I. Основные проблемы изучения истории Русской литературы ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Основные проблемы изучения истории Русской литературы ХХ века



Оглавление

1. Пояснительная записка. 3

2. Требования к экзамену (или зачёту). 3

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

4. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ.. 3

I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА.. 3

2. КРАЙНЯЯ ЭПОХА. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ (ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГРАНИЦАХ с 1917 по 1945 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 1941-1945 РАССМАТРИВАЕТСЯ В СООТНЕСЁННОСТИ С ТИПОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКОЙ ЕЙ ЭПОХОЙ). 3

3. СЕРЕДИННАЯ ЭПОХА: ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕГРАУНД, ЛИТЕРАТУРА КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА.. 3

5. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 3

I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ В РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ДУХОВНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РОДИНЫ 3

II. ТЕМА ГРАЖ АНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ.. 3

III. СУДЬБЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-30-х гг. 3

IV. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века И АНДЕГРАУНД: ТОЧКИ СБЛИЖЕНИЯ.. 3

6. Планы семинарских занятий.. 3

Раздел первый. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ В РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ДУХОВНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РОДИНЫ... 3

Раздел второй. ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ 3

Раздел третий. СУДЬБЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-30-х гг. 3

Раздел четвёртый. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века И АНДЕГРАУНД: ТОЧКИ СБЛИЖЕНИЯ.. 3

7.Темы контрольных работ... 3

Споры о сущности и судьбе произведений отечественного искусства первой половины XX века. 3

1 вариант. «ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УТОПИЙ 20-30-х ГОДОВ, ИХ СУДЬБА И СУДЬБА ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ». 3

2 вариант. «ФОРМУЛА ИСТИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОБ ИСКУССТВЕ 20-30-х ГОДОВ» 3

3 вариант. «КАТЕГОРИЯ ВЕРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30-х ГОДОВ». 3

4 вариант. РОЛЬ И СУДЬБА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО И ФЕНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.. 3

8. ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ. 3

Общий раздел. 3

Литература к лекции: "ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ.. 3

ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА". 3

I.Методологические проблемы.. 3

II. Проблема изучения истории советского общества. 3

III. Проблема переоценки историко-литературного процесса. 3

IV. Споры о методе соцреализма. 3

V. К истории создания Союза писателей СССР.. 3

9. Вопросы для самопроверки и подготовке к аттестации.. 3

.10. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 3

ТАБЛИЦА 1. 3

Таблица 2. Схема вариантов членения отечественного историко-литературного процесса XX века 3

Примечания:. 3

Комментарии.. 3

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (Б.1. «Крайний») 3

ВТОРОЙ ПЕРИОД (В. 2. «Серединный») 3

ТРЕТИЙ ПЕРИОД (Г. 3. - «Серединный») 3

«Крайний» период. «Оттепель». (ШЕСТОЙ ПЕРИОД: Ё. 6) 3

«Крайний» период. Перестройка второй половины 80-х годов (ВОСЬМОЙ ПЕРИОД. З. 8) 3

 

 


Пояснительная записка

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века включает в себя весомую часть русской литературы рубежа 19 - 20 веков, литературы русского зарубежья и литературы русского андеграунда, русской советской литературы. Кроме того, нельзя забывать, что история русской советской литературы не только была, но и остаётся частью ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1917 - 1990-х гг. Этого многонационального «материка» больше нет, как нет и СССР - особого политического образования. Входившие в его состав литературы (украинская, белорусская, грузинская, литовская и т.д.) сегодня уже называется обычно литературой БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ и не изучаются в отечественной школе ни в границах курса зарубежной литературы, ни в границах литературы отечественной. Спорить о степени оправданности такого решения – не с кем. Просто сегодня сложился такой порядок в преподавании истории литературы. Однако вопрос о преемственных, типологических, генетико-контактных (Д. Дюришин) связях русской советской литературы со всеми разновидностями русской и советской многонациональной литературы не должен ставиться в зависимость от политической и идеологической конъюнктуры, ибо это вопрос о СТАТУСЕ курса.

Следует иметь в виду, что в разные периоды истории русской литературы характер ее взаимоотношений с литературой многонациональной и русской (эмигрантской, рубежа веков, маргинальной) не мог оставаться неизменным. Эти обстоятельства должны найти отражение при характеристике того или иного периода истории отечественной литературы.

