Темы индивидуальных заданий по методике преподавания литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы индивидуальных заданий по методике преподавания литературы



 

Написать подробный план-конспект урока, приготовить презентацию к нему (презентация должна содержать 10-15 слайдов, текст должен быть читабелен, приветствуются гиперссылки, включение музыки, фрагментов видеофильмов по теме)

 

Темы уроков:

Класс

1. Красота и польза произведений устного народного творчества.

2. «Красота спасет мир» (по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»)

3. «…Все весны дыханием согрето» (Тема весны в литературе, музыке, живописи)

4. Литература как искусство слова. Что делает нашу речь красивой и выразительной.

5. «32 декабря, или век живи – век учись» (по пьесе Маршака «Двенадцать месяцев»)

6. «Все, что не проза, то стихи, а все что не стихи, то проза». Урок по стихосложению.

7. «Страх делает человека слабым, а бесстрашие – сильным» (по рассказу Сетона-Томпсона «Снап»)

8. «Законы джунглей и мир людей» (по сказке Киплинга «Маугли»)

9. «Цветной туман поэзии» Ваше воображение и поэтический мир»

10. «Необычное в обычном» Изображение подвига птицы в рассказе Носова «Белый гусь

 

Класс

1. «Откуда есть пошла литература наша…»

2. На ярмарке Гоголя близ Диканьки.

3. «В мире мифа» (урок-знакомство)

4. «Там русский дух, там Русью пахнет» (мир славянских мифов)

5. Мое первое знакомство с Книгой Книг (Библией)

6. «Человеческое общество, в котором нет места ангелам. Кто поймет ангела?» (по рассказу Маркеса «Старик с крыльями).

7. «Тема природы и цивилизации в художественной литературе (Н. Заболоцкий, Р.Рождественский, Р. Бредбэри)

8. Библия в пословицах и поговорках.

9. Справедливость и честность простых людей в произведении Р. Бернса «Честная бедность»

10. Путешествие по барским усадьбам по повести Пушкина «Дубровский»

 

Класс

1. Мир поэтических образов в искусстве.

2. «В союзе с красотой» (Пейзажная лирика русских поэтов и пейзажи русских художников)

3. «Пусть светит» Огонь в сказках, преданиях легендах.

Женский и мужской образ в искусстве

4. Изображение человека как важнейшая задача литературы.

5. «Мир рождества в рассказах Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Куприна «Чудесный доктор»

6. «Они были истинными дарителями (по новелле О.Генри «Дары волхвов»

7.Библейские истины в притчах.

8. «Гоголь видит вещи как бы под микроскопом». Роль художественной детали в творчестве Гоголя.

9. «Нет, не герои, а люди обыкновенные» (по повести Алексина «В тылу как в тылу»).

10. Легенды и поэзия в мире красоты.

 

Класс

1. Три языка искусства

2. «В мире красоты». Средневековая поэзия Востока.

3. «Не привыкайте к чудесам» (Чудесный мир японских хокку).

4. Литература как метафора мира.

5. Слово и образ.

6. «Сердечное тепло» и «сердечная остуда» в сказке Островского «Снегурочка»

7. «Душа родилась крылатой» (по феерии Грина «Алые паруса»)

8. Идеалы гуманизма, добра и чести в романе Беляева «Человек-амфибия»

9. «Дом, который построю Я» (постижение идеи дома в литературе).

10. Изображение исторических личностей в литературе и живописи.

 

Класс

1. Воспевание светлого чувства любви в сонетах Петрарки и Шекспира.

2. «Пред ликом священной природы» (пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова)

3. «Мой гений, мой ангел, мой друг» (любовная тема в лирике Пушкина и Лермонтова)

4. «Принес я в дар тебе две розы». Образ розы в творчестве Пушкина.

5. Роль искусства в обществе (по повести Гоголя «Портрет»)

6. «Когда жизнь есть сон» Человек в эпоху барокко.

7. Гоголевскими дорогами в Украине (урок-путешествие)

8. Отражение дуэли как исторической реальности 19 века в литературе.

