Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производственная практика состоит из учебной, технологической и преддипломной.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских, а технологическая и преддипломная — непосредственно на предприятии. Назначение производственной практики — подготовка учащихся к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве, дает учащимся первоначальный опыт профессиональной деятельности. Дидактические цели производственной практики включают в себя: - формирование профессиональных умений и навыков; - закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; - расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений; - практическое освоение современного оборудования и технологий. Производственная преддипломная практика представляет собой заключительный этап, поэтому отбор ее содержания должен предусматривать формирование профессиональных умений самого высокого уровня, и прежде всего организаторских. Технологическая и преддипломная практика проводится на производстве по договорам между учебным заведением и предприятиями. Рабочие программы практики разрабатываются с учетом содержания типовых программ практики, а также специфических особенностей базовых предприятий. В период преддипломной практики содержание индивидуального задания связано со сбором необходимых материалов к дипломному проектированию. Руководители преддипломной практики должны рекомендовать учащимся перечень подразделений предприятия, где им следует получить нужные для дипломного проектирования материалы.
16 вопрос. Подготовка педагога профессионального обучения к проведение занятия: перспективное и текущее планирование. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний. Суть планирования - заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы по занятиям и в определении для каждого занятия соответствующих его содержанию системы методов обучения и учебных средств. Цель перспективно-тематического планирования: - Определить систему работы преподавателя и студентов, целесообразное и экономное использование учебного времени; - Разработать систему наглядных пособий, средств и форм организации познавательной деятельности студентов;- Наметить оптимальные пути реализации основных функций учебно-воспитательного процесса - обучающей, развивающей, воспитывающей. Планирование предполагает включение в учебный процесс всех его основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний студентов, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у студентов умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков. Отбор содержания программного материала - важнейший компонент перспективно-тематического планирования. Перспективный план занятия - своего рода организационный чертеж программного материала, где учтены все компоненты системы занятий, рассчитана логика учебного процесса, соблюдена преемственность содержания и методов обучения, проектируется формирование личности будущего специалиста. Компоненты плана преподаватель определяет в зависимости от учебной дисциплины и содержания программного материала темы, учебно-материальной базы кабинета, уровня подготовки студентов. План является связующим элементом в системе учебно-планирующей документации между развернутым учебным планом и планами отдельных занятий теоретического обучения. Занятие следует начинать с объяснения его учебной цели и содержания. В этом случае создается мотивация учения, появляется сознательное и устойчивое стремление к решению познавательных задач. Дидактическая цель очередного занятия определяется содержанием материала программы. Преподаватель указывает в плане на обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках студентов; какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят студенты; какие качества личности будут формироваться). Развивающая цель. Здесь можно выделить следующие цели: развитие умения выделять главное в изучаемом материале, составление кинематических схем, выполнение сравнительного анализа какого-либо процесса, заполнение таблицы на основе исходных данных, развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности и т.п. Воспитательная цель. Эта задача связана с трудовым и эстетическим воспитанием студентов; учить сравнивать и обобщать изучаемые законы, явления и факты. Перспективно-тематическое планирование учебной работы как системы занятий помогает достигнуть:- Планирования учебного процесса на календарный отрезок времени, на дисциплину в целом.- Повышения научного уровня преподавания.- Взаимосвязи теоретического и производственного обучения, с жизнью, с производственным опытом студентов.- Межпредметной связи, согласования сроков прохождения учебного материала.- Повышения уровня самостоятельной работы студентов.- Осуществления контроля за выполнением программного материала.- Рационального применения технических средств обучения. Текущее планирование составляется на одну конкретную четверть.
