Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Комплексный подход в воспитании
Похожие статьи вашей тематики
С учебным процессом я справляюсь, а вот в воспитательной работе испытываю много трудностей — такие заявления можно услышать почти на каждой встрече преподавателей с молодыми учителями — питомцами педагогических учебных заведений. Это утверждение встречается и в отзывах руководителей школ о работе молодых учителей. Начинающему учителю это простительно. Он еще не разобрался в том, что преподавать и обучать не одно и то же. Опытный руководитель школы должен глубоко понимать эту разницу. В процессе изучения дидактики можно было убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности учителя направлен не только на вооружение учащихся знаниями, но и на их разностороннее воспитание. Однако весь широкий круг задач воспитания невозможно решить только средствами учебного процесса. В широком смысле понятие воспитание охватывает весь процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, включая образование и обучение. В целостном процессе воспитания выделяются две взаимосвязанные стороны: познание жизни и формирование отношения к ней. Познание жизни — главная функция образования, формирование отношения к ней составляет главную функцию воспитания. Познание жизни протекает различными путями. Но решающими из них являются образование и обучение. Учебная и внеклассная работа, семейное воспитание, деятельность детских коммунистических организаций направлены на формирование коммунистического отношения воспитанников к обществу, к труду, к людям. Воспитание и обучение едины, но не тождественны. Единство воспитания и обучения состоит прежде всего в общности их цели. Воспитание и обучение направлены на формирование всесторонне развитой личности. В целостном педагогическом процессе обучение всегда выполняет и воспитательные функции, а воспитание — функции познания жизни. Для учителя важно видеть не только единство обучения и воспитания, но и их особенности. В чем же состоят особенности воспитания? Задачи воспитания обширны и многогранны. Они охватывают формирование убеждений ученика, навыков и привычек поведения, потребностей и стремлений, соответствующих нормам коммунистической нравственности. Учебный процесс сравнительно легко управляем, его результаты проявляются сразу и могут быть проверены. Этого нельзя сказать о воспитании. Развитие и воспитание осуществляются в деятельности детей, в их многообразных отношениях. Большое значение в их жизни имеют общественно полезный труд, общественная деятельность, разумное проведение досуга. Организовать эту разнообразную деятельность, направить па формирование лучших нравственных качеств, черт характера, привычек — важная задача воспитания. Воспитание детей начинается с момента рождения и предшествует систематическому образованию. С самого раннего возраста детей приобщают к жизни в обществе. С поступлением ребенка в школу этот процесс продолжается. Школьное воспитание лишь часть огромной работы по формированию человеческой личности, оно должно строиться с учетом предшествующего опыта ребенка, развивать все лучшее, искоренять неверные представления, привычки и проектировать будущие качества. Не прекращается воспитание и после окончания учащимися школы, оно продолжается всю жизнь. Воспитание, будучи связано с обучением, имеет свои особенности, специфические задачи, формы и методы организации, подлежит специальному изучению и входит в круг вопросов, рассматриваемых в теории воспитания. Новая советская теория воспитания формировалась вместе с новым укладом нашей жизни, новыми отношениями между людьми, которые складывались в социалистическом обществе. Решающее значение для формирования советской теории воспитания имело учение марксизма-ленинизма. У истоков детского и молодежного коммунистического движения стояла Н. К. Крупская — один из авторов первого Устава комсомола, выдающийся теоретик пионерского движения. Под влиянием Н. К. Крупской в советской педагогике утвердилось представление о единстве учебной и разнообразной внеучебной деятельности учащихся как важном условии правильного их воспитания. Она неоднократно подчеркивала, что после уроков деятельность детей не прекращается, ее нужно наполнить богатым идейно-значимым содержанием и организовать так, чтобы приобщать детей к нормам жизни в нашем советском обществе. Поэтому учебная и воспитательная деятельность школы должны дополнять друг друга. Воспитание должно продолжаться и после школы. Вместе с опытно-показательными станциями с 1918 г. в нашей стране была развернута широкая сеть школ-коммун — учебных заведений