9. Тема лишнего человека в произведениях Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени».

10. «Вся жизнь – один чудесный миг». Образ Пушкина в литературе и живописи.

Класс

1. Любовь и боль разлуки (по стихотворениям Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и Тютчева «Я встретил вас»)

2. «Изображение красоты в балладе Шиллера «Перчатка» и романе Гюго «Собор парижской богоматери».

3. Конфликт красоты и морали в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея».

4. «Я – мы – Достоевский – время» (урок –путешествие).

5. Неординарная личность в борьбе за существование (по романам Стендаля «Красное и Черное» и Достоевского «Преступление и «наказание»)

6. ХХ век под знаком Достоевского.

7. Творчество Диккенса в викторианском контексте.

8. «Двойники Раскольникова» по роману Достоевского «Преступление и наказание»

9. Величие и слава народа в литературе и музыке 19 века.

10. «Одноцветная жизнь бедна» (по рассказам Чехова)

 

Класс

1. «Когда любовь растопит мир земной» (по творчеству М. Волошина)

2. Острова любви М. Цветаевой

3. «Преобразующая сила любви» Трансформация мифа о Пигмалионе в произведениях Овидия, Шекспира, Шоу.

4. «Библейские мотивы в мировой литературе ХХ века.

5. «Тот, кто любит должен разделить участь того, кого любит» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)

6. «Веков связующая нить» (по произведениям Данте «Божественная комедия» и Блока «Двенадцать»)

7. «Я – мастер» (по произведениям Гоголя «Портрет», Лондона «Мартин Иден», Булгакова «Мастер и Маргарита»)

8. «Ушел на фронт из школы и пал за…» (по произведению Белля «Путник, придешь когда в Спа…».

9. «Герой современного приключенческого романа – супермен или Шерлок Холмс»

10. Образ ангела в литературе и в живописи.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Содержательный модуль 1: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема 1. Методика преподавания литературы как наука. Учитель литературы и профессиональные требования к нему. Основные этапы развития методики преподавания литературы (2 часа)

1. Подробно познакомьтесь с разделом «Основные этапы развития методики преподавания литературы» в учебниках О.Ю. Богданова и В.Г. Маранцмана.

2. Составьте подробную библиографию работ одного из методистов XIX-ХХ вв. Проследите эволюцию его взглядов на преподавание литературы в школе. Что из его опыта можно, по вашему мнению, использовать в современной школе?

3. Сопоставьте варианты изучения одного из произведений одного из произведений русской классической литературы («Бесы А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «После бала» Л.Н. Толстого и др.), описанные в работах методистов-словесников XIX-ХХ вв. В чем вы видите принципиальные различия этих вариантов? Что их сближает? Какие методические находки вы бы могли использовать в своей работе?

 

Литература:

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

3. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Историко-методические очерки. – М., 1959

4. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. – М., 1976.

5. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе // Известия АПН РСФСР. – Вып. 50. – М., 1953.

 

Тема 2. Литературное развитие читателя-школьника (4 часа)

 

1. Законспектируйте статьи В. Стоюнина «Литературные беседы», Ц. Балталона «Руководство чтением учащихся», Е. Елачича «Основные задачи детского чтения».

2.Ответьте на вопросы:

· В чем описываемая Е.Елачичем ситуация близка сегодняшней?

· Какие его соображения методиста вы считаете актуальными и сегодня?

· Возможн ли их реализация в сегодняшней образовательной практике?

· В чем смысл метафорической формулировки содержания литературного образования, которую мы видим у Стоюнина?

· Какие «мысленные операции» включал Стоюнин во фразу «я изучил это сочинение»? Кто стал его последователем в методике?

· Какие формы организации внеклассного чтения вам известны? Что из этих форм было предложено Ц.Балталоном?

· Какими преимуществами и какими потерями оборачивается выдвижение «воспитательной задачи преподавания»?

