Раздел второй. ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел второй. ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ



Занятие № 9

ЭВОЛЮЦИЯ "МОНУМЕНТАЛЬНОГО" ГЕРОЯ В ПРОЗЕ 20-х ГОДОВ

1. Художественный конфликт в повести А. Малышкина "Падение Даира" и пространственно-временная композиция произведения.

2. Образ командарма в повести А.Малышкина "Падение Даира".

3. Художественный конфликт в повести Б. Пильняка "Повесть непогашенной луны". Пространственно-временная композиция произведения.

4. Прототип и его литературный "двойник".

ЛИТЕРАТУРА

1. Малышкин А. Падение Даира.

2. Пильняк Б. Повесть непогашенной луны. Голый год.

3. Серафимович А. Железный поток.

4. Фурманов Д. Чапаев.

5. Зазубрин ВЯ. Щепка. Два мира.

б. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

7. Шайтанов И. Когда ломается теченье // Вопросы литературы. 1990. 7.

8. Великая Н.И. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. -Владивосток. 1975 (Гл. 1-21).

9. Хабин В.Н. О закономерностях становления жанров в "большой прозе" социалистического реализма // Проблемы социалистического реализма. МГУ, 1975.

10. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов. М., 1985.

11. Анищенко Г. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. 1990. № 8.

Занятие № 10

КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ В ПРОЗЕ Б.А. ПИЛЬНЯКА 1920-х ГОДОВ

1. Поэтика финала в рассказе Б.Пильняка "Без названия" (Узкое, 7 ноября 1926).

2. Поэтика заглавия в повести Б. Пильняка "Красное дерево".

3. Пространственно-временная модель мира в повести "Красное дерево".

4. Судьба личности эпохи героизма в прозе Пильняка 20-х годов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пильняк Б.А. Без названья. Красное дерево. Повесть непогашенной луны.

2. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

3. Вяч. Полонский. Шахматы без короля (о Пильняке) // Вяч.Полонский. О литературе. М.. 1988.

4. Троцкий Л.Д. Б. Пильняк // Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991.

5. Анищенко Г. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. 1990. 8.

6. Шайтанов И. Когда ломается теченье // Вопросы литературы. 1990. 7.

Занятие № 11

КРЕСТЬЯНСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ПОВЕСТИ Л. ЛЕОНОВА ПЕТУШИХИНСКИЙ ПРОЛОМ" И В РОМАНЕ "БАРСУКИ"

1. Прошлое, настоящее и будущее в повести Л. Леонова "Петушихинский пролом".

2. Проблематика и композиция романа Л. Леонова "Барсуки":

а) история "воров" и "гусаков";

б) судьба братьев Рохлевых;

в) функциональное значение повествовательного полифонизма.

3. "Калафатизм" и "барсучество" в прозе Л. Леонова 20-х.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонов Л. Петушихинский пролом. Барсуки. Уход хама. Бурыга.

2. Грознова Н.А. "Барсуки" // Н. Грознова. Творчество Л. Леонова и традиции русской классической литературы. Л., 1982.

3. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов.М., 1977.

4. Скобелев В. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. -Воронеж, 1975 (Гл. 3).

5. Скороспелова Е. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х гг. М., 1979.

б. Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир. 1988. 3.

Занятие №12

КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИЗМА В РАССКАЗАХ М.А. ШОЛОХОВА 1920-х ГОДОВ

1. Споры о своеобразии художественного мира и идейно-эстетической позиции М.Шолохова в исследованиях советских ученых.

2. Проблематика и поэтика рассказов М.Шолохова "Семейный человек", "Жеребенок". "Чужая кровь":

а) особенности повествовательной структуры в рассказе "Семейный человек";

б) метафора войны в рассказе "Жеребенок";

в) общечеловеческое и "политическое" в рассказе "Чужая кровь".

3. Гуманистические искания писателя в 1920-х гг. и его дальнейшее творчество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шолохов М.А. Семейный человек. Жеребенок. Чужая кровь.

