Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческое значение «Повести временных лет».

Поиск

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

по курсу

«История древнерусской литературы и русской литературы XVIII в.»

для студентов 1 курса ФСФ р.о.

 

ТЕМА №1.

Культурно-историческое значение «Повести временных лет».

 

ВОПРОСЫ:

1. Источники и редакции «Повести временных лет». Гипотеза А.А. Шахматова.

2. Особенности осмысления исторического материала в «Повести временных лет»: христианизированная трактовка исторических фактов, провиденциализм, идея богоизбранности и богоохраняемости русского народа, обусловленность христианством политического идеала, политическая и христианская трактовка исторических персонажей.

3. «Объединяющий» жанр летописи и композиционное своеобразие «Повести временных лет»; обусловленность их литературным этикетом. Принципы и типы летописного повествования.

4. Эпический стиль в «Повести временных лет»: сюжетная занимательность, эпическая лаконичность и обобщенность образов, характеристика по деянию, роль «сильной» детали, «говорящий» жест, диалоги и монологи.

5. Стиль монументального историзма в «Повести временных лет»: единство исторических событий и героев, историческая достоверность, пространственность и географическая удаленность.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания.– М., 1975.

2. Ерёмин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Литература Древней Руси. – М.-Л., 1966

3. Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.-Л., 1947

4. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. – Л. 1987. Т.1.

5. Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях 11-13 вв.// Истоки русской беллетристики. - 1970


 

ТЕМА № 2.

Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».

ВОПРОСЫ:

1.История открытия, издания и изучения «Слова о полку Игореве».

2.Образ Баяна. Предположение Д.С. Лихачева о диалогическом строении «Слова о полку Игореве».

3.Историческая основа «Слова о полку Игореве». Проблема авторства.

4.Христианские и языческие элементы, отражение средневековой идеологии в «Слове…».

4.Жанровое своеобразие и особенности композиции.

5.Стиль монументального историзма и эпические элементы в «Слове о полку Игореве». Церемониальность и фольклорные традиции.

6. Поэтика повторяемости и ритмичность в «Слове о полку Игореве».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Дмитриев Л.А. История первого издания «Слова о полку Игореве». Материалы и исследования. - М.-Л., 1960

2. Лихачев Д.С. Предположение о диалогическом строении «Слова о полку Игореве» // О «Слове о полку Игореве» - Избранные работы: В 3т. – Л. 1987. Т.3.

3. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: В 3т. – Л. 1987. Т.1.

4. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени Л., 1978

5.Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУ!! Веков. Эпохи и стили // Избранные работы: В 3т. – Л. 1987. Т.1

6. Лихачёв Д.С. Поэтика павторяемости и ритмичность в «Слове о полку Игореве» // Русская литература. – 1983.- №3.

 


 

ТЕМА № 3.

Динамика развития агиографического жанра в древнерусской литературе.

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Этикетные признаки жанра «жития» в древнерусской литературе. Византийские традиции и национальные особенности.

2. Проблематика, жанровые и художественные особенности «Жития Феодосия Печерского». Тип святого.

3. Проблематика, жанровые и художественные особенности «Сказания о Борисе и Глебе» и «Чтения о Борисе и Глебе». Тип святости.

4. Образ христианского воина в «Житии Александра Невского». Жанровое своеобразие: сочетание элементов воинской повести и жития. Тип святого.

6. Проблематика, жанровое и художественное своеобразие «Жития Стефана Пермского» Епифания Премудрого. Тип святого. Особенности стиля «плетения словес».

7. Проблематика, жанровое и художественное своеобразие «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Тип святого.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Прохоров Г.М. Епифаний Премудрый // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988. – Вып.2. – Ч.1.

2. Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы- М.1993.

3. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХIII-ХУII вв-Л.,1973

4. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: В 3т. – Л.,. 1987. Т.1.

5. Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУII Веков. Эпохи и стили // Избранные работы: В 3т. – Л. 1987. Т.1

 


ТЕМА № 4

Легендарно-сказочные мотивы в древнерусской агиографии. «Повесть о Петре и деве Февронии».

 

ВОПРОСЫ:

1. Своеобразие процесса проникновения легендарно-сказочных мотивов в древнерусскую агиографию. Причины и условия.

2. Проблема исторической основы «Повести о Петре и Февронии». Особенности культа святых Петра и Февронии.

3.Фольклорные мотивы в «Повести о Петре и Февронии».

4. Символический смысл «Повести о Петре и Февронии».

5. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии».

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Плюханова М. Сюжеты и символы Московского Царства – М., 1995.

2. Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии. – Л., 1979.

3. Клибанов А.И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма // ТОДРЛ., 1960. Т.16.

4. Лихачев Д.С. Великое наследие // Избранные работы: В 3 т. – Л., 1987. Т.2.

 


ТЕМА № 5

Творчество протопопа Аввакума. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Личность протопопа Аввакума. Жизненный и творческий путь.

2. История создания, редакции и списки «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».

3. Проблематика и идейный смысл «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».

4. Своеобразие героя и средств его характеристики: совмещение автора и героя, соединение будничного и героического, самораскрытие, диалоги, монологи, внутренние монологи, ирония, самоирония, сны, видения, символика, пейзаж.

5. Новаторство «Жития»: новое представление о времени и пространстве, «бытописание», «населенность» «Жития», психологизация повествования, трагическое и комическое в произведении, своеобразие стиля. 6.Жанровое своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного»: житие, исповедь, проповедь, сказ. Роль произведения в становлении автобиографического жанра и жанра романа.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гусев В.Е. О жанре Жития протопопа Аввакума // ТОДРЛ. – Т.XV. – Л., 1958.

