      
Контрольная работа -    
Вид итогового контроля   Экзамен
         

1.2.2. Перечень видов практических занятий и контроля:

· одна контрольная работа (для очно-заочной и заочной форм обучения);

· практические занятия;

· тесты по каждому разделу дисциплины;

· экзамен.

Рабочие учебные материалы

2.1. Рабочая программа (объем дисциплины – 110 ч)

Введение (2 ч)

Цели изучения дисциплины. Основные задачи изучения дисциплины: иметь представление, знать, уметь, владеть. Место дисциплины в учебном процессе. Связь с другими учебными дисциплинами. Краткая характеристика структуры, объема и видов учебной работы дисциплины. Формы контроля качества усвоения знаний.

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента и история его развития (28 ч)

Методологические основы менеджмента (8 ч)

[1], с. 8 -59; [2], с. 28 – 59; [3], с. 12 – 23

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Специфические черты менеджмента. Общие законы управления. Основные принципы менеджмента. Основные задачи управления фирмой в современных условиях. Стадии менеджмента. Методы менеджмента.

Функции менеджмента. Состав общих функций менеджмента: планирование, регулирование, организация, координация, мотивация, контроль. Конкретные функции менеджмента. Базовый набор функций менеджмента.

Эволюция управленческой мысли (8 ч)

[1], с. 70 -88; [2], с. 62 – 86; [4], с. 29-142

Школа научного управления. Объективные предпосылки становления научного менеджмента в конце XIX века - начале XX века. Ф. Тейлор - "отец" научного менеджмента. Оперативное управление и календарное планирование

Г. Ганта. Основные принципы организации производства Генри Форда. Взгляды

Г. Черча на организацию и управление промышленными предприятиями. Принципы производительности труда Г. Эмерсона.

Административная школа управления. Основы функционального управления А. Файоля. Принципы управления: структурные принципы, принципы процесса, принципы конечного результата. Концепция рационально-бюрократического управления М. Вебера. Характеристика бюрократической организации.

Школа психологии и человеческих отношений. Взгляды М. Фоллет, Элтон Мэйо, Ч. Барнарда на трудовую деятельность работников. Школа поведенческих наук. Д. Мак-Грегор: теории «X» и «У».

Становление и развитие школы управления (количественная). Системный подход в управлении. Взгляды Л. Берталанфи. Процессный подход в управлении. Взгляды А. Файоля и М. Мескона. Ситуационный подход в управлении. Основные направления развития новой школы управления.

 

 

Раздел 2. Организация как объект управления (28 ч)

Планирование деятельности предприятия (6 ч)

[1], с. 46-48, [2], с. 235-284; [6], с. 283 – 324

Планирование деятельности организации. Определение планирования. Задачи планирования. Виды планирования: стратегическое планирование, тактическое планирование, оперативное планирование. Основные принципы планирования. Направления планирования:прогрессивное «снизу вверх», ретроградное «сверху вниз»,круговое (встречное). Методы планирования: нормативный; балансовый, расчетно-аналитический.

Бизнес–планирование. Назначение бизнес-плана. Ценность бизнес-плана. Примерная структура бизнес-плана: анализ положения в отрасли; существо предлагаемого проекта; характеристика предприятия; анализ рынка; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план, оценка эффективности бизнес-плана.

Групповая динамика (8 ч)

[2], с. 405 – 430; [3], с. 104-118; [7], с. 105-148

Природа группы. Определение группы. Классические теории группообразования. Динамика формирования группы: формирование,

бурление, становление норм, действие, расформирование. Классификация групп по различным признакам: классификация групп по признаку численности; структурная целостность группы; классификация групп с точки зрения распространения информации и организации взаимодействия; формальные и неформальные группы.

Характеристики группы. Основные характеристики группы:структура группы; статус; ролевое поведение; нормы, лидерство; групповые процессы. Ситуационные характеристики группы: размер группы; пространственное положение; задачи, решаемые группой; система поощрений.

