Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Предмет советской педагогики. Основные педагогические понятия
Похожие статьи вашей тематики
Предметом советской педагогики являются коммунистическое воспитание, образование и обучение подрастающих поколений и взрослых людей. Так как коммунистическое воспитание изучается и другими науками, для педагогики важно точно определить составные части своего предмета, границы его изучения, а также цель, которую педагогика ставит перед собой. Руководствуясь марксистско-ленинским учением, советская педагогика изучает:
возникновение воспитания и его развитие в различные исторические периоды;
роль воспитания в жизни современного общества;
педагогические аспекты цели и содержания воспитания, образования и обучения человека коммунистического общества;
закономерности, принципы и правила коммунистического воспитания, образования и обучения, а также организацию и методы воспитания.
На основе изучения закономерностей воспитания педагогика стремится вскрыть структуру и механизм воспитательного процесса и найти пути и способы сознательного управления им на различных ступенях развития человека.
Любая наука стремится открыть и сформулировать определенные законы и закономерности. Они выражают внутреннюю и необходимую всеобщую связь предметов и явлений объективной действительности, отражают самое существенное, прочное, повторяющееся и не так часто меняющееся в явлениях. Познание закономерностей представляет собой сложный процесс обобщения конкретных явлений. Закономерность не может быть отменена, она будет обязательно проявляться независимо от чьей-либо воли. Знание закономерностей составляет основу целесообразной деятельности человека. Различают закономерности специфические, т. е. значимые только для узкого круга явлений, общие для больших групп явлений и, наконец, всеобщие закономерности.
Классики марксизма-ленинизма открыли и обосновали закон классового характера воспитания в классовом обществе. Он носит всеобщий характер и определяет цели, содержание, организацию воспитания человека в обществе. Советская педагогика, как и другие науки, руководствуется этим законом в исследовании конкретных вопросов воспитания, образования и обучения. Закономерности находят свое выражение в отправных положениях, определяющих воспитание и называемых принципами. Руководящие положения, касающиеся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения, принято называть правилами педагогики. Долгое время педагогика не ставила перед собой задачи изучения закономерностей и ограничивалась исследованием и формулированием принципов и правил воспитания. Советская педагогика, особенно в последние десятилетия, уделяет большое внимание вскрытию закономерностей воспитания и многое сделала в этом направлении. Будущему учителю важно знать не только общую педагогику, но и педагогику школы. Являясь отраслью общей педагогики, она концентрирует свои усилия на изучении цели, задач и содержания коммунистического воспитания подрастающих поколений, его закономерностей и принципов. С учетом общих закономерностей воспитания человека, а также специфических для воспитания детей школьного возраста педагогика школы стремится вскрыть структуру и механизм воспитательного процесса и найти пути и способы сознательного управления воспитанием детей в период их обучения в школе. Воспитание — основное педагогическое понятие. До сих пор мы рассматривали воспитание как общественное явление, но оно является и педагогическим процессом. Распространено представление о воспитании как о процессе воздействия воспитателей на воспитуемых. Для такого понимания воспитания есть определенные основания. В процессе воспитания часто прибегают к прямому воздействию. Но воздействие осуществляется не только непосредственным, а и опосредованным путем, через пример, художественный образ. Однако такое понимание воспитания является односторонним. Его односторонность проявляется прежде всего в игнорировании воспитанника, его собственной активности. Поэтому советская методика считает воспитание важнейшим фактором формировании личности в коллективе. Таким образом, воспитание можно определить как целеустремленную подготовку человека к выполнению определенных общественно-трудовых функций. В социалистическом обществе воспитание обеспечивает формирование коммунистического сознания и поведения, всестороннее развитие личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма. Современная советская педагогика придает большое значение самовоспитанию. Оно определяется как деятельность человека с целью изменения своей личности. Воспитание создает предпосылки для самовоспитания. Если цели воспитания встречают сознательные усилия личности, они реализуются быстрее и с большей полнотой. На определенном этапе развития личности самовоспитание может стать ведущим регулирующим фактором ее поведения. Воспитание включает в себя влияние на человека всего уклада жизни, а также образования и обучения. Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством, формирование на этой основе целостного коммунистического мировоззрения, познавательных способностей, коммунистического сознания и поведения. Термин образование принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, к знаниям. Мы говорим о начальном, среднем, высшем образовании, а также образовании общем, профессиональном (например, музыкальном, военном), имея в виду уровень и профиль образования. Важным путем получения образования является обучение. Обучение — это процесс вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, воздействия на их сознание и поведение, процесс активной познавательной деятельности учащихся, их разностороннего развития. Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике как составная часть образования и обучения. Образование и обучение должны быть направлены на формирование у школьников познавательных потребностей и соответствующих умений в познавательной деятельности. Но самообразование рассматривается и как систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в знаниях, возникших у человека. Такое самообразование может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Формирование стремления к самообразованию и соответствующих умений особенно актуально сейчас, в период быстрого роста и накопления знаний. Большую роль в этом играет организованное образование и обучение. Воспитание, самовоспитание, образование, обучение и самообразование тесно связаны между собой.
ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ
Советская педагогика интенсивно развивается. Это обусловлено грандиозным размахом народного образования в нашей стране. В сферу педагогики входят такие области воспитания, которые еще недавно не рассматривались ею. Идет процесс накопления педагогических знаний, которые нуждаются в научном обобщении, систематизации. Вновь формирующиеся знания не укладываются в рамки сложившихся представлений, что приводит к расширению границ педагогики и ее дифференциации (расчленению, расслоению) и возникновению ряда отраслей педагогического знания. Процесс дифференциации педагогики идет в основном по двум путям: по отношению к воспитанию людей различных возрастных групп и по профилю, или виду, воспитания и образования. В современной советской педагогике складываются следующие отрасли: 1. общая педагогика, изучающая воспитание и его закономерности, значимые для воспитания человека любого возраста и в любой сфере воспитания. 2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека и различные возрастные периоды. В нашей стране успешно развивается дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика взрослых. 3. Педагогика профессионального образования, высшей школы, военная педагогика, педагогика детских и юношеских организаций, семейная педагогика и т. д. 4. Методика обучения различным учебным предметам — языку, математике, истории и др. 5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. Она помогает учителю правильно ориентироваться в различных системах воспитания, предвидеть пути его развития. 6. Специальная педагогика распадается на ряд отраслей: а) сурдопедагогику - педагогику обучения и воспитания глухих, глухонемых и слабослышащих; б) тифлопедагогику, изучающую закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих; в) олигофренопедагогику, которая исследует закономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Обучение этих категорий детей проводится в специальных учебных заведениях, чтобы с учетом недостатков в развитии подготовить их к жизни в нашем обществе.
|