Методы преподавания рисования в России во второй половине XIX и в начале XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы преподавания рисования в России во второй половине XIX и в начале XX вв.



В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.

Из-за недостатка учителей в 1825 году в Москве по инициативе графа Строганова основывается Училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. До 1879 года это было единственное заведение своего рода.

В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. В конце 19 начале 20 веков для России характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования и в специальных и в общеобразовательных учебных заведениях. В связи с этим в 1869 году в Академии был поднят вопрос о спец.пед. курсов для подготовки учителей рисования, так как окончившие полный курс Академии художеств художники в дидактическом отношении были совершенно не подготовлены.

В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. Учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа» (Верещагин, Горностаев, Шемиот)

В 1879 году Государственный совет вынес решение: «Учредить с 1 июля 1879 года при Академии художеств Педагогические курсы для приготовления учителей рисования, с нормальной школой и музеем учебных пособий» - значение - «приготовление учителей и учительниц рисования для учебных заведений России». По окончании курсов (два года) слушатели сдавали держали экзамен по методике рисования.

Свидетельства на право преподавания рисования делились на три разряда, соответственно учебным заведениям: для средних учебных заведений; для низших городских училищ; для начальных училищ.

С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана спец комиссия при Академии художеств (Ге, Крамской, Чистяков) - «Сначала и до конца курса ученики должны рисовать с натуры так, чтобы наблюдалась строгая последовательность в выборе моделей, начиная с проволочных ЛИНИЙ и фигур до гипсовых голов включительно»

Члены комиссии имели ввиду, что общие методические указания для учебных заведений должны быть единым и что учащиеся должны по пути постепенного накопления и углубления знаний и совершенствования умений.

Чистяков боролся за академическое направление в преподавании рисунка, а не манерности, на научной основе Рисование должно начинаться и заканчиваться с изучением натуры. Копировальный метод он отвергал. На рисование смотрел как на общеобразовательный предмет.

Пассивность академии в вопросах искусства и методах преподавания.

Специалистов школьного воспитания все больше начинает интересовать вопросы детского творчества, психологии, экспериментальной педагогики. Но вместе с тем широкое распространение получают идеи свободного воспитания. Это отрицательно сказалось на методику- (ведение преподавателя в роль пассивного наблюдателя)

Бурные дискуссии вызвал вопрос о преимуществах геометрального и натурального методов преподавания.

В 1913 году петербургское общество учителей рисования обратилось в Совет Академии художников, с докладной запиской прося выразить свое отношение к спорам межу представителями этих методов.

Основные принципы современной школы — развитие творческих сип и самодеятельности - значительно расширяют прежние рамки. От учащегося требуется не одно техническое умение или знание геометрических и орнаментальных форм, но и многое другое: развитие наблюдательности, творческого воображения, понятия форм и красок, основанных на изучении природы и окружающей среды.

Всероссийский съезд художников обсудил положение и высказался следующим образом:

- действующие программы по рисованию в школах не отвечают требованиям современной педагогики Необходимо их пересмотреть.

- в круг рисования в школе должны входить не только рисование с натуры, но и лепка, черчение, декоративное искусство, иллюстрирование, и сведения по искусству.

Рисование как предмет теряет свое значение. Детское рисование — для изучения творчества ребенка.

Академия осталась в стороне от дискуссий. Пассивность Академии и ее членов выражалась во всем, в том числе и в вопросах искусства и методах его преподавания.

Говоря о геометральном методе (основа его - упрощение сложных задач, установление методической последовательности, построение изображения от простого к сложному.) Для начинающего это крайне необходимо. Например, чтобы нарисовать бабочку мы видим, что ему трудно сразу уловить основную форму. Мы предлагаем облегчить работу: наметить тропецивидную форму, а затем в нее врисоватъ форму с натуры.

На протяжении всей истории развития методов преподавания рисования художники и педагоги всегда пользовались этим методом совершенствуя его. Непопулярность этого метода конца 19 начала 20 веков способствовало то, что некоторые последователи геометрального метода перевели его на копировальный. Заставляли детей срисовывать с таблиц геометрические фигуры, рисовать по клеткам. Формализм, развивающийся в искусстве, отвергавший школу, а в первую очередь Академию художеств с ее достижениями в области методики преподавания стал оказывать свое влияние на молодых художников и на учителей общеобразовательных школ. Формализм вносил путаницу в методику преподавания и в систему художественного образования.

