Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Изучение эпического произведения на уроках литературы
Похожие статьи вашей тематики
Цель занятия: помочь студентам овладеть методикой изучения эпического текста в средних классах общеобразовательной школы.
Вопросы для обсуждения:
- Особенности восприятия эпического произведения учащимися средних классов.
- Виды чтения эпического произведения на уроках литературы в средних классах.
- Пути анализа эпического произведения на уроках литературы в средних классах.
- Интерпретация как способ освоения эпического произведения на уроках литературы в средних классах.
- Педагогическая техника на уроках изучения эпического произведения в средних классах.
- Формирование теоретико-литературных понятий на уроках изучения эпического произведения в средних классах.
Литература О восприятии:
- Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.. - В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1995. - С. 79 - 102 (Главы "Критерии литературного развития", "Периоды развития читателя-школьника").
- Методика преподавания литературы / под ред. Рез З.Я. - Л., 1985. - С. 87 - 96 (Глава "Возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведений").
- Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.
- Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А.М.Докусова. - М., 1974.
- Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. - Кишинев, 1974.
- Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. - М., 1977.
- Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.
- Якобсон П.М.Психология художественного творчества. - М., 1971.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.
О способах освоения эпических произведений в их родовой специфике:
- Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. - М., 1995. Ч. 1. - С. 133 - 286 (Главы "Методы и приемы изучения литературы в школе", "Этапы изучения литературного произведения в школе", "Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы"; Ч. 2. - С. 7 - 24 (Глава "Эпос").
- Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. - М., 1985. - С. 96 - 191.
Об изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина:
- Алпатова Т.А. Лиризм романа Пушкина "Капитанская дочка" // Лит. в шк. - 1998. - № 2. - С. 4 - 9.
- "Капитанская дочка" А.С.Пушкина (8 кл.) // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Под ред. Карпова И.П., Старыгиной Н.Н. - Московский Лицей, 1998. - С. 33 - 42.
- Катасанов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка": (Религиозно-нравственный смысл "Капитанской дочки" А.С.Пушкина) // Лит. в шк. - 1991. - № 6. - С. 2 - 13.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1998. - С. 107 - 124.
- Маранцман В.Г. "Капитанская дочка" А.С.Пушкина в 8 кл. // Рус. словесность. - 1999. - № 5. - С. 56 - 60.
- Матюшенко А.Г. "Капитанская дочка" А.С.Пушкина: Комментированное чтение // Рус. словесность. - 1999. - № 2. - С. 19 - 23.
- Хадынская А. Контрольные вопросы по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" // Литератур (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 1999. - № 26.
- Хализев В.С. О типологии персонажей в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина // Рус. словесность. - 1996. - № 2. - С. 23 - 27.
- Шестопалова Л. Заседание художественного совета: Урок-зачет: обобщение по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" // Литература в школе (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 1997. - № 22.
Работа с литературой:
- Познакомиться с названными источниками, использовать при подготовке к занятию.
- Выполнить конспект одного из названных источников (исключая учебники).
- Ответить на вопросы к главе "Эпос" (учебник Богдановой О.Ю. и Маранцмана В.Г.).
Практическое задание:
Написать конспект урока - анализа (выбрать путь анализа) эпического текста на уроках литературы в средних классах (А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Программа - на выбор). Использовать свой вариант тематического планирования.
Составить последовательность учебных ситуаций урока.
Практическое занятие № 8. Изучение эпического произведения в старших классах.
Цель занятия: помочь студентам овладеть методикой изучения эпического текста в старших классах общеобразовательной школы.
Во просы для обсуждения:
- Особенности восприятия эпического произведения учащимися старших классов.
- Способы освоения эпического произведения на уроках литературы в старших классах.
- Виды чтения, пути анализа и интерпретации эпического произведения на уроках литературы в старших классах.
- Педагогическая техника на уроках изучения эпического произведения в старших классах.
- Формирование теоретико-литературных понятий при изучении эпического произведения в старших классах.