Наряду с этим ПЕРИОДИЗАЦИЯ курса требует аргументированной демаркации, анализа структуры литературного процесса, основных идейно-эстетических проблем, характера функционирования литературного произведения, установления соотносительной роли литературной группировки, школы, союза и - индивидуальности.

Изучая закономерности литературного процесса (роль исторических, политических и художественных документов эпохи, историю и судьбу писательских объединений, их печатных органов и издательств, природу и характер различных художественных образований - стилевых, жанровых и т.п.), необходимо помнить, что основной фигурой литературы является все же ХУДОЖНИК, черты творческой индивидуальности которого в их константности необходимо выявлять достаточно точно.

В рамках курса "История отечественной литературы ХХ века" студент осваивает творческие биографии таких писателей и поэтов, как М. Горький, В. Маяковский, М. Булгаков. С. Есенин. А. Блок, И. Бунин, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, Л. Леонов, О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Пришвин, А. Платонов. Е. Замятин, Вс. Иванов, Н. Эрдман, К. Федин, М. Зощенко, М. Светлов, Ю. Олеша, Б. Пильняк, М. Волошин, В. Набоков, М. Алданов, С. Кржижановский, Д. Мережковский, Б. Зайцев, И. Шмелёв…


Требования к экзамену (или зачёту)

 

Студент обязан знать тексты художественных произведений, иметь отчётливое представление об исторических и политических документах эпохи, литературно-критических трудах.

Необходимо владеть информацией об основных этапах и закономерностях развития русской литературы ХХ века: обосновывать хронологические рамки этапов, выделять основные проблемы, давать идейно-эстетическую характеристику явлениям.

Непременным условием успешного завершения курса является умение студента обоснованно выделять важнейшие черты творческой индивидуальности и основные этапы творческого развития таких писателей, как М.Горький, В.Маяковский, М.Булгаков, С.Есенин, А.Блок, А.Толстой, М.Шолохов. А.Фадеев, Л.Леонов, А.Твардовский, О.Мандельштам, А.Ахматова, Б.Пастернак, М.Пришвин, А.Платонов, Е.Замятин, Д.Мережковский, В.Набоков, М.Алданов, А.Ремизов, И.Бунин, А.Куприн…

Студент должен свободно владеть следующими теоретическими понятиями: МЕТОД (и метод социалистического реализма), ЖАНР, СТИЛЬ, НАПРАВЛЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, АВТОР, ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ. КОМПОЗИЦИЯ, ДРАМА, ЭПОС, ЛИРИКА, ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ, ВОЗВРАЩЕНИЕ, АНДЕГРАУНД, ЗАРУБЕЖЬЕ…


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

(в объёме 34 лекционных и 18 семинарских часов для ОДО (вариант «а») и 18 лекционных и 18 практических часов (вариант «б») для ОЗО)