17. Педагогическое, правовое и материальное обеспечение профессионального образования. Кадровое обеспечение учебного процесса. Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно- методической деятельностью.Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 %, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 8% преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 % преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Правовое обеспечение. 1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его государственной аккредитации. 2. Граждане Российской Федерации имеют право на получения образования на родном языке основного общего 3. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. 4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании» является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования 5.Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации 6.Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования 8.У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии 9.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет учёный совет Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ:1.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это «Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в 1990 году.Ребенком является лицо в возрасте до 18 лет 2. Права учащихся образовательного учреждения определяются Уставом образовательного учреждения. Материальное обеспечение профессионального образования. Источниками формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений в общем случае являются: 1. Бюджетные средства. 2. Средства, полученные от осуществления различных видов внебюджетной деятельности.3. Добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц. Для обеспечения бюджетного финансирования образовательных учреждений необходимо решать три группы задач: – целеполагание и планирование расходов; – организация расходования средств в соответствии с целями и; – контроль за расходованием средств. Правовая база организации платных образовательных услуг должна быть закреплена в уставе образовательного учреждения, где необходимо отразить все предполагаемые источники поступления финансовых и иных ресурсов, виды деятельности (помимо основной) и уточнить компетенцию руководителя учебного заведения по использованию поступивших внебюджетных средств, а также формированию за их счет собственности. Важным элементом организации указанного вида деятельности является определение перечня платных образовательных услуг, оказываемых за счет средств государственных, общественных организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов любых форм собственности, а также личных средств граждан. Законом № 83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлены три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные. Бюджетное учреждение это некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда. 18.Нормативы материального, гигиенического и трудоохранного обеспечения занятий в профессиональном образовании. 1. Требования.1.1. Неуклонное соблюдение образовательным учреждением высшего профессионального образования и его филиалами (далее-вуз) законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно гигиенических, противоэпидемиологических, противопожарных норм и правил. 1.2. Соответствие лицензируемых образовательных программ требованиям государственных образовательных стандартов.1.3. Наличие права собственности, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения учебно-материальной базой, фондами и зданиями библиотек, помещениями социально-бытовой сферы и т.п. на весь срок подготовки кадров. Договоры аренды площадей, используемых вузом, подлежат обязательной государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В вузе должны быть предусмотрены помещения с соответствующими условиями для медицинского обслуживания обучающихся и для их питания. Учредитель (учредители) вуза должен обеспечить за счет своих средств периодические медицинские обследования педагогических работников и обучающихся, при этом для работников и обучающихся они являются бесплатными, а также другие социально-бытовые услуги, предусмотренные действующим законодательством. Наличие договоров между вузом и предприятиями, учреждениями или организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения или организации обязаны предоставлять места для обучения и прохождения практики студентов вуза 1.4 Вузы обязаны обеспечить обучающегося учебной литературой в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемыми для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации 2. Нормативы. 2.1. Обеспеченность обучающихся обязательной учебно-методической литературой в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемыми для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации.
19.Научные основы построения программ профессионального образования. Возможности педагога в их интерпретации. Основные образовательные программы предусматривают изучение следующих учебных циклов: - общенаучный цикл;- профессиональный цикл; и разделов:- практики и научно-исследовательская работа; - итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
20.Тенденции и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в РФ. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных: * гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; * самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;* грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);*быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; *самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:- «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning);- метод проектов; -индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции. Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах. 21 вопрос. Содержание и особенности дополнительного профессионального образования Осн.задача допол-го проф.образования – это обеспечить человека необходимым комплексом знания для активной и коллективной жизни в разв-ся обществе. Допол-ое проф-ое образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение проф-х знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов проф-ой деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования. Допол-ые проф-ые образ-ые программы реализуются в организациях дополнительного профессионального образования, а также в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение. В образовательной организации дополнительного профессионального образования могут реализовываться различные по срокам и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы. Образовательные программы повышения квалификации направлены на обновление теоретических и практических знаний и совершенствование умений и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. (к ним относятся краткосрочные семинары и различные тренинги). Образовательная программа профессиональной переподготовки направлена на получение и развитие дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учётом международных требований и стандартов. Образовательная программа дополнительного образования — программы средней и длительной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности. Подобные программы дают возможность смены сферы деятельности.
