Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные основания специальной педагогики

Поиск

Философские основы

Выдающиеся философы и мыслители о проблемах человека с психофизическими отклонениями от общепринятой нормы.

Основные философские категории и их интерпретации в специальной педагогике.

Философско-методологические основания разграничения патологии и нормы.

Актуальные философские проблемы специальной педагогики.

Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями как методологическая основа изучения истории специальной педагогики.

Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики.

Современная модель аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: переход от культуры полезности к культуре достоинства.

Этические основы специальной педагогики.

Современная философия как методологическая основа специальной педагогики.

 

Основные понятия: норма и отклонение в развитии человека; единичное, особенное и общее; сущность и явление; количественные и качественные изменения; аксиолог7ия, этика; гуманизм.

Гуманизация, фундаментализация, интеграция.

 

Социологические основы

Развитие и социализация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности с точки зрения социологии.

«Социальное выпадение» и основные проблемы им порождаемые: нарушение социальной ориентировки, коммуникации, отклонения в поведении, проблемы идентификации, утрата социальных и жизненных перспектив, затруднения в образовании и снижение социальной успешности. Социальное включение.

Лица с ограниченными возможностями как социальное меньшинство. Социальные параметры этой общественной группы.

Формирование социального самосознания, социальной идентификации лиц с ограниченными возможностями, преодоление «социального выпадения» под влиянием социальных факторов.

Значение данных прикладной социологии для развития специальной педагогики и специального образования.

 

Основные понятия: социология; социализация; социальный статус; социальное выпадение; социальная ориентировка; социальное взаимодействие; социальная коммуникация; социальная идентификация; социальная группа; социальное меньшинство; социальная изоляция; социальная интеграция; социальное включение.

 

Клинические основы

Причины нарушений развития. Медицинская классификация дефектов развития. Клиническая характеристика дефектов развития. Медицинская помощь при нарушениях развития. Медицинская диагностика, медицинская коррекция, медицинская абилитация. Содержание и реализация медицинских абилитационных и реабилитационных программ.

Научные дисциплины, обеспечивающие клинические основы специальной педагогики. Их роль в решении задач специальной педагогики.

 

Основные понятия: аномалия развития; дефект, первичный дефект, вторичный дефект, комбинированный дефект; инвалидность; пренатальные, натальные, постнатальные дефекты; эндогенные, экзогенные дефекты; органические, функциональные дефекты; генные и хромосомные нарушения; медицинская помощь; медицинская диагностика; медицинская коррекция; медицинская реабилитация; медицинская абилитация; медицинская профилактика.

 

Психологические основы

Предмет и задачи специальной психологии, ее значение для специальной педагогики. Проблема компенсации функций в специальной психологии. Типы компенсации. Развитие теории компенсации. Понятие структуры дефекта в специальной психологии. Первичное нарушения и вторичные отклонения в развитии. Компенсация как синтез биологического и социального фактора (Л.С.Выготский).

Параметры, определяющие тип нарушения психического развития (В.В.Лебединский).

Основные типы нарушений психического развития.

Общность закономерностей развития психики нормального ребенка и ребенка с проблемами в развитии.

Общие закономерности для всех типов аномального психического развития.

Закономерности, характерные для конкретного нарушения психического развития.

Диагностика в специальной психологии. Важнейшие принципы обследования ребенка с особым развитием.

Психологическая служба в системе специального образования.

Реализация положений специальной психологии в специальной педагогике.

 

Основные понятия: нервная система; психическое развитие; биологические факторы развития; социальные факторы развития; средовые факторы развития; зона актуального развития; зона ближайшего развития; отклонение от нормального психического развития; потенциальные возможности развития; компенсация функций; структура дефекта; первичное нарушение; вторичные отклонения в развитии; типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное развитие; цикличность психического развития; неравномерность психического развития; пластичность нервной системы; психологическая диагностика; психологическая служба системы специального образования.

 

Лингвистические и психолингвистические основы

Роль речи в развитии высших психических функций.

Познание языка, его функций, структуры и путей развития у ребенка – одно из важных направлений в познании человека как общественного существа. Влияние нарушений в развитии на формирование языка, речи, на социализацию.

Основные проблемы лингвистики и психолингвистики, значимые для специальной педагогики: соотношение лингвистических и психолингвистических единиц; развитие детской речи; развитие символической функции речи в онтогенезе; своеобразие языка как общественного явления; взаимосвязь социализации личности и социальных аспектов речевого общения.

Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.

 

Основные понятия: язык; речь; общение; порождение речи; восприятие речи; лингвистическая единица; психолингвистическая единица; онтогенез языковой способности; отклонение от нормального речевого развития; патология речи; формы речевой патологии; формирование детской речи в специальной педагогике.

 

Социокультурные основы

Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности как объект социокультурного восприятия. Люди с отклонениями в развитии в контексте различных культур.

Образ жизни и его составляющие: жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Качество жизни; комплекс факторов его определяющий.

Социокультурная концепция образа жизни человека с ограниченными возможностями.

Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями как современный способ решения социокультурных проблем этой категории населения.

Понятие субкультуры применительно к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Место и роль специальной педагогики в решении социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями.

 

Основные понятия: образ жизни; качество жизни; социальные институты; социокультурное включение; жизнеобеспечение; социализация; коммуникация; рекреация; независимый образ жизни; патернализм; культура бедности; маргинализация; социокультурная дискриминация; рентные установки; приоритет интересов личности; субкультура (напр. субкультура глухих).

 

Правовые основы

Современные международные правовые акты, направленные на защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Важнейшие российские нормативно-правовые документы (указы Президента, постановления Правительства РФ, законы и др.), направленные на охрану материнства и детства, на защиту прав, свобод и социальную поддержк улиц с ограниченными возможностями.

Законодательная и правовая основа специального образования в России, перспективы ее развития.

 

Основные понятия: Организация Объединенных Наций; ЮНЕСКО; международный правовой документ; нормы международного права; права Лиз с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности (инвалидов); охрана материнства и детства; правовые документы; нормативные документы; закон; указ Президента РФ; постановление правительства РФ; подзаконные акты; правовые гарантии.

 

Экономические основы

Понятие о благотворительности, ее конфессиональный и социокультурный смысл, экономическая целесообразность; краткая история экономических условий становления и развития специального образования в Западной Европе и России.

Экономическая политика в области специального образования в СССР. Финансирование специального образования за рубежом.

Постсоветские экономические проблемы специального образования; экономическая целесообразность существующей системы специального образования.

Экономические основы интеграционной формы организации образования для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Экономические проблемы жизнеобеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью.

Основные понятия: призрение; благотворительность; церковная благотворительность; светская благотворительность; меценатство; волонтерство; экономическая политика; социальное обеспечение; пенсия; экономическое обеспечение правовых гарантий; государственное именное образовательное обязательство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.007 с.)