Наименование темы лекции Семинарские занятия Инд. и сам. работа Формы контроля
  Основные проблемы изучения истории отечественной литературы XX в.   а б а б в б а б
            Тестирование Тестирование
  Основные этапы истории отечественной литературы ХХ века и этапы изучения историко-литературного процесса. Учебники нового поколения             Тестирование Тестирование
  Возвращённая литература как эстетический феномен             Тестирование Тестирование
  КРАЙНЯЯ ЭПОХА. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ Общая характеристика литературы первых лет Октября. Апокалиптический синкретизм             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Христос и Антихрист в литературе первых лет Октября (Демифологизация образов. Романтизация Антихриста и рождение утопии. Неомиф об Антих ристе)             Тестирование Тестирование
  Проблема героя в художественных исканиях.М. Горького             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Поэма А. Блока "Двенадцать" в прочтении "следующего поколения"             Участие в семинаре Участие в семинаре
Б/№ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 1941-1945 -   «Парень из нашего города» и «Жди меня». А.Б.Столпера (и Б.Иванова) «Машенька» Ю.Райзмана (сц..Е.Габриловича)       Тестирование
  СЕРЕДИННАЯ ЭПОХА: ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕГРАУНД, ЛИТЕРАТУРА КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА Общая характеристика             Тестирование Тестирование
  Литература русского зарубежья в первой половине ХХ века (История и география русского Зарубежья. Русское зарубежье ХХ века.             Колликвиум Коллоквиум
  Поколения Первой и Второй волн Зарубежья.             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Русский литературный андеграунд первой трети XX века: основные закономерности и историко-литературные факты Основные признаки и закономерности развития андеграунда             Тестирование Тестирование
  Тень Достоевского в русском андеграунде Миф об Инквизиторе в русской литературе ХХ века)             Тестирование Тестирование
  Мотив сораспятия в Сожжённом романе Я.Э. Голосовкера) Мотив возвращения в Возвращении Мюнхгаузена С.Д. Кржижановского             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Официально признанная литература: направления и функциональные разновидности. Социалистический реализм: версии     С. Эйзенштейн. "Броненосец "Потёмкин", 1925 Е.Л.Дзиган (сц.Вс.Вишневского) «Мы из Кронштадта»     Тестирование Тестирование
  Романтическая литература: Поэзия: Школы и направления (Пролеткуьт Лирический герой в произведениях старшего и молодого поколения романтиков     А.В.Ивановский оп. А.Н.Кольцатый «Музыкальная история» ВВ Корш-Саблин «Моя любовь»     Тестирование Тестирование
  Комсомольские поэты. М.А. Светлов: проблема характера лирического героя             Тестирование Тестирование
  Концепция революции в произведениях В.Маяковского)             Участие в семинаре Тестирование
  Революционно-романтическая проза: Состав. Основные тенденции.             Тестирование Тестирование
  Этапы р азвития революционно-романтической прозы (Канонизация образа человека "новой морали". Социальная утопия. Индустриальный роман. Андеграундный "слой" в индустриальной прозе. Историческая проза. Воспитательная и молодёжная проза)             Тестирование Участие в семинаре
  Онтологическая поэзия и проза: Два поколения неокрестьянских поэтов.             Участие в семинаре Участие в семинаре
  Этапы деревенской прозы             Участие в семинаре Тестирование
  М. А. Шолохов. Концепция пути в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон             Тестирование Тестирование
  Фенологическая и этнологическая литература             Тестирование Тестирование
  Философская поэзия первой половины XX века             Тестирование Участие в семинаре
  Философская проза первой половины XX века             Участие в семинаре Участие в семинаре
                   
    34 ч. 18 ч 18 ч. 18 ч.     Экзамен Зачёт
                       

 

Изучению истории отечественной литературы XX века весьма способствует знакомство с шедеврами советской кинематографии, сохранившими духовную атмосферу своего времени. Информация на эту тему содержится ПРИЛОЖЕНИИ (Таблица 2. С. 75-85). Рекомендуется также просмотр фильмов об истории Советской России, созданных во торой половине XX века: "Комиссар". По рассказу В. Гроссмана «Дело было в Бердичеве». Режиссёр А. Аскольдов);

"Служили два товарища" (1968). По сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. Режиссёр Евгений Карелов;

"В огне брода нет". По сценарию Евгения Габриловича. Режиссёр Глеб Панфилов…

Безусловно, высокую художественную значимость сохраняют фильмы Г. Полоки: "Интервенция" (Сценарий Л. Славина), "Республика Шкид" (По книге Л.Пантелеева и Г.Белых), "Гори, гори моя звезда";

фильм В. Мельникова "Начальник Чукотки". Сценарий В. Валуцкого и В. Викторова;

фильмы А. Германа: "Мой друг Иван Лапшин" по сценарию Эд. Володарского и А. Германа (Литературная основа Юрия Германа), "Проверка на дорогах" (По произведениям Ю. Германа);

фильм Ларисы Шепитько " Восхождение ", созданный по повести В. Быкова «Сотников»…

Этот список, конечно, можно продолжать, так как отечественный кинематограф накопил за период советской истории и перестроечные годы немало произведений, высокие художественные достоинства которых гарантируют им долгую жизнь.


ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

 

КРАЙНЯЯ ЭПОХА. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ (ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГРАНИЦАХ с 1917 по 1945 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 1941-1945 РАССМАТРИВАЕТСЯ В СООТНЕСЁННОСТИ С ТИПОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКОЙ ЕЙ ЭПОХОЙ)

* Общая характеристика литературы первых лет Октября. Апокалиптический синкретизм

* Христос и Антихрист в литературе первых лет Октября (Демифологизация образов. Романтизация Антихриста и рождение утопии. Неомиф об Антихристе)

* Проблема героя в художественных исканиях М. Горького

* Поэма А. Блока "Двенадцать" в прочтении "следующего поколения"

СЕРЕДИННАЯ ЭПОХА: ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕГРАУНД, ЛИТЕРАТУРА КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА

* Литература русского зарубежья в первой половине ХХ века (История и география русского Зарубежья. Русское зарубежье ХХ века. Поколения Первой и Второй волн Зарубежья.

