Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Очная форма обучения Заочная форма обучения↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по дисциплине «Специальная педагогика» для специальностей «050714 Олигофренопедагогика», «050715 Логопедия», «050712 Тифлопедагогика», «050713 Сурдопедагогика», «050716 Специальная психология» по циклу ОПД.Ф.12 – общепрофессиональные дисциплины
Очная форма обучения Заочная форма обучения Курс – 2 Курс - 2 Семестр – 3 Семестр - 4 Объем в часах всего – 72 Объем в часах всего – 72 в т.ч. лекций – 24 в т.ч. лекций – 8 практических – 12 практических – 4 Самостоятельная работа – 36 Самостоятельная работа – 60 Зачет – 3 семестр Зачет – 4 семестр
Екатеринбург 2007 Рабочая учебная программа и методические рекомендации по дисциплине «Специальная педагогика» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург,2007. с.
Составитель: Прохорова М.Н., старший преподаватель кафедры специальной педагогики УрГПУ.
Рабочая учебная программа и методические рекомендации обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики. Протокол № Зав. кафедрой ___________________ О.Л.Алексеев.
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен регистрационный №________ от__________г. Начальник отдела ___________________ Р.Ю.Шебалов. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Специальная педагогика» предназначен для студентов педагогического вуза, обучающихся по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология». Следуя за курсом «Педагогика», он конкретизирует современные педагогические знания применительно к сфере специального образования лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и готовит студентов к усвоению дисциплин по областям специальной педагогики: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика», «Специальная психология». Цель курса – познакомить студентов с основами теории специальной педагогики, её понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и методами исследования, дать обобщённые теоретические представления о специальном образовании как об особом социокультурном образовательном феномене. Задачи курса: - сформировать целостное представление о специальной педагогике как составной части педагогического научного знания, её объекте, предмете, целях, задачах, научных основаниях, принципах; - раскрыть социокультурную сущность специального образования, познакомить с историей его становления и развития, показать его роль в социализации ребёнка с ограниченными возможностями; - дать представление об особых (специальных) образовательных потребностях человека с ограниченными возможностями жмзнедеятельности и о содержании педагогической деятельности в сфере специального образования; - познакомить с общими теоретическими основами специального обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми образовательными потребностями;
- сформировать представление о современной системе специальных образовательных услуг, педагогических системах и формах организации специального образования; - создать предпосылки для формирования гуманистического профессионального мировоззрения будущих специалистов системы специального образования. Изучение курса организуется в различных формах учебной деятельности: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. В лекционный курс входят основополагающие разделы теории, связанные с рассмотрением наиболее общих научных оснований специальной педагогики. Темы и разделы, предлагаемые для семинарских занятий, предоставляют возможности для изучения и анализа студентами специальной литературы, нормативно-правовых материалов, просмотром и анализом видеоматериалов, фильмов по соответствующей тематике. Курс предполагает большую самостоятельную работу студентов по изучению литературных источников, подбору и анализу материала для семинарских занятий. С этой целью программа предлагает список специальной литературы, позволяющий значительно расширить и конкретизировать знания студентов, полученные на лекционных и семинарских занятиях. Содержание курса построено на основе и с учетом межпредметных связей, а также воспитательных задач высшего образовательного учреждения, осуществляющего подготовку педагогических кадров. Итоговая форма отчетности – зачет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1.Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2.Учебно-тематический план заочной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Общие вопросы теории специальной педагогики Специальная педагогика как отрасль педагогической науки. Основополагающие понятия, термины специальной педагогики. Гуманистические ориентиры развития понятийного аппарата специальной педагогики. Специальная педагогика и специальное образование. Объект, предмет и задачи специальной педагогики. Цель и задачи специального образования. Педагогические классификации в специальной педагогике. Основания этих классификаций. Предметные области современной специальной педагогики, их внутрипредметные классификации.
Основные понятия: специальная педагогика; специальное образование; недостаток (ограничение возможностей) физической и/или психической сферы; лицо (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности; особые (специальные) образовательные потребности; дети (лица) с особыми образовательными потребностями; педология; дефектология; специальные педагогические науки; тифлопедагогика; сурдопедагогика; олигофренопедагогика; логопедия; педагогическая помощь; специальные образовательные услуги; специальное (коррекционное) образовательное учреждение; компенсация; педагогическая коррекция; реабилитация; социальная реабилитация; социальная адаптация.