 

Литература

1. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

3. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

 

Тема 3 Этапы изучения литературы в школе (4 часа)

1. В.Г. Маранцман, выделяя три этапа литературного образования учащихся средней школы (первый – 5-6, второй – 7-8 и третий – 9-10 классы), считает, что «основной задачей изучения литературы в 5-6 классах является решение проблемы «писатель и действительность». Наивный реализм читателя-школьника побуждает его в этот период развития видеть в искусстве копию жизни. Поэтому в обучении важно сделать акцент на освещении событий, характеров, пластов действительности разными художниками, на несходстве их позиций, мироощущения, стиля».

  • Как вы понимаете «наивный реализм» читателя-школьника? Покажите на примерах, как эта особенность проявляется в восприятии художественного текста учащимися данной возрастной группы.
  • В чем сущность проблемы «писатель и действительность»? Есть ли необходимость раскрывать учащимся 5-6 классов наличие этой проблемы и ее значение для понимания авторского замысла художественного произведения?
  • Каким образом учитель может «сделать акцент на освещении событий, характеров, пластов действительности разными художниками, на несходстве их позиций, мироощущений, стиля»? Приведите примеры таких действий, обратившись к произведениям программы для 5-6 классов.

2. О.Ю. Богданова, выделяя среднюю ступень (5-9) классы литературного образования школьников и определяя в ней два звена: 5-7 классы и 8-9 классы, пишет: «В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимание текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию»

  • Прокомментируйте определяемые О.Ю. Богдановой цели и направления литературного образования учащихся 5-7 классов.
  • Чье понимание этих целей и направлений (О.Ю. Богдановой или В.Г. Маранцмана) вам представляется более логичным, учитывающим возрастные особенности школьников?

3. «7-8 классы – время перехода учеников от старшего подросткового возраста к ранней юности. Этот возраст в отношении к словесному искусству характерен обостренным вниманием к нравственному содержанию литературы. Вопросы этические глубоко интересуют складывающуюся личность, в которой формируется самосознание. Подвиг и предательство, счастье и долг, желание и закон, человек и природа, личность и общество, взаимоотношения людей, связи и конфликты поколений, человек и его поведение в различных ситуациях от быта до войны, в разные исторические эпохи, в разных странах – эти и другие проблемы нравственно-социального характера оказываются первостепенными и акцентируются читателем-школьником при знакомстве с литературными произведениями». В.Г. Маранцман

  • Известные вам программы по литературе для 7-8 классов учитывают ли отмеченные особенности возрастного отношения к словесному искусству?
  • Какие трудности в литературном образовании учащихся 7-8 классов вызывают отмеченные особенности их читательского восприятия? Какие возможности в анализе художественного текста семиклассниками и восьмиклассниками открывает их обостренное внимание «к нравственному содержанию литературы»?

4. «Для литературного образования школьников в этот период становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия становятся концепционность и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа» В.Г. Маранцман

  • Что означает «причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи»? Как такое рассмотрение влияет на восприятие художественного текста читателем-школьником?
  • Как вы понимаете значение термина концепционность применительно к читательскому восприятию? Как такая концепционность проявляется в отношении к произведениям художественной литературы?
  • Каким образом учитель может преодолеть ослабление способности читателя-старшеклассника «к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа»?

5. «Учащиеся 10-11 классов осваивают литературу в ее движении, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся» О.Ю. Богданова

  • Есть ли необходимость в формировании круга чтения и читательских интересов учащихся старших классов? Если да, то почему?
  • Каким образом можно совершенствовать читательское восприятие учащихся 10-11 классов?

 

Литература:

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

3. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976. – 224 с.

 

Тема 4. Урок литературы в средней школе (4 часа)

 

1. Вам известна классификация уроков литературы, предложенная Н.И. Кудряшовым, который выделил три типа уроков: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы и уроки развития речи.

· Назовите виды уроков, которые предложил Н.И. Кудряшов для каждого типа.

· Прокомментируйте предложенную классификацию уроков литературы. Какой принцип положен в основу этой классификации?

· Насколько такая классификация представляется вам логичной и учитывающей все многообразие литературы как учебного предмета? В чем смысл любой классификации уроков?

