Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная педагогика в XX В. Л. В. Занков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Поиск

После Октября 1917 года в отечественной педагогике начинается одни из самых ярких этапов становления первых советских педагогических теорий и концепций. В их основу было положено множество прогрессивных демократических принципов. Приведём некоторые из них: принцип связи «школы с жизнью», трудовой принцип, принцип равенства и т.д. Тенденции развития демократической направленности советской педагогики 20-х гг. носят многогранный характер, проявляемый на идеологическом, институциональном, легитимном, организационном и процессуальном уровнях.

Первый этап представляет собой период с 1917 – 1921 гг., характеризуемый общей неопределённостью, поиском основ развития. Однако демократическая направленность педагогики имела здесь весьма яркое проявление, особенно на уровне идеологических и целевых установок, законодательных постановлений и общего построения системы просвещения. При этом уровень деятельности образовательных учреждений (организационный) и непосредственной реализации педагогического процесса в массовой практике (процессуальный) в основном остаются без изменений.

Второй период с 1922 – 1925 гг. – этап преодоления последствий Гражданской войны. Демократическая направленность педагогики этих лет теряет свою либеральную эйфорию и приобретает более определённый вид. Особо яркое проявление демократизм получает на процессуальном уровне через равноправное взаимоотношение учителя и ученика, активные методы обучения и воспитания, демократические формы организации педагогического процесса и связанные с жизнью средства образования. Значительное влияние на отечественную педагогику этих лет оказывает передовой педагогический опыт западных стран. На организационном уровне происходит внедрение демократических принципов управления, развивается ученическое самоуправление. На институциональном уровне происходит реорганизация бюрократических управленческих структур системы образования, создаются специализированные школы крестьянской молодёжи, вводится фуркация в школах II ступени. Основываются комсомольская и пионерская организации.

Третий этап, 1926 – 1929 гг., характеризуется ежегодным усилением партийного идеологического давления и появлением новой целевой установки образования, направленной на кадровое обеспечение разворачивающейся индустриализации страны. Начиная с 1929 года возникает острая необходимость в квалифицированных, выносливых и исполнительных рабочих руках, без остатка преданных делу партии. Идеал гармонически развитой личности становится невостребованным. Вместе с тем, демократическая направленность будет сохраняться на организационном уровне в виде ученического самоуправления (несколько регламентированном), активного участия учеников в общественно полезной деятельности, остающейся тесной связью школы с жизнью, вплоть до 1931. На процессуальном уровне демократизм педагогики начинает развиваться вразрез с гуманизмом. Учебно-воспитательный процесс при всей своей опоре на самостоятельность, активность, деятельность учеников, теперь ориентируется на их «марксистско-лененское» мировоззрение. При этом, роль учителя окончательно растворяется в консультационно-инструктирующей функции, также как терялась образовательная функция школы.

В свою очередь, здесь мы абсолютно солидарны с М.В. Богуславским, с сентября 1931 года начнётся стремительное развитие совсем других тенденций отечественной педагогики, в результате чего, уже к середине 30-х гг. парадигма «школы труда» будет заменена «школой учёбы» (советской гимназией), а демократическая направленность педагогики так и не получит своего логического завершения.

Использование метода поощрения в обучении изобразительному искусству детей разных возрастных групп.

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие.

«поощрение» означает «одобрение», «содействие», «ускорение», «стимулирование» и т. п.

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

Одна из наиболее распространенных мер поощрения — присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами.

Количество их не должно быть излишним. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п.

Но ни в коем случае нельзя считать наградой прощение. Это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своей примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать всё - значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Поощрение — группа методов формирования сознания Для каждого возраста свое. У младших — большое значение похвала—молодец! У старших — чтобы оценили его личные качества Очень осторожно должно применятся наказание (это запрет, дополнительное задание)

Недопустимо акцентировать внимание только на ошибках и недостатках, т. к ребенок начинает терять веру в себя, свои силы и возможности. Необходимо выявить и поддержать положительное, приободрить при неудачах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.01 с.)