Вопрос № 1 . Педагогика как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 1 . Педагогика как наука



ВОПРОСЫ К экзамену (3 семестр).

 

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогики.

2. Зарождение научной педагогики. Источники педагогического знания.

3. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

4. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.

5. Сущность педагогической деятельности, структура.

6. Образование как общечеловеческая ценность.

7. Закон РФ «Об образовании». Характеристика основных концептуальных идей закона.

8. Общая характеристика системы образования РФ.

9. Характеристика основных направлений приоритетного национального проекта «Образование».

10. Методология педагогической науки, ее уровни.

11. Философские основы педагогики. Характеристика основных подходов.

12. Системный подход как общенаучный уровень методологии. Системный подход в педагогике.

13. Конкретно-научный уровень методологии. Характеристика основных подходов.

14. Методы педагогического исследования.

15. Понятие управления и педагогического управления.

16. Педагогический менеджмент. Функции педагогического менеджмента.

17. Основные принципы управления.

18. Основные функции управления.

19. Государственно-общественный характер управления образованием.

20. Понятие целостного педагогического процесса. Структура целостного педагогического процесса.

21. Понятие о законах, закономерностях, принципах в педагогике их взаимосвязь.

22. Понятие о закономерностях в педагогике. Характеристика основных закономерностей целостного педагогического процесса.

23. Принципы педагогического процесса, характеристика основных принципов.

24. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: сущность, особенности, движущие силы.

25. Основные закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь с закономерностями и принципами целостного педагогического процесса

26. Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Иерархия целей в педагогике.

27. Логика воспитательного процесса. Целеполагание, планирование, организация и анализ в воспитательной работе.

28. Современные концепции воспитания.

29. Общая характеристика содержания воспитания, его основные элементы.

30. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотизм и культура межнационального общения.

31. Нравственное воспитание учащихся в современных условиях.

32. Эстетическое воспитание учащихся. Использование возможностей среды в формировании эстетической культуры.

33. Умственное воспитание учащихся в современных условиях.

34. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся: задачи и содержание.

35. Воспитание физической культуры учащихся, приобщение к здоровому образу жизни.

36. Система методов воспитания, их классификация. Соотношение методов и приемов воспитания.

37. Методы организации деятельности и опыт общественного поведения, их характеристика.

38. Методы формирования сознания личности, требования к их использованию.

39. Методы и приемы стимулирования деятельности учащихся, организация в их использовании.

40. Формы воспитательной работы, их классификация.

41. Игра как средство воспитания.

42. Коллектив как средство воспитания самоуправления в детском коллективе.

43. Сущность педагогического взаимодействия, типы взаимодействия.

44. Современные технологии воспитательной деятельности.

45. Технология организации КТД.

46. Сущность классного руководства: место в системе воспитания, особенности и трудности на современном этапе.

47. Основные направления деятельности классного руководителя, функции и должностные обязанности.

48. Воспитательная система школы: сущность, компоненты, их взаимосвязь.

 

 

Вопрос № 1. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.

Объект П. – образование, как особая деятельность по приобщению человека к обществу.

Предмет П. – с-ма отношений в образовательной деятельности (ВОЛОДАРСКИЙ)

Объект П. – явление действительности, которое обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целеноправленной деятельности общества.

Предмет – образование как реальный целостный пед. Процесс, организуемый в специальных социальных институтах. (СЛАСТЕНИН)

Функции П.
ВОЛОДАРСКИЙ СЛАСТЕНИН
1. Описание чего либо 1. Теоретическая (т.е. описание, диагностика, прогнозирование)
2. Объяснение 2. Технологическая (разработка пед. Материалов и внедрение в практику)
3. Предсказание  

Вопрос № 2. Зарождение научной П. Источники пед. Знания

Возникла с появлением человека, и сначала была частью философии, идеи и основы были заложены в трудах ученых Древнего мира (Китай, Египет, Индия). Основой европейской с-мы воспитания стала древнегреческая философия. Педагогика (греч. «педос»- дитя, «аго»- вести). Статус отдельной науки П. приобрела в XVII в. (эпоха Просвщения). Заслуга принадлежит Ф.Бекону и Яну Амос Калинскому

Источники развития П.

