Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические теории и методы преподавания изо эпохи античности: др. Египет, др. Греция, др. Рим.

Поиск

Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Поэтому мастеру приходилось по нескольку раз показывать, как нужно делать тот или иной фрагмент.

Т.о., стали вырабатываться приемы и методы обучения, но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусством, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.

В древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу юноша д. б. уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему Ханапа. Т.о. с рисованием как с общеобразовательным предметом мы встречаемся у древних египтян.

При обучении грамоте рисованию уделялось основное внимание. Т.к. сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов. Системного обучения и воспитания была строгой жесткой за малейшее обучение от правил ученика наказывали и избивали палкой. В одном из папирусов рассказывается даже, что ученик долгое время находился связанным в темнице храма. Школьный закон гласил: «Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит».

Обучение проходило систематически. Метод и система преподавания у всех художников и педагогов были едины т.к. утверждены каноны и правила. Их нужно строго соблюдать.

Египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первые установили закон изображения и обучения. Обучение строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, копировании образцов.

Существовала ли теория самого процесса обучения - дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучая рисованию, художник-педагог не заставлял ученика наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным шаблонам. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию.

Древне-греческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррассий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и др. указывали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так в 432 году до н.э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», которая стала использоваться как учебное пособие.

К4 веку до н.э. в Греции существовало уже несколько широко известных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники как Памфил, Меланий, Павзий и великий Апеллес. Техника рисования в древней Греции.

1. На вощенных буковых дощечках выцарапывались рисунки. Если неверно - затирались пальцами.

Приготовлялись для рисования стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой);

2. Для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали белым левкасом. Такие доски применялись для ученических работ, для набросков и эскизов.

Эпоха Древнего Рима казалось бы, должна была развить дальше достижения греческих художников-педагогов. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников. Много ценных предложений они не сохранили. Их интересовала в основном ремесленно-техническая сторона. Не задумывались над высокими проблемами художественного творчества. Копировали образцы. Повторяли работы великих мастеров Греции. Но все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Римских мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Для римлянина мир и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс,связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства отвергли. Турецкие завоевания загасили последние очаги античной культуры

58. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания художественных дисциплин (Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер).

Застой в методах обучения рисунку в эпоху средневековья. Не было четкой методики преподавания. Не стало рисования как общеобразовательного предмета.

Возрождение открывает новую эру в истории развития ИЗО и в области методов обучения рисованию. Внесен I в теорию методики преподавания рисования. Художники заново разрабатывают теорию ИЗО и методов обучения, проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие. Они вступают на путь научного исследования, стремятся к закономерностям явления природы установить связь между наукой и искусством (очень помогли археологические сведения о искусстве Древней Греции).

Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком, инженером — разные открытия в разнообразных отраслях физики. Дюрер был живописцем гравером, скульптором, архитектором.

Художники стремятся возродить античную культуру, собирают, изучают памятники. Леонардо на основе литературных сведениях об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних.

Много мыслей в области методики обучения рисунку у художников Возрождения. Они указывали, что в обучения должно быть положено рисование с натуры. Альберти выдвинул трактат «Три книги о живописи» - живописных красках, рисовании, о правилах построения изображения, большое значение рисования с натуры. Весь год обучения Альберти предлагал строить на рисовании с натуры. Методическая последовательность, система рисования: знакомство с точки и прямой, затем с углами переходя к плоскости, переходя к объемным телам. Знакомятся с разными закономерностями линейной перспективы, объясняет свойства лучей зрения. Здесь же знакомит с воздушной перспективой. Большое значение придает личному показу учителя. Но есть и недостатки - переоценивает значение, противореча методу рисования с натуры превращая искусство рисунка в механическое проектирование натуры плоскости.

Леонардо да Винчи «Книга о живописи» - большое влияние на развитие методики обучения рисования. Он идет дальше Альберти, смотрит на вещи глубже. О завесе говорит, что она вредна ученику. Много времени уделял научным знаниям, теориям. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорционального строения человеческой фигуры и другим проблемам ИЗО. Закрепление пройденного путем рисования по памяти. Леонардо да Винчи в Джоконде определил светотеневые градации воздушную перспективу в пространстве. Он описал теорию воздушной перспективы, светотеневой градации, теорию рефлексов.