Научные основания специальной педагогики Философские основы Выдающиеся философы и мыслители о проблемах человека с психофизическими отклонениями от общепринятой нормы. Основные философские категории и их интерпретации в специальной педагогике. Философско-методологические основания разграничения патологии и нормы. Актуальные философские проблемы специальной педагогики. Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями как методологическая основа изучения истории специальной педагогики. Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики. Современная модель аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: переход от культуры полезности к культуре достоинства. Этические основы специальной педагогики. Современная философия как методологическая основа специальной педагогики.
Основные понятия: норма и отклонение в развитии человека; единичное, особенное и общее; сущность и явление; количественные и качественные изменения; аксиолог7ия, этика; гуманизм. Гуманизация, фундаментализация, интеграция.
Социологические основы Развитие и социализация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности с точки зрения социологии. «Социальное выпадение» и основные проблемы им порождаемые: нарушение социальной ориентировки, коммуникации, отклонения в поведении, проблемы идентификации, утрата социальных и жизненных перспектив, затруднения в образовании и снижение социальной успешности. Социальное включение. Лица с ограниченными возможностями как социальное меньшинство. Социальные параметры этой общественной группы. Формирование социального самосознания, социальной идентификации лиц с ограниченными возможностями, преодоление «социального выпадения» под влиянием социальных факторов. Значение данных прикладной социологии для развития специальной педагогики и специального образования.
Основные понятия: социология; социализация; социальный статус; социальное выпадение; социальная ориентировка; социальное взаимодействие; социальная коммуникация; социальная идентификация; социальная группа; социальное меньшинство; социальная изоляция; социальная интеграция; социальное включение.
Клинические основы Причины нарушений развития. Медицинская классификация дефектов развития. Клиническая характеристика дефектов развития. Медицинская помощь при нарушениях развития. Медицинская диагностика, медицинская коррекция, медицинская абилитация. Содержание и реализация медицинских абилитационных и реабилитационных программ. Научные дисциплины, обеспечивающие клинические основы специальной педагогики. Их роль в решении задач специальной педагогики.
Основные понятия: аномалия развития; дефект, первичный дефект, вторичный дефект, комбинированный дефект; инвалидность; пренатальные, натальные, постнатальные дефекты; эндогенные, экзогенные дефекты; органические, функциональные дефекты; генные и хромосомные нарушения; медицинская помощь; медицинская диагностика; медицинская коррекция; медицинская реабилитация; медицинская абилитация; медицинская профилактика.
Психологические основы Предмет и задачи специальной психологии, ее значение для специальной педагогики. Проблема компенсации функций в специальной психологии. Типы компенсации. Развитие теории компенсации. Понятие структуры дефекта в специальной психологии. Первичное нарушения и вторичные отклонения в развитии. Компенсация как синтез биологического и социального фактора (Л.С.Выготский). Параметры, определяющие тип нарушения психического развития (В.В.Лебединский). Основные типы нарушений психического развития. Общность закономерностей развития психики нормального ребенка и ребенка с проблемами в развитии. Общие закономерности для всех типов аномального психического развития. Закономерности, характерные для конкретного нарушения психического развития. Диагностика в специальной психологии. Важнейшие принципы обследования ребенка с особым развитием. Психологическая служба в системе специального образования. Реализация положений специальной психологии в специальной педагогике.
Основные понятия: нервная система; психическое развитие; биологические факторы развития; социальные факторы развития; средовые факторы развития; зона актуального развития; зона ближайшего развития; отклонение от нормального психического развития; потенциальные возможности развития; компенсация функций; структура дефекта; первичное нарушение; вторичные отклонения в развитии; типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное развитие; цикличность психического развития; неравномерность психического развития; пластичность нервной системы; психологическая диагностика; психологическая служба системы специального образования.
Социокультурные основы Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности как объект социокультурного восприятия. Люди с отклонениями в развитии в контексте различных культур. Образ жизни и его составляющие: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Качество жизни; комплекс факторов его определяющий. Социокультурная концепция образа жизни человека с ограниченными возможностями. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями как современный способ решения социокультурных проблем этой категории населения. Понятие субкультуры применительно к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Место и роль специальной педагогики в решении социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями.
Основные понятия: образ жизни; качество жизни; социальные институты; социокультурное включение; жизнеобеспечение; социализация; коммуникация; рекреация; независимый образ жизни; патернализм; культура бедности; маргинализация; социокультурная дискриминация; рентные установки; приоритет интересов личности; субкультура (напр. субкультура глухих).
