Коллективные формы организации уроков изобразительного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективные формы организации уроков изобразительного искусства



Урок может быть индивидуальный, групповой. Коллективные — экскурсии, походы, пленэры, Факультативы, лекции, беседы

Определение по задачам, поэтапность задачи, организация процесса. Игровые формы. Задание каждому - общая работа из элементов. Разделение урока на части Объяснение материала. Разделение задач на части по группам.

Ясное представление последовательности работы, желаемого результата Коллектив- объединение людей на основе какой-либо общественной деятельности.

Признаки: 1)общая социальная значимая цель; 2) общая деятельность и общая организация этой деятельности; 3) отношение ответственной зависимости между членами коллектива, не только рабочее сплочение, но и единство переживаний (моральное единение). 4) общий выбранный руководящий орган, 5) сплоченность взаимопонимание; 6) равенство партнеров в правах и обязанностях.

Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального опыта (линия поведения, ценности, характер суждения). Коллектив может принять, а может нет.

При организации коллективной работы педагог должен соблюдать правила: 1) разумно сочетать пед. руководство со стремлением учащихся к самостоятельности и инициативе.

2) Не подавлять, а сотрудничать.

3) постоянно менять тактику управления коллективом по ситуации.

4) Тесное сотрудничество с другими учителями, обучающих этот класс, родителями, общественно-научн. делами и организациями.

5) Формировать общее мнение в коллективе по всем вопросам 6) Цель обучения должна быть, не только потребностью коллектива но и интересом самих учащихся, тогда всем будет интересно.

7) Постоянно заботиться об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

Коллективная форма работы на уроках (чаще всего сочетается с индивидуальной формой) ИЗО - важное условие развития творчества. Пример: Совместное прослушивание песни, обсуждение, совместный выбор темы композиции, делают эскиз, затем выбирают лучшие эскизы, по ним делают рисунок.

Учащиеся делятся на две группы, между ними возникает соревнование - каждая группа создает композицию на листе, по очереди рисуют, обсуждают, решают как лучше. Второй урок т. ж. только в цвете.

В коллективной ИЗО деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют контроль - коллективный и самоконтроль. Стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, творческий подъем

Однако в коллективной форме урока надо соблюдать меру. — Если коллективное рисование организуется слишком часто, то оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности. К тому же затрудняется процесс усвоения новых знаний и умений.

Воспитательная ценность коллективных уроков ИЗО - работы выполненные в коллективе могут быть использованы для оформления класса, школы и т. д. Т. е. Общественно полезная деятельность. В этом случае художественное творчество приобретает общественно-полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка. Положительной формой воспитательного воздействия, можно считать дифференцированный подход - целенаправленное воспитательное воздействие на группы учащихся, объединенных по сходным признакам. При этом педагог пользуется набором средств, наиболее эффективных для каждой группы. В определенный момент это позволит активнее воздействовать на каждого ученика.

 

Коллективные формы: группа. Определение по задачам, поэтапность задачи, организация процесса. Игровые формы. Задание каждому — общая работа из элементов. Разделение урока на части: 1. Объяснение материала; 2. Разделение задач на части по группам. Ясное представление последовательности работы, окончательного результата.

 

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

Лекция (лат. lectio - чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопросу и т.д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.

Беседа — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя, тремя и большим числом взаимодействующих собеседников.

Поход – передвижение по какой-либо территории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами),

8. Проблема оценки и отметки в художественном образовании.

Оценка — ай, молодец! Отметка то, что ставится * журнал Оценка и отметка - форма контроля за успеваемостью. Важно менять виды контроля

Контрольная проверка результатов является обязательной. С ее помощью осуществляется обратная связь к педагогу. Виды контроля:

- предварительный до изучения;

- текущий (во время),

- периодический или рубежный контроль (после периода обучения - четверть или полугодие)

- итоговый контроль (в конце года).

Оценка - заключение о характере и результатах ученической деятельности, качествах его личности и поведения. Оценка может быть качественной (хорошо) и количественной (1, 2, 3, 4, 5).

Пед оценки:

Положительные (похвала, одобрение)

Отрицательные (замечание).

Амбивалентные (двойственные -3/4).

Контроль производится систематически (разные формы опроса), индивидуальный подход при оценивании, классность, информирование.

Оценка затрагивая личные качества не должна даваться публично (1 на 1).