Великий немецкий художник Альберт Дюрер оставил теоретические труды по методике обучения и о проблемах художества. Говорил, что нужно опираться на точные научные знания. Научные знания обеспечивают художнику твердый успех в работе вместо случайных удач и падений.

Характерная черта Дюрера как представителя Возрождения является гуманизм. Особенно большую ценность для рисования: рисунку представляет метод обобщения формы.

Метод оказался приемлемым и для сегодняшнего дня. Заключается он в следующем: дать правильное активное изображение, например кисти рук, очень трудно, обобщая форму до простейших геометрических форм, упрощает задачу.

Характерная черта художников эпохи Возрождения - обрубовка.

А также Дюрера очень волновали вопросы педагогики (воспитания и обучения). Как правильно следить за школьным физическим развитием для успешной работы. Учитель должен следить за питанием ученика. Чтобы во время обучения ничего не ослабляло ум ученика, чтобы он не видел ничего плохого, а только нее Особое значение - личный показ при обучении рисования.

Итак, художники Возрождения внесли большой вклад в область научного теоретического обоснования, правила рисования по вопросам перспективы, создали высокие образцы, как художников, так и педагогов, указали правильный по следующим поколениям. Развитие методики.

Но они не занимались вопросами дидактики (обучение воспитания). Ботеги - мастерские.

Крупный художник набирал мастеров и их обучал.

Эпоха Возрождения тем и ценна, что они смогли возродить, создать. Художники эпохи возрождения крупные ученые. Дюрер предлагает метод обрубовки и сквозное линейно-перспективное построение головы. Перспективу открыл Альберти, описал в книге.

Эпоха возрождения сформировала совершенно новое изображение системы на научном понимании мира.

59. Становление академической системы художественного образования в эпоху Возрождения (Мастерские-ботеги и Болонская академия братьев Караччи). – см. файл 1-25, Б-56

Итак, художники Возрождения внесли большой вклад в область научного теоретического обоснования, правила рисования по вопросам перспективы, создали высокие образцы, как художников, так и педагогов, указали правильный по следующим поколениям. Развитие методики.

Но они не занимались вопросами дидактики (обучение воспитания). Ботеги - мастерские.

Крупный художник набирал мастеров и их обучал.

Эпоха Возрождения тем и ценна, что они смогли возродить, создать. Художники эпохи возрождения крупные ученые. Дюрер предлагает метод обрубовки и сквозное линейно-перспективное построение головы. Перспективу открыл Альберти, описал в книге.

Эпоха возрождения сформировала совершенно новое изображение системы на научном понимании мира.

 

«Академия вступивших на правильный путь» — так называлась небольшая частная мастерская, созданная в Болонье в 1585 г. художниками двоюродными братьями Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Они хотели воспитать мастеров, которые имели бы истинное представление о красоте и были способны возродить искусство живописи, по их мнению пришедшее в упадок.

Такая точка зрения имела под собой серьёзные основания. Во второй половине XVI в. большое влияние на живописцев оказывали теоретики маньеризма — направления, возникшего в искусстве Италии ещё в 20—30-е гг. Они утверждали, что нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех. Художник создаёт свои произведения на основе Божественного вдохновения, по природе своей стихийного, непредсказуемого и не ограниченного ремесленными правилами. Краски не могут передать всей полноты и тонкости замысла, вложенного Богом в душу художника, и поэтому нельзя судить о ценности картины по её техническому исполнению. Обучение мастерству не считалось столь уж важным делом.

Академия противостояла этим взглядам. Есть вечный идеал красоты, заявляли братья Карраччи, он воплощён в искусстве античности, Возрождения, и прежде всего в творчестве Рафаэля. В академии основное внимание уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Его уровень зависел, по мнению братьев Карраччи, не только от ловкости кисти, но и от образования и остроты интеллекта, поэтому в их программе появились теоретические курсы: история, мифология и анатомия.

Одна из первых работ болонских академистов — выполненные Аннибале и Агостино Карраччи и несколькими учениками в 1597— 1604 гг. фрески на сюжеты «Метаморфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме. В их оформлении чувствуется сильное влияние монументальной живописи Микеланджело. Однако в отличие от него у братьев Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная композиция. Совершенство формы занимало их гораздо больше, чем содержание.

Среди первого поколения выпускников академии особой популярностью пользовались Гвидо Рени (1575—1642), Доменикино (настоящее имя Доменико Цампьери, 1581 — 1641) и Гверчино (настоящее имя Франческо Барбьери, 1591 — 1666). Работы этих живописцев отличает высокий уровень техники, но в то же время эмоциональная холодность, поверхностное прочтение сюжетов. И тем не менее у каждого из них есть интересные черты.

