Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы дидактики специальной педагогики

Поиск

 

5.1. Особые образовательные потребности и содержание

специального образования

Социальная направленность компенсации и коррекции отклонений в развитии. Ограничение возможностей жизнедеятельности и возникновение особых (специальных) образовательных потребностей. Особые образовательные потребности как дополняющие образовательные потребности общего характера.

Специальные образовательные условия (среда).

Зависимость уровней образования от степени ограничения возможностей жизнедеятельности.

Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт). Основные параметры стандарта.

Проблема стандартизации специального образования применительно к различным этапам жизненного цикла человека, а также к различным категориям лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Учебные планы, учебные программы, учебная литература в специальном образовании.

 

5.2. Принципы специального образования

Принципы общепедагогические и специальные. Основные принципы специального образования: принцип педагогического оптимизма, генетический принцип (учета общих закономерностей человеческого развития применительно к лицам с особыми образовательными потребностями; принцип ранней педагогической помощи; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; принцип социально-адаптирующей направленности образования; принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования; принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию; принцип индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам и дифференцированности специального образования; принцип необходимости специального педагогического руководства.

Особенности реализации общепедагогических принципов в условиях специального образования.

 

5.3. Технологии и методы специального образования

Понятие обучения в специальном образовании. Взаимосвязь обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Процесс обучения в специальном образовании. Закономерности и принципы обучения в специальном образовательном процессе. Специальные дидактические принципы. Особенности реализации общедидактических принципов в специальном образовании.

Методы обучения и специальные образовательные технологии. Система специальных средств коррекционно-педагогической помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Организационные формы обучения.

 

5.4. Формы организации специального обучения и коррекционно-педагогической помощи

Индивидуальное и индивидуально-групповое обучение как две взаимно дополняющие формы. Обоснование необходимости их применения в специальном обучении.

Урок как основная форма классно-урочной системы в специальной школе. Отличие урока от других организационных форм обучения. Уроки смешанного и комбинированного типа. Групповая, дифференцированно-групповая и индивидуализированная форма работы на уроке.

Дополнительные формы организации педагогического процесса в системе специального образования (экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы, самоподготовка).

Вспомогательные формы организации педагогического процесса (факультативы, кружки, клубы, олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы, экспедиции).

 

5.5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

Обоснование необходимости применения средств обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании и их соответствия принципам специального образования.

Значение речи учителя в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Виды речи, применяемые в специальном образовании: словесная, дактильная, жестовая, «чтение с лица», пиктографическое письмо.

Искусство как средство коррекции и развития. Направления применения в коррекционно-педагогическом процессе артпедагогики, арттерапии, музыкальных и изобразительных средств, ручного труда, художественно-речевой деятельности, театрально-игровой деятельности.

Роль печатной продукции в специальном обучении. Требования к учебникам для детей с особыми образовательными потребностями.

Наглядность, ее роль и особенности применения в специальной школе.

Значение технических и компьютерных средств в обучении детей, имеющих особенности развития.

 

Основные понятия: особые (специальные) образовательные потребности; компенсация ограничения социальных возможностей средствами образования; специальная образовательная среда; уровни специального образования; специальный образовательный стандарт; специальное обучение; развитие; специальные дидактические принципы; дидактически целесообразное сочетание методов обучения; специальные образовательные технологии; специальные средства обучения лиц с особыми образовательными потребностями; индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система, групповое обучение; дифференцированно-групповые формы работы; индивидуализированная форма работы в структуре групповой формы.

 

5.6. Педагог системы специального образования

Становление и развитие системы подготовки кадров дефектологов. Обоснование необходимости специальной профессиональной подготовки педагога для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Основные сферы и содержание профессиональной деятельности педагога системы специального образования. Подготовка специальных педагогов и психологов в системе среднего и высшего профессионального образования. Современные специальности в сфере специальной педагогики.

Личность специального педагога. Важнейшие профессионально значимые личностные характеристики. Требования к состоянию здоровья отдельных органов и систем организма. Профессиональные вредности и противопоказания для желающих работать в сфере специального образования.

Гуманистическая детерминанта профессиональной деятельности специального педагога. Вопросы профессиональной этики и деонтологии.

