Значение творчества М.В. Ломоносова в теории и истории русской литературы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение творчества М.В. Ломоносова в теории и истории русской литературы.



ВОПРОСЫ:

1. Жизненный и творческий путь М.В. Ломоносова

2. М.В.Ломоносов - реформатор русского стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства»). «Ода на взятие Хотина» как первый опыт воплощения силлабо-тонической системы.

3. М.В.Ломоносов – создатель жанра торжественной (похвальной) оды. Нормативные принципы: тематика, соотношение риторического и лирического начал, обусловленность композиции правилами риторики, обобщенность одического образа, двуплановость метафор, символика, размер и «одическая строфа». (На примере «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» ).

4. Идейно-художественные особенности научно-философских и духовных од М.В. Ломоносова («Утреннее размышление о Божиим величестве», «Вечернее размышление о Божиим величестве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла», переложения псалмов).

5. Особенности «анакреонтической» оды М.В. Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Памятник», «Ночною темнотой…», «К цикаде» и др.).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Морозов А. Ломоносов – М., 1965.

2. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977

3. Западов А.В. Умение прочитать оду // В глубине строки. – М., 1972

4. Западов А.В. Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова. – М.,1961

5. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. –М.-Л., 1966

6. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. – Л. 1973

7. Винокур Г.О. Доклад о Ломоносове // Вопросы Литературы. 1997. Май-июнь.

 


 

ТЕМА № 9.

Значение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в истории русской драматургии.

 

ВОПРОСЫ:

1. Проблематика и идейный смысл комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

2. Система образов в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Симметрия персонажей, элементы объективной обусловленности, языковая характеристика.

3. Жанровое своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: просветительское содержание и классицистическая форма, сочетание жанровых традиций оды и сатиры, элементы трагического и комического. «Недоросль» как социально-политическая комедия.

4. Своеобразие сатирического изображения в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Сценические принципы Д.И. Фонвизина в комедии «Недоросль».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина – М., 1969.

2. Берков П.Н. История русской комедии ХУIII в. - Л., 1977.

3. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин – М.-Л., 1966.

4. Моисеева Г.Н. Пути развития русской драматургии ХУIII в. // Русская драматургия ХУIII века – М., 1986.

5. История русской драматургии ХУII- первой половины ХIХ в. – Л., 1982.

6. Степанов Н. Просветительский реализм // Развитие реализма в русской литературе.- М.,1972.Т.2.

7. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина.- М.,1954.

 


 

ТЕМА № 10.

Поэзия 1760-70 гг.

 

ВОПРОСЫ:

1. М.М. Херасков как один из зачинателей русского сентиментализма. Философские оды Хераскова («Анакреонтические оды» и «Оды нравоучительные»).

2. Эпические поэмы М.М. Хераскова «Россияда» и «Владимир» как завершающий этап работы русских классицистов в области национально-исторической эпопеи. .

3. «Ирои-комическая» поэма В. И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх». Жанровое своеобразие «Елисея», его сатирический и пародийный характер. Элементы фольклора. Оценка «Елисея» А.С. Пушкиным.

4. Литературная деятельность И.Ф.Богдановича. Поэма «Душенька», ее жанровое своеобразие, стих. Роль этого произведения в дальнейшем развитии русской «легкой поэзии».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1979.

2. Сермин И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973.

3. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII в. – М., 1979.

4. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. – М., 1969.

 

 


Тема №11.

Особенности творческой индивидуальности Г.Р. Державина.

ВОПРОСЫ:

1. Жизненный и творческий путь Г.Р. Державина.

2. Жанрово-стилевое своеобразие оды Г.Р. Державина «Фелица ».

3. Особенности сатиры Г.Р. Державина. Социальные оды «Вельможа» и «Властителям и судиям».

4. Проблема «человек и история» в батальной лирике Г.Р.Державина. Стилевые и художественные особенности.

5. Философская лирика Г.Р. Державина. Особенности художественной индивидуальности Державина-философа.

6. Бытоописательная и анакреонтическая поэзия Г.Р. Державина.