Групповые эффекты. Базовые эффекты: эффект присутствия других людей; эффект принадлежности к группе. Разнообразные социально-психологические эффекты.

Заключение (2)

Тенденции и перспективы развития менеджмента в России на современном этапе.

2.2. Тематический план дисциплины

2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения

№ п/п   Наименование раздела (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий
Лекции ПЗ (С) Самостоятель­ная работа Текущий контроль Контрольные работы ПЗ (С)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО                  
Введение                  
1. Раздел 1. Теоретические основы менеджмента и история его развития     -       Тест№1    
1.1 Методологические основы менеджмента         -       №1
1.2 Эволюция управленческой мысли     - - -        
1.3 Развитие менеджмента в России     - - -        
1.4 Менеджеры и инженерно-технический персонал в управлении                 №2
  Раздел 2. Организация как объект управления             Тест№2    
2.1 Организация как система управления       - -        
2.2 Внутренняя и внешняя среда организации       -         №3
2.3 Стратегическое управление организацией                 №4
2.4 Организационные структуры управления                 №5
  Раздел 3. Функции управления             Тест№3    
3.1 Планирование деятельности предприятия       -         №6
3.2 Мотивация деятельности персонала       - -        
3.3 Принятие управленческих решений и контроль их исполнения     -   -       №7
  Раздел 4. Групповая динамика и руководство (лидерство)     -       Тест №4    
4.1 Групповая динамика     - -          
4.2 Руководство организацией: власть и политика     -           №8
4.3 Лидерство в организации     - - -        
4.4 Управление конфликтами и стрессами     - -         №9
  Заключение                  

 

 

2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения

№ п/п   Наименование раздела (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий
Лекции ПЗ (С) Самостоятель­ная работа Текущий контроль Контрольные работы ПЗ (С)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО                  
Введение                  
  Раздел 1. Теоретические основы менеджмента и история его развития             Тест№1    
1.1 Методологические основы менеджмента         -       №1
1.2 Эволюция управленческой мысли       - -        
1.3 Развитие менеджмента в России   -   - -        
1.4 Менеджеры и инженерно-технический персонал в управлении                 №2
  Раздел 2. Организация как объект управления       -     Тест№2    
2.1 Организация как система управления   -   - -        
2.2 Внутренняя и внешняя среда организации       -         №3
2.3 Стратегическое управление организацией   -   -         №4
2.4 Организационные структуры управления       -         №5
  Раздел 3. Функции управления       -     Тест№3    
3.1 Планирование деятельности предприятия   -   -         №6
3.2 Мотивация деятельности персонала       - -        
3.3 Принятие управленческих решений и контроль их исполнения       -         №7
  Раздел 4. Групповая динамика и руководство (лидерство)             Тест №4    
4.1 Групповая динамика       -          
4.2 Руководство организацией: власть и политика   -             №8
4.3 Лидерство в организации       - -        
4.4 Управление конфликтами и стрессами     - -         №9
  Заключение                  

 

2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения

 

№ п/п   Наименование раздела (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий
Лекции ПЗ (С) Самостоятель­ная работа Текущий контроль Контрольные работы ПЗ (С)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО                  
Введение                  
  Раздел 1. Теоретические основы менеджмента и история его развития             Тест№1    
1.1 Методологические основы менеджмента         -       №1
1.2 Эволюция управленческой мысли       - -        
1.3 Развитие менеджмента в России   -   - -        
1.4 Менеджеры и инженерно-технический персонал в управлении                 №2
  Раздел 2. Организация как объект управления       -     Тест№2    
2.1 Организация как система управления   -   - -        
2.2 Внутренняя и внешняя среда организации   -   -         №3
2.3 Стратегическое управление организацией   -   -         №4
2.4 Организационные структуры управления       -         №5
  Раздел 3. Функции управления       -     Тест№3    
3.1 Планирование деятельности предприятия   -   -         №6
3.2 Мотивация деятельности персонала       - -        
3.3 Принятие управленческих решений и контроль их исполнения   -   -         №7
  Раздел 4. Групповая динамика и руководство (лидерство)             Тест №4    
4.1 Групповая динамика   -   -          
4.2 Руководство организацией: власть и политика   -             №8
4.3 Лидерство в организации       - -        
4.4 Управление конфликтами и стрессами   -   -         №9
  Заключение                  