Методы/формы контроля: Письменные, устные, практические, тесты:

- устный - фронтальный опрос, чтении, изложение, опрос;

- письменный контроль - диктант, сочинение;

- тест - набор стандартизированных заданий по определенной теме.

Комплексные методы - поурочный бал.

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе.

Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах. Практически везде принята 5-ти бальная система отметок. Но существуют и другие, например 10-12 бальные. Их чаще всего используют за рубежом. Имеют место 4-х и 3-х бальные системы, там где двойки на ставят. У оценки есть свои функции:

- с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;

- оценка информирует ученика о его знаниях, выявляет уровень его знаний;

Есть несколько способов выставления оценки:

- нормативный - когда знания ученика оцениваются исходя из требований стандарта образования и программных требований;

- личностный — при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом;

- сопоставленный — когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика. При выставлении оценок учитель должен придерживаться следующих правил: Контроль знаний должен охватывать все важные элементы знаний умений и навыков уч-ся. При выставлении оценок учитель должен исходить из личностного и нормативного способа оценивания. При выставлении оценок учитель должен объяснить, почему именно так он оценил знания. При выставлении оценок учитель должен использовать разнообразные методы контроля. * Необходимо давать возможность ученикам насколько раз исправить оценку.

Кроме учительского контроля, при выставлении оценок должен присутствовать ученический самоконтроль и самооценка. Современная система оценок имеет свои отрицательные черты:

Для многих учеников оценка является конечной целью их учебной деятельности т. е. они учатся не ради получения знаний, а ради хор. оценки.

На уроках контролю знаний и оцениванию подвергается только часть учеников, поэтому учителю бывает трудно установить, как на самом деле ученики усвоили материал.

В школе становится главным оценка учителя, а самоконтролю и самооценке уделяется меньше внимания или же вообще не уделяется.

Часто оценка ученика становиться оценкой работы учителя. Такой подход мешает многим учителям объективно оценивать ответы.

Большую роль играет Вербальная оценка учителя, особенно если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе. Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.

*Методы контроля:

1. Текущая проверка (текущий контроль) - повседневная в форме наблюдения и оценки на протяжении всех этапов усвоения знаний.

2. Тематический контроль — проводиться в случае, если необходимы повторение и учет итогов по пройденной теме в целом

3. четвертная проверка (периодический контроль)

4. годовая, (заключительный контроль)

5. выпускные и переводные экзамены.

Устный контроль - индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос. Может сочетаться с выполнением устных и письменных упражнений. Устный опрос делиться:

индивидуальный — основательное знакомство с ЗУНами отдельных уч-ся., которые обычно вызываются к доске. Чаще всего это «сильные» уч-ки. Но бывает и наоборот (нужна поддержка).

комбинированный - сочетание группового, индивидуального и фронтального. Дается после прохождения объемной темы. Каждому уч-ку. дается задание разной степени сложности. уплотненный -

фронтальный - его цель проследить усвоение материала и определить готовы ли к восприятию новой темы. Проходит в виде беседы, уч-ся кратко отвечают на вопросы.

Письменный Контроль

Практическая проверка - проводиться по всем предметам, связанным с практическими навыками, но особенно велика ее роль в учете успеваемости по предметам: РИСОВАНИЕ, ЧЕРЧЕНИЕ, труд, физ-ра. Благодаря практической проверке выявляется умение применять знания в труде, жизни. Она представляет собой задания, которые требуют проведения опыта, трудовых операций, измерения.

Проверка домаш работ.

Программированный контроль- это альтернативный метод или метод выбора. Дается 3-4 варианта ответа, надо выбрать травильный. + одновременная проверка всех уч-ся. Минус - можно проверить лишь отдельные стороны усвоения знаний.

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет соотносить ребенку свои цели и планы с результатами Эффективность воспитания худож. творческ. активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках ИЗО привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля.

Самоконтроль или взаимоконтроль - дает возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления.

9. Методы преподавания академического рисунка в России в XVIII-XIX вв. (Плейслер, Лосенко, Сапожников)

Русская Академия художеств к началу 19 века выдвинулась на первый ряд среди академий Европы. К этому времени в ней была создана последовательная система художественного образования и воспитания, а также стабилизированная методика обучения рисунку. Воспитанники академии показали всему миру, насколько серьезно поставлено дело обучения художествам в России.

Русская Академия художеств 2п 18 века - 1п 19 века была одной из лучших школ рисунка.

