Производственная практика состоит из учебной, технологической и преддипломной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственная практика состоит из учебной, технологической и преддипломной.



Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских, а технологическая и преддипломная — непосредственно на предприятии. Назначение производственной практики — подготовка учащихся к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве, дает учащимся первоначальный опыт профессиональной деятельности.

Дидактические цели производственной практики включают в себя: - формирование профессиональных умений и навыков; - закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; - расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений; - практическое освоение современного оборудования и технологий.

Производственная преддипломная практика представляет собой заключительный этап, поэтому отбор ее содержания должен предусматривать формирование профессиональных умений самого высокого уровня, и прежде всего организаторских.

Технологическая и преддипломная практика проводится на производстве по договорам между учебным заведением и предприятиями. Рабочие программы практики разрабатываются с учетом содержания типовых программ практики, а также специфических особенностей базовых предприятий. В период преддипломной практики содержание индивидуального задания связано со сбором необходимых материалов к дипломному проектированию. Руководители преддипломной практики должны рекомендовать учащимся перечень подразделений предприятия, где им следует получить нужные для дипломного проектирования материалы.

 

16 вопрос. Подготовка педагога профессионального обучения к проведение занятия: перспективное и текущее планирование. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний.

Суть планирования - заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы по занятиям и в определении для каждого занятия соответствующих его содержанию системы методов обучения и учебных средств.

Цель перспективно-тематического планирования: - Определить систему работы преподавателя и студентов, целесообразное и экономное использование учебного времени; - Разработать систему наглядных пособий, средств и форм организации познавательной деятельности студентов;- Наметить оптимальные пути реализации основных функций учебно-воспитательного процесса - обучающей, развивающей, воспитывающей.

Планирование предполагает включение в учебный процесс всех его основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний студентов, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у студентов умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков.

Отбор содержания программного материала - важнейший компонент перспективно-тематического планирования. Перспективный план занятия - своего рода организационный чертеж программного материала, где учтены все компоненты системы занятий, рассчитана логика учебного процесса, соблюдена преемственность содержания и методов обучения, проектируется формирование личности будущего специалиста.

Компоненты плана преподаватель определяет в зависимости от учебной дисциплины и содержания программного материала темы, учебно-материальной базы кабинета, уровня подготовки студентов. План является связующим элементом в системе учебно-планирующей документации между развернутым учебным планом и планами отдельных занятий теоретического обучения.

Занятие следует начинать с объяснения его учебной цели и содержания. В этом случае создается мотивация учения, появляется сознательное и устойчивое стремление к решению познавательных задач.

Дидактическая цель очередного занятия определяется содержанием материала программы. Преподаватель указывает в плане на обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках студентов; какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят студенты; какие качества личности будут формироваться).

Развивающая цель. Здесь можно выделить следующие цели: развитие умения выделять главное в изучаемом материале, составление кинематических схем, выполнение сравнительного анализа какого-либо процесса, заполнение таблицы на основе исходных данных, развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности и т.п.

Воспитательная цель. Эта задача связана с трудовым и эстетическим воспитанием студентов; учить сравнивать и обобщать изучаемые законы, явления и факты.

Перспективно-тематическое планирование учебной работы как системы занятий помогает достигнуть:- Планирования учебного процесса на календарный отрезок времени, на дисциплину в целом.- Повышения научного уровня преподавания.- Взаимосвязи теоретического и производственного обучения, с жизнью, с производственным опытом студентов.- Межпредметной связи, согласования сроков прохождения учебного материала.- Повышения уровня самостоятельной работы студентов.- Осуществления контроля за выполнением программного материала.- Рационального применения технических средств обучения.

Текущее планирование составляется на одну конкретную четверть.

 

17. Педагогическое, правовое и материальное обеспечение профессионального образования.

