Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические занятия по курсу↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие № 1 Тема: «Научные основания специальной педагогики» 1. Основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли. 2. Задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции. 3. Характеристика современного этапа экономики специального образования России и возможности ее совершенствования. 4. Важнейшие правовые документы (отечественные и международные), закрепляющие права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Основные права, свободы и гарантии, закрепленные в них. 5. Предметные отрасли медицины, с которыми связана специальная педагогика. Обоснование необходимости знания клинических основ. 6. Связь специальной педагогики и психологии. 7. Развитие детской речи в норме. Предпосылки и условия успешного развития речи. Формы речевой патологии, относящиеся к компетенции специальной педагогики. Занятие № 2 Тема: «Основы дидактики специальной педагогики»
1. Специфика содержания образования в зависимости от категории детей с особыми образовательными потребностями. 2. 2.Обоснование существования собственных принципов специальной педагогики и реализация в системе специального образования общедидактических принципов. 3. «Специальная образовательная технология», суть понятия. 4. Характеристика форм обучения и особенности их применения в специальной школе. 5. Коррекционная направленность процесса обучения в специальной школе. Коррекционные приемы и средства и их применение в зависимости от категории учащихся. Занятие № 3 Тема: «Педагогические системы специального образования» 1. Понятие о педагогической системе специального образования. 2. Виды педагогических систем специального образования. 3. Характеристика основных педагогических систем специального образования. 4. Перспективы развития педагогических систем специального образования. Занятие № 4 Тема: «Перспективы развития специальной педагогики и специального образования» 1. Профилактика отклонений в развитии. 2. Раннее выявление отклонений в развитии: обоснование необходимости; отечественные исследования в этом направлении; организация подобной работы за рубежом. 3. Помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Занятие № 5 Тема: «Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация»
1. Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе. 2. История интеграции. 3. Модели интегрированного обучения. Реализаций идеи интеграции в России. 4. Интеграция и дифференциация.
Занятие № 6 Тема: «Современная система специальных образовательных услуг»
1. Цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа как составной части системы специального образования. 2. Современные возможности получения дошкольного образования детьми со специальными потребностями. 3. Современная школьная система специального образования. 4. Цель, задачи, содержание и организация процесса профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематика самостоятельных занятий 1. Основные понятия, термины специальной педагогики. 2. Систематика и статистика специальной педагогики. 3. История становления и развития национальных систем специального образования: пять периодов эволюции. 4. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе специального образования. 5. Медико-социально-педагогический патронаж. 6. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. 7. Школьная система специального образования. 8. Профориентация и профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью. 9. Урок в специальной школе. 10. Современное состояние специальной педагогики. 11. Причины и последствия нарушения слуха. Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха. 12. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. 13. Причины и виды речевых нарушений. Влияние речевых нарушений на общее психическое развитие ребенка. 14. Структура дефекта при ДЦП и организация коррекционной работы. 15. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения при ЗПР. 16. Образование как средство реабилитации лиц с нарушением интеллекта. 17. Сложные нарушения развития. Психолого-педагогическая помощь лицам со сложными нарушениями. 18. Ранний детский аутизм: понятие, причины, пути коррекционно-педагогической помощи. 19. Педагогика Марии Монтессори. 20. Педагогика Рудольфа Штайнера.
Тематика рефератов 1. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики. 2. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 3. Права и свободы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ. 4. История становления и развития специального образования в Уральском регионе. 5. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании Уральского региона: исторические корни и современное состояние. 6. Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой образования. 7. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с отклонениями в развитии (по конкретному виду отклонений). 8. Особенности воспитания детей с отклонениями в развитии (по конкретному виду отклонений). 9. Современная система специальных образовательных услуг в Уральском регионе. 10. Интеграция как новая организационная форма специального образования. Проблемы развития интеграции в Уральском регионе. 11. Ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и его семье (на примере конкретного отклонения в развитии). 12. Дошкольное образование ребенка с особыми образовательными потребностями. 13. Содержание профессиональной деятельности специального педагога. 14. Современная школьная система специального образования и перспективы ее развития. 15. Педагогическая система образования лиц с тем или иным отклонением в развитии (по выбору). 16. Современное специальное образование за рубежом. 17. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье. 18. Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью. 19. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире науки, культуры, искусства (по выбору). 20. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в качестве героев современного кинематографа.