Большой вклад в методику преподавания рисования был сделан художниками и педагогами академии художеств Лосенко и Шебуевым.

Академия стала центром методической работы. В России зарождались новые методы преподавания. В 1938 Сапожников издал «курс рисования». Это был первый учебник общеобразовательных заведений, составленный художником. (Щель рисовальных классов не в том, чтобы сделать их учащихся художников, а в том, чтобы развить в них способности изображать на бумаге видимые предметы правильно.»)

Курс Сапожникова начинался со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур. Параллельно изучая законы перспективы затем законы светотени, после сложные тела (геометрические тела, гипсы). Для показа рисования головы — проволочная голова.

Вторая часть «курса рисования» - рисование фигуры человека, правила композиции.

Ценность методики Сапожникова - он основан на рисовании с натуры, анализ формы (серия методических моделей из проволоки и картона. Раньше только копировали оригиналы). Метод Сапожникова широко применялся не только в общеобразовательных школах. Метод наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости.

Новый метод Сапожникова нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных заведениях.

Лучшее средство помочь ученику в построению формы - метод упрощения в начальной стадии рисования (разложение на геометрические формы).

Сапожников рекомендует учителю не выправлять рисунок ученика, а объяснять его ошибки словесно, чтобы потом ученик сам смог нарисовать правильно.

Т.о., модели у Сапожникова используются не для рисования с них (как у Дюпюи), а для раскрытия закономерности строения с натуры.

А. П. Лосенко уделяет много внимания не только практике, но и теории рисунка. Его яркая педагогическая деятельность очень скоро завоевала всеобщее признание. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.

С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы.

Заслуга Лосенко состоит не только в том, что он хорошо поставил дело преподавания рисования в Академии художеств, но и в том, что он позаботился о дальнейшем его развитии. В этом свою роль должны были сыграть его теоретические труды и учебные пособия. Среди них особо следует отметить следующие:

 

1. «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры». Пособие Лосенко помогало решать важную задачу — вооружать молодых художников объективными знаниями о закономерностях строения человеческого тела, учить их правильно измерять и улавливать разницу в размерах частей фигуры. Это пособие было направлено на развитие глазомера. Не математическими расчетами должен заниматься художник, не с помощью линейки и циркуля он должен измерять натуру, а на глаз - «циркуль должен быть в глазу».

2. Учебное пособие по анатомии для художников. Издано не было.

3. Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека.

 

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике (рис. 6). Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.

Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии.

Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности. Вначале наносятся основные ориентиры — взаимно пересекающиеся (вертикальная и горизонтальная) прямые линии, которые должны помогать ученику правильно определять положение в пространстве как всей фигуры, так и каждой ее части: «Параллельные и перпендикулярные линии служат для проверки отношений: как далеко плечо перед локтем, левое колено перед плечом, одно плечо выше другого, одна пятка ниже другой». Затем, намечая общий характер формы, надо “ухватить” движение фигуры и определить “средние” (осевые) линии как всей фигуры, так и каждой ее части.

Когда общее построение изображения намечено верно, фигуру надо четко прорисовать, причем линия в рисунке должна помогать зрителю «читать» объем и характер формы тела. Там где линия показывает уходящую в глубину форму и свет на ней, она должна быть тонкой и легкой, сходящей на нет; там же, где линия должна подчеркнуть объем формы и дать намек на тень, ее следует усилить нажимом карандаша на бумагу.

В 1735 году был издан на немецком и русском языках учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству». Обучение начинается с прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры. Как и большинство художников-педагогов, основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию и рисование с натуры. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения сочетаться со знанием правил и законов перспективы. А также анатомии.

Следует заметить, что первые наши учителя иностранцы просто заставляли этих учеников копировать рисунки из книги Прейслера. Это дало повод историкам искусства наименовать: метод Прейслера копировальным. Сам же Прейслер совсем не рекомендует копировать свои рисунки. Наоборот на протяжении двух книг он говорит о рисовании с натуры, о необходимости изучения анатомии, об использовании этих знаний при рисовании с модели, и не вина Прейслера, что его книгу стали использовать для копирования.

Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера еще долгое время использовали не только в общеобразовательных заведениях, но и в специальных художественных школах. Большой вклад в методику преподавания рисунка - художники-педагоги Академии художеств Лосева и Шебуев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.04 с.)