Правовые основы Современные международные правовые акты, направленные на защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Важнейшие российские нормативно-правовые документы (указы Президента, постановления Правительства РФ, законы и др.), направленные на охрану материнства и детства, на защиту прав, свобод и социальную поддержк улиц с ограниченными возможностями. Законодательная и правовая основа специального образования в России, перспективы ее развития.
Основные понятия: Организация Объединенных Наций; ЮНЕСКО; международный правовой документ; нормы международного права; права Лиз с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности (инвалидов); охрана материнства и детства; правовые документы; нормативные документы; закон; указ Президента РФ; постановление правительства РФ; подзаконные акты; правовые гарантии.
Экономические основы Понятие о благотворительности, ее конфессиональный и социокультурный смысл, экономическая целесообразность; краткая история экономических условий становления и развития специального образования в Западной Европе и России. Экономическая политика в области специального образования в СССР. Финансирование специального образования за рубежом. Постсоветские экономические проблемы специального образования; экономическая целесообразность существующей системы специального образования. Экономические основы интеграционной формы организации образования для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Экономические проблемы жизнеобеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью. Основные понятия: призрение; благотворительность; церковная благотворительность; светская благотворительность; меценатство; волонтерство; экономическая политика; социальное обеспечение; пенсия; экономическое обеспечение правовых гарантий; государственное именное образовательное обязательство.
В специальной педагогике
Актуальные проблемы специальной педагогики как сферы научного знания; ее современные научные направления, научные школы. Научное психолого-педагогическое исследование, его объект, предмет, задачи, гипотеза. Методологические принципы проведения педагогического исследования. Понятие о системном подходе и возможностях его применения в исследованиях по специальной педагогике. Логика научного исследования. Общепедагогические методы научного исследования, их адаптация к сфере специальной педагогики в зависимости от контингента испытуемых, задач исследования и пр.
Основные понятия: методология исследования; методы исследования; системный подход; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; социометрические методы; математические методы обработки данных.
4. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности как методологическая основа изучения истории специального образования. Современная периодизация эволюции отношения государства и общества к лицам с нарушениями в развитии. Становление и развитие национальных систем специального образования (зарубежные страны, Россия). Становление и развитие специальной педагогики как отрасли научно-педагогического знания. Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые.
Основные понятия: аксиология; аксиологическая концепция отношения социума к лицам с отклонениями в развитии; национальная система специального образования; лечебная педагогика; дефектология; специальная педагогика.
Образование лиц с нарушениями слуха Виды и причины нарушений слуховой функции. Педагогическая классификация нарушений слуха, педагогическая типология детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогическая характеристика. Медицинская, психологическая и педагогическая реабилитация лиц с нарушениями слуха. Образование лиц с нарушенным слухом. История развития двух основных педагогических систем обучения неслышащих. Современные педагогические системы обучения детей с нарушенным слухом. Комплексный процесс коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха: система работы по развитию речи, мышления, общения. Профессиональное образование, социокультурное включение лиц с нарушением слуха.
Образование лиц с нарушением зрения Общие сведения о зрительной патологии. Классификация детей с нарушениями зрения в зависимости от глубины, характера и времени возникновения дефекта. Характеристика основных классификационных групп. Дети с комбинированными дефектами. Тифлопедагогика – система научных знаний о развитии, обучении и воспитании слепых и слабовидящих, ее история, основные состовляющие, основные пути развития. Обоснование необходимости специального обучения и воспитания детей с отклонениями в зрительном восприятии в свете теории сенсорной депривации. Совместное обучение детей с нарушенным и нормальным зрением Современные возможности педагогической помощи лицам с нарушениями зрения. Образовательные перспективы для незрячих и слабовидящих. Содержание и технологии коррекционно-компенсирующей деятельности. Профилактика и коррекция отклонений в развитии слепых и слабовидящих детей и подростков. Охрана зрения детей в образовательных учреждениях общего назначения. Профессиональное образование и социокультурная адаптация лиц с нарушенным зрением.
Образование лиц с тяжелыми нарушениями речи Логопедия как специальная педагогическая наука. Предмет, задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Исторический обзор основных этапов развития логопедии. Характеристика современного этапа. Естественнонаучные и психолингвистические основы логопедии. Понятие нормы и патологии речи. Учение об этиологии речевых нарушений. Методологические принципы анализа речевых нарушений. Основные принципы, методы, формы, методы профилактики и коррекции речевых нарушений. Необходимость применения комплексного медико-психолого-педагогического подхода при устранении речекых нарушений. Особенности логопедической работы с различными категориями детей. Нарушения речи и их коррекция у детей с различными проблемами развития (сложный речевой дефект). Речевая патология у взрослых и система логопедической помощи. Образование и социокультурное включение лиц с речевой патологией.