2. Бялик Б.А. О "середине", "центре" и "основе" и о творчестве М.Шолохова // Бялик Б. Великое слово. М., 1981.

3. Палиевский П. Мировое значение Шолохова // Палиевский П. Теория и литература. М., 1974, 1973.

4. Великая Н.И. "Донские рассказы" и формирование художественного сознания Шолохова // Великая Н. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. -Владивосток, 1975.

5. Якименко Л. Начало творческого пути...//Якименко Л. Избр. работы в 2-х тт. М., 1982. Т.2.

6. Материалы дискуссии о творчестве М. Шолохова // Вопросы литературы. 1989, 8; 1991, 2; 1990, 5.

Занятие № 13

РОМАН А. ФАДЕЕВА "РАЗГРОМ" КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОЦРЕАЛИЗМА

1. Роман А.Фадеева "Разгром" в критике современников и потомков.

2. Творческий замысел Фадеева и идейно-художественный смысл романа:

а) Фадеев о замысле произведения. Степень реализации творческого намерения;

б) смысловая роль "художественной избыточности" в характеристиках героев и ситуациях: роль Вари в развитии оппозиции Мечик-Морозка; функция Чижа в романе; значение истории разведки Метелицы.

3. Роман Фадеева в контексте споров о методе соцреализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фадеев А.А. Разгром. О романе "Разгром" // А.Фадеев. За тридцать лет. М.. 1957. С. 918-921. Мой литературный опыт - начинающему автору // Там же. С. 903-917.

2. Русская советская литературная критика 1917-1934: Хрестоматия. М., 1981.

3. Селивановский А.П. Жажда нового человека // А. Селивановский в литературных боях. М., 1959.

4. Бушмин А.С. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. Л., 1983.

5. Боборыкин В.Г. А.Фадеев. Творческий портрет. М., 1979.

6. Озеров В. Александр Фадеев. Творческий путь. М., 1976.

7. Герасимова В. Беглые записи // Вопросы литературы. 1989. 6.

8. Добренко Е. "И, падая стремглав, я пробуждался..."// Вопросы литературы. 1988. 6.

9. Камянов В. Испытание соседством // Юность. 1989. 1.

10. Белая Г.А. Угрожающая реальность // Вопросы литературы. 1990. 4.

11. Отказываться ли нам от социалистического реализма?// Литературная газета. 1983. 25.

12. Сергеев Е., Гангнус А. (о методе соцреализма) // Новый мир. 1988. 9.

13. Свинцов В.И. Правда "черная" и "белая" // Вопросы философии. 1989. 9.

14. Добренко Е. Левой! Левой! Левой! // Новый мир. 1992. 3.

Раздел третий. СУДЬБЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-30-х гг.

 

Занятие № 14

ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА В РОМАНЕ Е.А. ЗАМЯТИНА "МЫ"

1. Историко-литературный контекст романа Е.Замятина "Мы" и обстоятельства публикации произведения.

2. Концепция счастья в романе "Мы" как отражение современных представлений о гуманном будущем.

3. Мотив "еретичества" в романе.

4. Особенности повествовательной структуры "Мы" и жанровое своеобразие романа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Замятин Е. Мы. Я боюсь. Рассказ о самом главном.

2. Гаген-Торн Н. Вольфина. //Вопросы философии. 1990. 4 .

3. Чаликова В. Крик еретика /Антиутопия Евг. Замятина // Вопросы философии. 1991.1.

4. Шайтанов И. Мастер // Вопросы литературы. 1938. 12.

5. Муриков Г. Они и "мы" // Звезда. 1989. 1.

6. Гальцева Р.. Роднянская И. Помеха-человек // Новый мир. 1988. 12.

7. Шохина В. На втором перекрестке утопии // Звезда. 1990. 11.

Занятие №15

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ПЛАТОНОВА 20-30-х ГОДОВ

1. "Котлован" А.Платонова: памфлет или утопия?