Так, в картине Доменикино «Последнее причащение Святого Иеронима» (1614 г.) очень выразительный пейзаж притягивает зрителя гораздо больше, чем основное действие, напыщенное и перегруженное деталями.

«Аврора» (1621 — 1623 гг.), плафон Гверчино в римской вилле Людовизи, поражает зрителя захватывающей энергией, с которой движутся богиня утренней зари на колеснице и другие персонажи. Интересны рисунки Гверчино, выполненные, как правило, пером с лёгкой размывкой кистью. В этих композициях виртуозность техники стала уже не ремеслом, а высоким искусством.

Особое место среди академистов занимает Сальватор Роза (1615— 1673). Его пейзажи не имеют ничего общего с прекрасной античностью. Обычно это изображения глухих лесных чащ, одиноких скал, пустынных равнин с заброшенными руинами. Здесь непременно присутствуют люди: солдаты, бродяги, особенно часто разбойники (в Италии XVII в. банды разбойников порой держали в страхе города и целые провинции). Разбойник в произведениях Розы символизирует присутствие в природе некоей мрачной, стихийной силы. Влияние академических традиций сказывается в ясной, упорядоченной композиции, в стремлении «облагородить» и «подправить» натуру.

При всей своей противоречивости болонские академисты сыграли в развитии живописи очень важную роль. Принципы обучения художника, разработанные братьями Карраччи, легли в основу академической системы образования, существующей до сих пор.

60. Особенности становления образовательной системы в России. Введение рисования как общеобразовательного предмета (обзор).

Образовательный стандарт – главный инструмент, обеспечивающий единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации, главный косвенный метод управления образованием, гарант автономности образовательных учреждений и защиты национально-культурных традиций.

Семейное, привилегированное. Становление древнерусской православной педагогики в связи с принятием христианства на Руси (Х в.), открытие школ при церквах. Объективная социально-экономическая необходимость освоения мировой и европейской культуры. Развитие школы в русском централизованном государстве 17 века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Создание при монастырях учебных заведений нового типа – греко-латинской школы. Образование получали только люди, кот.работали для гос-ва. Становление государственной образовательной системы западноевропейского типа в 18 веке. Открытие цифирных, гарнизонных и адмиралтейских школ, становление системы элитарного образования для дворянства. Создание Санкт-Петербургской Академии наук с подчиненными ей университетом и гимназией и Московского университета (1755 г.). Создание в России государственной образовательной системы, с ярко выраженным сословным характером. После реформы Петра Великого (1802-03гг) на министерства обучения: универ-гимназии-училища-приходская школа. Дидактические системы И.И.Бецкого, М.В.Ломоносова. В 1825 сословный характер закрепляется. Устав учебных заведений 1828 г., усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при университетах. После отмены крепостного права - полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания. Развитие педагогической мысли в 19 веке (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, С.А.Рачинский и др.). К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Деятельность Л.Н.Толстого по организации народной школы и педагогического процесса в ней.

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. В 6 веке книжная графика и миниатюра достигает очень высокой степени развития. Все говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладели и рисунком. Но метод обучения строился в основном на копировании образцов, самостоятельного значения рисунок еще не имел, ему отводилась лишь техническая роль.

Не смотря о высказывании об огромной роли рисования как общеобразовательного предмета ни в 17 ни в 18 веках рисование не было введено в курс учебных предметов в школах. Только в начале 19 века оно начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива этого принадлежала педагогу И.Г. Песталоцци.

Впервые рисование как общеобразовательный предмет появляется в начале 18 века. В тот период на рисование начинают смотреть как ни на одно из средств, способствующих развитию образного представления и умений.

Большое влияние на развитие школьной методики — труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он разрабатывал методику обучения рисованию. Пользовался геометрическими моделями, положил начало развитию «Геометрального метода». Шмид считал, что копирование картинок не только не приносит пользы, но даже вредно.

Как новая пед.система академическая форма обучения сформировалась в 17 веке.

Она давала своим воспитанникам широкое худ. Образование. Процессы обучения и воспитания рассматривались в единстве. Ведущие педагоги создавали теоретически е работы по методике преподавания изобразительного искусства, рассматривая ее как самостоятельный предмет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.01 с.)