 

2.3. Структурно-логическая схема дисциплины

«Основы менеджмента инженерно-технической службы»

 

 

 


2.4. Временной график изучения дисциплины

 

№ п/п   Наименование раздела Продолжительность изучения раздела в днях
  Введение 0,5
  Раздел 1. Теоретические основы менеджмента и история его развития  
  Раздел 2. Организация как объект управления  
  Раздел 3. Функции управления 5,5
  Раздел 4. Групповая динамика и руководство (лидерство)  
  Заключение 0,5
  В том числе контрольная работа  
Итого 27,5

Практический блок

Библиографический список

 

Основной

1. Глухов, В. В. Менеджмент: учебник / В. В. Глухов. – СПб.: Питер, 2010. - 608 с.

2. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2011. - 616 с.

3. Чаусов, Н. Ю. Менеджмент: учеб. пособие / Н. Ю. Чаусов,

О. А. Калугина. - М.: Кнорус, 2010. - 496 с.

Дополнительный

4. Щегорцов, В.А. Менеджмент: учебник / В.А. Щегорцов, В.А. Таран. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 543 с.

5. Мескон, М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт,

Ф. Хедоури. - М.: Изд-во Дело, 2004. - 799 с.

6. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник /О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2004. - 527 с.

7. Семенова, И.И. История менеджмента: учеб. пособие / И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 222 с.

8. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер.- М.: Инфра-М, 2003. - 558 с.

9. Раздорожный, А.А. Управление организацией (предприятием): учебник / А.А. Раздорожный. - М.: Дело, 2006. - 637 с.

10. Лютенс, Ф. Организационное поведение: учебник / Ф. Лютенс. – М.: Инфра-М, 1999. - 691 с.

Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet)

11. http://www.aup.ru/management/

13. http://e-management.newmail.ru/

14. http://ecsocman.edu.ru

Опорный конспект

Вопросы для самопроверки по теме 1.1

1. Дайте определение понятию «менеджмент» и раскройте его экономическую сущность.

2. Назовите общие законы управления, дайте им краткое описание.

3. Что отражает понятие «менеджмент как организация управления фирмой»?

4. Раскройте содержание экономических методов управления.

5. Раскройте содержание организационно-распорядительных методов управления.

6. Раскройте содержание социально-психологических методов управления.

7. Дайте определение термину «общая функция управления».

8. Раскройте суть и содержание основных функций менеджмента.

9. Дайте определение термину «конкретная функция управления».

10. Раскройте суть и содержание конкретных функций управления.

Вопросы для самопроверки по теме 1.2

1. Раскройте суть учения Ф. Тейлора.

2. Раскройте взгляды Г. Форда на организацию производства.

3. Раскройте содержание принципов Г. Эмерсона по созданию рациональной организации труда и повышению производительности труда.

4. Сущность и содержание основных принципов управления организацией по А. Файолю.

5. Раскройте основные положения концепции бюрократического управления М. Вебера.

6. Сущность и содержание основных положений школы человеческих отношений.

7. В чем отличие «эмпирической школы» теории организации и управления от «школы социальных систем»?

8. Каковы особенности и характерные черты «новой школы» теории управления?

Вопросы для самопроверки по теме 1.3

1. В чем суть «всеобщей организационной науки» А.А. Богданова?

2. Раскройте сущность теории социалистической рационализации

О.А. Ерманского.

3. Раскройте вклад П.М. Керженцева в развитие научной организации труда.