2. «Я стремлюсь к тому, чтобы урок литературы приобретал форму полилога, т.е. такую форму взаимодействия, когда точка зрения учителя – одна из множества представленных в процессе обсуждения той или иной проблемы. Позиция учителя здесь равнозначна другим позициям и может быть оспорена…» В.А. Морар.

· В чем принципиальное отличие полилога от диалога как формы работы на уроке литературы? Какие необходимы условия для возникновения полилогических отношений между читателем и художественным текстом?

· Насколько оправдано то положение, когда в классе точка зрения учителя – только «одна из множества представленных в процессе обсуждения той или иной проблемы»? вы будете придерживаться в своем преподавании этой же позиции?

· Что необходимо сделать, какие формы работы культивировать, к какому теоретико- и историко-литературному материалу обращаться, чтобы «позиция учителя» была «равнозначна другим позициям» и могла быть оспорена?

3. «Урок литературы – совместная работа учителя и учеников по интерпретации художественного текста… Мне важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока, чтобы у него были свои любимые страницы, чтобы на уроке он открыл для себя что-то неожиданное. Но не менее важно, чтобы урок продолжался и после звонка, чтобы ученику захотелось вновь вернуться к тексту. Продолжение урока – это воспитанная в личности потребность к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию». В.А. Морар.

· Какая должна быть проведена предварительная работа, «чтобы ученик побыл с текстом наедине еще до урока»? Что может сделать учитель для того, чтобы еще до урока у читателя-школьника появились «свои любимые страницы» изучаемого художественного произведения?

· Какими качествами должен обладать анализ художественного текста в школе, чтобы учащиеся имели возможность открыть на уроке «для себя что-то неожиданное»? Как построить работу на уроке, разработать систему выполнения домашних заданий, чтобы для учащихся «урок продолжался и после звонка, чтобы ученику захотелось вновь вернуться к тексту»?

4. «Немало педагогов считают, например, что формализм урока проистекает из обязательного требования составлять его план, конспект, фиксировать цели занятия, его этапы. Не раз доводилось мне быть участником ожесточенных споров о подготовке к уроку. Среди спорящих было немало таких, кто утверждал, что поурочный план, где все «разложено по полочкам», убивает творчество, лишает педагога права на импровизацию. Писать конспекты, планы уроков, по их мнению, пустая трата времени…» Ю.Л. Львова

· Вы тоже считаете формализмом составление планов и конспектов уроков, разработку поурочного планирования?

· Как современная методика решает вопрос о необходимости составлять «план, конспект» урока, «фиксировать цели занятия, его этапы»? Согласны ли вы с таким решением или вас что-то в нем не удовлетворяет?

· Можете вы согласиться с тем, что «разложенный по полочкам» урок или система уроков «убивает творчество», «лишает педагога права на импровизацию»? Если вы придерживаетесь другой точки зрения, поясните, в чем смысл, рациональное зерно и конспектов урока, и поурочного планирования?

 

Литература

 

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

3. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

 

 

Тема 5. Организация учебно-воспитательного процесса (6 часов)

 

1. Законспектировать главу 6 «Планування та організація праці словесника» из учебника Л.Ф.Мирошниченко «Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах».

2. Ответить на вопросы:

· Докажите необходимость календарно-тематического планирования

· Докажите необходимость формулировки темы урока литературы художественным стилем. Выполнению каких функций она способствует?

· Раскройте роль и значение триединой цели урока, подбору в ее формулировке необходимых глаголов.

· Назовите требования к использованию оборудования и ТСО на уроке.

· Раскройте требования к учету и оцениванию знаний и умений учащихся на уроках литературы.

· Обработав материал рубрики «Цепочка учебных ситуаций», разработайте свой вариант учебных ситуаций по выбранной самостоятельно теме.

 

 

Литература

Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

 

Тема 6. Методы и приемы преподавания литературы в школе (4 часа)

 

1. Законспектировать главу 8 «Методи навчання на уроках світової літератури» из учебника Л.Ф. Мирошниченко «Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах».

2. Ответить на вопросы:

· Рассмотрите наиболее существенные определения понятия «метод». Какое из них кажется вам более убедительным? Запомните его.