Вопросы к зачету 1. Основные понятия, термины специальной педагогики. 2. Объект, субъект, цель, задачи специальной педагогики. 3. Классификация нарушений развития. 4. Статистика специальной педагогики. 5. Предметные области специальной педагогики. 6. Философские основы специальной педагогики. 7. Социокультурные основы специальной педагогики. 8. Экономические основы специальной педагогики. 9. Правовые основы специальной педагогики. 10. Клинические основы специальной педагогики. 11. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики. 12. История становления и развития национальных систем специального образования: первый период эволюции. 13. История становления и развития национальных систем специального образования: второй период эволюции. 14. История становления и развития национальных систем специального образования: третий период эволюции. 15. История становления и развития национальных систем специального образования: четвертый период эволюции. 16. История становления и развития национальных систем специального образования: пятый период эволюции. 17. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. 18. Принципы специального образования. 19. Технологии и методы специального образования. 20. Формы организации специального образования. 21. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе пециального образования. 22. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. 23. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. 24. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. 25. Школьная система специального образования. 26. Профессиональная ориентация, система специального профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. 27. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. 28. Задержка психического развития. Причины, классификация. Специальное образование для детей с ЗПР. 29. Умственная отсталость. Причины, классификация. Специальное образование для детей с умственной отсталостью. 30. Нарушения речи. Причины, виды нарушений речи. Специальное образование для лиц с нарушениями речи. ТРЕБОВАНИЯ У УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты должны знать: - основные понятия, термины специальной педагогики; - научно-теоретические основы специальной педагогики; - цель, основные задачи, принципы специального образования; - методологию и методы исследования в специальной педагогике; - предметные отрасли специальной педагогии и их основные характеристики; - классификации, принятые в специальной педагогике; - важнейшие международные и отечественные правовые документы, защищающие интересы лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в том числе применительно к специальному образованию; региональные нормативно-правовые документы по этой проблеме; - современную периодизацию развития отношения социума к лицам с отклонениями в развитии и связанное с ней становление и развитие национальных систем специального образования; - основы специальной дидактики; - основные идеи теории воспитания, принятые в специальной педагогике; - важнейшие статистические данные о распространенности тех или иных видов, форм нарушений развития, в том числе применительно к детскому возрасту и Уральскому региону; - систему специальных образовательных услуг, охватывающих весь жизненный цикл человека с особыми образовательными потребностями; особенности этой системы в Уральском регионе; - основные характеристики педагогических систем и специальных образовательных технологий в специальном образовании.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература Основная 1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов по спец. 0319 – спец. педагогика в спец. (корр.) образоват. учреждениях – М. Академия, 2001. – 192 с. 5 экз. 2. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно-метод. пособие: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 540600 (050600) «Педагогика» / Д. И. Бойков. – Спб.: КАРО, 2005. – 288 с. 1 экз. 3. Выготский, Л. С. основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с. 22 экз. 4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]: хрестоматия по курсу «Коррекцион. педагогика и спец. психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 448 с. 4 экз. 5. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина [и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320 с. 260 экз. 6. Лечебная педагогика: история и современность [Текст] / Н. М. Назарова, М. Кливер, Б. Шмаленбах [и др.]; науч. ред. Ш. Н. Нигаев, В. В. Коркунов; Урал. гос. пед. ун-т. Ин-т спец. образования. – Екатеринбург: Б. и., 2005. – 118 с. 5 экз. 7. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н. М. Трофимова [и др.]. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с. 1 экз. 8. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Добровольская, Н. А. Киселева, Т. А. Басилова [и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. – М.: Академия, 2003. – 320 с. 10 экз. 9. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под. ред. Н. М. Назаровой. – М. Академия, 2000. – 400 с. 192 экз. 10. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына, Ин-т спец. педагогики и психологии. Междунар. ун-т семьи и ребёнка. – Спб.: Дидактика плюс, 2002. – 496 с. 29 экз.
Дополнительная 1. Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. А. С. Белкина, С. А. Днепрова. – Екатеринбург: [б. и.], 1999. – Вып. 1. – 193 с. 6 экз. 2. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст] / А. С. Белкин; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 1997. – 47 с. 3. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: метод. пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997. – 128 с. 23 экз. 4. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 83 экз. 5. Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование. 1999 [Текст]. - М.: [б. и.], 1999. – 196 с. 1 экз. 6. Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование. 2000 [Текст]. - М.: Изд-во МГУП, 2000. – 80 с. 1 экз. 7. Коркунов, В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: От теоретических моделей к практической реализации [Текст]: монография / В. В. Коркунов; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 1998. – 124 с. 5 экз. 8. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]: практ. пособие / А. Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2000. – 124 с. 5 экз. 9. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст]: советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с. 25 экз. 10. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (9 и 10 пересмотра), адаптированная для использования в СССР [Текст] // Психолого-медико-педагогическая консультация: метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицина. - СПб, 1999. – С. 134-137. 12 экз. 11. Никольская, О. С. Аутичный ребенок [Текст]: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. – 342 с. 1 экз.; 2000. – 9 экз. 12. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира [Текст]: хрестоматия / сост. Л. М. Шипицина. - СПб.: [б. и.], 1997. – 256 с. 12 экз. 13. Основы ортопедагогики [Текст]: учебник / под общ. ред. Э. Брукарта; пер. С. Князьковой. – М.: Гарант, 1999. – 448 с. 1 экз. 14. Психолингвистика и современная логопедия [Текст] / под ред. Л. Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. – 245 с. 15. Семаго, Н. Я. Проблемные дети [Текст]: основы диагност. и коррекц. работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. – 208 с. 2001. – 3 экз.; 2003. – 11 экз. 16. Сорокин, В. М. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2004. – 216 с. 5 экз.; 2003. – 8 экз. 17. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с. 407 экз. 18. Шипицина, Л. М. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии [Текст]: науч.-метод. док. / Л. М. Шипицина, Т. А. Сергеева, А. В. Политова. - СПб.: Образование, 1994. – 81 с. 1 экз. 19. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель [Текст]: теорет. основы и практ. реализация / Е. А. Ямбург. - М.: Новая шк., 1997. – 352 с. 3 экз.
7. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебно-методическое обеспечение 1. Видеофильмы. 2. Дефектологический словарь. М.: Педагогика, 1970. 3. Дефектология: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1996. 4. Лубовский, В.И. и др. Концепция стандарта общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: (Проект для обсуждения) /Национальный центр стандартов и мониторинга образования. М., 1996. Вып. 5. Педагогическая технология. 5. Основы коррекционной педагогики и психологии: Опыт словаря-справочника / Авторы-составители: А.Н.Нигаев, О.Л.Алексеев, Е.В.Шиврина. Екатеринбург,1997. 6. Учебные планы специальных (коррекционных) школ. М., 1990.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.009 с.) |