Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Поиск

Учащиеся усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к жизни, к дальнейшему образованию. Поэтому как для них, так и для учителя важно знать, как они овладели учебным материалом. Это достигается с помощью проверки знаний, умений и навыков. Проверка — важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать. Учитель устанавливает также отношение ученика к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений.
По результатам проверки школа, учителя отчитываются перед государством. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она — важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил учитель в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала. Но эта система будет нацелена не на какого-то абстрактного ученика, учитель построит ее с учетом недостатков в знаниях одного, неустойчивости и нетвердости взглядов другого, пробелов в качестве запоминания у третьего. В ходе дальнейшей работы с детьми учитель стремится устранить эти недостатки и добивается совершенствования знаний.
При правильной подходе к проверке и оценке знаний оценка может стать важным средством управления учебной деятельностью учащихся, интенсификации их развития и воспитания.
Такой взгляд на сущность и значение проверки знаний, умений и навыков сформировался в советской дидактике не сразу. В первые годы строительства советской школы некоторые педагоги вообще отрицали необходимость систематической проверки знаний, считая ее одним из атрибутов старой, дореволюционной школы. Так, при организации занятий по бригадно-лабораторному методу за выполнение задания отчитывался бригадир, а оценка выставлялась всем членам бригады. Учащихся переводили из класса в класс на основе представленных ими практических работ. Эта порочная практика была осуждена и отменена Центральным Комитетом партии. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» указывалось, что в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся.
В ходе строительства школы вместе с совершенствованием всего учебного процесса развивалась и совершенствовалась проверка успеваемости учащихся.
Долгое время в силу традиции многие учителя обращали основное внимание при проверке знании на простое воспроизведение учащимися материала учебника. Такой подход к проверке имеет известные основания: часть учебного материала, особенно в начальной школе, подлежит заучиванию и воспроизведению. Однако это не значит, что буквальное воспроизведение должно преобладать в ходе проверки знаний.
Если простое воспроизведение становится преобладающим, то учащиеся постепенно привыкают к бездумному заучиванию учебного материала, а это затрудняет использование приобретенных знаний на практике, в жизни.
Давно уже многие учителя используют прием самостоятельного воспроизведения материала. Это шаг вперед в направлении развития у учащихся стремления и умения творчески учиться. Однако сейчас этого мало. Все шире начинают использоваться приемы самостоятельной группировки учебного материала, привлечения новых фактов использования разнообразных приемов при пересказе, самостоятельное составление задач, решение задач с проверкой и т. д.
Важное значение приобретает органическое сочетание проверки теоретических знаний с контролем за ходом самостоятельных, практических занятий учащихся, учет приобретенных ими навыков и умений. Весьма актуальна разработка наиболее экономных, объективных методов проверки знаний учащихся и их оценки. Многие научные коллективы занимаются сейчас разработкой этих вопросов.
Дня правильной постановки проверки успеваемости большое значение имеет знание некоторых дидактических требований ее проведения.
Внимание и прилежание учитываются, конечно, при проверке знаний, но не как главный их компонент. Учету подлежат прежде всего качество и глубина знаний, навыков и умений. Эти показатели являются определяющими при проверке и оценке знаний. Проверка знаний должна быть всесторонней и проводиться систематически.
Не все ученики сpaзy привыкают, например, отвечать у доски. Некоторые из них теряются, когда учитель спешит прибегнуть к помощи класса, и, хотя знают материал урока, оказываются неспособными ответить на вопросы. В классе есть рассеянные ученики, они также нуждаются в особой заботе и внимании к ним учителя.
Но учет индивидуальных особенностей учащихся не означает отказа от проверки знаний каждого ученика. Наоборот, полное осуществление функций проверки возможно при условии, если ею будет охвачен каждый школьник и оценен по результатам его личной ученной деятельности.
Разнообразив видов и методов проверки, недопустимость преимущественного использования одних видов в ущерб другим — следующее важное требование к проверке.
Большое значение имеет соблюдение объективности в подходе к учащимся при проверке знаний, а также осуществление единства требований всех учителей к учащимся.