* Русский литературный андеграунд первой трети XX века: основные закономерности и историко-литературные факты

а). Основные признаки и закономерности развития андеграунда

в). Тень Достоевского в русском андеграунде

с). Миф об Инквизиторе в русской литературе ХХ века

d). Мотив сораспятия в «Сожжённом романе» Я.Э. Голосовкера

e). Мотив возвращения в «Возвращении Мюнхгаузена» С.Д. Кржижановского

* Официальнопризнанная литература: направления и функциональные разновидности

а). Социалистический реализм: версии

в).Романтическая литература: Поэзия: Школы и направления (Пролеткуьт. Лирический герой в произведениях старшего и молодого поколения романтиков. Комсомольские поэты. М.А. Светлов: проблема характера лирического героя. Концепция революции в произведениях В. Маяковского)

с). Революционно-романтическая проза: Состав. Основные тенденции. Этапы развития революционно-романтической прозы (Канонизация образа человека "новой морали". Социальная утопия. Индустриальный роман. Андеграундный "слой" в индустриальной прозе. Историческая проза. Воспитательная и молодёжная проза)

d). Онтологическая поэзия и проза: Два поколения неокрестьянских поэтов. Этапы деревенской прозы

e). Фенологическая и этнологическая литература

f). Михаил Александрович Шолохов. Концепция пути в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

g). Философская поэзия и философская проза

Планы семинарских занятий

 

Занятие № 1

ТЕМА РОССИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ВОЛОШИНА

ПЕРВЫХ ЛЕТ ОКТЯБРЯ

1. История России и революции в лекции М. Волошина "Россия распятая":

а) история русского самодержавия,

б) история и перспективы русской интеллигенции,

в) этапы революции.

2. Публицистика и лирика в лекции М. Волошина.

3. Художник и революция в литературно-критических и публицистических выступлениях М. Волошина.

ЛИТЕРАТУРА

1. М. Волошин. Россия распятая // М. Волошин. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. -М., 1991 (Менее удачная публикация произведения: Юность. 1990. №10).

Стихотворения: Трихины. На дне преисподней. Святая Русь.

Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Эренбург // Александр Блок. Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

2. Бунин И.А. Окаянные дни.

3. Гиппиус З.Н. Петербургские дневники.

4. Андреев Л.Н. Veni creator //Вопросы литературы. 1990. №4.

5. Короленко В.Г. Письма к А.В. Луначарскому.

6. Горький А.М. Несвоевременные мысли.

7. Мережковский Д.С. Россия будет (Интеллигенция и народ) // Дружба народов. 1991. №4.

8. Короленко В.Г. Дневники (1917-1921) // Вопросы литературы. 1990..№ 5, 6.

9. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени (По любому изданию).

Занятие №2

КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ А. БЛОКА

1. "ЦИВИЛИЗАЦИЯ" и "КУЛЬТУРА" в статье А. Блока "Крушение

гуманизма".

2. Образ революции в публицистике А. Блока:

а) место революции в "вечной канве" истории,

б) главные герои истории в публицистике А. Блока и главные герои революции.

3. Задачи художника эпохи революции.

4. Историко-литературное значение статьи А. Блока "Интеллигенция и революция".

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Блок. Интеллигенция и революция. Крушение гуманизма. Катилина.

2. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Г. Шпет. Сочинения. М., 1993 (С. 343-379, С. 360-379).

3. Чуковский К.И. Современники (Александр Блок).

4. Эйхенбаум Б. Судьба Блока // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

5. Луначарский А.В. Блок и революция (Александр Блок).

6. Троцкий Л. Д. А. Блок // Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991.

7. Медведева К.А. Концепция "нового человека" и идея "артисцизма" в творчестве А. Блока. -Владивосток, 1984.

8. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1975.

9. Сарнов Б. О поэзии, о традиции и немного о совести // Вопросы литературы. 1938. №5.

Занятие № 3

ПОЭМА А. БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ" В КОНТЕКСТЕ СПОРОВ О ПОЭТЕ

1. Концепция поэмы А. Блока в школьном учебнике (главный герой поэмы, гуманистический пафос произведения, интерпретация сцены убийства Катьки, образ Христа, смысл финала).

2. Поэма А. Блока в прочтении "СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ" (А. Блок).

3. Современники А. Блока о поэме М. Волошин. К. Чуковский, Г. Шпет,

А. Луначарский, Л. Троцкий и др.