Борьба между методистами разрасталась. Цели и задачи преподавания в школах понимались по-разному. В некоторых пособиях предлагается «рисуйте что хотите». Дети рисуют, кто что хочет, а учитель наблюдает. Эти ложные установки нашли отражение и в учебно-методических пособиях и руководствах

Их недостатки:

-иллюстрированный материал состоял только из детского рисунков с грубыми ошибками.

- все методические положения строились на случайных рассуждениям отдельных авторов без достаточного научного обоснования.

Серьезное и последовательная разработка вопросов методики преподавания рисования в общеобразовательных школах начала осуществляться в советское время.

Основные тенденции второй половины 19 начала 20 веков (до 1914 года):

- большое внимание уделялось правам и свободам человека.

- бурное развитие и права производства машин.

- стираются грани между сословиями «отмена крепостного права. В этот период осваивается Сибирь, строят ЖД

твердый рубль.

63. Методы преподавания академического рисунка в Западной Европе в XVII – XVIII вв. (братья Дюпюи, Гудон)

Особенно большим успехом пользовался метод преподавания братьев Дюпюи. Этот метод нашел самое широкое распространение среди учителей почти всего мира. Современники считали его правильным, новым и прогрессивным. В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисовании для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям: Фердинанда Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека. Специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры, разработанные и выполненные Александром Дюпюи отражала определенную методическую последовательность в построении изображений. Ф.Дюпюи сконструировал специальный станок для установления моделей и демонстрации явлений перспективы. Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В первую входили проволочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков. Третья группа деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т. д. Четвертая группа — геометрические тела: куб., шар, призма. Пятая группа — модели арок, колонн, ниш, лестниц и простой мебели.

Ученики в школе Дюпюи рисовали мелом на небольших досках, обтянутых черным лакированным холстом. Для установки моделей к демонстрации явлений перспективы Ф. Дюпюи сконструировал специальный станок. На этом станке были устроены зажимы, соединенные с подставкой шаровым шарниром, благодаря чему модель можно было поворачивать во все стороны, а также выдвигать выше и ниже. Дальше обучение проводил Александр Дюпюи, его метод и предложенные им модели помогали понимать не только форму предмета, но и методическую последовательность в построения изображения. А Дюпюи предлагал начинать изображение не с частей (деталей), а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи он создал специальные группы моделей — головы, Частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моделей и показывала определенную методическую последовательность в построении изображения. Например, для построения изображения головы предлагались следующие модели: первая показывала форму головы в общих массах, без деталей, вторая — в виде обрубовки, третья с детальной проработкой формы. Таким же образом были разработаны слепки ног, кистей рук и т. д. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что нашла самое широкое распространение не только в общеобразовательной школе, но и в специальных учебных заведениях. Последовательность обучения и методическая последовательность усложнения учебных задач у А. Дюпюи были несколько необычными. Так. только после изучения человеческой фигуры он разрешал ученику переходить к рисованию орнамента. Он считал, что форма орнамента заключает в себе все сложные формы природы.

Замечательный мастер Жан Антуан Гудон (1741-1828) - автор большого числа портретов, среди которых были и портреты интересных, передовых людей того времени. Главное для Гудона - раскрыть в лице своеобразие и ценность человека. И действительно, даже при беглом взгляде на статую 84-х летнего Вольтера работы Гудона увидишь в его "взоре" живой и язвительный ум. В историю скульптуры Гудон вошел прежде всего как мастер портрета. Ему свойственен аналитический подход к натуре, неустанный поиск жизненной правды, его образы отличает глубокий и острый психологизм. Число его портретных скульптур велико. Особую группу составляют портреты детей. 18 век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром.

В течение многих лет Гудон преподавал в Школе изящных искусств (1805—1823). Наследие мастера огромно. Его взгляд на роль художника в обществе созвучен эстетике эпохи Просвещения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.011 с.)