Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Данная концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 году в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе». 2. Понятие «воспитание» - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Социализация ребенка — это обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения и самореализация детей в процессе социального взаимодействия. 3. Цель: 1) идеальные (долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство); 2) реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития. Принципы воспитания: 1.Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка. 2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. 3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. 4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, выработки социального иммунитета, стрессоустоичивости и рефлексивной позиции. 5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Содержание воспитательного процесса. Становление личности человека предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания, по мнению авторов концепции, является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим можно определить содержание воспитания, обеспечивающего развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. Механизм воспитания. Главными «деталями» механизма воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления школьника, на формирование всех сущностных сфер ребенка. Авторы концепции утверждают, что все методы воспитания оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако доминирующее воздействие на ту или иную сферу оказывают не все методы, а какой-то определенный метод воспитания. Поэтому ими составлена оригинальная классификация методов воспитания и самовоспитания (см. таблицу). Классификация методов воспитания
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Для оценки результативности процесса воспитания учащихся, по мнению разработчиков концепции, нецелесообразно использовать единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели. Они могут быть определены самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач воспитательной работы и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учебного заведения. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки педагогов, учащихся и их родителей. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса, как полагают авторы концепции, являются: а) изучение воспитанности школьников, интегративньм показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка; б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношении; | в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания Формирование образа жизни, достойной Человека. 1.Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника», «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии», «Программа воспитания школьника», «Классное руководство; теория, методика, технология». Понятие «воспитание». Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. 3. Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. «Цель воспитания, — как считает Н.Е.Щуркова, — должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразии, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека». Принципы: 1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятая ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Содержание воспитательного процесса. Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание. Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п. При осуществлении эстетического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраивается субъект-субъектных отношениях.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.009 с.) |