Кадровое обеспечение учебного процесса. Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно- методической деятельностью.Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 %, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 8% преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 % преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Правовое обеспечение. 1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его государственной аккредитации. 2. Граждане Российской Федерации имеют право на получения образования на родном языке основного общего 3. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. 4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании» является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования 5.Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации 6.Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования 8.У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии 9.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет учёный совет

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ:1.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это «Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в 1990 году.Ребенком является лицо в возрасте до 18 лет 2. Права учащихся образовательного учреждения определяются Уставом образовательного учреждения.

Материальное обеспечение профессионального образования. Источниками формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений в общем случае являются: 1. Бюджетные средства. 2. Средства, полученные от осуществления различных видов внебюджетной деятельности.3. Добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц.

Для обеспечения бюджетного финансирования образовательных учреждений необходимо решать три группы задач: – целеполагание и планирование расходов; – организация расходования средств в соответствии с целями и; – контроль за расходованием средств.
Основные исходные данные для расчета потребности в средствах:– контингент учащихся; – нормативы социального и материального обеспечения учащихся; – материальная база образовательных учреждений — кубатура зданий и занимаемые площади;- приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе; – нормативы обслуживания занимаемых помещений, обеспечения их теплом, освещением, водой и пр.; – другие необходимые показатели.

Правовая база организации платных образовательных услуг должна быть закреплена в уставе образовательного учреждения, где необходимо отразить все предполагаемые источники поступления финансовых и иных ресурсов, виды деятельности (помимо основной) и уточнить компетенцию руководителя учебного заведения по использованию поступивших внебюджетных средств, а также формированию за их счет собственности. Важным элементом организации указанного вида деятельности является определение перечня платных образовательных услуг, оказываемых за счет средств государственных, общественных организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов любых форм собственности, а также личных средств граждан.

Законом № 83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлены три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Бюджетное учреждение это некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда.

18.Нормативы материального, гигиенического и трудоохранного обеспечения занятий в профессиональном образовании.

1. Требования.1.1. Неуклонное соблюдение образовательным учреждением высшего профессионального образования и его филиалами (далее-вуз) законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно гигиенических, противоэпидемиологических, противопожарных норм и правил. 1.2. Соответствие лицензируемых образовательных программ требованиям государственных образовательных стандартов.1.3. Наличие права собственности, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения учебно-материальной базой, фондами и зданиями библиотек, помещениями социально-бытовой сферы и т.п. на весь срок подготовки кадров.

Договоры аренды площадей, используемых вузом, подлежат обязательной государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В вузе должны быть предусмотрены помещения с соответствующими условиями для медицинского обслуживания обучающихся и для их питания.

Учредитель (учредители) вуза должен обеспечить за счет своих средств периодические медицинские обследования педагогических работников и обучающихся, при этом для работников и обучающихся они являются бесплатными, а также другие социально-бытовые услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Наличие договоров между вузом и предприятиями, учреждениями или организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения или организации обязаны предоставлять места для обучения и прохождения практики студентов вуза

1.4 Вузы обязаны обеспечить обучающегося учебной литературой в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемыми для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации

2. Нормативы.

2.1. Обеспеченность обучающихся обязательной учебно-методической литературой в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемыми для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации.

 

19.Научные основы построения программ профессионального образования. Возможности педагога в их интерпретации. Основные образовательные программы предусматривают изучение следующих учебных циклов: - общенаучный цикл;- профессиональный цикл;

и разделов:- практики и научно-исследовательская работа; - итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

 

20.Тенденции и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в РФ. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

* гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; * самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;* грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);*быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; *самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:- «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning);- метод проектов; -индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции.

Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.

21 вопрос. Содержание и особенности дополнительного профессионального образования

Осн.задача допол-го проф.образования – это обеспечить человека необходимым комплексом знания для активной и коллективной жизни в разв-ся обществе.

Допол-ое проф-ое образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение проф-х знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов проф-ой деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования. Допол-ые проф-ые образ-ые программы реализуются в организациях дополнительного профессионального образования, а также в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение.

В образовательной организации дополнительного профессионального образования могут реализовываться различные по срокам и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.

Образовательные программы повышения квалификации направлены на обновление теоретических и практических знаний и совершенствование умений и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. (к ним относятся краткосрочные семинары и различные тренинги).