Образование лиц с нарушениями опорно-двигательной системы Моторное развитие и его возможные нарушения. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями детского церебрального паралича, полиомиелита и деформации опорно-двигательной системы. Система лечебно-восстановительной и учебно-воспитательной работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, включающая развитие двигательной сферы, речи, общения и деятельности, обогащение представлений об окружающем мире. Нарушения опорно-двигательного аппарата в юношеском и зрелом возрасте (бытовой, производственный, военный травматизм); психолого-педагогические и социокультурные проблемы и их решение. Психолого-педагогическая и социально-трудовая реабилитация. Возможности профессиональной и социокультурной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью Предметная область и предмет олигофренопедагогики. Современные тенденции и причины расширения границ предметной области педагогики лиц с интеллектуальной недостаточностью. Ребенок с нарушением интеллекта как объект и субъект воспитания. Понятия «умственная отсталость», «задержка психического развития». Причины нарушений в интеллектуальном развитии. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями интеллекта. Интеллектуальная недостаточность на различных этапах жизненного цикла: педагогические и социокультурные проблемы и их решение. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с нарушениями интеллекта. Дифференциация и интеграция в образовании в образовании детей с нарушениями интеллекта. Специальное образование лиц с интеллектуальной недостаточностью: история возникновения, основные этапы развития, современная система педагогической помощи различным категориям лиц с интеллектуальной недостаточностью. Возможности и задачи профессионального образования, социокультурного включения и социокультурной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью. Педагогическая помощь лицам с тяжелей интеллектуальной недостаточностью.
Образование при аутистическом синдроме Понятие раннего детского аутизма (РДА) в современной специальной педагогике. Современные научные представления о причинах РДА. Психолого-педагогическая характеристика детей с РДА. Современные пути коррекционно-педагогической помощи детям с РДА. Перспективы детей с РДА в области образования и социокультурной адаптации.
Образование при тяжелых и множественных нарушениях развития Понятие о комбинированных нарушениях. Основные виды комбинаций нарушений и их влияние на развитие ребенка. Содержание и организация коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями. Так называемые «необучаемые» дети и причины возникновения этого понятия. Педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями. Понятие о тифлосурдопедагогике. Психолого-педагогическая характеристика слепоглухого ребенка. Современные возможности педагогической помощи слепоглухим. Содержание и технологии коррекционно-педагогической помощи слепоглухим. Возможности профессиональной и социокультурной реабилитации слепоглухих. Социокультурное включение лиц с множественными нарушениями.
Основные понятия: педагогическая система специального образования; сурдопедагогика; тифлопедагогика; логопедия; олигофренопедагогика; тифлосурдопедагогика; глухие, слабослышащие; незрячие; слабовидящие; дети с тяжелыми нарушениями речи; логопедическая помощь; дети (лица) с нарушениями опорно-двигательной системы; дети с трудностями в обучении; лица (дети) с интеллектуальной недостаточностью; аутизм; аутистические черты личности; лица с комбинированными нарушениями; коррекционно-педагогическая помощь.
7. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования
Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Дифференцированная и интегрированная формы специального образования. Возникновение и развитие двух организационных форм специального образования. Особенности интеграционного процесса в России. Модели интегрированного образования. Гуманизация отечественной системы образования и ее влияние на развитие специальной педагогики и специального образования в стране. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Перспективы развития предметных отраслей специальной педагогики. Концепция реформирования системы специального образования в России.
Основные понятия: интегрированная и дифференцированная формы организации специального образования; интеграция; дифференциация; гуманизация образования; гуманистические образовательные системы; ранняя комплексная помощь; инновационные образовательные учреждения; деинституциализация.
Занятие № 1 Занятие № 2 Занятие № 3 Тема: «Педагогические системы специального образования» 1. Понятие о педагогической системе специального образования. 2. Виды педагогических систем специального образования. 3. Характеристика основных педагогических систем специального образования. 4. Перспективы развития педагогических систем специального образования. Занятие № 4 Тема: «Перспективы развития специальной педагогики и специального образования» 1. Профилактика отклонений в развитии. 2. Раннее выявление отклонений в развитии: обоснование необходимости; отечественные исследования в этом направлении; организация подобной работы за рубежом. 3. Помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Занятие № 5 Тема: «Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация»
1. Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе. 2. История интеграции. 3. Модели интегрированного обучения. Реализаций идеи интеграции в России. 4. Интеграция и дифференциация.