4. Позиция АВТОРА в поэме "Двенадцать".

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Блок. Двенадцать. Катилина. /Об искусстве и критике/. Записка о "Двенадцати" от 1 апр. 1920 г. //А. Блок Собр. соч. Т.5. Л., 1933. Записные книжки А. Блока. Дневники.

2. Волошин М. Поэзия и революция //А. Блок, А. Белый. Диалог поэтов...-М., 1990.

3. Чуковский К. Александр Блок (см. занятие №2).

4. Шпет Г. (см. занятие №2).

5. Луначарский А. (см. занятие № 2).

6. Медведева К. (см. занятие № 2).

7. Сарнов Б. (см. занятие № 2).

8. Глушкова Т. Традиции - совесть поэзии. - М., 1987.

9. Роднянская И. Трагическая муза Блока // Роднянская И. Художник в поисках истины. - М., 1989.

10. Пьяных М. Слушайте революцию. - М., 1980 (О поэме: С. 39-88).

11. Горелов А. Избранное. – Л., 1988 (О поэме: С. 3-136).

12. Стратановский Сергей. Поэт и революция /Опыт современного прочтения поэмы А. Блока "Двенадцать" // Звезда. 1991. № 11.

13. Перцовский В. Сквозь революцию как состояние души // Новый мир. 1992. № 3.

14. Ломинадзе С. Концептуальный стиль и художественная ценность // Контекст. 1981. -М., 1932 (С. 146-191).

15. Бурова С.Н. Категория ДРУГОГО в поэме А. Блока "Двенадцать" // Русская литература и философская мысль 19-20 вв. - Тюмень. 1993; Бурова С. Советская классика в новом прочтении (Поэма А. Блока «Двенадцать» в прочтении «следующего поколения»).

Занятие №4

ГЕРОЙ И КОНФЛИКТ В ЛИРИЧЕСКИХ ПОЭМАХ В.В..МАЯКОВСКОГО "ЧЕЛОВЕК и "ПРО ЭТО"

1. Место поэмы "Человек" в творческой биографии автора.

2. Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы "Человек".

3. Пространственно-временная композиция поэмы "Про это".

4. Лирический герой "Про это" и его двойники в поэме.

5. Мотивы лирических поэм Маяковского в произведениях позднейшего периода.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.В. Маяковский. Человек. Про это. Мистерия-буфф. В.И. Ленин. Баня.

2. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире В.В. Маяковского.-Л., 1984.

3. Ал. Михайлов. Имя этой теме:...! // Вопросы литературы. 1987. № 7.

4. Петросов К. Земля и небо в поэме Маяковского "Человек" // Вопросы литературы. 1987. №8.

5. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

6. Брик Л.Ю. Из воспоминаний // Дружба народов. 1989. 3.

7. Полонская В.В. Воспоминания о В.В. Маяковском // Вопросы литературы. 1987. 5.

8. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. Воспоминания. М., 1991.

Занятие № 5

КОНЦЕПЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ В.В. МАЯКОВСКОГО "ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН"

1. Жанровое своеобразие поэмы В.В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин" и ее место в творческом развитии поэта:

а) эпос и лирика Маяковского в восприятии его современников,

б) история создания поэмы "Владимир Ильич Ленин" как

обоснование ее жанрового своеобразия в учебнике литературы для средней школы и исследованиях советских литературоведов.

2. Проблематика и поэтика поэмы "Владимир Ильич Ленин":

а) споры о сюжете и композиции поэмы как споры о ее идейно- художественном смысле /принципы композиции, части поэмы, объем и функция вступления и т.п.-см.: Ивлев Д.Д. Указ исследования. IIч. 1 гл./,

б) образ эпического героя поэмы и принципы его создания,

в) идейно-художественная функция лирического героя поэмы и "личной" темы.

3. История революции и ее перспективы в поэмах В.В. Маяковского

"IV Интернационал" и "Владимир Ильич Ленин".

4. Ленин как тип литературного героя в произведениях 20-х гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.В. Маяковский. Владимир Ильич Ленин. IV Интернационал. Я сам.

2. Б. Л. Пастернак. Высокая болезнь. (1923, 1928).

3. С.А. Есенин. Капитан Земли.

4. А.В. Луначарский. Вл. Маяковский – новатор.

5. Ю.Н. Тынянов. Промежуток (6 гл.) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

6. А.М. Михайлов. Владимир Маяковский // История русской советской поэзии. Л., 1983.