Важно также, чтобы каждый учитель создавал во время проверки атмосферу творчества и доброжелательности. В такой атмосфере дети не будут бояться высказать свои мысли, свои сомнения, не испытают чувства неловкости за ошибочные ответы и не будет места для таких уродливых явлений, как подсказывание, списывание, еще встречающихся в отдельных школах, где не уделяется должного внимания соблюдению этого требования.

ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

В советской школе используются три вида проверки знаний: текущая (тематическая), периодическая и итоговая. Основными методами проверки знаний являются: текущие наблюдения, устный опрос, письменные и графические работы, практические работы учащихся.
По способу организации различают индивидуальную и фронтальную проверку знаний.
Большое распространение в советской школе получила текущая проверка знаний. Она дает возможность проконтролировать, как усвоен учебный материал, ныяиить пробелы в знаниях учащихся, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы. Она позволяет узнать, какими способами умственной деятельности и в какой степени овладевают учащиеся, в чем они испытывают трудности и каков характер этих трудностей. Текущая проверка приучает детей к систематической работе и обеспечивает формирование ряда важных нравственных и волевых качеств: настойчивости, организованности и др.
Особенно велико значение текущей проверки в начальных классах. На первых порах обучения надо проверять каждый шаг в работе детей. Не имея опыта и знаний в учении, они могут допустить много ошибок в своей работе не только в содержании, но и в методах выполнения. Многократное повторение ошибочных способов работы приводит к образованию неправильных навыков и привычек, которые потом трудно исправить. Поэтому чем младше учащиеся, тем более тщательным и разнообразным должен быть контроль за их работой.
Результаты текущей проверки учитель фиксирует в классном журнале и в своем дневнике, а затем обобщает при подведении итогов учебной работы учащихся за четверть, полугодие и учебный год. Такая постановка работы позволяет учителю исключить всякий элемент случайности в оценке знаний детей.
Текущая проверка знаний осуществляется прежде всего с помощью наблюдения, которое является важным средством контроля за работой учащихся, особенно в начальных классах. Учитель наблюдает, как дети слушают его объяснение, как выполняют разнообразные задания, как ведут свои тетради, насколько активно работают на уроке, фиксирует их отношение к изучению того или иного материала и к учебе в целом.
Большое значение имеют наблюдения за ходом умственного развития учащихся. Материал, собранный в процессе наблюдений, является исходным при планировании учебно-воспитательной работы, в осуществлении индивидуального подхода к ученикам.
Результаты наблюдений используются учителем при выставлении итоговой отметки, а также в повседневной воспитательной работе с детьми. Школьники часто строят предположения, какие отметки они получат за четверть или учебный год. При этом они выводят отметку на основе суммы отметок, выставленных в журнале. В какой-то степени на такой формальный подход к самооценке их толкают учителя, не использующие данных своих наблюдении за учащимися. Те учителя, которые регулярно наблюдают за работой детей, фиксируют важнейшие результаты наблюдений и подвергают анализу результаты труда школьников, не ошибаются в оценке. А сознание того, что за их работой ведутся тщательные наблюдения, побуждает учеников к более систематической работе.
Устный опрос. Наиболее широко в школе используется индивидуальный опрос школьников. При устном опросе главное внимание сосредоточивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на их объяснении, доказательстве. В ходе устного опроса проверяются умения учащихся практически пользоваться полученными знаниями в решении задач, при грамматическом разборе предложений, проведении измерений.
По традиции устный опрос концентрируется учителями вокруг домашних заданий школьников. Лучшие учителя используют продуманную систему вопросов, требующих ответа-рассказа («Расскажи о своей семье»), объяснения, сравнения («Сравни два числа»), умозаключения, а также вопросов, выявляющих детскую пытливость, ход мысли и рассуждения, наблюдательность и другие свойства. Характеру вопроса соответствует и его формулировка.
Устный опрос должен проводиться регулярно. Только при этом условии он станет важным фактором обучения и воспитания учащихся. Если спрашивать ученика два-три раза в четверть, то трудно рассчитывать на то, что учитель сможет его чему-нибудь научить.