22 вопрос Преемственность и межпредметные связи в профессиональном обучении. Межпредметные связи в профессиональном обучении играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся. В широком смысле слова: Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов. В узком (предметном) смысле слова Межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей. Обр-ая функция межпр-х связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпр-ые связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями. Развив-ая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении физике, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Особое значение приобретают межпредметные связи в системе профессионального образования, где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Можно выделить три модели межпредметных связей:1)общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины;2)общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины;3)спецдисциплины – спецдисциплины. Системное применение межпредметных связей общеобр-ых, общепроф-ых и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах. 25. Современные концепции воспитания в проф.учебном заведении. В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А. А. Бодалева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду. Идеи, предложенные авторами:■ личностный подход — признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;■ природосообразность — учет половых и возрастных особенностей учащихся;■ культуросообразность — опора на национальные традиции народа;■ гуманизация межличностных отношений;■ опора на чувства воспитанников. Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы наряду с идеальной целью воспитания — формирования гармонической, всесторонне развитой личности — предложили реальную цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. В соответствии с этим молодой человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами: ■ быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни;■ обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью;■ иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;■ быть законопослушным, социально ответственным;■ иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности;■ иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом. Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н. М. Таланчука, который определяет путь в будущее через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание. Развитие личности Н. М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы социальных ролей и формирования его человековедческой культуры, которое совершается на основе взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий. Современный период характеризуется появлением регионалых концепций, которые имеют не только местное значение, но могут быть полезными для любого российского педагога. С начала 1990-х годов был разработан ряд концепций по руководством М. И. Рожкова, которые отражали различные аспекты организации воспитания молодежи. Все концепции были объединены общей идеей развития субъектности ребенка в его социальном развитии. В1990 г. была принята в качестве основополагающей концепция социализации ребенка в деятельности детских организаций 26.закономерности и принципы профессионального воспитания. Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. Закономерности: Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений. Если хочешь хорошо воспитывать, добивайся расположения воспитанника. -Цель и организация воспитания должны соответствовать друг другу. Чем лучше формы, методы и средства соответствуют цели, тем выше эффективность воспитательных воздействий. -Характер воспитательного влияния должен соответствовать социальной практике. Несоответствие воспитания жизни – большая проблема. -На эффективность воспитания влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Материально-технический, санитарно-гигиенический, психологический климат в их переплетении придают неповторимый характер воспитанию. -Воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться. -В педагогическом взаимодействии должны быть активны все его участники. -Эффективность воспитания зависит от эффективности процессов обучения и развития. -Ученик как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно. -Интенсивность воздействия на систему мотивов, потребностей, эмоций вызывает активность ребенка. Цели воспитания становятся его мотивом. -Воздействие должно сочетаться с уровнем развития вербальных и сенсомоторных процессов. Иначе ребенок не сможет выполнить трудовые операции. -Взаимоотношения между воспитанниками влияет на становление личности. С кем поведешься, от того и наберешься Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм. Принципы: 1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса. 2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. 3. Гармонизация личных и общественных интересов. 4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества. 5. Воспитание личности в коллективе. 6. Природосообразность воспитания. 7. Уважение личности обучаемого. 8. Воспитание в деятельности и общении. 1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса. Данный принцип направлен против стихийности в процессе воспитания, он связывает начало этого процесса с его результатом. Ведущая цель воспитания – разностороннее развитие личности с опорой на ее индивидуальность Идейность предполагает, что процесс воспитания опирается на определенную систему идей, контактирующих с целями воспитания. 2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей: правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества. 3. Гармонизация личных и общественных интересов – это разумное сочетание свои интересы с интересами своей страны, общества. 4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества. 