7. Д.Д. Ивлев. Поэма В.В.Маяковского "Владимир Ильич Ленин". М.,1980.

8. А.М. Абрамов. Об одном незавершенном замысле Маяковского /Поэмы "IV Интернационал" и "V Интернационал" // Русская литература. 1983. 4.

Занятие № 6

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА И БУНТА В ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЯХ С.А. ЕСЕНИНА ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОРЫ (1918-1921)

1. Концепция духовного возрождения нации в эссе С. Есенина "Ключи Марии":

а) духовная культура древней Руси в эссе,

б) перспективы духовной революции в эссе,

в) смысл и сущность творчества в эссе.

2. История и истоки бунта в поэме С. Есенина "Пугачев":

а) история восстания в поэме и причины его поражения,

б) мотивы предчувствий героев в поэме и их идейно- художественная функция.

3. Проблемы обретения гармонии с миром в стихотворениях С.Есенина "Душа грустит о небесах" и "Песнь о хлебе".

ЛИТЕРАТУРА

1. Есенин С.А. Ключи Марии. Пугачев. Песнь о хлебе. Душа грустит о небесах.

2. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1972.

3. Базанов В. Сергей Есенин /Поэзия и мифы // Творческий взгляд советских писателей. Л.. 1981.

4. Михайлов А.И. Сергей Есенин // История русской советской поэзии. 1917-1941. Л., 1983.

5. Алла Марченко. Плач по Сергею Есенину // Литературная газета. 3.10.90.

Занятие №7

СУДЬБА ОТЕЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯ" Н. КЛЮЕВА 1918-1930-х гг.

1. "И полюбишь ты себя во всех народах...": Концепция революции в публицистических произведениях Н. Клюева 1919 года.

2. Образ поэта России в "Плаче о Есенине" Н. Клюева.

3. Творческая история поэм Н. Клюева "Погорельщина" и "Разруха": Историко-художественный контекст произведения, особенности творческого замысла, место произведений в творческой биографии автора.

4. История и судьба России в "Погорельщине" и "Разрухе" Клюева.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.А. Клюев. Великое зрение. Огненная грамота. Красный набат. // Последний Лель. Проза поэтов есенинского круга. М., 1989; Плач о Есенине. Погорелыцина. Разруха.

2. Н. Солнцева. Китежский павлин. М., 1982 (соотв. разделы книги).

3. Базанов В.Г. Поэма о древнем Выге // Русская литература. 1979. 1.

4. Толстой Н.И. Погорелыцина: несколько вступительных слов о символике и языке поэмы // Новый мир. 1987. 7.

5. Азадовский К. Предсмертные песни Николая Клюева //Звезда. 1981.3.

6. Пичурин Л. Из почты "Знамени" (О гибели Н.Клюева) //Знамя. 1989.6.

7. Кирьянов Н.Б., Субботин С.А. К истории публикуемого текста // Новый мир. 1939. 3.

Занятие № 8

ПОЗТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА "СТИХОВ О НЕИЗВЕСТНОМ СОЛДАТЕ" О.МАНДЕЛЬШТАМА

1. История создания "Стихов о неизвестном солдате" как способ интерпретации текста.

2. Лирический герой и художественный мир в "Стихах о неизвестном солдате".

3. Историко-художественный контекст "Стихов о неизвестном солдате".

ЛИТЕРАТУРА

1. О.Э. Мандельштам. Стихи о неизвестном солдате.

2. А.Ахматова. // Реквием. Стихи русских поэтов. М., Современник, 1989.

3. Керлер П. Комментарии к собр. соч. О.Мандельштама в 2-х тт. Т. 1. М., 1990.

4. Семенко И.М. Комментарии к публикации "Стихов о неизвестном солдате" //Новый мир. 1987. 10.

5. Струве Н. Мандельштам "Стихи о неизвестном солдате" // Дружба народов. 1981. 1.

6. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // О. Мандельштам. Сочинения в 2-х т. М.,1990. Т. 1.

7. Померанц Г.С. Басё и Мандельштам // Теоретические проблемы изучения литературы Дальнего Востока. М., Наука, 1970.

8. Путилина И. Опыт современного прочтения О. Мандельштама // Вопросы литературы, 1991. 5.

9. Завадская Е.В. "В необузданной жажде пространства" /Поэтика странствий в творчестве О. Мандельштама // Вопросы философии. 1991. 11.