Практическое задание:
- Составить тематическое планирование изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
- Предложить возможные пути анализа романа.
- Написать конспект урока обучающего анализа на одну из предложенных тем:
- Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова.
- Образ Раскольникова.
- Образ Сонечки Мармеладовой.
- Свидригайлов и Лужин в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
- Сны Раскольникова.
- Преступление и наказание в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
- Анализ первой главы романа.
- Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.
- Раскольников и его "двойники" в романе.
- Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода.Ч.6. Гл. 2.).
- Особенности композиции романа.
- Особенности жанра романа.
- Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
- "Корень злых дел в дурных мыслях". Л.Н.Толстой.
- Обосновать выбор пути анализа.
- Составить последовательность учебных ситуаций урока
Литература:
- Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. Ч. 2. М., 1994. С. 7 - 24.
- Белов С.В. Теория Раскольникова и ее опровержение в романе "Преступление и наказание" // ЛВШ, 1982, № 1.
- Влащенко В.И. Начало изучения романа "Преступление и наказание" на уроках литературы // ЛВШ, 1992, № 6.
- Гусакова Н.Л. Материалы к урокам по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" // ЛВШ, 1996, № 5.
- Пащук Н. Что таят в себе сны Раскольникова // Литература (приложение к газете "Первое сентября"), 2000, № 6.
- Рослякова Л.Н. Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить: изучение романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" // ЛВШ, 1994, № 2.
- Свердлов М.И. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова? 10 класс // Русская словесность, 1999, № 1.
- Шелепин В.А. Опыт современного прочтения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" // ЛВШ, 1990, № 6.
Работа с литературой:
- Использовать названные источники при подготовке к занятию.
- Выполнить конспект одного из источников.
Практическое занятие № 9 Изучение драматического произведения на уроках литературы
Цель занятия: помочь студентам овладеть методикой изучения драматического текста в средней школе, показать отличия изучения драматического произведения в средних и старших классах
Вопросы для обсуждения:
- Место произведений драматургии в программе по литературе для средних классов.
- Особенности восприятия произведений драматургии учащимися средних классов.
- Основные задачи работы над произведениями драматургии в средних классах.
- Виды чтения при изучении драматургических произведений в средних классах.
- Пути анализа и интерпретации драматургических произведений на уроках литературы в средних классах.
- Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа драматургического произведения на уроках литературы в средних классах.
- Место произведений драматургии в программе по литературе для старших классов.
- Особенности восприятия произведений драматургии учащимися старших классов.
- Основные задачи работы над произведениями драматургии в старших классах.
10. Виды чтения при изучении драматургических произведений в старших классах
- Пути анализа и интерпретации драматургических произведений на уроках литературы в старших классах.
- Педагогическая техника при изучении драматургических произведений на уроках литературы в старших классах.
- Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа драматургического произведения на уроках литературы в старших классах.
Литература:
- Драма // Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана. М., 1995. В 2 ч. Ч. 2. С. 46 - 69.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. М., Просвещение, 1988.
- Анализ драматического произведения / Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988.
- Докусов А.М., Маранцман В.Г. "Ревизор" Н.В.Гоголя в школьном изучении. М., 1967.
- Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
- Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах. М., 1964.
- Нестурх Я.Г. Чтение пьесы по ролям как прием анализа // Искусство анализа художественного произведения. М.,1971.
- Роговер Е.С. Прием мизансценирования драмы и наглядное обучение // Литература в средней школе. Вып. 5. Л., 1971.
Работа с литературой:
Познакомиться с названными источниками, использовать при подготовке к занятию.
Практическое задание:
- Разработать конспект урока "Анализ вслед за автором" 1У действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" (программа - на выбор). Использовать инсценирование, включить в конспект учебную ситуацию анализа речи драматургического персонажа.
- Разработать урок"Филологический конфликт и социально-воспитательная направленность пьесы Б.Шоу «Пигмалион».
|