5. Воспитание личности в коллективе. Сплоченный и развитый коллектив становится активной силой в воспитании студентов, именно поэтому столь велико значение данного принципа. 6. Природосообразность воспитания предполагает, что воспитание опирается на взаимосвязь индивидуально-природных, наследственных особенностей и социокультурных процессов, что организаторы воспитания учитывают природные задатки и способности, пол, возраст, психофизиологические и физические особенности и возможности студентов. 7. Уважение личности обучаемого основано на признании в обучаемом личности и связано с объективным и доброжелательным отношением к нему. При наличии нормальных объективных взаимоотношений между преподавателями и обучаемыми воспитательный процесс будет более плодотворным. 8. Воспитание в деятельности и общении. Деятельность способствует формированию активности и инициативы, организаторских качеств и умений, помогает обучаемым убедиться в истинности или ложности тех или иных идей, положений. В деятельности происходит общение обучаемых друг с другом и с преподавателями. 27. Методы и формы воспитания в профессиональном образовании. Форма воспитания - это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач. В настоящее время основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Выделяют три основных типа форм воспитательной работы: представления; созидание-гуляние;Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:1) совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);2) развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения). путешествия. В типе «путешествия» можно выделить также два класса:1) путешествие-развлечение (поход, прогулка);2) путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция). Приоритетность данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся. Проблема форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает самого пристального внимания со стороны практиков. Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности. Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. 2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение. Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. 28. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Она включает к своему составу:а) выбор сил и средств воспитательного влияния: б) определение форм и методов воспитательной работы; в) планирование воспитательной работы. Оно должно быть четким и хорошо обдуманным; г) согласование конкретных средств с планами; д) подбивка итогов организации воспитательного процесса. Цель этого мероприятия заключается в обобщении и распространении опыта работы лучших воспитателей, изобличении и анализе ошибок и трудности в работе, предоставлении корректив и т.п.. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ. К последнему времени "слабым местом" воспитательной работы был определенные формализм, оторванность планов от реалий и нужд времени. Чтобы предотвратить этого недостаток, воспитателям следует обязательно придерживаться последовательности действий, чтобы принятию решений предшествовал совершенный АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Его следует проводить регулярно, своевременно, объективно и конкретно. Главной целью анализа является оценка действенности и эффективности воспитательной работы и соответствия ее результатов требованиям руководящих документов. Его следует проводить за такими показателями и критериями:- нравственно-психологический климат (здоровый - не здоровый);- направленность и сплоченность коллектива (сплоченный, дружеский - недружеский);- конкретные результаты работы обучения,;- дисциплина, организованность, моральная зрелость, сознание, ответственность и активность (управляемый - неуправляемый); - уровень профессионального мастерства (подготовленные - неподготовленные);- личные качества. Конечно, приведенные здесь критерии довольно приблизительные, они способны выступать лишь как инициаторы эффективности воспитательных мероприятий Важное место в воспитании занимает ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, которая обязательно предусматривает установление обратной связи в системе воспитания. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - это стройная система логического мышления и предусмотрение, которые основывается на данных контроля и проверки выполнения, анализе эффективности воспитательных действий, обобщении опыта их организации. Результаты прогнозирования выступают исходными данными для принятия новых решений из организации воспитательного процесса (в этом в самый раз и проявляются обратной связь элементов системы). Опираясь на полученные результаты организаторы воспитания корректируют задача и цель воспитательного процесса, обнаруживают наиболее действенные формы, методы и средства воспитания. Прогнозирование и коррекция воспитательной работы предусматривает:- сбор достоверной информации о состоянии воспитательной работы;- анализ и обобщения результатов работы;- выявление характерных тенденций в развитии воспитательного процесса;- оперативное принятие дополнительных решений, которые призваны улучшить и усовершенствовать воспитательный процесс. Воспитательная работа представляет собой диалектическое единство всех своих элементов и требует от всех ее организаторов и участников постоянного творческого поиска новых эффективных форм, методов и средств воспитания, комплексного их использование на высоком уровне. 29. Мониторинг профессионального образовательного процесса и профессиональное развитие личности. Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Основные задачи мониторинга профессионального образования: * отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала; *создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом; *получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности; *индивидуализация педагогом своей деятельности; *обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.013 с.) |