2. Смысл заглавия в рассказе А.Платонова "Третий сын".

3. Две матери в повести "Джан".

4. Формула "внутренней радости" и природа душевной дисгармонии в прозе А.Платонова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов А.П. Котлован. Третий сын. Джан.

2. Бочаров С.Г. "Вещество существования" // Проблемы художественной формы соцреализма. В 2-х томах. -М., 1972. Т. 2.

3. Семенова С. Мытарства идеала // Новый мир. 1988. 5.

4. Карасев Л.В. Знаки покинутого детства /"постоянное" у Платонова // Вопросы философии. 1920. 2.

5. Адольф Урбан. Сокровенный Платонов // Звезда. 1989. 7.

6. Золотоносов М. Усомнившийся Платонов // Нева. 1990. 4.

7. Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Изд. Ростовского университета. 1981.

8. Материалы дискуссии "Андрей Платонов - писатель и философ" // Вопросы философии. 1939. 3.

Занятие № 16

ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО 20-х ГОДОВ

1. "Земля" и" небо" в рассказе Горького "О вреде философии".

2. Концепция "свободной личности" в рассказе "О герое".

3. Формула "ГОЛОГО ЧЕЛОВЕКА" в рассказе "Карамора".

ЛИТЕРАТУРА

1. Горький А.М. О вреде философии. О герое. Карамора.

Выступление на заседании редакционного совета издательства ВЦСПС (1931) // Хрестоматия: Русская советская литературная критика. М., 1981.

2. Воронский А.К. О Горьком // Воронский А.К. Литературно- критические статьи. М., 1981.

3. Луначарский А.В. Писатель и политик; М.Горький – художник (По любому изданию).

4. Агурский М. Великий еретик /Горький как религиозный мыслитель // Вопросы философии. 1991. 8.

5. Дарьялова Л.Н. Жанровые особенности цикла рассказов

1922-1924 гг. М.Горького // Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб., Калининград, 1980. Вып. 5.

6. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М., 1977.

7. Барахов В. Горький. Последняя страница жизни // Вопросы литературы. 1990. 6.

8. Басинский П. Логика гуманизма // Вопросы литературы. 1991. 2.

9. Резников Л. О книге Горького "Несвоевременные мысли" //Нева. 1988. 1.

10. Вайсберг И. Горький, знакомый и незнакомый // М.Горький. Несвоевременные мысли. М., 1990 /Вступит. статья/.

Занятие №17

ПУТЬ РОДИНЫ И ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЗЕ М. ПРИШВИНА

1. Образ революционного народа в повести "Мирская чаша".

2. История России и революция в "Мирской чаше".

3. Судьбы интеллигенции в "Мирской чаше".

4. Концепция обновления в повести "Женьшень".

5. Лувен и проблема счастья в повести "Женьшень".

ЛИТЕРАТУРА

1. Пришвин М. Мирская чаша. Женьшень. Дневники писателя.

2. Платонов А. Неодетая весна (Рецензия на произведения Пришвина) // Платонов А.П. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 2. М., 1985.

3. Пришвина ВД. Наш дом. М., 1977.

4. Драгомирецкая Н.Б. Воплощение времени // Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х тт. М., 1973. Т. 1.

5. Тарасенков А.К. О Пришвине //Тарасенков А. Статьи. В 2-х тт. М., 1953.

6. Пришвин и современность. М., 1978.

7. Дворцова Н.П. М.Пришвин и русская религиозно-философская мысль ХХ века. - Тюмень. 1992.

Занятие № 18

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б РОМАНЕ Ю.К. ОЛЕШИ "ЗАВИСТЬ"

1. Роман "Зависть" в восприятии современников.

2. Смысл поединка братьев Бабичевых.

3. Молодое поколение в романе и образ человека будущего.

4. Идейно-художественный смысл двухчастной композиции романа.

5. Проблемы интеллигенции в свете споров о "Зависти" Ю. Олеши "читателей в потомстве".

