Становление советской педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление советской педагогики



Великая Октябрьская социалистическая революция создала условия для проведения подлинной культурной революции в стране: ликвидировала привилегии господствующих классов на получение образования, отделила школу от церкви, приняла необходимые меры для широкого охвата образованием детей трудящихся, приступила к созданию новой школы, соответствующей целям построения коммунистического общества. Советское государство понимало, что в строительстве новой школы огромная роль должна принадлежать педагогической науке, и заботилось о ее развитии.
Становление и развитие советской педагогики проходило под влиянием ленинских идей, при самом ближайшем и активном участии В. И. Ленина. С момента своего возникновения и до наших дней советская педагогика стремится осмыслить великое ленинское учение и сверяет с ним свою теорию.
В. И. Ленин подошел к разработке вопросов воспитания как революционер, политик, вождь коммунистического движения, теоретик и организатор первого в мире социалистического государства. Он связывал подлинный переворот в образовании и воспитании с революционной борьбой рабочего класса и всех трудящихся под руководством партии коммунистов и рассматривал коммунистическое воспитание как часть общей программы строительства коммунизма.

В. И. Ленин на ряде конкретных примеров блестяще продемонстрировал, как нужно применять марксистское учение к решению конкретных вопросов революционной практики, в том числе и воспитания нового человека. Эти указания — предметный урок для социалистической педагогики.
В. И. Ленин воспитал замечательную плеяду педагогов — организаторов народного образования. Выдающееся место среди них занимает Надежда Константиновна Крупская (1869—1939)— учительница по образованию и опыту работы, революционерка, член ЦК партии, политический деятель, активный пропагандист марксизма-ленинизма. После революции 1905 г. Н. К. Крупская получила задание ЦК сосредоточиться на разработке теории новой, социалистической педагогики, и она блестяще выполнила это поручение, создав в 1915 г. первый труд по марксистско-ленинской педагогике «Народное образование и демократия». Сразу после революции Н. К. Крупская работает в Наркомпросе РСФСР.

Последние исследования наследия Н. К. Крупской позволили выявить и сформулировать некоторые своеобразные черты ее педагогической системы. Всю жизнь Надежда Константиновна посвятила революционной борьбе. Ее революционная и педагогическая деятельность слиты воедино, составляют единое целое. Она пришла в педагогику последовательным марксистом-ленинцем, с первых дней и до конца своей деятельности проводила в жизнь учение Маркса, Энгельса, Ленина в области педагогики и народного образования.
Н. К. Крупская разрабатывала вопросы советской педагогики (дошкольного воспитания, школы, детского и молодежного движения, образования взрослых, семейной педагогики) глубоко и фундаментально. Центральной проблемой всей педагогической системы Н. К. Крупской была разработка основ советской трудовой политехнической школы.

Связь теории с практикой — следующая особенность педагогической системы Н. К. Крупской. Постоянная связь с массами, участие во всей будничной работе по строительству основ советского образования позволили ей видеть и успешно решать наиболее трудные вопросы советской педагогики.
Внимательное, бережное отношение к прогрессивному наследию прошлого и передовым педагогическим системам современности, и в то же время принципиальная марксистско-ленинская критика реакционных педагогических теорий также характеризуют педагогическую систему Надежды Константиновны Крупской.

Неудивительно, что работники Паркомпроса, по свидетельству Л. В. Луначарского, «с надеждой обращали взоры на Н. К., потому что она действительно имела что сказать в этой области, в то время как другим приходилось еще гадать, искать путей, учиться у жизни».
Велики заслуги в развитии советской школы и педагогики первого наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (1875—1933). Профессиональный революционер, блестяще образованный человек, знаток мировой культуры и искусства, А. В. Луначарский возглавил работу по закладке фундамента советской системы народного образования. Под его руководством и при его участии разрабатывались первые документы Советской власти о школьном образовании. Ему принадлежит огромная заслуга в борьбе за претворение в жизнь идеи В. И. Ленина о строительстве советского образования на прочном фундаменте прогрессивной культуры прошлого, в формировании и реализации принципов новой советской школы.
A. В. Луначарский внес значительный вклад в разработку вопросов эстетического воспитания школьников, явился инициатором создания рабочих факультетов, открывших доступ рабочей молодежи в высшую школу, много сделал для перестройки высшего образования, а также для организации сети культурно-просветительных учреждений, театров, кино. Будучи тесно связан с различными слоями интеллигенции, он направил ее усилия на оказание разносторонней помощи школе.