1. Вековой опыт воспитания закреплен в образе жизни, традициях, обычаях, в народной педагогике
2. Различные философские, обществоведческие, педагогические труды
3. Опыт новаторов, исследования ученых, которые становятся достоянием

Вопрос № 3. Структура пед. Науки. Связь П. с другими науками

Система пед. Наук представляет собой

· Общая педагогика (исследует основные принципы воспитания). В них выделяют теорию воспитания и обучения (дидактика)
· Возрастная педагогика (дошкольная, школьная и др. Изучение основных аспектов обучения или воспитания определенных возрастов)
· Дефектологическая (коррекционная) педагогика (воспитание и обучение людей с ограниченными возможностями)
· Пеницитарная педагогика (воспитание и обучение людей в местах лишения свобод)
· Социальная педагогика (вопросы соц. воспитания, влияние на человека соц. институтов)

Связь педагогики с др. науками

1. Использование педагогикой идей других наук
2. Использование данных др. наук
3. Использование исследований др. наук
4. Участие педагога в комплексных исследованиях человека

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях»

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах

Вопрос № 4. Основные категории П, их взаимосвязь

Категории педагогики - понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики

Практически везде категориями педагогики считаются:

Образование (процесс формирования ума, характера или физических способностей личности)

Обучение (это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня)

Воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни)

Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:

Социализация (процесс формирования из индивида личности)

Дидактика (часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.)

Развитие (необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования)

Формирование

Л.М. Кадцын, проводя обширный анализ педагогической литературы, формулирует следующую иерархическую структуру педагогических категорий:

1. Педагогическая деятельность (это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.)

2. Воспитание, Обучение, Образование

3. Педагогическая система (совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенап­равленного... педагогического влияния на формирование личности)

4. Педагогический процесс (специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта)

Вопрос № 6. Образование как общечеловеческая ценность.

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно – исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально – правовых устоев общества

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
5)создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания.

Вопрос №7. Закон РФ «Об образовании». Характеристика основных концептуальных идей закона.

Закон принят 10.07.1992. Состоит из преамбулы и 6 глав. В преамбуле дается понятие «образование» и «получение образования». Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней или цензов.

Раздел 1. Общие положения.

Речь идет о гос политике в сфере образования, о ее принципах, о гарантиях прав граждан.

Принципы гос политики

1. Гуманистический характер образования
2. Светский характер образования в гос и муниципальных образовательных учреждениях
3. Свобода и плюрализм в образовании
4. Приоритет человеческой ценности, свобода в развитии личности, воспитании

Ст.5 гарантирует возможность поучения образования гражданам РФ независимо от ола, расы, нации, языка, происхождения, места жительства. Гарнтия бесплатного дошкольного, общего, среднего общего и начала профессионального образования.

Раздел 2. Система образования

Речь идет об образовательных учреждениях – учр, осуществляемые образовательный процесс, т.е. реализующие программы и обеспечение содержания и воспитания учащихся. К образовательным относятся следующие учр

· Дошкольные

· Общеобразовательные

· Начального, среднего и высшего профессионального образования

· Дополнительное образование детей и взрослых

· Коррекционные с ограниченными возможностями здоровья

· Учр для сирот, детей без попечения

Форма получения образования

· Очная

· Очно-заочная (вечерняя)

· Заочная

· В форме семейного образования

· Самообразование

· Экстернат

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В РФ реализуются общеобразовательные (направленные на решение задач формирования культуры личности и адаптации к обществу, создание основы для выбора и освоения проф программы) и профессиональные (направлены на повышение проф образования, подготовку специалистов к квалификации)

Раздел 3. Управление системы образования.

Разграничиваются полномочия в области образования различных уровней гос власти

 

Раздел 4. Экономика системы образования.

Вопросы финансирования образования, предоставление платных услуг.

 

Раздел 5. Соц гарантии реализации прав на образование

Вопросы прав и соц поддержки учащихся, сохранения здоровья, прав и обязанностей родителей и работников образовательных учр.