ЛИТЕРАТУРА

1. Олеша Ю.К. Зависть.

2. Луначарский А.В. "Заговор чувств". Актуальные темы художественной литературы. (По любому изданию)

3. Вяч. Полонский. Преодоление "Зависти". О произведениях Ю.Олеши

// Полонский В. На литературные темы. М., 1998. (С. 297-299).

4. Лежнев А. О "Зависти" Ю. Олеши // А.Лежнев. О литературе. М.. 1937 (С. 157-159).

5. Шеншин В. Роман Ю.Олеши "Зависть" и традиции М.Достоевского // Типология литературного процесса и индивидуальность писателя. –Пермь, 1979.

6. Белинков А. Юрий Тынянов: Фрагменты // В.Каверин, Вл. Новиков. Новое зрение: книга о Юрии Тынянове. М., 1938 (С. 327-362).

7. Сараскина Л. Ф. Толстоевский против Ф. Достоевского // Октябрь. 1992. 3.

8. Сарнов Б. С художниками это бывает // Вопросы литературы. 1989. 12.

9. Сарнов Б. Что спрятано в "Двенадцати стульях"? // Октябрь. 1992. 6.

Занятие № 19

КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИЗМА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА

"МАСТЕР И МАРГАРИТА"

1. История рукописи в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

2. Воланд и Иешуа.

3. Смысл финала романа.

4. Проблема историко-художественного контекста романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.

2. Голосовкер Я. Сожженный роман //Дружба народов. 1991. 7.

3. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

4. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

5. Файман Г. На полях исследований о Булгакове // Вопросы литературы. 1981. 12.

7. Бэлза И. Генеалогия "Мастера и Маргариты" // Контекст - 1978.

8. Утехин Н. "Мастер и Маргарита" М.Булгакова (Об источниках действительных и мнимых) // Русская литература. 1979. 4.

9. Яновская Л. Треугольник Воланда // Октябрь. 1991.5.

10. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"// Даугава. 1989. 1.

11. Золотоносов М. "Родись второрождением тайным..." //Вопросы литературы. 1989. 4.

12. Гудкова В. Михаил Булгаков: расширение круга //Дружба народов. 1991.5.

13. Кораблев А. Тайнодействие в "Мастере и Маргарите" // Вопросы литературы. 1991. 5.

14. Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. 199. 5.

Занятие № 20

ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ (идеал государственной личности)

В РОМАНЕ А.Н. ТОЛСТОГО "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Образ России в 3-х частной композиции романа /оппозиция Европы и Азии, истории Москвы и Петербурга и т.п./.

2. Концепция возрождения страны и судьбы авторов этих концепций /В.В.Голицин - кн. 1, гл. 2, разд. 5; Лефорт - кн. I, гл. 4, разд. 18; А.М.Романов - кн. II, гл. 4, разд. 5; старообрядцы - кн. II, гл. 2. разд. 8; Петр Алексеевич/.

3. Идейно-художественная функция вставных новелл в романе /притча

о богатом и веселом - кн. I, гл. 5, разд. 1 0; "Медленно голова подняла веки..." - кн. 1, гл. 5, разд. 4; дневники секретаря посольства - кн. 1, гл. 7. разд. 21/.

4. Место романа А.Н.Толстого "Петр Г' в советской исторической прозе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстой А.Н. Петр Первый. Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала "Смена" в 1933 г. //А.Толстой. Собр. соч. в 10 гг.-М., 1961. Т. 10. С.207-216.

2. Чарный М. Путь А.Толстого: Очерк творчества. М., 1981.

3. Щербина В.Р. Алексей Толстой //История русской советской литературы: в 4-х тт. -М., 1967. Т. 2 (С. 209-244).

4. Налдеев А.П. Алексей Толстой. М., 1974.

Занятие № 21

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА И ЛИЧНОСТЬ В ПЬЕСАХ Е.Л. ШВАРЦА

1. Ирония и "идеализм" автора в пьесе "Тень" /1940/.