Поэтому индивидуальный устный опрос сочетается с фронтальным. Он может проводиться вместе с изучением нового материала и как самостоятельный вид работы на уроке. Чаще всего фронтальный опрос используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию, и усвоению правил, хронологических дат, таблицы умножения.
Однако фронтальный опрос не может быть основным методом проверки. В ходе его проверяется главным образом факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения.
Стремление повысить эффективность урока привело к объединению процессов сообщения знаний, их закрепления и проверки. Такая проверка наряду с другими видами призвана активизировать учащихся, создавать условия для более объективной оценки их знаний.
Каковы же требования к проверке знаний в процессе их усвоения? Рекомендуется учитывать ответы на вопросы учителя, дополнения и поправки к ответам других учащихся во время фронтальных бесед, качество выполнения устных, письменных и графических работ, проведенных на уроке, результаты опытов, лабораторных и других практических работ, выполненных учащимися.
Важным методом проверки знаний являются контрольные работы: диктант, пересказ текста, сочинение, решение и составление задач.
Как организовать контрольный урок? Первая часть урока посвящается постановке цели, инструктажу о порядке выполнения работы. Инструктаж проводится при полном внимании учащихся. Затем задача учителя состоит в том, чтобы проследить, насколько самостоятельно дети выполняют работу. Важно организованно закончить и собрать работу до звонка. Оставшееся время использовать для ответов на вопросы учащихся. Домашнее задание можно дать перед началом работы.
Каждую контрольную работу учитель оценивает. При анализе контрольной работы надо дать указания учащимся следующего характера: «Стал писать лучше. Очень похвально», «Избрал очень удачный вариант решения задачи» или: «Написал работу хуже, чем обычно», «Это недопустимо». На первый взгляд эти замечания кажутся малозначительными. Но в воспитании ответственного отношения к учению они играют большую роль.
Не менее важно учитывать и овладение учеником наиболее рациональными приемами выполнения работы. Каждая выполненная учащимися работа подлежит проверке и оценке.
В последние годы ведутся интенсивные поиски возможностей использования технических средств для оперативного контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся. С этой целью все шире используются обучающие машины и контролирующие устройства разного типа, а также такие средства, как тетради с печатном основой, дидактические карточки, сигнальные перфокарты и др.
В начальных классах периодическая проверка может использоваться в ограниченных пределах. Цель ее состоит в том, чтобы постепенно вырабатывать у детей умение охватить два-три, а затем и группу вопросов по теме и правильно их воспроизвести. Итоговая проверка успеваемости за учебную четверть, полугодие, учебный год осуществляется вместе с итоговым повторением. Оно направлено на воспроизведение ключевых вопросов пройденного материала. До проведения такого повторения ученики получают подробный инструктаж о том, что и как надо повторить. Само повторение организуется в зависимости от объема и характера материала, возрастных особенностей учащихся на одном или нескольких уроках. Одним из методов итоговой проверки являются экзамены, которые проводятся в выпускных восьмых и десятых (одиннадцатых) классах.
После принятия Устава Министерством просвещения СССР вместе с министерствами союзных республик была проведена работа по упорядочению экзаменов и перевода учащихся из класса в класс. Результатом этой работы явилась «Типовая инструкция об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных школ».
В соответствии с Уставом школы в инструкции зафиксировано право министерств союзных республик устанавливать переводные экзамены и не в выпускных классах, но их число не должно превышать трех.
В восьмых классах разрешается проводить не более четырех экзаменов, в десятых (одиннадцатых) классах установлена предельная норма шесть экзаменов. Союзным республикам дано право устанавливать один седьмой экзамен по их усмотрению в выпускных классах.
Разрешается допускать к экзаменам и к обучению в следующем классе не только успевающих по всем предметам, но и имеющих плохие оценки не более чем по двум предметам. Учащиеся, получившие более двух отрицательных оценок, получают задание на лето, и вопрос о их переводе или выпуске решается в зависимости от выполнения задании или осенних экзаменов.
