Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная (педагогическая) практика

Поиск

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»)

 

Кафедра педагогики

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

УЧЕБНАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование, Иностранный язык

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Нормативный срок обучения – 5 лет

Форма обучения – очная

Курс

  Утверждена на заседании кафедры
   
  Протокол №___
   
  от «___»_____________ 2011 г.
   
  Зав. кафедрой ___________________________________
   
  /________________/

Г. Иркутск – 2011 г.

 

1. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

Углубление и применение теоретических знаний в процессе наблюдения за реализацией педагогического процесса на практике, расширение профессиональной компетентности бакалавра.

2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

1. Формирование у студентов профессионально-педагогической направленности, интереса к профессии учителя.

2. Развитие у студентов коммуникативных умений, педагогической наблюдательности, гностических умений.

3. Формирование у студентов исследовательских навыков.

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:

Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Учебной практике в образовательных учреждениях предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла («История», «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи»), математического и естественно-научного цикла («Основы математической обработки информации», «Анатомия и возрастная физиология») и профессионального цикла «Психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Практический курс английского языка»), а также курсов по выбору «Латинский язык», Тренинг «Самоменеджмент: стратегия обучения в вузе», предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям обучающихся, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, необходимые при освоении производственной практики:

Знать:

- организационные основы деятельности классного руководителя, учителя иностранного языка, воспитателя группы продленного дня;

- формы, методы и методики организации учебной и досуговой деятельности детей в группе продленного дня.

Уметь:

использовать различные формы, методы и методики организации учебной и досуговой деятельности детей в группе продленного дня.

Быть готовым:

- к применению знаний основных положений педагогических теорий и концепций образования для построения оптимальной индивидуальной траектории развития школьника;

- к применению знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей и методов их исследования в практической деятельности;

- к реализации технологий воспитания при организации досуговой деятельности школьников;

- к взаимодействию с субъектами педагогического процесса;

- к непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности посредством формирования личностно и профессионально значимых компетенций.

Прохождение производственной практики в образовательных учрежденияхявляется необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла («Методика обучения иностранному языку», «Практический курс английского языка», «Теоретический курс английского языка», «Психолого-педагогический практикум», «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Моделирование образовательных программ») и дисциплин по выбору («Правовые основы управления образованием», «Медиаобразование в процессе обучения ИЯ», «Инновационные педагогические практики», «Лингвострановедение», Практикум «Разговорный английский язык», Практикум аутентичные СМИ на английском языке»).

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Практика в образовательных учреждениях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми предоставляются места для прохождения практики студентов вуза.

В период практики на практиканта распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в образовательных учреждениях.

Учебная практика осуществляется в течение двух недель в базовых общеобразовательных учреждениях с отрывом от учебного процесса в вузе.

Деятельность студентов на практике носит ознакомительный характер и включает посещение студентами уроков, воспитательных мероприятий, выполнение роли помощника классного руководителя или воспитателя группы продленного дня.

Студенты распределяются по 1 – 2 человека на класс.

 

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» проводится на базе образовательных учреждений разного типа: средние образовательные школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи.

Учебная практика проводится на 1 курсе во 2 семестре.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

· инновационность образовательного учреждения;

· соответствие действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, СНиП и Регламентам в данной области;

· наличие высококвалифицированных педагогических кадров;

· наличие в образовательном учреждении необходимой инфраструктуры (технической, материальной и т.д.).

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Общекультурные компетенции:

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).

Общепрофессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6).

Специальные компетенции:

– готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного (СК-3);

- готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты (СК-6).

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Общая трудоемкость производственной практики составляет ____2___ зачетных единиц, __72________ часа.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап: – анализ психолого-педагогический литературы и Интернет-ресурсов по организационно-правовым аспектам деятельности воспитателя группы продленного дня; – составление педагогической копилки материалов, необходимых для выполнения заданий учебной практики (игры, конспекты клубных часов, спортивные и оздоровительные мероприятия, конкурсные программы, диагностические методики); – создание комплекса диагностических материалов для изучения интересов и склонностей младших школьников, уровня их воспитанности и развития социальной сферы личности.           БРС. Проверка комплекса документов и материалов, необходимых для проведения практики (пакет нормативно-правовых документов, копилка игровых форм работы, перечень информационных ресурсов и литературных источников, копилка диагностических методик)
Организационный этап: - для руководства деятельностью студентов назначаются координаторы из числа преподавателей кафедры методики, педагогики, психологии. – знакомство со спецификой деятельности в школе и группе продленного дня; – проведение инструктажа по организации жизнедеятельности младших школьников; – анализ системы работы педагога, воспитателя и изучение документации;           Проверка перспективного и индивидуального планов практиканта.
Исследовательский этап: – анализ физиолого-гигиенического и педагогического аспектов функционирования; – изучение интересов и склонностей младших школьников, уровня их воспитанности и развития социальной сферы личности.           Проверка результатов диагностического исследования.
Основной этап: – проектирование и реализация различных форм учебной (самоподготовка) и воспитательной (беседа, игра, конкурсная программа) работы в классе или группе продленного дня; – реализация здоровьесберегающих технологий; – организация режимных моментов в группе продленного дня (прогулка, спортивный час, клубный час).           Контроль проектирования и реализации различных форм учебно-воспитательной работы в группе продленного дня
Заключительный этап: – оформление и защита Портфолио практики.           Защита Портфолио практики. Зачет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

 

В процессе учебной практики студенты используют следующие педагогические технологии: гуманно-личностные, технологии развивающего образования, воспитательные технологии (технология игры, конкурсной программы, прогулки), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, диагностические технологии, технологии анализа образовательного процесса, социально-педагогические технологии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Во время практики студент работает над составлением Портфолио практики.