4. В чем суть реформы системы управления экономикой в 1965 г.?

5. В чем суть экономической реформы 1979 г.?

6. В чем суть перестройки 1985 г.?

7. Опишите трудности перестройки системы управления на основе рыночных отношений.

8. Назовите основные направления дальнейшего совершенствования системы управления экономикой.

 

Вопросы для самопроверки по теме 1.4

1. Дайте определение понятия «менеджер». В чем состоит роль менеджера как руководителя?

2. Какие требования в современных условиях предъявляются к менеджеру?

3. Перечислите основные сферы деятельности менеджера.

4. Раскройте содержание межличностных ролей.

5. Раскройте содержание информационных ролей.

6. Раскройте содержание ролей, связанных с принятием решений.

7. Раскройте характерные черты следующих типов менеджеров: диктатор; патерналист; маклер; организатор; пионер; создатель; тренер; стратег.

Вопросы для самопроверки по теме 2.1

1. Какие условия необходимы для формирования или создания организации?

2. Назовите основные характеристики организации.

3. Перечислите основные свойства организации как большой системы.

4. Что собой представляют механистические организации?

5. Что собой представляют органические (адаптивные) организации?

6. Что собой представляют формальные организации?

7. Что собой представляют неформальные организации?

8. Дайте классификацию организаций по отношению к прибыли.

9. Дайте классификацию организаций по отношению к собственности.

10. Какие существуют формы развития организации?

11. Что означает понятие «жизненный цикл организации»?

Вопросы для самопроверки по теме 2.2

1. Назовите основные переменные организации.

2. Что собой представляют цели организации?

3. Что собой представляет горизонтальное разделение труда в организации?

4. Что собой представляет вертикальное разделение труда в организации?

5. Назовите основные категории задач в организации.

6. Назовите классификацию технологий по Д. Вудворд.

7. Какие компоненты составляют макроокружение фирмы?

8. Назовите основные составляющие непосредственного окружения.

9. Какими факторами характеризуется экономика?

10. Какими факторами характеризуется политическая составляющая?

11. Какими факторами характеризуется непосредственное окружение?

Вопросы для самопроверки по теме 2.3

1. Раскройте содержание понятия «стратегическое управление организацией».

2. Назовите основные элементы стратегии.

3. Что собой представляет корпоративная стратегия компании?

4. Что собой представляет деловая стратегия компании?

5. По каким направлениям проводится анализ внутренней среды предприятия?

6. Раскройте содержание метода SWOT-анализа.

7. Что собой представляет метод составления профиля среды?

8. Раскройте содержание понятия «миссия организации».

9. Какие характеристики организации должны быть отражены в миссии организации?

10. Что собой представляют стратегии концентрированного роста?

11. Что собой представляют стратегии интегрированного роста?

12. Что собой представляют стратегии диверсифицированного роста?

13. Раскройте содержание этапа реализации стратегии.

Вопросы для самопроверки по теме 2.4

1. Раскройте содержание понятия «структура управления организацией».

2. Раскройте содержание основных элементов организационной структуры.

3. Назовите основные элементы проектирования организации.

4. Что собой представляет разделение труда и специализация?

5. Что собой представляет иерархия организации и ее звенность?

6. Что собой представляет централизация и децентрализация управления?

7. Раскройте содержание понятия « бюрократическая организационная структура».

8. Назовите достоинства и недостатки линейных структур управления.

9. Назовите достоинства и недостатки функциональных структур управления.

10. Назовите разновидности дивизиональных структур управления.

11. Назовите достоинства дивизиональных структур управления.

12. Раскройте предназначение и использование проектных структур.

13. Раскройте предназначение и использование матричных структур.

Планирование деятельности предприятия

Учебные вопросы:

1. Виды планирования.

2. Назначение и содержание бизнес-плана.

По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки, которые приведены ниже. Материал по теме изложен в разделе 3.1 электронного пособия.