B. И. Ленин высоко ценил и уважал А. В. Луначарского. «На редкость богато одаренная натура. Я к нему питаю слабость... Я его, знаете, люблю, отличный товарищ»,— говорил он А. М. Горькому.
Под непосредственным руководством Н. К. Крупской и А. В. Луначарского работали выдающиеся педагоги: Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) и Павел Петрович Блонский (1884—1941).
C. Т. Шацкий возглавил Первую опытно-показательную станцию Наркомпроса РСФСР и по заданию Н. К. Крупской проводил большую научно-экспериментальную работу в поисках новых путей обучения и воспитания школьников, профессиональной подготовки учителей. П. П. Блонский работал в Академии коммунистического воспитания и проводил экспериментальную работу в школах Москвы. Оба оставили большое научно-педагогическое наследие, не потерявшее значение и сегодня. Правда, они не прошли до революции школы политической борьбы, известное влияние на их деятельность оказывали буржуазные и мелкобуржуазные педагогические теории. Но это не умаляет их роли в разработке основ советской педагогики и школы.
Велики заслуги в разработке советской педагогики Антона Семеновича Макаренко (1888—1939). Вдохновленный Великим Октябрем, А. С. Макаренко с большим энтузиазмом включился в разработку новой теории коммунистического воспитания. Он создавал ее в ходе практической работы с беспризорными детьми, искалеченными войной и разрухой, вел длительную борьбу за переделку характеров своих питомцев. Его работу направляла марксистско-ленинская идея формирования личности в коллективе. Более трех тысяч воспитанников вышло из учреждений, руководимых А. С. Макаренко. Своим трудом и ратными подвигами в годы Великой Отечественной войны они доказали жизненность теоретических позиций замечательного советского педагога. А. С. Макаренко талантливо, с большой страстью изложил свои взгляды в многочисленных статьях и книгах. К ним мы будем обращаться при рассмотрении многих вопросов коммунистического воспитания.
Важнейшим источником формирования советской педагогики с момента ее возникновения был передовой педагогический опыт. Советское государство всегда поощряло формы коллективного обсуждения учителями наиболее важных вопросов коммунистического воспитания на учительских съездах, конференциях. В нашей стране ежегодно проводятся традиционные августовские учительские совещания, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы работы советской школы.
Большим педагогическим советом называют Всесоюзный учительский съезд, состоявшийся в Москве летом 1978 г.

Советское государство создало и постоянно совершенствовало сеть научно-исследовательских учреждений. На их основе в 1943 г. была образована Академия педагогических наук РСФСР, сыгравшая важную роль в проведении исследований и организации научного творчества широких масс учительства через «Педагогические чтения» и другие формы. В 1966 г. она была преобразована в Академию педагогических наук СССР и являлась единственным в мире научным учреждением подобного рода. Лишь в последнее время создана Академия педагогических наук в ГДР.
В атмосфере широкого педагогического творчества в послевоенные годы ярко расцвел педагогический талант Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970). Он возглавлял коллектив Павлышской средней школы Кировоградской области. Вся деятельность В. А. Сухомлинского была постоянным научным поиском, в котором участвовал весь коллектив учителей. В. А. Сухомлинский стремился реализовать в деятельности обычной сельской школы лучшие достижения педагогической мысли прошлого и советской педагогики.

Поиски и раздумья о воспитании В. А. Сухомлинский ярко изложил ио многих книгах и статьях: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Как воспитать настоящего человека» и др. Работы В. А. Сухомлинского получили широкую известность в нашей стране и за рубежом. В. А. Сухомлинский был членом-корреспондентом АПН СССР. Советское государство удостоило его высокого звания Героя Социалистического Труда.

Не следует думать, что становление и развитие советской педагогики протекало гладко, без трудностей, без борьбы. Ведь известно, что Советское государство привлекало к строительству советской школы большое число специалистов, воспитанных в условиях буржуазно-помещичьего строя. Многие из них еще до революции были людьми передовых, прогрессивных взглядов. Они обладали необходимыми знаниями и опытом, но имели слабую политическую подготовку, были далеки от марксизма, не всегда правильно понимали цели нового общества. Организаторы и руководители народного образования не имели еще опыта работы в новых условиях. Новые методы воспитания и обучения только разрабатывались.

Еще в первом десятилетии Советской власти А. В. Луначарский предвидел большое будущее советской педагогики. Он писал, что «новая педагогика, разрабатываемая пролетариатом, не только потому должна быть победоносно противопоставлена старой, что она в интересах пролетариата, но также потому, что она в интересах развития человечества в целом».
Это будущее стало нашим настоящим. Советская педагогика является сейчас важным источником формирования педагогики в других социалистических странах. Ее внимательно изучают и наши идейные противники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.006 с.)