Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй период (В. 2. «серединный»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Даже беглого взгляда на картину литературной жизни 20-х гг. достаточно, чтобы обнаружить резкие черты несходства с предшествовавшим периодом. 1. Необычайно оживляется издательская деятельность. Появляется большое количество разнообразных журналов, что свидетельствует о том, что период ораторски-газетной жизни, устно-публицистической сменился письменной, литературной. 2. Необычайно актуализируется роль литературных группировок как единиц литературного процесса. Эти литературные образования используют как свои печатные органы журналы и альманахи («Леф», «На посту», «Октябрь» и др.). 3. Доминирование малых жанров литературы первого периода уходит в прошлое. В 20-е годы литература обретает жанровое разнообразие, которое вполне созвучно многообразию стилевому. Все это свидетельствует о том, что 20-е годы — в полной мере отличный от предшествовавшего период. Проблема в том, где проходит демаркационная линия, постановкой каких вопросов отмечены верхние границы периода? Кроме документов от декабря 1920 года, история предлагает и иные варианты «точек отсчета». Осенью 1920 г. разгромлен Врангель. В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов обращается «Ко всем трудящимся России» с поздравлением по поводу успешного завершения гражданской войны. Это тоже повод для установления демаркации, как и то, что завершение борьбы с Колчаком, Юденичем, Деникиным, Врангелем не означало наступления мира: в марте 1921 года революционные кронштадтские моряки выступят против политического курса большевиков. Мятеж будет жестоко подавлен, как были подавлены и крестьянские волнения в Поволжье, Мещере, на Тамбовщине. Все эти события в разной степени получили в печати ложное истолкование, опровергающееся только в публикациях последних лет. Начиналась новая страница борьбы правительства со своим народом (см.: Иван Ермолаев. «Вся власть Советам!» // Дружба народов. 1990. 3). Возможна и иная точка отсчета. В марте 1921 г. состоялся X съезд РКП (б). На нем принимаются решения колоссального значения, политического и экономического. Во-первых, без новой экономической программы, принятой съездом, невозможно представить того оживления издательской деятельности, которым отмечена жизнь 20-х гг. 30 июля 1921 года разрешается частная торговля. Кроме того, X съезд принимает и еще ряд решений, определяющих режим внутрипартийной жизни. А. Авторханов в статье «X съезд и осадное положение в партии» (Новый мир. 1990.3) высказывает мысль, что основы того внутрипартийного режима, который со временем неизбежно вел к той самой административно-командной системе, оказавшейся исключительно живучей, были заложены именно на X съезде РКП (б) и Лениным. Это тоже может быть рассмотрено как исходное положение при периодизации литературы. Разве не к подобной системе придет и литература, когда организуется в начале 30-х годов в Союз писателей с его гигантскими ответвлениями, с его мощным аппаратом управления! А может быть, кому-то покажется более обоснованным внимание к иным фактам. Оживление частной торговли и предпринимательства не могло быть долгим, никто не разрешил бы оппозицию ради нее самой. И уже через год, на XI съезде РКП(б), высказывается мысль о необходимости наступления на капиталистические элементы. В августе 1922 года 12 партконференция обсуждает задачи партии в связи с возрождением буржуазной идеологии в стране и принимает решение о высылке из РСФСР наиболее активных «внутренних эмигрантов» из числа ученых, писателей, журналистов. Около 200 человек были высланы из страны в августе — сентября 1922 г. Вместе с отъездом из страны в октябре 1921 г. Горького это событие выглядит весьма впечатляюще. Подробнее об этом можно прочитать в статье М. Геллера «Первое предостережение…» // Вопросы философии. 1990. 9. Депортация большого числа русской интеллигенции не могла не вызвать резонанс внутри страны и вне ее. Это было значительное политическое событие. С этого момента правительство РСФСР освобождается от сильной духовной оппозиции. С этого момента русское литературное зарубежье укрепляется кадрами высочайшей квалификации. С этого момента «русские за рубежом» — не отдельные группы людей, не отдельные судьбы, — мощное ответвление русской национальной культуры, по-своему напитавшее и культуру Востока, Запада, Америки, по-своему впитавшее в себя традиции тех регионов и стран, которые дали приют представителям России. Изгнание интеллигенции в 1922 году подобно насильственному включению Пролеткульта в ведение Наркомпроса, подобно упразднению в 1932 году группировок, подобно насилию над М. Булгаковым, Е. Замятиным, Б. Пильняком, И. Бабелем, А. Ахматовой, О. Мандельштамом, Н. Гумилевым... Есть и еще один вариант границы. Последний. В 1923 году выходит из печати книга одного из «вождей» революции Троцкого Л.