Образовательная программа профессиональной переподготовки направлена на получение и развитие дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учётом международных требований и стандартов.

Образовательная программа дополнительного образования — программы средней и длительной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности. Подобные программы дают возможность смены сферы деятельности.

 

22 вопрос Преемственность и межпредметные связи в профессиональном обучении. Межпредметные связи в профессиональном обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся. В широком смысле слова: Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов.

В узком (предметном) смысле слова Межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.

Обр-ая функция межпр-х связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпр-ые связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развив-ая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении физике, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Особое значение приобретают межпредметные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Можно выделить три модели межпредметных связей:1)общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;2)общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;3)спецдисциплины – спецдисциплины. Системное применение межпредметных связей общеобр-ых, общепроф-ых и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах.

25. Современные концепции воспитания в проф.учебном заведении. В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А. А. Бодалева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду. Идеи, предложенные авторами:■ личностный подход — признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;■ природосообразность — учет половых и возрастных особенностей учащихся;■ культуросообразность — опора на национальные традиции народа;■ гуманизация межличностных отношений;■ опора на чувства воспитанников.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы наряду с идеальной целью воспитания — формирования гармонической, всесторонне развитой личности — предложили реальную цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. В соответствии с этим молодой человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами: ■ быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни;■ обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью;■ иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;■ быть законопослушным, социально ответственным;■ иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности;■ иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом.

Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н. М. Таланчука, который определяет путь в будущее через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание. Развитие личности Н. М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы социальных ролей и формирования его человековедческой культуры, которое совершается на основе взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий.

Современный период характеризуется появлением регионалых концепций, которые имеют не только местное зна­чение, но могут быть полезными для любого российского педагога.

С начала 1990-х годов был разработан ряд концепций по руководством М. И. Рожкова, которые отражали различные аспекты организации воспитания молодежи. Все концепции были объединены общей идеей развития субъектности ребенка в его социальном развитии.

В1990 г. была принята в качестве основополагающей концепция социализации ребенка в деятельности детских организаций

26.закономерности и принципы профессионального воспитания. Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.

Закономерности: Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений. Если хочешь хорошо воспитывать, добивайся расположения воспитанника.

-Цель и организация воспитания должны соответствовать друг другу. Чем лучше формы, методы и средства соответствуют цели, тем выше эффективность воспитательных воздействий.

-Характер воспитательного влияния должен соответствовать социальной практике. Несоответствие воспитания жизни – большая проблема.

-На эффективность воспитания влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Материально-технический, санитарно-гигиенический, психологический климат в их переплетении придают неповторимый характер воспитанию.

-Воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.

-В педагогическом взаимодействии должны быть активны все его участники.

-Эффективность воспитания зависит от эффективности процессов обучения и развития.

-Ученик как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно.

-Интенсивность воздействия на систему мотивов, потребностей, эмоций вызывает активность ребенка. Цели воспитания становятся его мотивом.

-Воздействие должно сочетаться с уровнем развития вербальных и сенсомоторных процессов. Иначе ребенок не сможет выполнить трудовые операции.

-Взаимоотношения между воспитанниками влияет на становление личности. С кем поведешься, от того и наберешься

Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм. Принципы:

1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса. 2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. 3. Гармонизация личных и общественных интересов. 4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества. 5. Воспитание личности в коллективе. 6. Природосообразность воспитания. 7. Уважение личности обучаемого. 8. Воспитание в деятельности и общении.

1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса. Данный принцип направлен против стихийности в процессе воспитания, он связывает начало этого процесса с его результатом. Ведущая цель воспитания – разностороннее развитие личности с опорой на ее индивидуальность Идейность предполагает, что процесс воспитания опирается на определенную систему идей, контактирующих с целями воспитания.

2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей: правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества.

3. Гармонизация личных и общественных интересов – это разумное сочетание свои интересы с интересами своей страны, общества.

4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.