 

Основные понятия: дефектологическое образование; дефектолог; специальный психолог; профессиограмма; психограмма; квалификационная характеристика; государственный стандарт высшего (или среднего) профессионального образования; классификатор специальностей профессионального образования; тарифно-квалификационный реестр; тифлопедагогика; сурдопедагогика; логопедия; олигофренопедагогика; специальная дошкольная педагогика; специальная психология, профессионально значимые личностные характеристики; профессиональная деятельность; профессиональные вредности; профессиональные противопоказания; профессиональная этика; профессиональная деонтология.

 

5.7. Современная система специальных образовательных услуг

Общая характеристика современной системы специальных образовательных услуг.

Медико-социально-педагогическицй патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями.

Школьная система специального образования.

Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.

Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченной трудоспособностью.

 

Основные понятия: система специальныхобразовательных услуг; ранняя комплексная помощь; медико-социально - педагогический патронаж.

 

5.8. Воспитание в системе специального образования

Воспитание как целенаправленный процесс социализации, социокультурного включения и социального адаптирования человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Взаимосвязь обучения и воспитания в специальном образовании.

Содержание воспитания в процессе специального образования.

Принципы воспитания детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Общие и специальные принципы воспитания.

Методы воспитания в специальном образовании. Зависимость выбора приемов, методов и средств воспитания от характера особых образовательных потребностей воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, уровня и задач социализации. Роль методов формирования социального опыта.

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи и в условиях коллектива.

 

 

Основные понятия: социализация; социокультурное включение, социальная адаптация; социальный опыт, социальная компетенция; знания, навыки социальной компенсации; самоопределение личности; воспитание; развитие; поведение; взаимодействие; общение; жизнеобеспечение; рекреация; методы воспитания; педагогическое требование; упражнение; поручение; приучение; пример; ситуация выбора; осмысление социального опыта, мотивация деятельности; соревнование; поощрение; наказание; детский коллектив; коллективная жизнедеятельность; семейное воспитание; взаимопомощь; самопомощь.

 

6. Педагогические системы специального образования

Понятие о педагогической системе специального образования. Виды педагогических систем специального образования. Характеристика основных педагогических систем специального образования:

- образование лиц с нарушениями зрения;

- образование лиц с нарушениями слуха;

- образование лиц с тяжелыми нарушениями речи;

- образование лиц с интеллектуальной недостаточностью;

- образование лиц с нарушениями опорно-двигательной системы;

- образование при аутическом синдроме;

- образование при тяжелых и множественных нарушениях развития;

Перспективы развития педагогических систем специального образования.

 

Образование лиц с нарушениями слуха

Виды и причины нарушений слуховой функции. Педагогическая классификация нарушений слуха, педагогическая типология детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогическая характеристика. Медицинская, психологическая и педагогическая реабилитация лиц с нарушениями слуха.

Образование лиц с нарушенным слухом. История развития двух основных педагогических систем обучения неслышащих. Современные педагогические системы обучения детей с нарушенным слухом.

Комплексный процесс коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха: система работы по развитию речи, мышления, общения.

Профессиональное образование, социокультурное включение лиц с нарушением слуха.

 

Образование лиц с нарушением зрения

Общие сведения о зрительной патологии. Классификация детей с нарушениями зрения в зависимости от глубины, характера и времени возникновения дефекта. Характеристика основных классификационных групп. Дети с комбинированными дефектами.

Тифлопедагогика – система научных знаний о развитии, обучении и воспитании слепых и слабовидящих, ее история, основные состовляющие, основные пути развития.

Обоснование необходимости специального обучения и воспитания детей с отклонениями в зрительном восприятии в свете теории сенсорной депривации. Совместное обучение детей с нарушенным и нормальным зрением

Современные возможности педагогической помощи лицам с нарушениями зрения. Образовательные перспективы для незрячих и слабовидящих.

Содержание и технологии коррекционно-компенсирующей деятельности. Профилактика и коррекция отклонений в развитии слепых и слабовидящих детей и подростков. Охрана зрения детей в образовательных учреждениях общего назначения.

Профессиональное образование и социокультурная адаптация лиц с нарушенным зрением.