Д. «Литература и революция». И хотя у автора этой книги оставалось уже мало времени для спокойной жизни и почивания на лаврах, книга на много десятилетий установит режим историко-литературных оценок. Им суждено будет пережить своего автора. Эта книга — шкала духовных ценностей социалистического искусства с некоторыми, разумеется, исключениями. Итак, варианты демаркации выглядят следующим образом: конец 1920, весна 1921, осень 1922—1923. От наших оценок зависит устанавливаемая нами граница. Если в основе нашей периодизации лежат те процессы, что происходят в социальной психологии: перенос акцентов с вопросов военно-политической сферы на проблемы хозяйственного и культурного строительства, завершение периода ожидания мирового «пожара в крови», то скорее всего мы остановимся на 1920 годе. Если за основу берутся процессы государственного строительства, которые, разумеется, тоже самым непосредственным образом скажутся на вопросах литературного строительства, — то мы предпочтем остановить свой выбор на 1921 годе, на процессах перестройки государственного аппарата, на изменении механизма взаимоотношений искусства и государства, на том, что после 1921 г. искусство функционирует в условиях все менее опосредованного, все более непосредственного регулирования со стороны государства. Если за основу берем логику истребления государством своего идеологического противника, то скорее всего точку отсчета движения литературы к ее идейному единству будем искать в истории суда большевиков над бывшими единомышленниками — эсерами (июнь 1922 г. — подробнее см.: Л. Флейшман, Р. Хьюз, О. Раевская-Хьюз. Горький и дело эсеров. Из писем М. Горького к Б. Николаевскому // Дружба народов. 1990. 12), во времени появления таких мобилизующих на идейную непримиримость работ, как статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (март 1922), в истории насильственной высылки за пределы России потенциальных и реальных духовных оппонентов и публикации поистине директивного для литературного развития труда Л.Д. Троцкого «Литература и революция». Нужно ли напоминать, что при любом выборе мы будем обязаны соотносить характеристику границ с анализом поэтики и динамики литературного процесса, его структуры и его художественных вершин. *** Литература второго периода функционирует в относительно стабильной обстановке: оппоненты отстреляны и отосланы. Поэтому политические вопросы будоражат сознание в гораздо меньшей степени, чем в предшествовавший период, но — не следует забывать! — в гораздо большей, чем в последующий, когда единомыслие будет обнаруживаться даже в позициях прокурора и обвиняемого, палача и жертвы. Нельзя не заметить, что богатство художественных направлений в литературе 20-х годов вызвано богатством и разнообразием конструктивных программ творческих группировок, кстати сказать, далеко не во всем согласующихся с директивными установками «Литературы и революции» Л.Д.Троцкого. Магистрали программ станут совпадать с пожеланиями вождей позднее, когда будет создан идеально управляемый Союз писателей. А пока отношения искусства и государства регулируются с помощью чрезвычайных мер, определяющих «магистрали» развития и границы свободного волеизъявления. К такого рода чрезвычайным документам, демонстрирующим целеустремленность партийного руководства, следует отнести резолюцию ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», опубликованную 1 июля 1925 г. в «Правде» и «Известиях». Среди откликов особого внимания заслуживает опубликованное в «Известиях» обращение «От Федерации советских писателей», создавшейся 14 июля 1925 г., т.е. через две недели после публикации резолюции ЦК РКП(б). (Тексты публикаций (в сокращении) и подробности см.: История русской советской литературы: В 4 т./Хроника литературной жизни. Т. 1). Резолюция ЦК РКП (б) от 1925 г. органично связана с партийными документами 30-х годов: с Постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», опубликованным в «Правде» 24 апреля 1932 года, с хорошо организованными кампаниями по награждениям и чествованиям юбиляров, по проведению панихид... В 1933 году отметили даже и годовщину публикации Постановления «О перестройке». Наконец, логичным завершением блестяще продуманной подготовительной кампании явилось создание Союза советских писателей, состоявшееся на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, проходившем 17 авг. — 1 сент. 1934 года. Подробнее о контексте, в котором рождались основные политические установки, определяющие развитие литературы, можно почитать в уже упоминавшейся Хронике литературной жизни. Кроме того, превосходный по своей полноте и компактности материал содержится в разделе «Литературные дискуссии» // Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. Т. 9. С. 441—472. Однако не следует забывать о принципиальной разнице партийных документов 1925 и 1932 гг. В 1925 г. партия направляла, как принято говорить, работу относительно самостоятельных литературных образований, а в 1932 г. речь шла уже о ликвидации образований, т.о., обнаруживается довольно существенное, хотя и сугубо внешнее отличие литературы 20-х гг. от литературы предшествовавшего периода (где литературные группировки не определяли характера духовных исканий художников. Кроме такого рода образований, как Пролеткульт, разумеется) и от литературы 30-х гг., где литературные группировки оценивались уже как тормоз в развитии литературы, достигшей такого идейного единства, при котором возможным стало создание единого Союза писателей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.008 с.) |