Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в сферах жизни организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тут надо иметь в виду еще одно обстоятельство. Организационная культура состоит из 5 компонентов, описанных выше. Проявляется же она в разных сферах жизни организации: - в целеполагании организации ("зрелость" целевой структуры организа - в отношениях власти (властная и моральная дистанции между руководи - в организационной структуре (соотношение формальной и неформаль - в исполнении работы (трудовая дисциплина, отношение к качеству, про - в человеческих отношениях между работниками (степень открытости-зак Если среди различных компонент организационной культуры определяющей является совокупность (не всегда система) норм, то из перечисленных сфер жизни организации определяющими можно считать целеполагание и исполнение работы. Попробуем теперь свести воедино всю схему деятельности по преобразованию организационной культуры (табл. 37). Признаюсь Вам, что сам я испытываю некоторое смущение, представляя столь интимную материю, как организационная культура, в виде грубой решетки с прямыми линиями и углами. Наверное, здесь есть некоторое образное насилие над организационной культурой, но наглядность, как я заметил, существенно облегчает руководителям понимание сути и последовательности этой работы. Кроме того, эта схема действительно работает и, как я убедился на практике, представляет собой ценный консультационный продукт. Прошу отнестись к этой таблице не только снисходительно, но и вполне условно. Совсем не нужно заполнять все клетки, они ведь просто ориентиры, лишь помогают структурировать поиск, не более того. Так что не следует к этой форме относиться буквально. Такая матрица дает возможность более или менее полно описать меры по изменению организационной культуры предприятия, учреждения, заполняя клетки содержанием конкретной культуры конкретной организации. Возможно, не все клетки получится заполнить. Скажу больше: матрица способна выявить и противоречивость организационной культуры. К примеру, вводится идеологема "инициативность" в работе (4а), но властные нормы (2д) ее перекрывают: "инициатива наказуема". Впрочем, могут обнаруживаться и другие подобные несоответствия: "уважение друг к другу" (5в) и норма "опаздывать на совещания, собрания" (4д).
Разумеется, перечень признаков организационной культуры как по вертикали, так и по горизонтали отнюдь не закончен и допускает изменения, дополнения. Тут дело в другом: столь неуловимую, многогранную и скрытую область жизнедеятельности организации трудно выделять и описывать даже в исследовательских целях. Для управленческих задач - тем более. Первичная структуризация, предпринятая выше, все-таки несколько снижает неопределенность понятия и самого предмета организационной культуры, делает ее более понятной и значимой для управления. Характеристика организационной культуры ТабицаЗ?
Управленческие воздействия И что же? Как именно управление может воздействовать на организационную культуру? Разделим те способы, которые руководители сами применяют или могут применять с этой целью, и те методы, которые требуют особой квалификации и могут предлагаться консультантами. Сначала о первых. Прежде всего это собственный пример, демонстрирующий подчиненным определенный стиль поведения, свою индивидуальную деловую культуру в расчете на "заражение" других, их подражание задаваемому образцу. Если руководитель стремится повысить надежность, обязательность в работе сотрудников, он сам подчеркнуто аккуратен в исполнении своих обещаний и требователен по этой части к другим. Тогда индивидуальная деловая культура руководителя переходит в организационную культуру фирмы.