7. Проблема художественного метода Г.Р. Державина.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грот Я. Жизнь Державина – М., 1997.

2. Западов В.А. Гаврила Романович Державин – М.-Л., 1965.

3. Западов А.В. Мастерство Державина – М., 1958.

4. История русской поэзии: В 2т. – Л.,1968. Т.1.

5. Гуковский Г.А. Русская литература ХУIII века – М.,1939.

6. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1972.

7. Державин и Карамзин в литературном движении ХУIII – начала ХIХ века – Л., 1969 (ХУIII век, сб.8).

 

 


 

ТЕМА № 12.

Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н Радищева.

 

ВОПРОСЫ:

1. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» как сочетание очеркового, публицистического и художественного начал.

2. Проблема автора и героя в «Путешествии из Петербурга в Москву».

3. Особенности сюжетостроения и композиции в «Путешествии из Петербурга в Москву».

4. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» в контексте национальной литературной традиции.

5. Роль вводных жанров: авторские включения, рассказ встречного, сон, найденная рукопись, письмо, подслушанный разговор.

6. Проблема художественного метода А.Н. Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».

7. Историко-литературное значение «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Радищев и русская литература ХIХ в.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Макогоненко Г. П. Радищев и его время – М., 1956.

2. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий – Л., 1974.

3. Орлов П.А. Русский сентиментализм – М., 1977.

4. Западов А.В. Александр Радищев-человек и писатель // Радищев А.Н. Сочинения. - М., 1988.

5. Лотман Ю.М. О русской литературе. История русской прозы. – СПб.,1997.

6. Бабкин Д.С. А.Н. Радищев. Литературно-общественная деятельность – М.-Л.. 1966.

7. Татаринцев А.Г. Сын отечества – М., 1981.

8. Смолякова М.С. Методические рекомендации к изучению «Путешествия из Петербурга в Москву»- Могилев, 2001.

9. Орлов П.А. Радищев и русская литература М.,1952.

 


 

ТЕМА № 13.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма

 

Вопросы:

1. Истоки сентиментальной прозы Карамзина.

2. Этико-эстетическая программа русского сентиментализма и ее реализация в повести «Бедная Лиза». Название повести. Внешний и внутренний конфликт. Авторская позиция.

3. Система образов повести. Принципы изображения любовного чувства. Психологическая сложность характеров.

4. Функция пейзажа в произведении.

5. Речевая характеристика, мимика, жест, художественная деталь как средства создания образа. Портрет и его роль в повести.

6. Традиции повести «Бедная Лиза» в русской литературе XIX–ХХв.

 

Литература:

1. Орлов П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977.

2. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. – Саратов, 1974.

3. Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. – Л., 1985.

4. Топоров В.Н. О « Бедной Лизе» Карамзина // Славяноведение. – 1992. – № 5. Или: Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. – М., 1995.

5. Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. – М.: Книга, 1989.

 


ТЕМА № 14.

«Письма русского путешественника» в контексте европейской литературы

Вопросы:

 

1.История создания и публикация «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

2.Следы литературных влияний в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

3.Проблематика «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина..

4.Личность автора и образ Путешественника в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

5.Художественные принципы Карамзина и "Письма русского путешествен­ника".

6.Жанровое своеобразие «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

ЛИТЕРАТУРА

1.Карамзин, Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. — М.-Л., 1964.

2.Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литерату­
ры: В 4-х т. — Л., 1980. — Т.1.

3.Эйдельман Н.Я. Последний летописей. — М., 1983.

4.Лотман Ю. Сотворение Карамзина. — М., 1987.

5.Канунова Г.З. Карамзин и Стерн // Русская литература XVIII в. и ее меж­
дународные связи. — Л., 1975. (XVIII В., сб. 10)

6.Макогоненко Г.П. Письма русских писателей XVIII в. и литературный
фоцесс// Письма русских писателей XVIII и. — Л., 1980.

7.Осетров Е. Три жизни Карамзина. — М., 1985.

8.Вацуро В.Э., Гиллельсон М.Н. Сквозь "умственные плотины" — М.,1986.

 


ТЕМА № 15.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.018 с.)