· Обработайте схему «Методы» (с.185-186) по учебнику Л.Ф. Мирошниченко. Объясните взаимосвязь методов, приемов и видов учебной деятельности. Приведите примеры.

· Разработайте к каждому методу свой пример его творческого использования на уроке.

 

Литература

Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

 

Содержательный модуль 2: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Тема 7. Основные этапы изучения произведения на уроках литературы (6 часов)

 

 

1. Законспектировать главу 9 «Етапи вивчення твору світової літератури» из учебника Л.Ф. Мирошниченко «Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах».

2. Ответить на вопросы:

· По таблице «Етапи вивчення художнього твору» (с. 189) прокомментируйте зависимость этапов от жанра и возрастных особенностей учащихся.

· Сформулируйте цель и задачи этапа подготовки к восприятию художественного произведения. Перечислите, какие виды работ целесообразно использовать учителю на этом этапе.

· Какие методы, приемы и виды учебной деятельности преобладают на этапе чтения художественного произведения? Зависит ли их выбор от возрастных особенностей учащихся.

· Раскройте цель и специфику словарной работы в средних и старших классах.

· Почему в средних классах учитель может использовать лишь элементы анализа художественного произведения?

· Приведите примеры.

· Чем отличается школьный анализ художественного произведения от литературоведческого?

· Дайте характеристику путям анализа художественного произведения.

· В чем состоят основные задачи итоговых уроков?

3. Законспектировать статью В.Фишера «Схема изучения литературного произведения в школе»

4. Ответить на вопросы:

· Какие основные этапы изучения литературного произведения выделял Фишер. Устраивает ли вас их последовательность? Что вас не устраивает в этих этапах категорически, в чем предложения Фишера устарели, а в чем по-прежнему актуальны?

· Обратите внимание на вопросы Фишера к ученикам по тексту литературного произведения. Насколько в них заметен интерес к форме художественного произведения?

 

Литература

1. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

2. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

 

Тема 8. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы (4 часа)

 

1. «Ученик, отправляясь от своего естественного читательского восприятия «для души», должен в ходе изучения произведения понять идеи автора, ощутить пафос произведения, увидеть его структуру во всех ее элементах». Н. Тихомирова.

· Что вы вкладываете в понятие естественное читательское восприятие? Почему это восприятие «для души»?

· Если согласиться с тем, что естественное читательское восприятие – «для души», то для чего восприятие, к которому учащийся должен прийти «в ходе произведения»?

2. «Как правило, при изучении художественного произведения переход от эстетического восприятия к логическому анализу обычно характеризуется некоторым ослаблением образной, художественной стороны произведения». Н.О. Корст.

· С чем связано отмеченное явление? Считаете ли вы такое «ослабление» отрицательным моментом в изучении художественного текста?

· Есть ли возможности преодолеть отмеченное явление? Если да, то какие?

3. «Неизбежный после анализа синтез вновь способствует тому, что изученное произведение, обогащенное анализом, предстает перед учеником во всей своей глубокой, образной красоте. Кроме того, очень часто первичное, непосредственное восприятие художественного произведения учениками совершенно не соответствует поставленным перед ними программой воспитательной и образовательной задачами». Н.О. Корст

· Как вы представляете себе «неизбежный после анализа синтез» в школьном изучении художественного текста? Что должен сделать учитель, какие формы работы провести в классе для того, чтобы синтез этот неизбежно состоялся?

· Вы тоже считаете обязательным, чтобы «непосредственное восприятие художественного произведения учениками» соответствовало «поставленным перед ними программой воспитательной и образовательной задачами»? если да, то в чем смысл такого соответствия?

4. «Объективный (научный) анализ и живое, эмоционально насыщенное, личностное (субъективное) восприятие литературы читателями разных возрастов и разных уровней подготовленности… Каково их соотношение при анализе литературного произведения в школе? Если мы скажем, что в научном анализе сохраняются элементы непосредственного восприятия, а в непосредственном восприятии есть зачатки научного анализа, мы все-таки не снимаем самой проблемы их различия». Т.Г. Браже.