интернатного типа. Первоначально этот тип школ считался прообразом школы будущего. Вся учеба и жизнь в них строились на коммунистических началах. Школы-коммуны не стали ведущим типом школ и были преобразованы в обычные школы, но их опыт сыграл огромную роль в разработке важнейших вопросов теории и практики воспитания: в организации коллектива, школьного самоуправления, взаимоотношений педагогов и детей. Педагогическая система А. С. Макаренко была теснейшим образом связана с той творческой работой, которую проводили передовые советские учителя. Она выросла и сформировалась под благотворным влиянием политики Коммунистической партии и Советского правительства в ходе практической экспериментальной работы по формированию нового человека. Благодаря своей жизненности, практической целесообразности и научной обоснованности педагогические идеи А. С. Макаренко нашли глубокий отклик в среде советского учительства, стали широко распространяться в практике работы советской школы и послужили важным источником для дальнейшей разработки вопросов теории советского воспитания. Эта традиция тесной связи теории и опыта получила дальнейшее развитие в наши дни. Единство идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания и физического развития обеспечивается едиными методами. Широкое повсеместное внедрение этих методов - важнейшее условие комплексного подхода. Это единство может быть обеспечено также путем органического соединения просвещения, обучения с вовлечением учащихся в общественно-политическую жизнь страны. Советская теория воспитания призвана разработать с учетом этих положений сущность и содержание коммунистического воспитания, пути дальнейшего укрепления связи деятельности школы, пионерской и комсомольской организаций, усиления их воспитательного влияния на подрастающие поколения. Огромное значение приобретают вопросы руководства воспитательной работой. В современной педагогике цели, содержание, формы и методы воспитания рассматриваются в тесной связи со становлением личности воспитанника. Педагогика стремится вскрыть механизм развития личности в ходе целенаправленного воспитания, найти пути управления воспитательным процессом. А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель не может воспитывать просто человека, не имеет права проводить воспитательную работу, не ставя перед собой определенную политическую цель, которая «вытекает из наших общественных нужд, из стремлений советского народа, из целей и задач нашей революции, из целей и задач нашей борьбы». Но для планирования воспитания, организации и управления воспитательным процессом эта цель должна быть преобразована в педагогическую, т. е. выражена в виде совершенно конкретных требований к личности на том или ином этапе ее развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Процесс воспитания в школе — это процесс непрерывного, систематического воздействия на детей. Поэтому глубоко заблуждаются воспитатели, считающие, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение ребенка. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Процесс усвоения школьниками норм и требований, превращения их в требования «к самому себе» не является одноактным. Он проходит, как это доказано последними исследованиями, ряд этапов. При первоначальном предъявлении требований школьник вынужден их принимать. На этом этапе требования остаются чисто внешними и действуют только под контролем воспитателя. При неоднократном их предъявлении школьник принимает их добровольно, осознавая свои обязанности. И лишь на завершающем этапе они становятся личными внутренними требованиями. Целеустремленность, система в воспитании могут быть осуществлены лишь при условии руководства воспитательным процессом со стороны учителя-воспитателя. Таким образом, воспитание предполагает прежде всего руководство процессом формирования личности воспитанника. По мере роста физической и духовной зрелости воспитанников в процессе целенаправленного воспитания возрастает их самостоятельность и творческая активность. Таким образом, ученик не только испытывает на себе определенное воспитательное влияние педагога, но и сам участвует в воспитании своих товарищей и одновременно самого себя. С ростом сознательности коллектива учащихся меняются функции воспитателя. Он выступает в роли организатора разносторонней деятельности воспитанников и строит свою работу так, что воспитанники являются не простыми исполнителями указаний воспитателя, а активными участниками общего дела. Влияние воспитания на развитие воспитанников зависит и от системы воспитательных отношений. Каждый человек формируется не отдельно