Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная психология id 475↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специальная психология id 475 Чем занимается специальная психология? Специальная психология – наука, которая занимается изучением психики человека при наличии первичных нарушений в развитии или неблагоприятных социальных условий развития. С какими факторами связано развитие специальной психологии? Развитие специальной психологии в нашей стране связано с организацией помощи аномальным детям в государственном масштабе, начиная с 1918 г., когда возникла потребность в научном обосновании путей и методов обучения и воспитания аномальных детей. Развитие социальной психологии в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Бурное развитие специальной психологии в начале XX века неотрывно от особенностей культурного контекста европейской истории этого периода. Особенностью этого контекста явился необыкновенный подъем интереса к феномену детства, которое долго трактовалось в узкобиологических рамках. Детство стало рассматриваться как сложный многомерный объект изучения. Ребенок превратился в излюбленного персонажа литературных и живописных произведений. Именно в этот период создаются наиболее яркие работы по детской психологии, в частности по психологии игры и детского творчества, шокирующие публику исследования 3. Фрейда, посвященные детской сексуальности, закладывают основы этнографии детства. Ярким примером повышения интереса к детской тематике стало появление особой науки — педологии, оказавшей сильное влияние на специальную психологию. Что изучает специальная психология? Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения) Какие задачи стоят перед специальной психологией? Задачи специальной психологии: 1) раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии; 2) исследование закономерностей развития и проявлений психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии; 3) изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей; 4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей. Основной задачей специальной психологии на современном этапе является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций. Как взаимодействуют специальная психология и специальная (коррекционной) педагогика? Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения. Короче говоря, теоретическая основа для практики. Специальная психология теснейшим образом связана с коррекционной педагогикой. У этих отраслей знаний общий предмет изучения – дети с нарушениями в развитии, определенная общность задач, общие методологические основы, методы изучения, естественнонаучная база, что позволяет квалифицировать изучаемые явления в единых понятиях. Однако коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает систему обучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развития аномальных детей. Взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух наук подтверждается словами выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает как одно из условий этого развития. В педагогическом исследовании взаимоотношения меняются: предметом педагогики является процесс воспитания и обучения в его специфических закономерностях, психические свойства ребенка выступают как условия, которые должны быть учтены». Частью какой науки являлась специальная психология? дефектология Кому принадлежит особая роль в формировании специальной психологии? История создания теоретических основ специальной психологии и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. С какими науками связана специальная психология? детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. социальная педагогика Социология Психиатрия Офтальмология Отоларингология нейропсихология и детская патопсихология философия детская неврология Кто из ученых выдвинул теорию о системном строении дефекта? Л.С.Выготский Какие разделы существуют в специальной психологии? тифлопсихология — психология слепых; сурдопсихология — психология глухих; тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха; олигофренопсихология — психология умственно отсталых; логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами; психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм); психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич); психология лиц с задержкой психического развития; психология лиц со сложным дефектом. ?11. Что дает специальная психология общей психологии? Что является центральным вопросом теории специальной психологии? Феномен нарушенного развития. Говоря о том, что специальная психология занимается изучением процесса развития в неблагоприятных условиях, которые способны приводить к изменению его параметров, мы с необходимостью должны поставить вопрос о сущностной природе самого феномена нарушенного развития. Без преувеличения можно сказать, что это один из центральных вопросов теории специальной психологии, ибо постижение сущности составляет смысл любой науки. Что такое нарушенное развитие? Нарушенное развитие понимается как особый способ генеза психики. Нарушенное развитие представляет собой стойкое изменение параметров актуального функционирования психики и темпов её возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних значений, характерных для данного возраста. Что такое дизонтогения? Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне — специальной педагогике и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития». Что такое асинхрония? Неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других. Нейроонтогенез характеризуется асинхронией, нестабильностью показателей психоречевого и статико-моторного развития, особенно в критические периоды формирования психики. Что такое реабилитация? РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. восстановление) — понятие, используемое для обозначения процесса восстановления репутации (доброго имени), прежних прав, а также для обозначения различных мер возвращения больных и инвалидов к полезному труду.Реабилитация психологическая — применение различных диагностических (лечебно-восстановительных и психотерапевтических) способов устранения последствий посттравматического стресса (после участия в войне, после землетрясения, аварии на Чернобыльской АС и др.). Реабилитация психологическая предполагает участие в ней самой личности, активизацию ее внутренних сил для восстановления нарушенных психических функций и эмоционально-волевой устойчивости. Что такое коррекция? Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспитательная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции. Что такое ретардация? Ретардация — это запаздывание или приостановка психического развития. При частичной (парциальной) ретардации страдает развитие отдельных психических функций. Нейрофизиологической основой этого явления становится нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют также общую — тотальную — ретардацию. (Например у умственно отсталого ребенка, страдающего олигофренией, навыки ходьбы, речи, мелкой моторики формируются значительно позже по сравнению со здоровым ребенком.) 50. Какие существуют варианты задержки психического развития? классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов: 1. Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме); 2. Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС); 3. ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), 4. ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме). К. С. Лебединская (1982), исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта задержки психического развития: 1) задержку психического развития конституционального происхождения; 2) задержку психического развития соматогенного происхождения; 3) задержку психического развития психогенного происхождения; 4) задержку психического развития церебрально-органического генеза. Что характерно для ЗПР? Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Что такое инфантилизм? Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений Что такое сурдопсихология? Отрасль психологической науки, изучающая особенности психического развития и особенности психического деятельности детей и взрослых с нарушенным слухом. Что такое гемиплегия? Гемиплегия — полная потеря возможности произвольных движений в ноге и руке с одной стороны тела. Паралич половины тела называют гемиплегией, одной конечности — моноплегией, обеих конечностей — параплегией. Различают органическую и функциональную гемиплегию. Что такое гиперкинезы? Гиперкинезы или дискинезии — патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц. Что такое гипотония? мед.) длительное состояние организма, характеризующееся пониженным артериальным давлением и обычно сопровождающееся головной болью, головокружением, общей слабостью; (мед.) снижение тонуса тканей и органов. Что такое паралич? Паралич — полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и в случае пареза. Что такое парез? Паре́з — неврологический синдром, ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы, в частности, пирамидного пути; неполный паралич. Каковы симптомы аутизма? недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения. Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Генерализованная недостаточная обучаемость. Припадки. Гиперактивность и дефицит концентрации внимания. тяжелые и частые вспышки гнева, У аутистов могут наблюдаться симптомы, не связанные с диагнозом, но оказывающие значительное влияние на пациента или его семью. необычные способности, простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов, до чрезвычайно редких талантов, обнаруживающихся при синдроме саванта. Расстройства аутистического спектра часто сопровождаются повышенной способностью к сенсорному восприятию и усиленным вниманием. Проблемы со сном Что такое деменция? Деме́нция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. Что такое регресс? Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Что такое психопатия?
Этиология психопатий? Этиология психопатий: 1). Наследственность (в 2/3 случаев – родители тоже психопаты). 2). Повреждение эмбриона, вызвавшие дисфункцию ЦНС. 3). Цепочка соматических заболеваний, особенно в первые 3 года жизни. 4). Неправильное воспитание, неполная или деформированная семья, асоциальная семья. Специальная психология id 475
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.108 (0.013 с.) |