Занятие № 6 Тема: «Современная система специальных образовательных услуг»
1. Цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа как составной части системы специального образования. 2. Современные возможности получения дошкольного образования детьми со специальными потребностями. 3. Современная школьная система специального образования. 4. Цель, задачи, содержание и организация процесса профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематика самостоятельных занятий 1. Основные понятия, термины специальной педагогики. 2. Систематика и статистика специальной педагогики. 3. История становления и развития национальных систем специального образования: пять периодов эволюции. 4. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе специального образования. 5. Медико-социально-педагогический патронаж. 6. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. 7. Школьная система специального образования. 8. Профориентация и профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью. 9. Урок в специальной школе. 10. Современное состояние специальной педагогики. 11. Причины и последствия нарушения слуха. Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха. 12. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. 13. Причины и виды речевых нарушений. Влияние речевых нарушений на общее психическое развитие ребенка. 14. Структура дефекта при ДЦП и организация коррекционной работы. 15. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения при ЗПР. 16. Образование как средство реабилитации лиц с нарушением интеллекта. 17. Сложные нарушения развития. Психолого-педагогическая помощь лицам со сложными нарушениями. 18. Ранний детский аутизм: понятие, причины, пути коррекционно-педагогической помощи. 19. Педагогика Марии Монтессори. 20. Педагогика Рудольфа Штайнера.
Тематика рефератов 1. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики. 2. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 3. Права и свободы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ. 4. История становления и развития специального образования в Уральском регионе. 5. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании Уральского региона: исторические корни и современное состояние. 6. Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования. 7. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с отклонениями в развитии (по конкретному виду отклонений). 8. Особенности воспитания детей с отклонениями в развитии (по конкретному виду отклонений). 9. Современная система специальных образовательных услуг в Уральском регионе. 10. Интеграция как новая организационная форма специального образования. Проблемы развития интеграции в Уральском регионе. 11. Ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и его семье (на примере конкретного отклонения в развитии). 12. Дошкольное образование ребенка с особыми образовательными потребностями. 13. Содержание профессиональной деятельности специального педагога. 14. Современная школьная система специального образования и перспективы ее развития. 15. Педагогическая система образования лиц с тем или иным отклонением в развитии (по выбору). 16. Современное специальное образование за рубежом. 17. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье. 18. Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью. 19. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире науки, культуры, искусства (по выбору). 20. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в качестве героев современного кинематографа.
Вопросы к зачету 1. Основные понятия, термины специальной педагогики. 2. Объект, субъект, цель, задачи специальной педагогики. 3. Классификация нарушений развития. 4. Статистика специальной педагогики. 5. Предметные области специальной педагогики. 6. Философские основы специальной педагогики. 7. Социокультурные основы специальной педагогики. 8. Экономические основы специальной педагогики. 9. Правовые основы специальной педагогики. 10. Клинические основы специальной педагогики. 11. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики. 12. История становления и развития национальных систем специального образования: первый период эволюции. 13. История становления и развития национальных систем специального образования: второй период эволюции. 14. История становления и развития национальных систем специального образования: третий период эволюции. 15. История становления и развития национальных систем специального образования: четвертый период эволюции. 16. История становления и развития национальных систем специального образования: пятый период эволюции. 17. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. 18. Принципы специального образования. 19. Технологии и методы специального образования. 20. Формы организации специального образования. 21. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе пециального образования. 22. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. 23. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. 24. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. 25. Школьная система специального образования. 26. Профессиональная ориентация, система специального профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. 27. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. 28. Задержка психического развития. Причины, классификация. Специальное образование для детей с ЗПР. 29. Умственная отсталость. Причины, классификация. Специальное образование для детей с умственной отсталостью. 30. Нарушения речи. Причины, виды нарушений речи. Специальное образование для лиц с нарушениями речи. ТРЕБОВАНИЯ У УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты должны знать: - основные понятия, термины специальной педагогики; - научно-теоретические основы специальной педагогики; - цель, основные задачи, принципы специального образования; - методологию и методы исследования в специальной педагогике; - предметные отрасли специальной педагогии и их основные характеристики; - классификации, принятые в специальной педагогике; - важнейшие международные и отечественные правовые документы, защищающие интересы лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в том числе применительно к специальному образованию; региональные нормативно-правовые документы по этой проблеме; - современную периодизацию развития отношения социума к лицам с отклонениями в развитии и связанное с ней становление и разв
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.96 (0.011 с.) |