2. Антитоталитарный пафос пьесы Е.Шварца "Дракон" /1943/:

а) генеалогия и прототипы образа победителя;

б) генеалогия и прототипы Дракона.

3. Историко-художественный контекст пьес-"сказок" Е.Шварца.

4. Признаки ленинградской художественной школы в наследии Е Л. Шварца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шварц ЕЛ. Тень. Дракон. Белый волк //Вопросы литературы. 1989. 1.

2. Форш О. Сумасшедший корабль.

3. Гордеева Г. Свободная тайна, или Давай улетим//Новый мир. 1990. 7.

4. Акимов Н. Сказки на нашей сцене // Н.Акимов. О театре. Л., -М..1962.

5. Цимбал С. Евгений Шварц: Критико-биографический очерк. Л., 1961.

6. Александров А. Ученик Мельхиседека // Звезда. 1989. 10.

7. Герасимова А. ОБЕРИУ // Вопросы литературы. 1988. 4;

Труды и дни Константина Вагинова // Вопросы литературы 1989. 12.

8. Бахтин В. Судьба писателя Л. Добычина // Звезда. 1989. 9.

9. Минокин М.В. "Серапионовы братья" в зарубежных истолкованиях // Русская литература. 1971. 1.

Занятие № 22

СУЩНОСТЬ И СУДЬБА СОЦИАЛЬНОЙ УТОПИИ:

"ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

В БУДУЩЕМ" /1933г./ ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО

1. Жизненный путь и творческая деятельность о. Павла Флоренского

(доклад).

2. Трактат о П. Флоренского о государстве как реализация гуманистических устремлений автора:

а) история России в проекте государственного переустройства;

б) анализ сознания современного человека в трактате о. Павла Флоренского;

в) аспекты гуманизации жизни в трактате;

г) судьба прогнозов о. П. Флоренского.

3. Социальные утопии современников и позиция о. П.Флоренского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Флоренский П. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. 1992. кн. III (май-июнь). С. 95-115.

2. Платонов А. (Котлован. Джан), Леонов Л. (Дорога на океан), Замятин Е. (Бич Божий) и др.

3. Вступительная статья игумена Андроника и послесловие к публикации трактата П. Флоренского //Литературная учеба. 1991. кн. III (май-июнь).

4. Солженицын А. Раскаяние и самоограничение. Образованщина // Новый мир. 1991. 5 (С. 12-46).

5. "Революция есть малый апокалипсис истории "/Диалог Дм. Чернышевского и Григория Померанца // Дружба народов. 1991. 11 (С. 215-234).

6. Кардин В. Мифология особого назначения // Знамя. 1989. 3 (С. 203-220).

7. Русская классика и Октябрьская революция //Анкета участников дискуссии МЛ. Гаспарова и А.М. Панченко //Знамя. 1992. 1.

Занятие №23

ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА "ПОДПОРУЧИКА КИЖЕ" Ю.Н. ТЫНЯНОВА

1. Историческая проза 20-х как исследование прошлого и настоящего.

2. Пространственно-временной образ России в "Подпоручике Киже".

3. Проблематика характера (Павел, Синюхаев, Киже). Идейно-художественная роль "нулевой" индивидуальности характера.

4. Художественные особенности новеллы (трагическое и анекдот, сквозные мотивы: игры, подмены, дороги).

ЛИТЕРАТУРА

1. Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже.

2. Белинков А. Юрий Тынянов: Фрагменты // В.Каверин, Вл. Новиков, Новое зрение: Книга о Юрии Тынянове. М., 1988 (С. 256-262).

3. Тамарченко А. Ольга Форш. Л., 1975 (С. 233-291: Первый исторический роман. О "пространственном "реализме").

4. Немзер А. Литература против истории //Дружба народов. 1991. 6.

5. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980 (гл. 1. 7).

6. Эйхенбаум Б. Проза Ю.Н. Тынянова // Эйхенбаум Б.М. О прозе. М., -Л., 1967.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.018 с.)