Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные основания специальной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философские основы Выдающиеся философы и мыслители о проблемах человека с психофизическими отклонениями от общепринятой нормы. Основные философские категории и их интерпретации в специальной педагогике. Философско-методологические основания разграничения патологии и нормы. Актуальные философские проблемы специальной педагогики. Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями как методологическая основа изучения истории специальной педагогики. Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики. Современная модель аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: переход от культуры полезности к культуре достоинства. Этические основы специальной педагогики. Современная философия как методологическая основа специальной педагогики.
Основные понятия: норма и отклонение в развитии человека; единичное, особенное и общее; сущность и явление; количественные и качественные изменения; аксиолог7ия, этика; гуманизм. Гуманизация, фундаментализация, интеграция.
Социологические основы Развитие и социализация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности с точки зрения социологии. «Социальное выпадение» и основные проблемы им порождаемые: нарушение социальной ориентировки, коммуникации, отклонения в поведении, проблемы идентификации, утрата социальных и жизненных перспектив, затруднения в образовании и снижение социальной успешности. Социальное включение. Лица с ограниченными возможностями как социальное меньшинство. Социальные параметры этой общественной группы. Формирование социального самосознания, социальной идентификации лиц с ограниченными возможностями, преодоление «социального выпадения» под влиянием социальных факторов. Значение данных прикладной социологии для развития специальной педагогики и специального образования.
Основные понятия: социология; социализация; социальный статус; социальное выпадение; социальная ориентировка; социальное взаимодействие; социальная коммуникация; социальная идентификация; социальная группа; социальное меньшинство; социальная изоляция; социальная интеграция; социальное включение.
Клинические основы Причины нарушений развития. Медицинская классификация дефектов развития. Клиническая характеристика дефектов развития. Медицинская помощь при нарушениях развития. Медицинская диагностика, медицинская коррекция, медицинская абилитация. Содержание и реализация медицинских абилитационных и реабилитационных программ. Научные дисциплины, обеспечивающие клинические основы специальной педагогики. Их роль в решении задач специальной педагогики.
Основные понятия: аномалия развития; дефект, первичный дефект, вторичный дефект, комбинированный дефект; инвалидность; пренатальные, натальные, постнатальные дефекты; эндогенные, экзогенные дефекты; органические, функциональные дефекты; генные и хромосомные нарушения; медицинская помощь; медицинская диагностика; медицинская коррекция; медицинская реабилитация; медицинская абилитация; медицинская профилактика.
Психологические основы Предмет и задачи специальной психологии, ее значение для специальной педагогики. Проблема компенсации функций в специальной психологии. Типы компенсации. Развитие теории компенсации. Понятие структуры дефекта в специальной психологии. Первичное нарушения и вторичные отклонения в развитии. Компенсация как синтез биологического и социального фактора (Л.С.Выготский). Параметры, определяющие тип нарушения психического развития (В.В.Лебединский). Основные типы нарушений психического развития. Общность закономерностей развития психики нормального ребенка и ребенка с проблемами в развитии. Общие закономерности для всех типов аномального психического развития. Закономерности, характерные для конкретного нарушения психического развития. Диагностика в специальной психологии. Важнейшие принципы обследования ребенка с особым развитием. Психологическая служба в системе специального образования. Реализация положений специальной психологии в специальной педагогике.
Основные понятия: нервная система; психическое развитие; биологические факторы развития; социальные факторы развития; средовые факторы развития; зона актуального развития; зона ближайшего развития; отклонение от нормального психического развития; потенциальные возможности развития; компенсация функций; структура дефекта; первичное нарушение; вторичные отклонения в развитии; типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное развитие; цикличность психического развития; неравномерность психического развития; пластичность нервной системы; психологическая диагностика; психологическая служба системы специального образования.
Лингвистические и психолингвистические основы Роль речи в развитии высших психических функций. Познание языка, его функций, структуры и путей развития у ребенка – одно из важных направлений в познании человека как общественного существа. Влияние нарушений в развитии на формирование языка, речи, на социализацию. Основные проблемы лингвистики и психолингвистики, значимые для специальной педагогики: соотношение лингвистических и психолингвистических единиц; развитие детской речи; развитие символической функции речи в онтогенезе; своеобразие языка как общественного явления; взаимосвязь социализации личности и социальных аспектов речевого общения. Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.
Основные понятия: язык; речь; общение; порождение речи; восприятие речи; лингвистическая единица; психолингвистическая единица; онтогенез языковой способности; отклонение от нормального речевого развития; патология речи; формы речевой патологии; формирование детской речи в специальной педагогике.
Социокультурные основы Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности как объект социокультурного восприятия. Люди с отклонениями в развитии в контексте различных культур. Образ жизни и его составляющие: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Качество жизни; комплекс факторов его определяющий. Социокультурная концепция образа жизни человека с ограниченными возможностями. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями как современный способ решения социокультурных проблем этой категории населения. Понятие субкультуры применительно к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Место и роль специальной педагогики в решении социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями.
Основные понятия: образ жизни; качество жизни; социальные институты; социокультурное включение; жизнеобеспечение; социализация; коммуникация; рекреация; независимый образ жизни; патернализм; культура бедности; маргинализация; социокультурная дискриминация; рентные установки; приоритет интересов личности; субкультура (напр. субкультура глухих).
Правовые основы Современные международные правовые акты, направленные на защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Важнейшие российские нормативно-правовые документы (указы Президента, постановления Правительства РФ, законы и др.), направленные на охрану материнства и детства, на защиту прав, свобод и социальную поддержк улиц с ограниченными возможностями. Законодательная и правовая основа специального образования в России, перспективы ее развития.
Основные понятия: Организация Объединенных Наций; ЮНЕСКО; международный правовой документ; нормы международного права; права Лиз с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности (инвалидов); охрана материнства и детства; правовые документы; нормативные документы; закон; указ Президента РФ; постановление правительства РФ; подзаконные акты; правовые гарантии.
Экономические основы Понятие о благотворительности, ее конфессиональный и социокультурный смысл, экономическая целесообразность; краткая история экономических условий становления и развития специального образования в Западной Европе и России. Экономическая политика в области специального образования в СССР. Финансирование специального образования за рубежом. Постсоветские экономические проблемы специального образования; экономическая целесообразность существующей системы специального образования. Экономические основы интеграционной формы организации образования для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Экономические проблемы жизнеобеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью. Основные понятия: призрение; благотворительность; церковная благотворительность; светская благотворительность; меценатство; волонтерство; экономическая политика; социальное обеспечение; пенсия; экономическое обеспечение правовых гарантий; государственное именное образовательное обязательство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.007 с.) |