Планирование деятельности организации (ПДО) – одна из общих функций управления организацией, вид управленческой деятельности, направленный на определение целей организации, путей, средств и этапов их достижений, необходимых ресурсов; затрат и результатов, а также проектируемого изменения состояния организации.

В условиях рыночной экономики планирование деятельности организации решает следующие задачи:

· выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы;

· формирование целей и стратегии развития;

· разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

· определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

· доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В современном понимании планирование деятельности организации включает следующие виды:

· стратегическое планирование. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система производственно-хозяйственной деятельности предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению. Стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет;

· тактическое планирование. Тактическое планирование – функция плановых служб организации при участии других функциональных подразделений. Цель тактического планирования– последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов;

· оперативное планирование. Оперативное планирование является продолжением тактического планирования. Его цель – обеспечить повседневную согласованную работу всех подразделений организации по достижению перспективных и текущих целей при рациональном использовании ресурсов.

Основными принципами планирования являются:

1. Преемственность стратегического и тактического планов.

2. Социальная ориентация планов.

3. Ранжирование объектов планирования по их важности.

4. Адекватность плановых показателей.

5. Согласованность плана с параметрами внешней среды.

6. Вариантность плана.

7. Экономическая обоснованность.

8. Автоматизация системы планирования.

Методы планирования выражаются в способах и приемах разработки плановых документов и показателей применительно к различным видам и назначениям для целей управления.

В практике планирования выделяют три направления планирования:

· прогрессивное. Прогрессивный метод - планирование «снизу вверх»;

· ретроградное. Ретроградный метод - планирование «сверху вниз»;

· круговое. Круговой метод (встречное планирование) представляет собой синтез двух предыдущих методов.

При планировании используют следующие методы:

· нормативный;

· балансовый;

· расчетно-аналитический.

Назначение и состав бизнес-плана. Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, как в ближайшем будущем, так и на перспективу.Бизнес-план представляет собой документ, который убедительно демонстрирует способность компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится.

Примерный состав бизнес-плана:

1. Вводная часть. Название и адрес фирмы, учредители, суть и цель проекта, стоимость проекта, потребность в финансах, ссылка на секретность.

2. Анализ положения дел в отрасли. Текущая ситуация и тенденции развития отрасли, направление и задачи деятельности проекта;

3. Существо предлагаемого проекта.

4. Анализ рынка.

5. План маркетинга.

6. Производственный план.

7. Организационный план.

8. Степень риска.

9. Финансовый план.

10. Оценка эффективности бизнес-плана.

Вопросы для самопроверки по теме 3.1

1.Что включает планирование как процесс?

2. Что в современном понимании включает процесс планирования деятельности организации?

3. Что собой представляет стратегическое планирование?

4. Назовите основные объекты стратегического планирования.

5. Что собой представляет тактическое планирование?

6. Какие планы составляют тактический план предприятия?

7. Что собой представляет оперативное планирование?

8. Какие используются традиционные методы планирования?

9. В чем сущность нормативного метода планирования?

10. В чем сущность балансового метода планирования?

11. В чем сущность расчетно-аналитического метода планирования?

12. С какой целью в организации разрабатывается бизнес-план?

13. Назовите примерный состав бизнес-плана.

Вопросы для самопроверки по теме 3.2

1. Назовите основные составляющие процесса мотивации.

2. Назовите первичные потребности человека.

3. Назовите вторичные мотивы человека.

4. В чем сущность содержательных теорий трудовой мотивации?

5. Назовите основные содержательные теории трудовой мотивации.

6. Опишите основные положения содержательной теории А. Маслоу.

7. Опишите основные положения содержательной теории Д. Мак-Клеланда.

8. Опишите основные положения содержательной теории К. Альдерфера.

9. В чем сущность процессуальных теорий трудовой мотивации?

10. Раскройте содержание процессуальной теории ожидания В. Врума.

11. Раскройте содержание модели М. Портера - Э. Лоулера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.232 с.)