5. Воспитание личности в коллективе. Сплоченный и развитый коллектив становится активной силой в воспитании студентов, именно поэтому столь велико значение данного принципа.

6. Природосообразность воспитания предполагает, что воспитание опирается на взаимосвязь индивидуально-природных, наследственных особенностей и социокультурных процессов, что организаторы воспитания учитывают природные задатки и способности, пол, возраст, психофизиологические и физические особенности и возможности студентов.

7. Уважение личности обучаемого основано на признании в обучаемом личности и связано с объективным и доброжелательным отношением к нему. При наличии нормальных объективных взаимоотношений между преподавателями и обучаемыми воспитательный процесс будет более плодотворным.

8. Воспитание в деятельности и общении. Деятельность способствует формированию активности и инициативы, организаторских качеств и умений, помогает обучаемым убедиться в истинности или ложности тех или иных идей, положений. В деятельности происходит общение обучаемых друг с другом и с преподавателями.

27. Методы и формы воспитания в профессиональном образовании. Форма воспитания - это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач. В настоящее время основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Выделяют три основных типа форм воспитательной работы: представления; созидание-гуляние;Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:1) совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);2) развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения). путешествия. В типе «путешествия» можно выделить также два класса:1) путешествие-развлечение (поход, прогулка);2) путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

Приоритетность данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся. Проблема форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает самого пристального внимания со стороны практиков.

Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности. Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. 2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение. Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.

28. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Она включает к своему составу:а) выбор сил и средств воспитательного влияния: б) определение форм и методов воспитательной работы; в) планирование воспитательной работы. Оно должно быть четким и хорошо обдуманным; г) согласование конкретных средств с планами; д) подбивка итогов организации воспитательного процесса. Цель этого мероприятия заключается в обобщении и распространении опыта работы лучших воспитателей, изобличении и анализе ошибок и трудности в работе, предоставлении корректив и т.п..

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ. К последнему времени "слабым местом" воспитательной работы был определенные формализм, оторванность планов от реалий и нужд времени. Чтобы предотвратить этого недостаток, воспитателям следует обязательно придерживаться последовательности действий, чтобы принятию решений предшествовал совершенный АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Его следует проводить регулярно, своевременно, объективно и конкретно. Главной целью анализа является оценка действенности и эффективности воспитательной работы и соответствия ее результатов требованиям руководящих документов. Его следует проводить за такими показателями и критериями:- нравственно-психологический климат (здоровый - не здоровый);- направленность и сплоченность коллектива (сплоченный, дружеский - недружеский);- конкретные результаты работы обучения,;- дисциплина, организованность, моральная зрелость, сознание, ответственность и активность (управляемый - неуправляемый); - уровень профессионального мастерства (подготовленные - неподготовленные);- личные качества.

Конечно, приведенные здесь критерии довольно приблизительные, они способны выступать лишь как инициаторы эффективности воспитательных мероприятий

Важное место в воспитании занимает ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, которая обязательно предусматривает установление обратной связи в системе воспитания.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - это стройная система логического мышления и предусмотрение, которые основывается на данных контроля и проверки выполнения, анализе эффективности воспитательных действий, обобщении опыта их организации. Результаты прогнозирования выступают исходными данными для принятия новых решений из организации воспитательного процесса (в этом в самый раз и проявляются обратной связь элементов системы). Опираясь на полученные результаты организаторы воспитания корректируют задача и цель воспитательного процесса, обнаруживают наиболее действенные формы, методы и средства воспитания.

Прогнозирование и коррекция воспитательной работы предусматривает:- сбор достоверной информации о состоянии воспитательной работы;- анализ и обобщения результатов работы;- выявление характерных тенденций в развитии воспитательного процесса;- оперативное принятие дополнительных решений, которые призваны улучшить и усовершенствовать воспитательный процесс. Воспитательная работа представляет собой диалектическое единство всех своих элементов и требует от всех ее организаторов и участников постоянного творческого поиска новых эффективных форм, методов и средств воспитания, комплексного их использование на высоком уровне.

29. Мониторинг профессионального образовательного процесса и профессиональное развитие личности.

Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.061 с.)