Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческие решения и их классификация.

Поиск

2. Процесс принятия управленческого решения.

3. Контроль в деятельности организации.

По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы самопроверки, которые изложены ниже. Материал по теме изложен в разделе 3.3 электронного пособия.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.

В широком смысле категорию «управленческое решение» следует понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой.

В узком смысле управленческое решение – это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для успешного разрешения проблемной ситуации.

В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений: по масштабам объекта; по характеру целей;по периоду осуществления; по функциональному назначению; по степени самостоятельности; по методам обоснования; по условиям, в которых принимаются решения; по способу воздействия на управляемый объект;с точки зрения применяемых ресурсов; с точки зрения полномочий и власти; с точки зрения взаимодействия с предыдущими решениями; с точки зрения предварительного анализа;по форме принятия.

В процессе принятия любого решения обычно в различной степени присутствуют три характерных момента: интуиция; суждение; рациональность.

Главным фактором эффективности системы менеджмента является качество управленческого решения. К параметрам качества управленческого решения относятся: простота, лаконичность, ясность, логическая последовательность; своевременность принятия решения; степень риска вложения инвестиций; вероятность реализации по показателям качества, затрат и сроков; степень соответствия теоретической модели фактическим данным, на основании которых она разработана; минимально допустимая эффективность (полезный эффект), ради которой стоит приниматься за решение проблемы.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся: применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;обеспечение лица, принимающего решения, качественной информацией, характеризующей параметры внешней среды и процесса разработки решения;применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;структуризация проблемы и обеспечение многовариантности решений;обеспечение сопоставимости вариантов решений;правовая обоснованность принимаемого решения;автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;формирование и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;наличие ресурсов и механизма реализации решения.

Принятие оптимальных управленческих решений предполагает также использование следующих факторов: иерархии (для координации деятельности и усиления централизации в управлении); целевых межфункциональных групп (цель создания – использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия сложных решений); формальных правил и процедур (для придания жесткости системе управления и координации конкретных действий); планов (для сопоставления показателей и координации деятельности фирмы в целом); горизонтальных связей (для принятия решений в более короткие сроки и повышения ответственности за выполнение принятых решений).

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий и этапов.

Первая стадия - признание необходимости решения:

· восприятие и признание проблемы;

· интерпретация и формирование проблемы;

· определение критериев успешного решения.

Вторая стадия – выработка решения:

· разработка альтернатив;

· оценка альтернатив;

· выбор альтернатив.

Третья стадия – выполнение решения:

· организация выполнения решения;

· анализ и контроль выполнения решения;

· обратная связь и корректировка.

Контроль – это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.

Главными инструментами выполнения этой функции являются:

· наблюдение;

· проверка всех сторон деятельности предприятия;

· учет и анализ.

Объект контроля - это предметы труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, документы, информация и т. п.

Субъекты контроля - это государство (в лице различных специализированных служб и инспекций), общественные организации, банки, внутренние службы организации, менеджеры разного уровня управленческих звеньев и т. д.

Главная задача контроля заключается в установлении истинного, действительного состояния объекта, выявлении отклонений от его заданного состояния, в оценке отклонений по критериям целесообразности и законности.

Любая процедура контроля состоит из трех этапов:

1. Выработка стандартов и критериев;

2. Сопоставление с ними реальных результатов;

3. Принятие необходимых корректирующих действий.

Вопросы для самопроверки по теме 3.3

1. Дайте определение понятия «управленческое решение» в двух разных значениях, в широком и узком смысле.

2. Выделите и охарактеризуйте три взаимосвязанных аспекта управленческого решения.

3. Каковы признаки классификации и разновидности управленческих решений?

4. Какие предъявляются требования к управленческим решениям?

5. Назовите основные стадии принятия решений.

6. Какие этапы включает стадия признания необходимости решения?

7. Какие этапы включает стадия выработки решения?

8. Какие методы могут использоваться для разработки альтернатив?

9. Какие подходы используют при выборе альтернатив?