от общества, не независимо от него, вместе с ним, в тесной связи с обществом. Находясь в обществе, каждым человек усваивает определенные взгляды, привычки, систему поведения. К. Маркс и В. И. Ленин убедительно доказали, что определяющее влияние на формирование человека оказывают разнообразные общественные отношения: его положение в сфере производства, общественное положение, принадлежность к тому или иному классу или общественной группе. Воздействие общества на личность человека происходит не механически, а через его отношение ко всему окружающему, в том числе и к тем влияниям, которые направлены на него. А это отношение, как показали исследования психологов, зависит от сложившегося духовного облика школьника, от его жизненного опыта, характера деятельности и разнообразных взаимоотношений. В ходе воспитания постепенно формируются взгляды воспитанника, его жизненная позиция. Она определяет его поведение и отношение к разнообразным влияниям окружающей среды. Чем яснее и последовательнее будет эта позиция личности, тем слабее разнообразные отрицательные влияния окружающих условий жизни. Личность, обладающая взглядами, убеждениями, сама оказывает благотворное влияние на окружающих людей. Воспитание через организованную деятельность приучает к нормам поведения, формирует навыки и привычки. Это поведение может оказаться неосознанным, если упускается из виду специальное воздействие на формирующееся сознание. Если в воспитании усилия педагогов не подкрепляются осознанностью и положительным чувством воспитуемых, то формируемые отношения личности становятся очень непрочными, неустойчивыми. Последними исследованиями установлено, что любое качество личности представляет собой сплав мотива, обеспечивающего положительное отношение школьника к поведению, и закрепленною способа поведения. Поэтому глубоко заблуждаются те воспитатели, которые концентрируют свои усилия на том, чтобы научить воспитанников правильному поведению в различных ситуациях, и не уделяют внимания формированию мотивов поведения. Воспитание мотивов поведения, побуждающих человека совершать тот или иной поступок, очень важно. Стойкие нравственные мотивы возникают на основе единства развитого сознания и деятельности. Воспитание сознания и поведения протекает в органическом единстве, если в воспитательном процессе работа по формированию сознания сочетается с организацией разнообразной деятельности воспитанников. В условиях школы воспитательный процесс осуществляется учителями-воспитателями. Они организуют его в соответствии с целями и задачами общества. В целостном процессе воспитания можно выделить ряд наиболее значимых компонентов: создание системы отношений воспитанников к окружающему миру и прежде всего к людям; использование в воспитательных целях общения воспитанников со сверстниками, взрослыми. Воспитательный процесс — это целостный процесс формирования личности, его нельзя подразделить, подобно содержанию образования, на отдельные предметы. Даже важнейшие составные части воспитания (умственное, физическое, эстетическое и др.) выделяются чисто условно для более глубокого их рассмотрения. Изменения в личности чаще всего не происходят в результате одноактного влияния на нее воспитателя, малоэффективным является и простое повторение того или иного влияния. Поэтому воспитательному процессу присущ концентризм с применением разнообразных, все усложняющихся средств влияния, форм организации жизни воспитанников. Воспитательный процесс глубоко противоречив. Одним из первых подметил эту его особенность А. С. Макаренко. Противоречивость воспитательного процесса проявляется во многом, например в стремлении воспитанника к самостоятельности и потребности в использовании опыта взрослых. В деятельности воспитателя сочетается требовательность и внимание к воспитаннику. Центральным противоречием является противоречие между постоянно усложняющимися задачами воспитания и уровнем зрелости, воспитанности ученика или противоречие между внешними воздействиями и внутренней позицией воспитанника, т. е. его отношением к этим воздействиям. Эти и другие противоречия при определенных условиях могут стать двигателем воспитательного процесса. Так, если воспитатель, предлагая детям новую форму деятельности, не учел уровня их воспитанности, готовности включиться в эту работу, не вызвал у них стремления начать новый вид деятельности, то, несмотря на большие усилия с его стороны и всю привлекательность новой формы деятельности, воспитанники будут пассивны, а поэтому степень воздействия этой работы на школьников окажется незначительной, а воспитательный процесс — малоэффективным.
|