Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные средства и особенности создания художественного образа в рисунках младших школьников и подростов.

Поиск

Младший школьник (6-11 лет). Повышение роста и веса мышечной силы, окончания развития речевого аппарата, наблюдательность. Ведущий вид деятельности – игра, учебная деятельность. Сензетивность – развитие морально – этических качеств, сформированный речевой аппарат. Развиваются познавательные функции, память, восприятие. Развивается наглядно – образное мышление. Способствует для обучения и осмысления учебной информации. Готовность к школе не позволяет показывать достаточный уровень развития и понятий. Внешние свойства – резкая качественная перестройка социального статуса. Трудность, связанная с угасанием интереса к школе.

Подросток (11-15 лет) Бурное неравномерное физическое развитие, рост тела, половое созревание, гормональные перестройки. Преобладание абстрактного мышления над конкретнообразным.

Младшим школьникам и подросткам присуще стремление к художественно-образной характеристике изображаемого в рисунке. Развитие или исчезновение данного стремления зависит от педагогического руководства. Педагогические условия (требования) в формировании способности к художественно-образной характеристике изображаемого:

1. необходимость сочетания практической работы учащихся с художественным зрительным восприятием явлений действительности и произведений искусства. Привлечение слухового и осязательного восприятия.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся, сопереживания изображаемому в собственном творчестве, а также воспринимаемому в окружающей действительности и произведениях искусства.

3. планирование учебных заданий в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся: при этом необходимо учитывать взаимосвязь художественно-образных задач с овладением навыками

грамотного графического изображения.

4. наглядные средства обучения необходимо использовать с учетом их значимости.

5. Ведение учащихся в живую ситуацию события посредством дидактических игр и поощрение наглядно-действенных эмоциональных способов формирования зрительного образа.

6. обучить учащихся убедительно аргументировать выбор и применение изобразительных средств в художественно-образной характеристике изображаемого, а также умениями анализировать работы одноклассников и произведения искусства с художественно-образной стороны.

7. применение смежных искусств для создания эмоционального настроя на уроке, для выяснения худ-образа элементов изображаемого посредством выразительных возможностей художественного слова, музыки.

8. необходимость связи обучения с жизнью, обязательная установка на социальную значимость изобразительного продукта (рисунка) в общественной жизни являются особым педагогическим условием в

формировании способности художественно-образно характеризовать изображаемое в рисунках учащихся.

В этом возрасте ещё мало знаний, большое значение уделяется цвету, форме, в основном образ строится на эмоциях.

67. Методы преподавания рисования в первые годы Советской власти (с 1917-1931 гг).

В 1917 году, в декабре — закон о ликвидации старой системы образования. Создание единого обучения мальчиков и девочек, отделение религии от образования.

ВОСр внесла коренные изменения в понимание задач воспитания детей. Отмена церкви. Демократизация школы. Отделение школы от церкви. 1918г — единая трудовая школа, трудовое воспитание. 1919 — введение срока обучения с 8-17 лет, ликвидация безграмотности населения. Гимназии и церковные школы отменены Нет единой программы, учреждения сами разрабатывали свои программы Культурная революция - искусство принадлежит народу.

В художественной жизни шла идейная борьба реалистического советского искусства и буржуазных формалистических направлений. В области рисунка, его теории и методики царил хаос.

В Академии художеств разбивались слепки антиков. Уничтожен музей, хранивший работы студентов.

В 1921 году вышли программы преподавания ИЗО в средней трудовой школе имела недостатки в научном отношении (на первой ступени отказ от рисования с натуры). В основе новых программ - не обучение ИЗО-грамоте, а попытки развития творческих способностей предоставления полной свободы детям. Не учили правильному реалистическому рисования.

Особо обострилось положение в период увлечения «комплексной» программой. Знания проверялись не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование. Разработки методики преподавания рисования в школах в 20-х годах шла по разным направлениям Но широко по двум: «комплексный» метод обучения и методика развития «свободного» творчества

БакушинскиЙ - яркий представитель теории «свободного воспитания». Бакушинский - крупный искусствовед. Его ошибки -считал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор». Крупская же считала, что при развитии творческих способностей у детей руководящая роль должна принадлежать учителю, (заочный народный университет им. Крупской - ничему не научил)

В к 20-х - 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться критике. Вред этого метода стал очевиден. Дальше рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира.

