Развитие менеджмента в России (4 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие менеджмента в России (4 ч)



[1], с. 478-493, с. 508-519; [4], с. 182-215

Развитие теории и практики управления в 20-30-е годы XX века. Организационно-технические и социальные группы концепций управления. Концепция «организационного управления» А.А. Богданова; концепция «трудовые установки» А.К. Гастева; теория социалистической рационализации О.А. Ерманского; научная организация труда П.М. Керженцева.

Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный период.

Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы XX века. Реформа системы управления экономикой в 1965 г. Реформа системы управления 1979 г. Перестройка 1985 г.

Переход к рыночным отношениям с 1992 г. по настоящее время.

Основные условия развития эффективного менеджмента в России: демонополизация экономики; разгосударствление и приватизация; разделение государственного и хозяйственного руководства; свободное движение всех факторов производства; свободное ценообразование; открытость и доступность рынка для всех; конвертируемость валюты.

 

Менеджеры и инженерно-технический персонал в управлении (8 ч)

[1], с. 60 -69; [2], с. 28 – 59; [3], с. 23-24

Управленческие роли менеджеров. Понятие «менеджер». Требования, предъявляемые к современному менеджеру. Категории ролей менеджеров: межличностные роли; информационные роли; роли, связанные с принятием решений. Уровни управления в организации: руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена.

Управленческий труд и его специфика. Виды разделения управленческого труда. Основные виды деятельности менеджеров и инженерно-технических работников.

Требования к профессиональным и личностным качествам менеджеров. Перспективная модель менеджера.

Раздел 2. Организация как объект управления (28 ч)

Организация как система управления (6 ч)

[1], с. 91 -134; [5], с. 42-61

Понятие и сущность организации. Определение понятия «организация».Условия формирования или создания организации. Основные характеристики организации.

Организация как открытая система и ее свойства. Свойства больших систем. Классификация организаций: по происхождению; по механизму функционирования и взаимодействия между отдельными элементами; по особенностям внутренних отношений между людьми и специфике формирования; по формам собственности; по отношению к прибыли; по размерам.

Модель функционирования организации как открытой системы.

Жизненный цикл организации. Формы развития организаций. Прогрессивное и регрессивное развитие. Основные стадии развития: создание, рост, зрелость и упадок.

Внутренняя и внешняя среда организации (8 ч)

[1], с. 134-139; [2], с. 89-140; [3], с. 188 – 203

Внутренняя среда организации. Цели, структура (горизонтальное и вертикальное разделение труда), задачи, технология и люди. Потенциал организации: персонал; подготовка и организация производственного процесса; маркетинг; финансы и финансирование производственного процесса; организационная культура.

Внешняя среда организации. Среда косвенного воздействия (макросреда): состояние экономики; политические факторы; социокультурные факторы; технологические факторы; международные события. Среда прямого воздействия (микросреда): поставщики ресурсов, потребители; конкуренты; посредники; государственные учреждения и контактные аудитории.

Стратегическое управление организацией (6 ч)

[1] с. 141-164; [2] с. 225-286; [3] с. 220 – 248; [6], с. 223-244

Сущность стратегического управления. Элементы стратегии предприятия. Выстраивание стратегической пирамиды: корпоративная стратегия; деловая стратегия; функциональные стратегии, операционные стратегии.

Процесс стратегического управления: миссия организации; цели организации; оценка и анализ внешней среды; обследование сильных и слабых сторон организации, использование SWOT-анализа; анализ стратегических альтернатив. Факторы, формирующие стратегию предприятия.

Цели и задачи стратегического управления инновациями. Определение стратегии. Виды стратегий. Содержание и формы стратегического управления инновациями. Взаимодействие инновационного предприятия (инженерно-технической службы) с внешней средой. Порядок разработки инновационной стратегии предприятия. Процесс реализации стратегического решения.