Эти меры направлены на то, чтобы оградить учителя от необходимости выставления учащимся незаслуженных оценок и мобилизовать отстающих учащихся на исправление образовавшихся у них пробелов в знаниях.
Согласно инструкции, итоговая отметка «5» не может быть выставлена, если на экзамене получена иная отметка, при отрицательной отметке, полученной на экзамене, не может быть выставлена положительная итоговая отметка. Учащиеся десятых (одиннадцатых) классов, не допущенные к экзаменам или не сдавшие весенних экзаменов более чем по двум предметам, а осенних хотя бы по одному, выбывают из школы. Они имеют право сдавать экзамены в следующем году, и если не выдержат экзамены, то будут сдавать их экстерном (без дополнительного обучения). Эти меры дают молодым людям возможность по мере роста их сознательности и отношения к учению все же завершить свое образование и получить соответствующий документ, а тем самым и возможность продолжения образования и совершенствования своей профессиональной квалификации.
Инструкция устанавливает право министерств просвещения составлять экзаменационные билеты. Учащиеся имеют право пользоваться на экзамене при подготовке к ответу и написании письменных работ текстами, картами, схемами, справочниками, пособиями.
Последовательное проведение в жизнь данной инструкции существенно повлияет не только на проведение экзаменов, но и на весь учебно-воспитательный процесс в школе.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Проверенные учителем знания должны быть оценены. В советской школе принята пятибалльная система оценки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «посредственно» («3»), «плохо» («2») и «очень плохо» («1»). Она является единой для всей страны. Важно иметь в виду, что один и тот же уровень знаний учащихся должен оцениваться одинаково во всех школах. Этого можно добиться в том случае, если учителя будут хорошо знать и соблюдать в своей работе требования к знаниям учащихся. Приведем наиболее важные из них.
1. Ученик, изучая основы наук, должен знать факты, явления и быть в состоянии дать им правильное, научно достоверное объяснение.
2. Ученик должен овладеть научными понятиями, законами, теоремами, правилами, уметь пользоваться ими при объяснении новых фактов, при решении различных вопросов и практических задач.
3. В своих ответах ученик должен показать максимальную ясность, точность мысли, умение отстаивать свои взгляды, защищать их.
4. Знания ученика должны иметь практическую значимость.
5. Необходимо соблюдать требования к устной и письменной речи учащихся.
Устные ответы должны быть полными, логичными, доказательными. Письменные работы выполняются с точным соблюдением указаний учителя, аккуратно оформляются. Те же требования предъявляются и к практическим работам учащихся: они выполняются с точным соблюдением инструкций, тщательно и аккуратно.
На основе обших требований формулируются критерии и нормы оценок. Они по каждому предмету различны.
Исходным документом в оценке знаний является программа, в которой для каждого года обучения точно очерчен объем знаний, умений и навыков. В зависимости от того, как ученик знает программный материал на том или ином этапе обучения, он и получает соответствующую оценку.
Чтобы не допускать ошибок в оценке, нужно очень хорошо знать программу и объем требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся для каждого года обучения. С этими требованиями надо постоянно знакомить и учащихся.
Критерии оценки разрабатываются для каждого предмета, исходя из его особенностей. Каждую оценку учитель сопровождает кратким, четким анализом ответа ученика: «Ты сегодня ответил очень хорошо, грамотно, очень хорошо знаешь правила, привел много интересных примеров, ставлю тебе «5», «Материал знаешь хорошо, грамотно и последовательно построил рассказ, но допустил некоторую неточность в определении. В дальнейшем будь внимательнее, ставлю тебе «4». Если ученику должна быть выставлена посредственная оценка, то учитель указывает на допущение неточности, например в формулировке правил, на книжные примеры, обращает внимание ученика на тот материал, который им слабо усвоен.
В связи с использованием поурочного балла как вида оценки знаний сложилась практика выставления оценки обязательно в конце урока. Однако такая практика не может быть признана правильной с точки зрения требования индивидуального подхода к оценке знаний. В каждом классе есть дети, которые регулярно занимаются, хорошо знают материал и всегда готовы к ответу. Таким учащимся надо выставлять оценку сразу после ответа. Невнимательных, недисциплинированных можно, наоборот, предупредить о том, что учитель наблюдает за их работой и в конце урока намерен выставить оценку. Это подтянет и организует их.