2. Кожинов В.В. Происхождение романа. – М., 1963.

3. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. – М., 1963. Или его же: Борьба идей в русской литературе XVII в. – М., 1974.

4. Истоки русской беллетристики. – Л., 1970.

5. Демкова Н.С. Изучение художественной структуры «Жития Аввакума»: Принцип контрастности изображения // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. – Л.,1970

6. Демкова Н.С. К вопросу об истоках автобиографического повествования в Житии Аввакума. – «ТОДРЛ», М.-Л.,1969. Т. 24

7. Робинсон А.Н. Исповедь-проповедь: о художественности «Жития» Аввакума // Историко-филологические исследования. – М.,1967.


ТЕМА № 6.

«Повесть о Горе-Злочастии»

 

Вопросы

1. Философский и социально-политический подтекст «Повести». Библейский сюжет об Адаме и Еве и его роль в развитии замысла. Реальный и символический план повести.

2. Нравственная проблематика повести. Авторская позиция.

3. Смысл названия произведения. Принципы создания образов персонажей в произведении.

4. Сюжетное построение, специфика конфликта, своеобразие его разрешения.

5. Жанровая природа «Повести». Традиции каких жанров древнерусской литературы использует автор, как соотносятся в произведении фольклорное и литературное начало?

6. Значение «Повести о Горе-Злочастии» в развитии русской литературы (тема «маленького человека», «отцов и детей», формирование русского романа).

 

Литература

1. Повесть о Горе-Злочастии. – Л., 1984. («Литературные памятники»); или: Повесть о Горе-Злочастии // ПЛДР: XVII век. – Кн.1. – М., 1988.

2. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1975.

3. Панченко А.М. Литература «переходного века» // История русской литературы: В 4 т. – Т.1. – М., 1980.

4. Демкова Н.С. Средневековая русская литература. – СПб., 1997.

 


 

 

ТЕМА № 7.

ТЕМА № 8.

ТЕМА № 9.

ТЕМА № 10.

Поэзия 1760-70 гг.

 

ВОПРОСЫ:

1. М.М. Херасков как один из зачинателей русского сентиментализма. Философские оды Хераскова («Анакреонтические оды» и «Оды нравоучительные»).

2. Эпические поэмы М.М. Хераскова «Россияда» и «Владимир» как завершающий этап работы русских классицистов в области национально-исторической эпопеи..

3. «Ирои-комическая» поэма В. И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх». Жанровое своеобразие «Елисея», его сатирический и пародийный характер. Элементы фольклора. Оценка «Елисея» А.С. Пушкиным.

4. Литературная деятельность И.Ф.Богдановича. Поэма «Душенька», ее жанровое своеобразие, стих. Роль этого произведения в дальнейшем развитии русской «легкой поэзии».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1979.

2. Сермин И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973.

3. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – М., 1979.

4. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. – М., 1969.

 

 


Тема №11.

ТЕМА № 12.

ТЕМА № 13.

ТЕМА № 14.

«Письма русского путешественника» в контексте европейской литературы

Вопросы:

 

1.История создания и публикация «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

2.Следы литературных влияний в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

3.Проблематика «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина..

4.Личность автора и образ Путешественника в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

5.Художественные принципы Карамзина и "Письма русского путешествен­ника".

6.Жанровое своеобразие «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

ЛИТЕРАТУРА

1.Карамзин, Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. — М.-Л., 1964.

2.Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литерату­
ры: В 4-х т. — Л., 1980. — Т.1.

3.Эйдельман Н.Я. Последний летописей. — М., 1983.

4.Лотман Ю. Сотворение Карамзина. — М., 1987.

5.Канунова Г.З. Карамзин и Стерн // Русская литература XVIII в. и ее меж­
дународные связи. — Л., 1975. (XVIII В., сб. 10)

6.Макогоненко Г.П. Письма русских писателей XVIII в. и литературный
фоцесс// Письма русских писателей XVIII и. — Л., 1980.

7.Осетров Е. Три жизни Карамзина. — М., 1985.

8.Вацуро В.Э., Гиллельсон М.Н. Сквозь "умственные плотины" — М.,1986.

 


ТЕМА № 15.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

по курсу

«История древнерусской литературы и русской литературы XVIII в.»

для студентов 1 курса ФСФ р.о.

 

ТЕМА №1.

Культурно-историческое значение «Повести временных лет».

 

ВОПРОСЫ:

1. Источники и редакции «Повести временных лет». Гипотеза А.А. Шахматова.

2. Особенности осмысления исторического материала в «Повести временных лет»: христианизированная трактовка исторических фактов, провиденциализм, идея богоизбранности и богоохраняемости русского народа, обусловленность христианством политического идеала, политическая и христианская трактовка исторических персонажей.

3. «Объединяющий» жанр летописи и композиционное своеобразие «Повести временных лет»; обусловленность их литературным этикетом. Принципы и типы летописного повествования.

4. Эпический стиль в «Повести временных лет»: сюжетная занимательность, эпическая лаконичность и обобщенность образов, характеристика по деянию, роль «сильной» детали, «говорящий» жест, диалоги и монологи.

5. Стиль монументального историзма в «Повести временных лет»: единство исторических событий и героев, историческая достоверность, пространственность и географическая удаленность.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания.– М., 1975.

2. Ерёмин И.П. «Повесть временных лет» как памятник литературы // Литература Древней Руси. – М.-Л., 1966

3. Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.-Л., 1947

4. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. – Л. 1987. Т.1.

5. Творогов О.В. Сюжетное повествование в летописях 11-13 вв.// Истоки русской беллетристики. - 1970


 

ТЕМА № 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.007 с.)