Портфолио практики содержит список учащихся, расписание звонков в школе расписание уроков класса, а также отражает содержание выполняемой работы и её оценку классным руководителем (воспитателем). Кроме того, Портфолио используется студентом для ведения записей по наблюдению за учащимися, анализа педагогических ситуаций, по изучению организации педагогического процесса, фиксации хода проведенных бесед, их анализа, формулировки собственных выводов, анализа собственных педагогических качеств и постановки задач по саморазвитию и самосовершенствованию.

Оформление 1-ой страницы Портфолио практики представлено в Приложении 1.

По итогам практики студентам выставляется зачет.

На протяжении всей практики студент выполняет систему заданий, направленных на решение задач педагогической практики.

 

Примерное содержание практики

 

1. Знакомство с образовательным учреждением

Задание 1.1. Во время первой встречи с администрацией выясните:

- К какому типу относится данное образовательное учреждение (лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа с продленным днем и т.д.).

- Какие задачи по реализации процессов обучения и воспитания стоят перед педагогическим коллективом?

- Каковы основные идеи, реализуемые в педагогическом процессе учебного учреждения?

- Осуществляется ли связь учебного учреждения с учреждениями дополнительного образования? Каким образом?

- Каковы традиции школы?

 

Коммуникативных умений

Задание 2.1. В 1-ый (2-ой) день практики проведите встречу – знакомство с детьми «Давайте познакомимся». Продумайте, как представитесь детям, что расскажите о себе, что спросите у них.

 

Задание 2.2. Понаблюдайте за поведением детей в классе, постарайтесь определить:

- кто в группе признан эрудитом;

- кто отличается завышенными притязаниями;

- кто – излишней застенчивостью;

- кто занимается с увлечением;

- кто потерял интерес к учению;

- есть ли в группе дети, играющие особые неофициальные роли (роль весельчака-юмориста и т.д.)

Свои наблюдения и выводы зафиксируйте в Портфолио и побеседуйте с классным руководителем (воспитателем), задав ему вышеперечисленные вопросы, выясните правильность своих суждений:

· Если ваши выводы полностью совпали с мнением классного руководителя (воспитателя), вы обладаете педагогической наблюдательностью, умением анализировать поведение учащихся. Необходимо дальнейшее совершенствование этих умений.

· Если ваши выводы частично совпали с мнением классного руководителя (воспитателя) – ваш уровень педагогической наблюдательности недостаточен. Возможно, для вас характерна интуитивность, выражающаяся в недостаточном умении анализировать особенности поведения учащихся. Необходима работа по развитию педагогической наблюдательности и умению анализировать педагогические явления.

· Если ваши выводы не совпали с мнением классного руководителя(воспитателя) – для вас характерно отсутствие педагогической наблюдательности. Причиной этого может быть отсутствие сосредоточенности на педагогическом явлении, неумение анализировать педагогическое явление. Необходима серьезная работа по формированию вышеперечисленных умений. Поставьте перед собой задачу по самосовершенствованию в этом направлении, стремитесь к её реализации.

 

Задание 2.3. В беседе с классным руководителем (воспитателем) выясните, кого он считает самым воспитанным, а кого – самым невоспитанным учеником в классе. Почему? После этого понаблюдайте за поведением этих учащихся в разных ситуациях. Зафиксируйте наблюдения в Портфолио. Дайте обоснованные комментарии оценкам классного руководителя (воспитателя).

 

Задание 2.4. Понаблюдайте в течение некоторого времени за 1-2 учениками в классе. Записывайте свои наблюдения. Сделайте выводы об уровне воспитанности и развитии тех или иных качеств личности, например, об их дисциплинированности, ответственности, коллективизме и т.д. Свои выводы сверьте с мнением учителей (воспитателей), которые хорошо знают этих учащихся.

 

Задание 2.5. Вспомните сложную педагогическую ситуацию, свидетелем которой вы стали. Проанализируйте эту реальную ситуацию с точки зрения мотивов её участников. Оцените, был ли оптимальным со стороны взрослого предпринятый выход их ситуации. Как бы вы поступили?

 

Задание 2.6. Понаблюдайте за собой, удается ли вам в ходе общения с учащимися вставать в рефлексивную позицию, т.е. посмотреть на себя глазами учеников. Какие выводы при этом вы делаете?

 

Задание 2.7. Составьте свой «коммуникативный портрет», какие вы предпочитаете задачи в общении, какие приемы и средства педагогических воздействий на учащихся для вас более характерны, охарактеризуйте свой стиль общения со школьниками.


