Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции профессионального обучения

Поиск
Функции Содержание функции
Образовательная Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности
Воспитательная Формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.
Развивающая Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Методологической основой профессионального обучения яв­ляются его принципы, главные из которых: а) принцип целенаправленности; б) принцип гуманизации; в)принцип научности; г)политехнический принцип; д)принцип многоуровневости; е)принцип технологичности; ж)принцип компьютеризации; з)связи обучения с жизнью; и)систематичности и последовательности; к)сознательности и активности; л)наглядности обучения; м)доступности;

интегративного подхода; н)воспитывающего и развивающего обучения; о)принцип прочности.

Требования принципа целенаправленности: соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений, учебному плану и программам по специаль­ности.

Принцип гуманизации. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают раскрытие индивидуальности учащихся - его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких усло­вий, при которых он захочет учиться.

Принцип научности в профессиональном обучении означает опору на науку как источник системы законов, закономерностей, по­нятия и проявляется прежде всего в отборе учебного материала и в применяемых методах обучения.

Политехнический принцип - глубокое изучение основ материального производства.

Принцип многоуровневости профессионального обучения. Многоуровневость подготовки дает возможность полу­чить различный уровень образования, овладеть специальностью и ква­лификацией в структуре непрерывного образования, пройти все ста­дии обучения - начальное образование, среднее и высшее профессио­нальное образование.

Принцип технологичности связан с технологическими про­цессами, существующими в производстве и требует такой систематизации ЗУН, при которой обеспечивались бы последова­тельность овладения учебно-практическими, политехническими и профессиональными умениями и навыками, точность работы, развитие у учащихся творческого мышления и технической самостоятельности.

Принцип компьютеризации. Компьютерное обучение занимает ведущее место в общей теории и практике педагогического и производственно­го процессов.

Принцип связи обучения с жизнью - получение ответа на вопрос где, когда и как можно исполь­зовать приобретенные знания и в жизни, и на производстве.

Принцип систематичности и последовательности. Требования: 1)строгое, логическое расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний студентам; 2)последовательное овладение студентами ЗУН и одновременное их применение на практике.

Принцип сознательности и активности. Требования: 1) учет "Двусторонности" характера учебного процесса; 2) необходимость вызвать у студентов желание работать само­стоятельно, творчески; 3) эффективное включение в учебный процесс активных мето­дов, форм обучения; 4) подключение студентов к научному процессу самостоятель­ного добывания знаний; 5) развитие у студентов научного мышления и профессиональ­ного творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоя­тельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных произ­водственных задач.

Принцип наглядности обучения. Требования: 1)четкое определение дидактической цели использования на­глядности; 2)порядок и методика показа; 3)выбор целенаправленного количества наглядности; 4)последовательность демонстрации; 5)сочетание отдельных видов наглядности; 6)включение студентов в самостоятельный анализ наблюдае­мых объектов; 7)соблюдение требований культуры показа; 8)психологические требования к оформлению наглядности; 9)наличие вывода преподавателя.
Принцип доступности. Требования: 1) учет образовательного уровня студентов; 2) учет познавательных возможностей студентов; 3) учет профессиональной подготовки, характера и опыта сту­дентов; 4) учет возрастных особенностей студентов; 5) учет потребностей и интересов студентов.
Принцип интегрированного подхода - одновременное использование различных форм и методов
обучения в преподавании родственных предметов для решения про­фессиональных и жизненно важных проблем.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Требования: 1)правильное определение ведущих целей обучения: познава­тельной, воспитательной, развивающей; 2)формирование у студентов в ходе занятия научного миро­воззрения; 5)воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуман­ности, интеллигентности и т.п.; 6)формирование навыков культурного поведения, дисциплинированности; 7)развитие самостоятельности, инициативы, творчества; 8)развитие познавательных способностей и творческих сил (умение анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, со­поставлять, делать самостоятельные выводы и т.п.)

Принцип прочности. Требования: 1) эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов; 2) педагогически целесообразно и четко организовать повторе­ние, закрепление получение знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике; 3) систематически контролировать и оценивать приобретенные учащимися знания, умения и навыки; 4) осуществлять индивидуальный, дифференцированный под­ход к учащимся в процессе организации учебно-воспитательной рабо­ты.

Итак, перечисленные выше требования ведущих принципов обучения являются как бы стержневой основой для современных пе­дагогических технологий.

Вопрос 4 Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности и требования к личности педагога профессионального обучения

Сущность педагогической деятельности представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.

Основные виды педагогической деятельности - преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Преподавание и воспитательная работа имеют место в деятельности педагога любой специальности.

Структура педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи.

Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Его характеризуют: а)высокая гражданская ответственность и социальная активность; б)любовь к детям; в)подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; г)высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; д)потребность в постоянном самообразовании; д)физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Профессиональные качества - педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.185 (0.009 с.)