10. Фрейдин Г. Сидя на санях: О. Мандельштам и харизматическая традиция русского модернизма // Вопросы литературы. 1991. 1.

11. Маковский С., Адамович Г. Воспоминания // Октябрь. 1991. 2.

12. Левин Ю.И. Опыт семантического анализа одного стихотворения О. Мандельштама //Слово в русской советской поэзии. М., 1975.

13. Жизнь и творчество О. Мандельштама. - Воронеж, 1990.

Занятие № 9

ЭВОЛЮЦИЯ "МОНУМЕНТАЛЬНОГО" ГЕРОЯ В ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ

1. Художественный конфликт в повести А. Малышкина "Падение Даира" и пространственно-временная композиция произведения.

2. Образ командарма в повести А.Малышкина "Падение Даира".

3. Художественный конфликт в повести Б. Пильняка "Повесть непогашенной луны". Пространственно-временная композиция произведения.

4. Прототип и его литературный "двойник".

ЛИТЕРАТУРА

1. Малышкин А. Падение Даира.

2. Пильняк Б. Повесть непогашенной луны. Голый год.

3. Серафимович А. Железный поток.

4. Фурманов Д. Чапаев.

5. Зазубрин ВЯ. Щепка. Два мира.

б. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

7. Шайтанов И. Когда ломается теченье // Вопросы литературы. 1990. 7.

8. Великая Н.И. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. -Владивосток. 1975 (Гл. 1-21).

9. Хабин В.Н. О закономерностях становления жанров в "большой прозе" социалистического реализма // Проблемы социалистического реализма. МГУ, 1975.

10. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов. М., 1985.

11. Анищенко Г. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. 1990. № 8.

Занятие № 10

КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ПРОЗЕ Б.А. ПИЛЬНЯКА 1920-х ГОДОВ

1. Поэтика финала в рассказе Б.Пильняка "Без названия" (Узкое, 7 ноября 1926).

2. Поэтика заглавия в повести Б. Пильняка "Красное дерево".

3. Пространственно-временная модель мира в повести "Красное дерево".

4. Судьба личности эпохи героизма в прозе Пильняка 20-х годов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пильняк Б.А. Без названья. Красное дерево. Повесть непогашенной луны.

2. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

3. Вяч. Полонский. Шахматы без короля (о Пильняке) // Вяч.Полонский. О литературе. М.. 1988.

4. Троцкий Л.Д. Б. Пильняк // Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991.

5. Анищенко Г. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. 1990. 8.

6. Шайтанов И. Когда ломается теченье // Вопросы литературы. 1990. 7.

Занятие № 11

КРЕСТЬЯНСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ПОВЕСТИ Л. ЛЕОНОВА ПЕТУШИХИНСКИЙ ПРОЛОМ" И В РОМАНЕ "БАРСУКИ"

1. Прошлое, настоящее и будущее в повести Л. Леонова "Петушихинский пролом".

2. Проблематика и композиция романа Л. Леонова "Барсуки":

а) история "воров" и "гусаков";

б) судьба братьев Рохлевых;

в) функциональное значение повествовательного полифонизма.

3. "Калафатизм" и "барсучество" в прозе Л. Леонова 20-х.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонов Л. Петушихинский пролом. Барсуки. Уход хама. Бурыга.

2. Грознова Н.А. "Барсуки" // Н. Грознова. Творчество Л. Леонова и традиции русской классической литературы. Л., 1982.

3. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов.М., 1977.

4. Скобелев В. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. -Воронеж, 1975 (Гл. 3).

5. Скороспелова Е. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х гг. М., 1979.

б. Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир. 1988. 3.

Занятие №12

КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИЗМА В РАССКАЗАХ М.А. ШОЛОХОВА 1920-х ГОДОВ

1. Споры о своеобразии художественного мира и идейно-эстетической позиции М.Шолохова в исследованиях советских ученых.

2. Проблематика и поэтика рассказов М.Шолохова "Семейный человек", "Жеребенок". "Чужая кровь":

а) особенности повествовательной структуры в рассказе "Семейный человек";

б) метафора войны в рассказе "Жеребенок";

в) общечеловеческое и "политическое" в рассказе "Чужая кровь".

3. Гуманистические искания писателя в 1920-х гг. и его дальнейшее творчество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шолохов М.А. Семейный человек. Жеребенок. Чужая кровь.

2. Бялик Б.А. О "середине", "центре" и "основе" и о творчестве М.Шолохова // Бялик Б. Великое слово. М., 1981.