 

Урок

- С чего начался урок? Что предпринял учитель для организации порядка в классе? Как прошла мобилизация внимания учащихся? Быстро ли включились учащиеся в познавательную деятельность?

- Какие методы обучения использованы учителем? Соответствуют ли они цели урока, возрастным особенностям учащихся, содержанию материала. Использовал ли учитель оригинальные методические приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся? Какие?

Урок

- На какие принципы обучения опирался учитель в ходе урока? Чему это способствовало?

Урок

- Какие функции педагогического процесса реализованы на уроке? В чем это выражалось?

 

→ На основе полученных выводов сформулируйте и обоснуйте свои предложения по организации и проведению урока.

 

Задание 3.2. Изучите класс на основе:

→ Бесед с учителем;

→ Бесед с учащимися;

→ Наблюдений за учащимися;

→ Анализа классной документации (журнала успеваемости)

Выясните:

- Как давно работает учитель с классом и насколько знает его;

- Как относятся учащиеся друг к другу;

- Интересуются ли они делами класса;

- Каков актив класса: кто входит в его состав, насколько авторитетны его члены, каковы взаимоотношения учителя с активом, кто из ребят помогает лучше других, кто вызывает тревогу, почему;

- Есть ли традиции в коллективе;

- Привлекает ли учитель родителей учащихся к своей работе;

- Какие интересные дела проведены (планируются провести в этом году).

→ На основе полученных данных попытайтесь составить первичную характеристику класса по образцу:

Общие сведения о коллективе (количество мальчиков и девочек); успеваемость (отличники, учащиеся требующие особой заботы); состояние дисциплины; краткая характеристика коллектива (сложился ли он, этап развития коллектива, дружный, трудолюбивый и т.д.); краткая характеристика актива.

Задание 3.3. Выясните характер отношения школьников к учебе (методом анкетирования, интервьюирования, беседы или др.), развития их познавательных интересов.

Вопросы для выяснения интересов, увлечений, склонностей могут быть самыми разными.

Например:

- Чем занимается школьник в свободное время?

- Какое у него любимое занятие?

- Чем больше всего он увлекается?

- Какие профессии привлекают его внимание и почему?

- Какие профессии не нравятся и почему?

- Какие книги он любит читать и почему?

- Какие фильмы (спектакли) смотрел в последнее время?

- Какой предмет ему больше всего нравится и почему?

- Если бы ему предложили на выбор: экскурсию по городу, в музей изобразительного искусства, посещение детского сада, поездку за город, экскурсию на завод, спортивное состязание, встречу с учащимися соседней школы – какое мероприятие он выбрал бы и почему?

Вопросы адаптируйте к возрасту учащихся. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы.

Задание 3.4. Проведите профориентационную работус учащимися:

• Беседа об ИГЛУ

• Конференция «Учителем рождаются или становятся?»

• Конкурс сочинений: «Учительница первая моя...», «Мой идеал учителя».


Приложение 1

 

ПОРТФОЛИО ПРАКТИКИ

 

Студента___________________________________________________________

 

Группы ___________________

 

Практика проводится в школе № __________ г. Иркутска

 

В ____________ классе

 

С _____________________________ по __________________________________

 

Координатор практики ________________________________________________

 

Классный руководитель _______________________________________________

 

Директор ____________________________________________________________

 

Завуч _______________________________________________________________

 

Адрес _______________________________________________________________

 

Телефон ______________________

Приложение к Портфолио (фотографии* уроков, материалы по организации досуга детей: игры, конспекты клубных часов, спортивные и оздоровительные мероприятия, конкурсные программы, диагностические методики).


 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ СТУДЕНТА НА НЕДЕЛЮ

1 неделя   Дата Содержание деятельности студента Оценка выполненной работы выводы и рекомендации
       
2 неделя   Дата Содержание деятельности студента Оценка выполненной работы выводы и рекомендации
       

 

Приложение 2

Приложение 3

Отчет-самоанализ

 

1. Как вы думаете, чем интересна и чем сложна практика?

2. Какие виды работ, которые вызвали у вас затруднения?

3. Назовите наиболее удачные формы и методы работы в период практики.

4. Какие теоретические положения педагогики были реализованны в период практики?

5. Какие компетенции были закреплены вами в период практики.

6. Выскажите предложения по совершенствованию организации учебной практики.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рейтинговая карта

Ф.И. студента Посещение консультаций Индивидуальный план Потрфолио практики Фотографии* уроков Досуг детей Диагностика Отчет самоанализ Добор баллов Бонусы Итого баллы %
1.                        
2.                        
3.                        
4.                        
5.                        
6.                        
7.                        
8.                        
9.                        
10.                        
11.                        
12.                        
13.                        
14.                        
15.                        
16.                        
17.                        
18.                        
19.                        


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

а) основная литература:

1. Вакуленко, А. В. Группа продленного дня. СD диск / А. В. Вакуленко. – М.: Учитель, 2010. Поставщик: «ВЕК Развития»

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»)

 

Кафедра педагогики

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

УЧЕБНАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование, Иностранный язык



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.016 с.)