Кроме того, он может приказами, распоряжениями вводить некоторые идеологемы, правила функционирования организации и контролировать их соблюдение. Например, объявляется идеологема: "проблемы должны решаться там, где они возникают". В ее подкрепление задается управленческая установка: "не вмешиваться в дела низовых руководителей, не давать задания "через голову", ибо по своему обыкновению в данной организации руководители не стесняются командовать подчиненными своих подчиненных. Наконец, вводится запрет вышестоящим начальникам подписывать проекты приказов, подготовленные нижестоящими по проблемам собственной компетенции последних. Пока все не привыкнут, не примут это как норму. Иногда руководитель может составить свод неких правил в виде Кодекса фирмы (см. выше). Многое можно сделать и через т. н. внутренний PR: на заседаниях, собраниях, в личных встречах руководители систематически сообщают о новых приоритетах, разъясняют их важность. Или еще: привитие навыков сотрудничества можно активизировать ротацией работников (временное перемещение некоторых из них в смежные или противостоящие подразделения). На ту же задачу работает и введение в практику кросс-подразделенческих групп для решения какой-то общеорганизационной задачи. Для этого часто используются и коллективные праздники, и тор- жества по разным случаям, главное назначение которых — поощрение межличностных связей через служебные границы. Однако значение изменений в организационной культуре столь велико, что консультанты по управлению создают для этого специальные методы, которые могут быть совсем неизвестны практикам-руководителям, а то и недоступны для применения без помощи консультантов. Такие методы здесь нет смысла и возможности описывать, они требуют отдельного рассмотрения, хотя их стоит обозначить: методы определения служебных функций, мотивирующей оценки персонала, игровые и иные методы, через которые в организации задаются и осваиваются ценности. Рассмотрим примеры Хочу проиллюстрировать применение этой методологии к конкретным задачам изменения организационной культуры у разных заказчиков и под разные идеологемы. Прошу не принимать их за образцы - все это исключительно индивидуально и конкретно и сильно варьирует в зависимости специфики организации. И привожу я их скорее для облегчения понимания содержания всей этой работы (табл. 38-42). КУЛЬТУРА ДОВЕРИЯ Эта замечательная идеологема пока не получила достаточного признания в отечественном бизнесе, по крайней мере, я только сейчас получил заказ на преобразование организационной культуры одной весьма успешной компании в данном направлении. Эта работа еще в самом начале, и я готов поделиться пока лишь предварительными разработками. Надеюсь, они будут полезны Вам в качестве отправного материала для собственной работы с Вашим клиентом1. Доверие как идеологема Все экономические кризисы коренятся в потере доверия друг к другу> к порядку, к правительству, к каким-то общественным институтам. Именно потеря доверия толкает людей к паническим действиям: разрывам связей, ажиотажному спросу, импульсивным, нерациональным действиям. Кратко доверие можно определить так - уверенность в другом, позитивные ожидания в отношении среды обитания, сфер деятельности. Та или иная мера доверия в обществе есть всегда. Чем выше взаимозависимость между людьми, тем нужнее доверие.
На чем обычно основывается доверие? На некоторых естественных факторах: - дружба, родство; - совпадение интересов (одному выгодно то же, что и другому); 1 Многое из этого я заимствовал у Роберта Брюса Шо, из его книги "Ключи к доверию в организации" (М.: Дело, 2000). Хотя, конечно, переработал его идеи через свой опыт. шпанкам Идеологема: самообучающаяся организация Таблица 38
Таблица 39
Идеологема: market-maker
_^-^J
Идеологема: клиентоориентированность Таблица 40
Идеологема: успешная фирма без моего участия Таблица 41
Таблица 42 Идеологема: командность Командность: взаимопонимание; спевка, сыгранность; неформальная общность; взаимоусиление; общность целей, методов, способов достижения; взаимная симпатия; терпимость; взаимозаменяемость.
- общие ценности; - репутация (обязательность, порядочность, надежность). - договоренности (правила, контракты); - внешние гарантии (законы, гарантии от третьих лиц). Тут нужно снова отделить психологическое от культурного. Человек испытывает доверие - это чувство, психологическое переживание. А вот если в одной среде (стране, организации) принято доверять друг другу - то это культура, поскольку по отношению к каждому индивиду, находящемуся в ней, действует мораль через тот социально-психологический механизм контроля, который мы обсуждали раньше. Всегда ли доверие взаимно? Отнюдь. Один может доверять другому, но тот ему - нет. В чем ценность доверия? 1. Оно повышает качество жизни, морально-психологический комфорт в 2. Снижает потери (сбои от невыполнения договоренностей). 3. Повышает надежность, прочность отношений. 4. Снижает риски в управляемости, безопасности бизнеса. 5. Позволяет экономить на контроле. 6. Развивает самостоятельность сотрудников, их чувство ответственности. 