Можно указать на некоторые особенности использования оценки в I классе. С первых шагов обучения детям трудно понять и овладеть требованиями к их знаниям. К тому же у них нет еще и устойчивого интереса к учению. Поэтому предъявление высоких, невыполнимых требований может погасить чуть появившийся интерес. Эти обстоятельства учитываются учителями в работе с первоклассниками. Опытные учителя в первые дни выставляют всем детям только «5», а затем появляются «4». Слабым ученикам оценки временно не выставляют, им оказывают дополнительную помощь, чтобы поддержать и развить интерес к учению, устранить условия для возникновения неуверенности, разочарования и отчаяния.
Следует сделать несколько замечаний о выставлении итоговых оценок. Итоговая оценка за I четверть в I классе не выставляется. Четвертные оценки учитель выставляет с учетом уровня знаний учащихся. Так, если ученик все время повышал свои успехи в учебе, оценка выставляется по результатам IV четверти.
Во всех случаях при выставлении итоговой оценки надо использовать не только полученные отметки, но и результаты наблюдений за работой ученика, качество его практических работ.
В дидактике сформулированы правила оценки знаний, умений и навыков учащихся. Будущему учителю надо хорошо знать и научиться применять их в учебной работе.
1. Следует рассказать учащимся о своих требованиях, показать на примере ответов учащихся, какие знания являются посредственными, хорошими, отличными.
2. При оценке обязательным является анализ ответа ученика и указание, на что ему надо обратить внимание при повторении материала.
3. Важно поощрять учащихся при оценке, но не следует поощрять одних и тех же. Приходится отмечать, что некоторые учителя, составив определенное мнение об учащихся, перестают быть объективными и нередко завышают оценки хорошим ученикам. Слабые же ученики у таких учителей, как правило, не получают хороших оценок. Дети очень быстро понимают, что учитель не объективен, и перестают старательно учиться.
Так, учителя восьмилетней школы деревни Белый Свет Братского района Иркутской области на протяжении ряда лет не выставляют отрицательных оценок учащимся и строят свои отношения с воспитанниками не на страхе перед плохой отметкой, а на развитии чувства ответственности и полного взаимного доверия. Учителя добились того, что в начале урока каждый ученик, если он не готов к уроку, ставит учителя об этом в известность. Если дети не поняли изученного материала, то им после уроков оказывают дополнительную помощь. Другие причины выясняются, как правило, наедине с учителем. В последующие дни дети чаще всего сами просят учителя вызвать их, чтобы ликвидировать образующуюся задолженность.
Учителя убедились в том, что такой подход дал им огромную экономию времени за счет исключения выяснения причин невыполнения задания и не всегда удачных и поспешных замечаний и нотаций учащимся.
Но главным итогом учителя считают установление теплых, доверительных отношений учителей и учащихся, рост сплоченности классных коллективов, изменение содержания и форм совместной работы школы и родителей. Это пока опыты. Их не следует механически без всякой подготовки насаждать в любой школе, но они многое дают для размышлений, постепенного изменения учителем образа своих действий, чтобы сделать оценку мощным средством организации коллектива, развития целеустремленности, трудолюбия, честности, а также внимания и прилежания.

Вопросы и задания

1. Расскажите о месте и значении проверки знаний в обучении и воспитании учащихся.
2. Какие виды проверки знаний используются в советской школе?
3. Какие недостатки вы заметили в организации проверки знаний на посещенных уроках? Вскройте их причины на основе требований к проверке знаний.
4. Как организуется устный опрос учащихся?
5. Как организуются письменные и контрольные работы?
6. К чему приводит преимущественное использование того или иного вида проверки?
7. Расскажите о системе оценок в школе.
8. Подсчитайте, сколько оценок поставил учитель. Какие это оценки? Можно ли считать их достаточно обоснованными? Сколько учеников было спрошено на уроке? Где в классе сидят спрошенные ученики? Использует ли учитель в ходе урока оценочные суждения? Какие? Как часто?
