Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы преподавания рисования в России во второй половине XIX и в начале XX вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Из-за недостатка учителей в 1825 году в Москве по инициативе графа Строганова основывается Училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. До 1879 года это было единственное заведение своего рода. В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. В конце 19 начале 20 веков для России характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования и в специальных и в общеобразовательных учебных заведениях. В связи с этим в 1869 году в Академии был поднят вопрос о спец.пед. курсов для подготовки учителей рисования, так как окончившие полный курс Академии художеств художники в дидактическом отношении были совершенно не подготовлены. В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. Учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа» (Верещагин, Горностаев, Шемиот) В 1879 году Государственный совет вынес решение: «Учредить с 1 июля 1879 года при Академии художеств Педагогические курсы для приготовления учителей рисования, с нормальной школой и музеем учебных пособий» - значение - «приготовление учителей и учительниц рисования для учебных заведений России». По окончании курсов (два года) слушатели сдавали держали экзамен по методике рисования. Свидетельства на право преподавания рисования делились на три разряда, соответственно учебным заведениям: для средних учебных заведений; для низших городских училищ; для начальных училищ. С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана спец комиссия при Академии художеств (Ге, Крамской, Чистяков) - «Сначала и до конца курса ученики должны рисовать с натуры так, чтобы наблюдалась строгая последовательность в выборе моделей, начиная с проволочных ЛИНИЙ и фигур до гипсовых голов включительно» Члены комиссии имели ввиду, что общие методические указания для учебных заведений должны быть единым и что учащиеся должны по пути постепенного накопления и углубления знаний и совершенствования умений. Чистяков боролся за академическое направление в преподавании рисунка, а не манерности, на научной основе Рисование должно начинаться и заканчиваться с изучением натуры. Копировальный метод он отвергал. На рисование смотрел как на общеобразовательный предмет. Пассивность академии в вопросах искусства и методах преподавания. Специалистов школьного воспитания все больше начинает интересовать вопросы детского творчества, психологии, экспериментальной педагогики. Но вместе с тем широкое распространение получают идеи свободного воспитания. Это отрицательно сказалось на методику- (ведение преподавателя в роль пассивного наблюдателя) Бурные дискуссии вызвал вопрос о преимуществах геометрального и натурального методов преподавания. В 1913 году петербургское общество учителей рисования обратилось в Совет Академии художников, с докладной запиской прося выразить свое отношение к спорам межу представителями этих методов. Основные принципы современной школы — развитие творческих сип и самодеятельности - значительно расширяют прежние рамки. От учащегося требуется не одно техническое умение или знание геометрических и орнаментальных форм, но и многое другое: развитие наблюдательности, творческого воображения, понятия форм и красок, основанных на изучении природы и окружающей среды. Всероссийский съезд художников обсудил положение и высказался следующим образом: - действующие программы по рисованию в школах не отвечают требованиям современной педагогики Необходимо их пересмотреть. - в круг рисования в школе должны входить не только рисование с натуры, но и лепка, черчение, декоративное искусство, иллюстрирование, и сведения по искусству. Рисование как предмет теряет свое значение. Детское рисование — для изучения творчества ребенка. Академия осталась в стороне от дискуссий. Пассивность Академии и ее членов выражалась во всем, в том числе и в вопросах искусства и методах его преподавания. Говоря о геометральном методе (основа его - упрощение сложных задач, установление методической последовательности, построение изображения от простого к сложному.) Для начинающего это крайне необходимо. Например, чтобы нарисовать бабочку мы видим, что ему трудно сразу уловить основную форму. Мы предлагаем облегчить работу: наметить тропецивидную форму, а затем в нее врисоватъ форму с натуры. На протяжении всей истории развития методов преподавания рисования художники и педагоги всегда пользовались этим методом совершенствуя его. Непопулярность этого метода конца 19 начала 20 веков способствовало то, что некоторые последователи геометрального метода перевели его на копировальный. Заставляли детей срисовывать с таблиц геометрические фигуры, рисовать по клеткам. Формализм, развивающийся в искусстве, отвергавший школу, а в первую очередь Академию художеств с ее достижениями