· Что включает в себя «объективный (научный) анализ»? Что входит в понятие, эмоционально насыщенное, личностное (субъективное) восприятие литературы»?

· Ответьте самостоятельно на поставленный вопрос?

· В чем проблема различия между объективным научным анализом текста и его субъективным читательским восприятием?

 

Литература

 

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

3. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

 

Тема 9. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике (6 часов)

 

1. Законспектировать отрывки из работ Л.С. «Психология искусства» и Л.С. Троицкого «К вопросу об анализе литературного произведения в средней школе», данные в Хрестоматии-практикуме (с. 312-335)

2. Ответить на вопросы:

· Какие особенности крыловских басен, по мнению Выготского, делают их именно «поэтическим внушением», а не дидактическим указанием? Как можно использовать эти особенности в школьном преподавании?

· В чем проявляется «целостность литературного произведения» по Троицкому? Чем это понимание целостности отличается от «гештальта»?

· Какие вопросы считал обязательными при анализе эпического произведения? С каких вопросов нужно, по его мнению, начинать анализ литературного произведения?

3. Законспектировать главу 11 «Вивчення художніх творів світової літератури у їхній родовій специфіці» из учебника Л.Ф. Мирошниченко «Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах».

4. Ответить на вопросы:

· Перечислите методические приемы, которые способствуют эффективному изучению эпических произведений. Какие методические приемы вы бы добавили к этому списку?

· Составьте план работы над эпизодом из рассказа Куприна «Гранатовый браслет» по собственному выбору. Как работа над эпизодом помогает понять общую концепцию анализа произведения?

· Определите специфику изучения лирических произведений в старших классах.

· Сформулируйте основную цель изучения драматических произведений в школе.

 

Литература

1. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

2. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

 

 

Содержательный модуль 3: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

 

Тема 10. Вопросы изучения истории теории литературы в школе (4 часа)

 

1. Законспектируйте статьи С.Венгерова «Русская литература в средней школе как источник идеализма» и А. Евлахова Изучение литературы как истории литературной формы.

2. Ответить на вопросы:

· Найдите общие подходы к анализу литературного произведения в работах С.Венгерова и А.Евлахова.

· Как вы могли бы сформулировать философско-эстетическое значение работы С.Венгерова?

· Кого из современных методистов можно назвать последователями С.Венгерова и А.Евлахова?

3. Законспектируйте статьи М.Гершензона Плэзия в школе (план реформы), Е.Елачича «К вопросу о создании новой программы средней школы» А. Ельчанинова «История русской литературы в курсе средней школы» и М. Гофмана «К вопросу о преподавании теории словесности и истории русской литературы»

4. Ответить на вопросы:

· В чем заключалась предложенная Гершензоном реформа преподавания литературы в школе? Перечислите и проанализируйте основные положения его «плана преподавания».

· Есть ли в приведенных принципах составления программ, объединяющие методистов предложения и позиции?

· Постарайтесь из приведенных программ вычленить «обязательный минимум содержания литературного образования», каким он виделся методистам.

· В чем, по-вашему, заключалась суть приведенной полемики между методистами?

 

Литература

1. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

 

Тема 11. Изучение биографии писателя (4 часа)

1. Законспектировать главу 12 «Вивчення біографії письменника» из учебника Л.Ф. Мирошниченко «Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах».

2. Выполнить задания:

· Раскройте специфику изучения биографии писателя в средних и старших классах.

· Разработайте задания для творческой группы учащихся по подбору материала для изучения фрагментов биографии В.Шекспира и творческого пути О. де Бальзака.

· Разработайте методические рекомендации по использованию наглядности во время изучения биографии писателя.

· Разработайте конспект урока по изучению биографии писателя для средних и старших классов согласно программе по собственному выбору.

 

 

Литература

1. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

 

Тема 12. Развитие речи в системе литературного образования (4 часа)

 

1. Составить конспект статьи Н.Соколова «Методика описания»

2. Ответить на вопросы:

· Выделите методы для работы над описанием.