10. Что представляет собой эксперимент в менеджменте?

11. Какие этапы включает стадия выполнения решения?

12. Дайте определение понятия «контроль».

13. Назовите главные инструменты контроля.

14. Что является объектом контроля?

15. Назовите субъекты контроля.

16. Назовите этапы процесса контроля.

 

Раздел 4. Групповая динамика и руководство (лидерство)

4.1. Групповая динамика

4.2. Руководство организацией: власть и политика

4.3. Лидерство в организации

4.4. Управление конфликтами и стрессами в организации

Групповая динамика

Учебные вопросы:

1. Природа группы. Динамика формирования группы.

2. Характеристики группы.

3. Групповые эффекты.

По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки, которые приведены ниже. Материал по теме изложен в разделе 4.1 электронного пособия.

Группа. В самом широком плане социальная группа – это общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на основе определенного признака.

Выделяют следующие классические теории группообразования:

1. Теория близости.

2. Полная теория образования групп.

3. Теория равновесия.

4. Теория обмена.

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий:

· формирование;

· бурление;

· становление норм;

· действие;

· расформирование.

Классификация групп по различным признакам:

1. Классификация групп по признаку численности. Существуют группы малые, средние и большие.

2. Структурная целостность группы. Это есть степень контактов между членами группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы.

3. Классификация групп с точки зрения распространения информации и организации взаимодействия. По этой классификации выделяются:пирамидальная группа; случайная группа; открытая группа; группа синхронного типа.

4. Формальные и неформальные группы. Основное различие между формальными и неформальными группами состоит в том, что у формальных групп есть официально предписанные цели и отношения, которые отсутствуют в неформальных группах.

Выделяют основные и ситуационные характеристики группы.

Основные характеристики группы:

1. Структура группы – это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности.

2. Статус – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены. (неформальный, неофициальный статус).

3. Ролевое поведение. Под ролевым поведением понимается поведение человека в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих людей.

4. Нормы - это общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

5. Лидерство – это способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

6. Групповые процессы - это процессы, организующие деятельность группы.

Ситуационные характеристики группы:

1. Размер группы. Исследования показывают, что наиболее эффективными являются группы, состоящие из 5-7 человек.

2. Пространственное положение характеризует размещение людей во время работы по отношению друг к другу.

3. Задачи, решаемые группой, определяют специфику работы группы и организацию группового процесса.

4. Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы. Вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.

На особенности проявлений поведения людей существенное влияние оказывают групповые эффекты.

 

В психологии групп в организации выделяют два базовых эффекта:

1. Эффект присутствия других людей - это усиление доминантных реакций в присутствии других. Исследованиями было установлено, что эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном плане – это эффект социальной фасилитации, так и в отрицательном плане – это эффект социальной ингибиции.

2. Эффект принадлежности к группе. Групповая принадлежность является доминирующей целью человека.

Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах: психофизиологическом эффекте; эффекте социальной лени; эффекте синергии; эффекте группомыслия; эффекте конформизма; эффекте подражания; эффекте ореола; эффекте последовательности, первичности; эффекте бумеранга; эффекте сопричастности; эффекте эмоциональной поддержки; эффекте группового фаворитизма; эффекте группового эгоизма.

Вопросы для самопроверки по теме 4.1

1. Назовите основные теории формирования групп.

2. Раскройте содержание основных этапов группового развития.

3. Назовите классификации групп.

4. В чем существенная разница между формальными и неформальными группами?

5. Раскройте содержание основных характеристик группы.

6. Раскройте содержание ситуационных характеристик группы.

7. Что такое роль и ролевое поведение?

8. Что собой представляют нормы организации?

9. Какие формальные роли играют работники в организации?

10. Назовите два базовых групповых эффекта.

11. В чем причина возникновения эффекта социальной фасилитации?

12. Раскройте содержание базового эффекта принадлежности к группе.

13. Раскройте содержание эффекта социальной лени.

14. В каких случаях возникает эффект ореола?

15. В чем проявляется эффект группового фаворитизма?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.007 с.)