9. Понаблюдайте на уроке, как учитель оценивает знания учащихся, сами выставите оценки, сравните свои оценки с оценками учителя, мотивируйте свои оценки.

 

Основные вопросы теории воспитания

В теории воспитания, как и в педагогической науке в целом, всегда шла борьба между новыми, нарождающимися взглядами и старыми, отживающими. Силы прогресса и силы реакции выдвигали в различные исторические эпохи свои взгляды на воспитание, которые, в свою очередь, оказывали решающее влияние на практику воспитательной работы школы. Без критического рассмотрения важнейших направлений в теории и практике воспитания трудно разобраться в основных вопросах теории коммунистического воспитания.
Одним из широко распространенных направлений являлось авторитарное воспитание (авторитарный — основанный на слепом подчинении власти). Оно оформилось в период средневековья, но в различных формах продолжает существовать и в настоящее время.
Авторитарное воспитание нашло свое яркое выражение в школах католического ордена иезуитов, возникших в XVI в. и продолжающих существовать и ряде стран: Испании, некоторых странах Латинском Америки, частично в США. Все воспитание в этих школах направлено на беспрекословное подчинение воспитанников католической церкви. Этой задаче подчинена учебная и воспитательная работа. Весь учебный процесс строится на основе бессмысленного заучивания материала, чтобы лишить воспитанников способности рассуждать. В процессе физического воспитания у детей формируется способность переносить лишения. Для этого воспитанников подвергают суровым испытаниям, за ними устанавливают тщательный надзор и таким путем насаждают крайний индивидуализм и эгоизм.
Некоторые педагоги пытались подвести под авторитарное воспитание научное обоснование. Так, немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841), выдвинув ошибочное положение о том, что ребенку якобы от рождения присуща «дикая резвость», пытался построить теорию управления детьми. По его представлению, управление определяет поведение ребенка в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе и дома штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Эта система воспитания имела большое распространение в школах дореволюционной России.
Теория и практика авторитарного воспитания с различных позиций подвергалась ожесточенной критике. Первыми ее начали гуманисты Западной Европы (XVI в.) и продолжили представители буржуазной демократии. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Жан Жаком Руссо (1712—1778). Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира. Если в начале своего возникновения она была своеобразной формой протеста против авторитарной педагогики и воспитания, то в дальнейшем стала проповедовать стихийность и самотек в воспитании детей. Теория свободного воспитания оказала определенное влияние на советскую педагогику в первые годы ее развития.
Острую критику теории авторитарного и свободного воспитания дали революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. В статье «О значении авторитета в воспитании» Н. А. Добролюбов доказал, что авторитарная педагогика ничего общего не имеет с подлинной наукой воспитания и всеми силами пытается оправдать те меры, с помощью которых ребенок превращается в вещь, неспособную думать.
Авторитарная педагогика, насаждаемая в России, являлась, по мнению Н. А. Добролюбова, основой крепостнической системы воспитания. Именно это воспитание порождало молчаливых Обломовых, Митрофанушек и им подобных.
Революционеры-демократы в отличие от многих зарубежных мыслителей настаивали на необходимости воспитания не абстрактного свободного человека, а революционера-борца.
Анархистские и мелкобуржуазные перепевы теории свободного воспитания приобрели огромную популярность в наши дни во многих зарубежных странах. Под флагом критики современной буржуазной школы, которая осуществляет строгий отбор учащихся по классовому признаку и не дает детям трудящихся полноценного образования, в зарубежной педагогической печати выдвигаются самые разнообразные теории фактической ликвидации школы (дескулизация общества) или создания так называемых открытых школ (без обязательных программ и регламентации учебных занятий) с резко урезанным сроком обучения. Получив элементарные знания, дети, по мысли этих педагогов, должны приобретать знания в ходе практической, культурной и социальной жизни (путем объединения любителей одного дела, просмотра телепередач, чтения газет и журналов, бесед в кафе и пр.). Авторы подобных прожектов пытаются рекомендовать свои изобретения в качестве модели современной школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.012 с.)