68. Период становления и развития Советской школы рисунка и методов его преподавания (1932-1946 гг)

В к 20-х - 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться критике. Вред этого метода стал очевиден. Дальше рисование стало рассматриваться как одно из важных средств познания мира.

Постановлений ЦК партии 30-х годов об учебных планах и программах повернули советскую школу на правильный путь. Рисование стало расцениваться как одно из важных средств познавания мира. Учитель должен вести урок так, чтобы учащиеся приобретали необходимые знания и навыки. Рисовали осмысленно. Новые методы, новое содержание, учебный материал, учебная программа, переработаны. Ведущая роль учителя стала признаваться.

Однако дальнейшее становление и развитие советской методики проходило очень не гладко. Решающим фактором по мысли сторонников педологической, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его - путая трата времени

Большая роль в методике преподавания ИЗО в школе сыграл Центральный дом художественного воспитания детей. Он был единственным научно-методическим центром.

Среди широко известных художников — педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисования в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают ДН Кардовский и КФ Юон. Благодаря Кардовскому появились высшие учебные заведения, готовящие учителей рисования. Учительского института на базе, которого был открыт ХГФ. В основу системы художественного образования на факультете были положены принципы и метод кордовского. Он отстаивал позиции реалистического искусства, старался повысить художественную культуру учащегося. Он давал правильное понимание реалистического рисунка, внушал любовь к природе И искусству, уважение к научным знаниям. Чистяков научил Кардовского не только понимать видеть и строить объемную форму, но и глубоко ее анализировать. Это наследие и нес ученикам Кардовский.

Особого внимания заслуживают методы обучения рисунку созданные Кардовским и опирающиеся на традиции прошлого. В основе - обрубовка, упрощение формы (крынка — цилиндр, шар). Основные положения методики были развиты ее последователями.

Известный вклад - Юон. Уделяя большое внимание вопросам методики преподавания в художественных и общеобразовательных школах, еще интересовался и обучением рисунку в общеобразовательных школах (в дело развития методов преподавания).

«Нужно дать основные понятия о перспективе, о линии горизонта. Затем, когда ученик будет иметь дело с красками, необходимо объяснить световые контрасты (законы цветоведения). Затем нужно говорить о фактуре рисунка, о техники рисунка. Нужно выработать единые методы преподавания рисования».

К 40-м годам советская школа рисования прочно становиться на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы подходы, методы. Назревает необходимость более глубокого решения проблемы учебного рисования. Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания рисования в средней школе оказали Академия педагогических наук РСФСР(1943) и Академия художников (1947).

В Академия педагогических наук РСФСР создается специально кабинет эстетического воспитания. А затем научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947). Работники больше занялись исследованием детского творчества. Разработаны новые учебные программы и методические руководства для учителей.

69. Советская школа рисунка и методы его преподавания (1948-1980 гг).

1951 году в издательстве «Искусство)» - книги «методика преподавания рисования в средней школе» Конрахчана Е.С. Это ориентация учителю рисования на реалистическое искусство и наследие ГШ Чистякова. «Педагогу надо научить правильно, видеть предметы и явления и правильно реалистично их изображать»

В 50-60 годы появился ряд научно-исследовательских работ, которые обогатило теорию методики преподавания. В целях упорядочивания методической работы в школах в 50-е годы - учебники по ИЗО. Автор НН Ростовцев.

В основе учебников - системы Чистякова. Приучение детей рисованию с натуры с первых шагов. С этого времен учебники выходят систематически. Выходит ряд работ посвященных теории методики преподавания ИЗО.

1966 г. - реорганизация Академии педагогических наук.

1959г..— есть ХГФ при пединститутах. В институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук, в ИУУ разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя работаю над созданием учебных пособий для школ. Таких богатых возможностей для развития и ручной разработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школа история не знала

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания ИЗО.

Расширения задачи эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников привело к тому, что вместо предмета рисования возник новый учебный предмет ИЗО.

Начальная школа с 4-х летнего перешла на 3-х летнее обучение. Введены факультативные курсы для углубленного изучения предмета ИЗО.

Все это требует от учителей более серьезной подготовки, знаний педагогики и методики преподавания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.012 с.)