· В чем заключается «искусство описывать»? Соколов приводит цитату из работы А.Альбаля. К какому типу текстов относят обычно подобные слова?

3. Методист В.П. Смирновский утверждал в 1883 г., что «для образования сочинения нужны четыре условия: 1) избрание темы, 2) развитие темы, 3) приведение мыслей в известный порядок, 4) выражение мыслей словами. Выполнение каждого из этих четырех условий оставляет свой след, и потому в каждом сочинении мы видим четыре стихии: 1) тему, 2) содержание, обусловленное большим или меньшим развитием темы, 3) план, 4) изложение. Соответственно этим четырем стихиям мы и определяем сочинение так: Сочинением называется стройное (3) изложение (4) мыслей (2) о каком-нибудь предмете (1). Тема, содержание и план составляют внутреннюю сторону сочинения, изложение же – внешнюю. Сочинения могут рассматриваться как с внутренне, так и с внешней стороны».

· Насколько верно выделены условия «для образования сочинения»? Как вы представляете себе такие, к примеру, условия, как «развитие темы» и «приведение мыслей в известный порядок»?

· Могли бы вы добавить к четырем изложенным условиям свои, которые также необходимы, по вашему мнению, для написания сочинений? Если да, то в чем они заключаются?

· В чем заключается методический смысл разделения на внутреннюю и внешнюю стороны сочинения?

4. У писателя Марка Розовского есть пародия под названием «Школьное сочинение», «тема которого, - как он отмечает, - чрезвычайно обычна: «Образ бабы Яги – передовой бабы прошедшего времени». Приведем его план:

«I. Вступление. Историческая обстановка в те еще годы.

II. Главная часть. Показ бабы Яги – яркой представительницы темных сил.

Черты бабыЯги:

1. положительные:

а) смелость

б) мудрость

в) связь с народом

2. отрицательные:

а) трусость

б) тупость

в) индивидуализм и эгоизм

г) костяная нога.

III. Заключение. Бабизм-ягизм в наши дни».

· Прокомментируйте предложенный план сочинения. Какие недостатки плана школьного сочинения пародируются? Насколько справедливо высмеивание именно этих сторон плана?

· Есть ли в предлагаемом плане что-либо рациональное, то, что можно использовать в школьной практике написания сочинений?

· Напишите свой пародийный план школьного сочинения не тему: Иванушка-дурачок - типичный представитель героя своего времени» или «Кощей Бессмертный – типичный представитель класса угнетателей».

 

Литература

1. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Автор-составитель Б.Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

 

 

Тема 13. Внеклассная работа по литературе (4 часа)

1. Законспектировать главу 14 «Позакласна робота з літератури» из учебника Л.Ф. Мирошниченко «Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах».

2. Выполнить задания:

· Определите цель и значение внеклассной работы по литературе.

· В чем состоит функции внеклассной работы по литературе?

· Чем отличается внеклассная работа по литературе от уроков внеклассного чтения?

· Разработайте собственный план-конспект одной из форм внеклассной работы по литературе.

Литература

1. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Вища шк.., 2007. – 415 с.

 

Тема 14. Выполнение заданий по тетради для самостоятельной работы студентов по методике преподавания литературы (6 часов)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Методологические основы преподавания русской литературы в школе. Приведите пример разработанного вами фрагмента урока, где были бы эффективно использованы знания по данному вопросу.

2. Проблемно-тематический путь анализа и его реализация при изучении художественного произведения. Приведите пример системы вопросов, направленных на реализацию этого пути анализа

3. Основные принципы изучения литературы в школе. Докажите фрагментом урока важность принципа изучения художественного произведения в единстве формы и содержания.

4. Заключительные занятия при изучении художественного произведения. Приведите фрагмент заключительного урока при изучении художественного произведения.

5. Метод творческого чтения в работе учителя-словесника. Приведите фрагмент урока с использованием двух-трех приемов этого метода, докажите их целесообразность.

6. Особенности изучения эпических произведений в школе. Приведите пример фрагмента уро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.178 с.)