 

Организационные структуры управления (8 ч)

[1], с. 229-257; [2], с. 330-358; [3], с. 334 – 348; [5], с. 85-112

Основные понятия организационной структуры. Понятие «структура управления организацией». Основные элементы организационной структуры: уровни управления; звенья управления: горизонтальные связи, вертикальные связи; степень централизации, степень децентрализации.

Модели и схемы построения организационных структур управления. Теория бюрократии М. Вебера. Бюрократические организационные структуры: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная. Органические организационные структуры: проектная; матричная.

Раздел 3. Функции управления (22 ч)

Планирование деятельности предприятия (6 ч)

[1], с. 46-48, [2], с. 235-284; [6], с. 283 – 324

Планирование деятельности организации. Определение планирования. Задачи планирования. Виды планирования: стратегическое планирование, тактическое планирование, оперативное планирование. Основные принципы планирования. Направления планирования:прогрессивное «снизу вверх», ретроградное «сверху вниз»,круговое (встречное). Методы планирования: нормативный; балансовый, расчетно-аналитический.

Бизнес–планирование. Назначение бизнес-плана. Ценность бизнес-плана. Примерная структура бизнес-плана: анализ положения в отрасли; существо предлагаемого проекта; характеристика предприятия; анализ рынка; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план, оценка эффективности бизнес-плана.

Мотивация деятельности персонала (8 ч)

[1], с. 332-354; [2], с. 337 – 364; [3], с. 131-177

Потребности, мотивы и мотивационное поведение. Классификация мотивов: первичные и вторичные. Вторичные мотивы: мотив власти; мотив достижений; мотив принадлежности; мотив безопасности; мотив статуса.

Содержательные теории мотивации. Теория потребностей А. Маслоу. Теория потребностей Д. Мак-Клеланда. Двухфакторная теория Ф. Герцберга. Теория ERG (существование, связь, рост) К. Альдерфера.

Процессуальные теории трудовой мотивации. Теория ожидания В. Врума. Модель Портера-Лоулера.

Современные теории трудовой мотивации. Теория справедливости. Теория постановки целей.

Содержание систем мотиваций труда в организации. Экономические системы мотивации труда. Административные системы мотивации труда. Социально-психологические системы мотивации труда.

Принятие управленческих решений и контроль их исполнения

(8 ч)

[1], с. 259-286; [2], с. 359-389; [3], с. 391 – 402; [6], с. 58-63

Управленческие решения и их классификация. Понятие управленческого решения. Основные разновидности управленческих решений. Требования к принимаемым решениям. Параметры качества управленческого решения. Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения. Использование определенных факторов для принятия оптимальных управленческих решений.

Оценка эффективности и качества процедур принятия решений. Процесс принятия управленческого решения. Стадии принятия решения: признание необходимости решения; выработка решения; выполнение решения.

Контроль. Сущность контроля. Определение контроля. Главные инструменты контроля. Основные источники контроля. Объекты контроля. Субъекты контроля. Предмет контроля. Виды контроля. Этапы контроля: выработка стандартов и критериев; масштаб допустимых отклонений и принцип исключения; сопоставление реальных результатов со стандартами; принятие решения о необходимых корректирующих действиях.

Раздел 4. Групповая динамика и руководство (лидерство) (28 ч)

Групповая динамика (8 ч)

[2], с. 405 – 430; [3], с. 104-118; [7], с. 105-148

Природа группы. Определение группы. Классические теории группообразования. Динамика формирования группы: формирование,

бурление, становление норм, действие, расформирование. Классификация групп по различным признакам: классификация групп по признаку численности; структурная целостность группы; классификация групп с точки зрения распространения информации и организации взаимодействия; формальные и неформальные группы.

Характеристики группы. Основные характеристики группы:структура группы; статус; ролевое поведение; нормы, лидерство; групповые процессы. Ситуационные характеристики группы: размер группы; пространственное положение; задачи, решаемые группой; система поощрений.

Групповые эффекты. Базовые эффекты: эффект присутствия других людей; эффект принадлежности к группе. Разнообразные социально-психологические эффекты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.01 с.)