 

Образование лиц с тяжелыми нарушениями речи

Логопедия как специальная педагогическая наука. Предмет, задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Исторический обзор основных этапов развития логопедии. Характеристика современного этапа. Естественнонаучные и психолингвистические основы логопедии. Понятие нормы и патологии речи. Учение об этиологии речевых нарушений. Методологические принципы анализа речевых нарушений. Основные принципы, методы, формы, методы профилактики и коррекции речевых нарушений. Необходимость применения комплексного медико-психолого-педагогического подхода при устранении речекых нарушений. Особенности логопедической работы с различными категориями детей.

Нарушения речи и их коррекция у детей с различными проблемами развития (сложный речевой дефект). Речевая патология у взрослых и система логопедической помощи.

Образование и социокультурное включение лиц с речевой патологией.

 

Образование лиц с нарушениями опорно-двигательной системы

Моторное развитие и его возможные нарушения. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

Психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями детского церебрального паралича, полиомиелита и деформации опорно-двигательной системы. Система лечебно-восстановительной и учебно-воспитательной работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, включающая развитие двигательной сферы, речи, общения и деятельности, обогащение представлений об окружающем мире.

Нарушения опорно-двигательного аппарата в юношеском и зрелом возрасте (бытовой, производственный, военный травматизм); психолого-педагогические и социокультурные проблемы и их решение. Психолого-педагогическая и социально-трудовая реабилитация.

Возможности профессиональной и социокультурной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью

Предметная область и предмет олигофренопедагогики. Современные тенденции и причины расширения границ предметной области педагогики лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Ребенок с нарушением интеллекта как объект и субъект воспитания. Понятия «умственная отсталость», «задержка психического развития». Причины нарушений в интеллектуальном развитии. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями интеллекта.

Интеллектуальная недостаточность на различных этапах жизненного цикла: педагогические и социокультурные проблемы и их решение.

Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с нарушениями интеллекта. Дифференциация и интеграция в образовании в образовании детей с нарушениями интеллекта.

Специальное образование лиц с интеллектуальной недостаточностью: история возникновения, основные этапы развития, современная система педагогической помощи различным категориям лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Возможности и задачи профессионального образования, социокультурного включения и социокультурной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Педагогическая помощь лицам с тяжелей интеллектуальной недостаточностью.

 

Образование при аутистическом синдроме

Понятие раннего детского аутизма (РДА) в современной специальной педагогике. Современные научные представления о причинах РДА.

Психолого-педагогическая характеристика детей с РДА.

Современные пути коррекционно-педагогической помощи детям с РДА. Перспективы детей с РДА в области образования и социокультурной адаптации.

 

Образование при тяжелых и множественных нарушениях развития

Понятие о комбинированных нарушениях. Основные виды комбинаций нарушений и их влияние на развитие ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями. Так называемые «необучаемые» дети и причины возникновения этого понятия. Педагогическая помощь семье, имеющей ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями. Понятие о тифлосурдопедагогике. Психолого-педагогическая характеристика слепоглухого ребенка. Современные возможности педагогической помощи слепоглухим. Содержание и технологии коррекционно-педагогической помощи слепоглухим.

Возможности профессиональной и социокультурной реабилитации слепоглухих.

Социокультурное включение лиц с множественными нарушениями.

 

Основные понятия: педагогическая система специального образования; сурдопедагогика; тифлопедагогика; логопедия; олигофренопедагогика; тифлосурдопедагогика; глухие, слабослышащие; незрячие; слабовидящие; дети с тяжелыми нарушениями речи; логопедическая помощь; дети (лица) с нарушениями опорно-двигательной системы; дети с трудностями в обучении; лица (дети) с интеллектуальной недостаточностью; аутизм; аутистические черты личности; лица с комбинированными нарушениями; коррекционно-педагогическая помощь.

 

7. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования

 

Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Дифференцированная и интегрированная формы специального образования. Возникновение и развитие двух организационных форм специального образования. Особенности интеграционного процесса в России. Модели интегрированного образования.

Гуманизация отечественной системы образования и ее влияние на развитие специальной педагогики и специального образования в стране. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

Перспективы развития предметных отраслей специальной педагогики.

Концепция реформирования системы специального образования в России.

 

Основные понятия: интегрированная и дифференцированная формы организации специального образования; интеграция; дифференциация; гуманизация образования; гуманистические образовательные системы; ранняя комплексная помощь; инновационные образовательные учреждения; деинституциализация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.009 с.)