7. Повышает чувство собственного достоинства сотрудников. Иначе говоря, доверие очень выгодно по гигиеническим, управленческим и экономическим причинам. Можно выделить несколько императивов доверия, т. е. требований работников друг к другу и к себе, которые могут обеспечить доверие в бизнес-организации: - результативность труда, - искренность, - последовательность в поступках, - уважение интересов друг друга, отзывчивость, - общность ценностных ориентации, - взаимная обязательность. Только совокупность этих императивов может обеспечить формирование культуры доверия на фирме. Существуют различия в диапазоне доверия'. - в ближнем круге общения (компаньоны, управленческая команда, родствен - среднем круге общения (в своей организации); - дальнем круге общения (в этнической, гражданской общностях). Доверие и контроль Контроль не является антагонистом доверию, скорее, они идут в паре, взаимно предполагают один другого. Однако чем больше контроля, тем меньше доверия. Чем меньше доверия, тем больше контроля. Контроль не может вытеснить доверие, заменить его собой полностью — та или иная степень доверия остается даже в самых жестко и детально контролируемых сферах. Доверие также не может обойтись без контроля. Какие-то формы контроля существуют даже в самых сплоченных в морально-психологическом отношении средах. Почему же различные организации стараются сместить баланс контроля -доверия в сторону второго? Во-первых, желая использовать ту ценность доверия, которая была изложена выше в 7 пунктах. Но есть и другая сторона - контроль имеет свои издержки: - во-первых, контроль дорог, ибо требуются затраты на аппарат контроля, - во-вторых, контроль конфликтен, поскольку связан с оценками действий - в-третьих, контроль дискомфортен, создает психологическое напряжение, - в-четвертых, контроль задает инерционность и неоперативность, т. к. ожи Разумеется, контроль бывает двоякого рода: - развивающий и - консервативный. Развивающий контроль ориентирован на улучшение дела, на помощь в совершенствовании работы, на предложение вариантов позитивных изменений. Развивающий контроль основан на доверии и исходит из того, что работники стремятся к качественной работе, и если это у них иногда не получается, то из-за нехватки квалификации или внешних препятствий. Консервативный контроль ориентирован на взыскания за отклонения от заданных параметров. Такой вид контроля предполагает нежелание работников качественно работать и даже их корыстный умысел, противостоящий интересам фирмы. Есть даже понятие разрушающего контроля, когда контролирующее вмешательство нарушает мотивацию, сбивает ритм работы и негативно сказывается на результатах. Развивающий контроль нужен всегда, ибо ничто не бывает совершенным, всегда что-то можно улучшить. Как мы договаривались, развивающий контроль направлен именно на улучшение, в то время как консервативный - на сохранение. Соотношение обоих видов контроля может быть показано на разных редакциях одной и той же пословицы "Доверяй, но проверяй" - характеризует преобладание развивающего контроля. "Проверяй и доверяй" - указывает на преобладание консервативного контроля. Но иногда и запретительный контроль приходится наращивать. Когда же? Консервативный контроль возрастает, если в организации: - велика дистанция власти, закрытость руководителей для подчиненных; - возникают провоцирующие прецеденты (деструктивное поведение кого- - проявляется конфликт интересов (выгода одних подразделений или иерар — в организационных нормах принята взаимная необязательность; - руководители и подчиненные склонны к манипулятивным действиям по сферах организации или по отношению к каким сотрудникам должен преобладать первый или второй вид контроля? Доверие - это риск, поскольку оно расширяет степень свободы действий и независимости работников по отношению друг к другу. Когда возрастают риски доверия? Иначе говоря, при каких обстоятельствах доверие испытывается на прочность? Прежде всего это различные соблазны (использовать скрытно ресурсы фирмы против ее интересов при низкой вероятности разоблачения). Кроме того, это стрессы, когда из-за нервного напряжения работник чаще ошибается или же склонен выполнять работу более простым, но неверным способом (нарушать технологию, дисциплину и т. п.). Риски доверия обостряет и сверхконтролъ, например, частые проверки, перегруженная отчетность побуждают работника к искажению данных либо к представлению вымышленной информации. Наконец, эти риски возрастают при появлении т. н. незаменимых сотрудников, в зависимость от которых попадают руководители, коллеги, клиенты. Доверие и контроль обычно сильно дифференцированы по двум основаниям: - Кому? - В чем? Между тем ответ на вопрос, кому и в чем следует больше доверять в организации, неочевиден. Давайте построим матрицу доверия: предложим руководителю организации или подразделения определить для себя параметры доверия-недоверия, которые для него наиболее значимы: квалификация, достоверность отчетных данных, лояльность (устойчивость перед соблазнами - своего рода "соблазностойкость"), ответственность (способность справляться с порученным участком или заданием) и т. д. Пусть затем он распределит разные службы или отдельных работников по степени своего доверия к ним в соответствии с этими критериями. Это уже внесет для него некоторую определенность в анализ культуры доверия в руководимой им сфере. Теперь другой заход. Давайте изобразим континуум, на одном конце которого будет значиться подозрительность, а на другом - доверчивость. Согласуем с клиентом список тех работников организации, чье мнение по этому вопросу для него особенно значимо. И затем попросим этих лиц анонимно поставить свои отметки на этом континууме применительно к конкретному руководителю (рис. 32). О
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.11 (0.021 с.) |