в области методики преподавания стал оказывать свое влияние на молодых художников и на учителей общеобразовательных школ. Формализм вносил путаницу в методику преподавания и в систему художественного образования. Борьба между методистами разрасталась. Цели и задачи преподавания в школах понимались по-разному. В некоторых пособиях предлагается «рисуйте что хотите». Дети рисуют, кто что хочет, а учитель наблюдает. Эти ложные установки нашли отражение и в учебно-методических пособиях и руководствах Их недостатки: -иллюстрированный материал состоял только из детского рисунков с грубыми ошибками. - все методические положения строились на случайных рассуждениям отдельных авторов без достаточного научного обоснования. Серьезное и последовательная разработка вопросов методики преподавания рисования в общеобразовательных школах начала осуществляться в советское время. Основные тенденции второй половины 19 начала 20 веков (до 1914 года): - большое внимание уделялось правам и свободам человека. - бурное развитие и права производства машин. - стираются грани между сословиями «отмена крепостного права. В этот период осваивается Сибирь, строят ЖД твердый рубль. 63. Методы преподавания академического рисунка в Западной Европе в XVII – XVIII вв. (братья Дюпюи, Гудон) Особенно большим успехом пользовался метод преподавания братьев Дюпюи. Этот метод нашел самое широкое распространение среди учителей почти всего мира. Современники считали его правильным, новым и прогрессивным. В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисовании для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям: Фердинанда Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека. Специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры, разработанные и выполненные Александром Дюпюи отражала определенную методическую последовательность в построении изображений. Ф.Дюпюи сконструировал специальный станок для установления моделей и демонстрации явлений перспективы. Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В первую входили проволочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков. Третья группа деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т. д. Четвертая группа — геометрические тела: куб., шар, призма. Пятая группа — модели арок, колонн, ниш, лестниц и простой мебели. Ученики в школе Дюпюи рисовали мелом на небольших досках, обтянутых черным лакированным холстом. Для установки моделей к демонстрации явлений перспективы Ф. Дюпюи сконструировал специальный станок. На этом станке были устроены зажимы, соединенные с подставкой шаровым шарниром, благодаря чему модель можно было поворачивать во все стороны, а также выдвигать выше и ниже. Дальше обучение проводил Александр Дюпюи, его метод и предложенные им модели помогали понимать не только форму предмета, но и методическую последовательность в построения изображения. А Дюпюи предлагал начинать изображение не с частей (деталей), а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи он создал специальные группы моделей — головы, Частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моделей и показывала определенную методическую последовательность в построении изображения. Например, для построения изображения головы предлагались следующие модели: первая показывала форму головы в общих массах, без деталей, вторая — в виде обрубовки, третья с детальной проработкой формы. Таким же образом были разработаны слепки ног, кистей рук и т. д. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что нашла самое широкое распространение не только в общеобразовательной школе, но и в специальных учебных заведениях. Последовательность обучения и методическая последовательность усложнения учебных задач у А. Дюпюи были несколько необычными. Так. только после изучения человеческой фигуры он разрешал ученику переходить к рисованию орнамента. Он считал, что форма орнамента заключает в себе все сложные формы природы. Замечательный мастер Жан Антуан Гудон (1741-1828) - автор большого числа портретов, среди которых были и портреты интересных, передовых людей того времени. Главное для Гудона - раскрыть в лице своеобразие и ценность человека. И действительно, даже при беглом взгляде на статую 84-х летнего Вольтера работы Гудона увидишь в его "взоре" живой и язвительный ум. В историю скульптуры Гудон вошел прежде всего как мастер портрета. Ему свойственен аналитический подход к натуре, неустанный поиск жизненной правды, его образы отличает глубокий и острый психологизм. Число его портретных скульптур велико. Особую группу составляют портреты детей. 18 век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром. В течение многих лет Гудон преподавал в Школе изящных искусств (1805—1823). Наследие мастера огромно. Его взгляд на роль художника в обществе созвучен эстетике эпохи Просвещения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.012 с.) |