 

Раздел 6. Международная деятельность в области образования.

Вопросы международного сотрудничества в образовании.

 

Вопрос № 8. Общая характеристика системы образования РФ.

(УТОЧНИТЬ!!!!!!)

Функции пед управления

1. Педагогический анализ ( изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние )

2. Целеполагание ( постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества. )

3. Планирование ( Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы )

4.Контроль (наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой)

5. Регулирование (создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для данной системы параметрах, заданиях, планах, программах, регламентах.)

Вопрос № 18. Государственно-общественный характер управления образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени.

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление. Кроме того, можно выделить основные признаки государственно-общественного управления: совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами; процедура принятия решения государственным органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности; делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.

ВОПРОСЫ К экзамену (3 семестр).

 

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции педагогики.

2. Зарождение научной педагогики. Источники педагогического знания.

3. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

4. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.

5. Сущность педагогической деятельности, структура.

6. Образование как общечеловеческая ценность.

7. Закон РФ «Об образовании». Характеристика основных концептуальных идей закона.

8. Общая характеристика системы образования РФ.

9. Характеристика основных направлений приоритетного национального проекта «Образование».

10. Методология педагогической науки, ее уровни.

11. Философские основы педагогики. Характеристика основных подходов.

12. Системный подход как общенаучный уровень методологии. Системный подход в педагогике.

13. Конкретно-научный уровень методологии. Характеристика основных подходов.

14. Методы педагогического исследования.

15. Понятие управления и педагогического управления.

16. Педагогический менеджмент. Функции педагогического менеджмента.

17. Основные принципы управления.

18. Основные функции управления.

19. Государственно-общественный характер управления образованием.

20. Понятие целостного педагогического процесса. Структура целостного педагогического процесса.

21. Понятие о законах, закономерностях, принципах в педагогике их взаимосвязь.

22. Понятие о закономерностях в педагогике. Характеристика основных закономерностей целостного педагогического процесса.

23. Принципы педагогического процесса, характеристика основных принципов.

24. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: сущность, особенности, движущие силы.

25. Основные закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь с закономерностями и принципами целостного педагогического процесса

26. Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе. Иерархия целей в педагогике.

27. Логика воспитательного процесса. Целеполагание, планирование, организация и анализ в воспитательной работе.

28. Современные концепции воспитания.

29. Общая характеристика содержания воспитания, его основные элементы.

30. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотизм и культура межнационального общения.

31. Нравственное воспитание учащихся в современных условиях.

32. Эстетическое воспитание учащихся. Использование возможностей среды в формировании эстетической культуры.

33. Умственное воспитание учащихся в современных условиях.

34. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся: задачи и содержание.

35. Воспитание физической культуры учащихся, приобщение к здоровому образу жизни.

36. Система методов воспитания, их классификация. Соотношение методов и приемов воспитания.

37. Методы организации деятельности и опыт общественного поведения, их характеристика.

38. Методы формирования сознания личности, требования к их использованию.

39. Методы и приемы стимулирования деятельности учащихся, организация в их использовании.

40. Формы воспитательной работы, их классификация.

41. Игра как средство воспитания.

42. Коллектив как средство воспитания самоуправления в детском коллективе.

43. Сущность педагогического взаимодействия, типы взаимодействия.

44. Современные технологии воспитательной деятельности.

45. Технология организации КТД.

46. Сущность классного руководства: место в системе воспитания, особенности и трудности на современном этапе.

47. Основные направления деятельности классного руководителя, функции и должностные обязанности.

48. Воспитательная система школы: сущность, компоненты, их взаимосвязь.

 

 

Вопрос № 1. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.

Объект П. – образование, как особая деятельность по приобщению человека к обществу.

Предмет П. – с-ма отношений в образовательной деятельности (ВОЛОДАРСКИЙ)

Объект П. – явление действительности, которое обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целеноправленной деятельности общества.

Предмет – образование как реальный целостный пед. Процесс, организуемый в специальных социальных институтах. (СЛАСТЕНИН)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.088 с.)