3. Палиевский П. Мировое значение Шолохова // Палиевский П. Теория и литература. М., 1974, 1973.

4. Великая Н.И. "Донские рассказы" и формирование художественного сознания Шолохова // Великая Н. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. -Владивосток, 1975.

5. Якименко Л. Начало творческого пути...//Якименко Л. Избр. работы в 2-х тт. М., 1982. Т.2.

6. Материалы дискуссии о творчестве М. Шолохова // Вопросы литературы. 1989, 8; 1991, 2; 1990, 5.

Занятие № 13

РОМАН А. ФАДЕЕВА "РАЗГРОМ" КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОЦРЕАЛИЗМА

1. Роман А.Фадеева "Разгром" в критике современников и потомков.

2. Творческий замысел Фадеева и идейно-художественный смысл романа:

а) Фадеев о замысле произведения. Степень реализации творческого намерения;

б) смысловая роль "художественной избыточности" в характеристиках героев и ситуациях: роль Вари в развитии оппозиции Мечик-Морозка; функция Чижа в романе; значение истории разведки Метелицы.

3. Роман Фадеева в контексте споров о методе соцреализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фадеев А.А. Разгром. О романе "Разгром" // А.Фадеев. За тридцать лет. М.. 1957. С. 918-921. Мой литературный опыт - начинающему автору // Там же. С. 903-917.

2. Русская советская литературная критика 1917-1934: Хрестоматия. М., 1981.

3. Селивановский А.П. Жажда нового человека // А. Селивановский в литературных боях. М., 1959.

4. Бушмин А.С. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. Л., 1983.

5. Боборыкин В.Г. А.Фадеев. Творческий портрет. М., 1979.

6. Озеров В. Александр Фадеев. Творческий путь. М., 1976.

7. Герасимова В. Беглые записи // Вопросы литературы. 1989. 6.

8. Добренко Е. "И, падая стремглав, я пробуждался..."// Вопросы литературы. 1988. 6.

9. Камянов В. Испытание соседством // Юность. 1989. 1.

10. Белая Г.А. Угрожающая реальность // Вопросы литературы. 1990. 4.

11. Отказываться ли нам от социалистического реализма?// Литературная газета. 1983. 25.

12. Сергеев Е., Гангнус А. (о методе соцреализма) // Новый мир. 1988. 9.

13. Свинцов В.И. Правда "черная" и "белая" // Вопросы философии. 1989. 9.

14. Добренко Е. Левой! Левой! Левой! // Новый мир. 1992. 3.

Занятие № 14

ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА В РОМАНЕ Е.А. ЗАМЯТИНА "МЫ"

1. Историко-литературный контекст романа Е.Замятина "Мы" и обстоятельства публикации произведения.

2. Концепция счастья в романе "Мы" как отражение современных представлений о гуманном будущем.

3. Мотив "еретичества" в романе.

4. Особенности повествовательной структуры "Мы" и жанровое своеобразие романа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Замятин Е. Мы. Я боюсь. Рассказ о самом главном.

2. Гаген-Торн Н. Вольфина. //Вопросы философии. 1990. 4.

3. Чаликова В. Крик еретика /Антиутопия Евг. Замятина // Вопросы философии. 1991.1.

4. Шайтанов И. Мастер // Вопросы литературы. 1938. 12.

5. Муриков Г. Они и "мы" // Звезда. 1989. 1.

6. Гальцева Р.. Роднянская И. Помеха-человек // Новый мир. 1988. 12.

7. Шохина В. На втором перекрестке утопии // Звезда. 1990. 11.

Занятие №15

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ПЛАТОНОВА 20-30-х ГОДОВ

1. "Котлован" А.Платонова: памфлет или утопия?

2. Смысл заглавия в рассказе А.Платонова "Третий сын".

3. Две матери в повести "Джан".

4. Формула "внутренней радости" и природа душевной дисгармонии в прозе А.Платонова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов А.П. Котлован. Третий сын. Джан.

2. Бочаров С.Г. "Вещество существования" // Проблемы художественной формы соцреализма. В 2-х томах. -М., 1972. Т. 2.

3. Семенова С. Мытарства идеала // Новый мир. 1988. 5.

4. Карасев Л.В. Знаки покинутого детства /"постоянное" у Платонова // Вопросы философии. 1920. 2.

5. Адольф Урбан. Сокровенный Платонов // Звезда. 1989. 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.23 с.)