Раздел 2. Развитие системы исторического знания в эпоху Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Развитие системы исторического знания в эпоху Просвещения



(вторая половина XVII –XVIII вв.)

Влияние идеологии Просвещения на развитие исторической мысли. Концепция Д.Локка и Т.Гоббса. Рационалистические методы изучения истории. Развитие представлений о линейном и циклическом характере цивилизационного процесса (М.Кондорсе, Д.Вико, И. Гердер).

Исторические взгляды Ф.Вольтера в работе «Опыт о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Вольтер о роли личности и народных масс в истории.

Ш.Монтескье о законах природы и общества, о формах политического устройства, о влиянии географической среды.

Возникновение школ «романистов» и «германистов» в историографии средневековья. Полемика А.Буленвилье и Ж. Дюбо.

Ж.-Ж.Руссо о возникновении частной собственности и социального неравенства. Идея «общественного договора».

Американское Просвещение о гражданском характере становления общественного устройства (Б.Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон).

Особенности немецкого Просвещения. Историзм социальной философии И.Канта.

 

Раздел 3. Историография эпохи романтизма (первая половина XIX в.)

 

Кризис просветительской абстрактно-рационалистической историографии в конце XVIII – начале XIX вв. и формирование романтической историографии. Идея органического развития истории. Рост политизации исторической науки.

Особенности национальных течений консервативной и либеральной романтической историографии. Французская консервативно-романтическая историография (Ж.де Местр,

Ф.Шатобриан). Школа историков эпохи Реставрации (О.Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А.Тьер). Развитие традиций либеральной историографии в работах Ж. Мишле, А. де Токвиля.

Торийская и вигская историография в Англии в первой половине XIX в. Консервативное

(Э.Берк, Т.Мальтус) и либеральное (Т.Б.Маколей, Т.Карлейль) направления в историографии.

Господство реакционного романтизма в немецкой историографии. Историческая школа права (Ф.К.Савиньи). Л. фон Ранке и его религиозно-консервативная трактовка истории.

Немецкая классическая философия и ее влияние на развитие исторической мысли.

Г.Гегель и его философия истории.

Либерально-просветительная гейдельбергская школа (Ф.Шлоссер, В.Циммерман).

Романтическая историография США. (Д.Бэнкрофт, Ф.Паркмен).

 

Раздел 4. Позитивизм и развитие исторической науки во второй половине XIX в.

Предпосылки возникновения «позитивной» науки. О.Конт, Ч.Спенсер и разработка основ позитивистской философии.

Развитие национальных историографических школ под знаком позитивистской методологии. Оксфордская и Кембриджская школы в Англии. Историки-позитивисты Г.Бокль, У.Лекки. Кризис английского исторического позитивизма. Д.Тревельян.

Французская историография в конце XIX века (И.Тэн, А.Олар, А.Сорель). «Введение в историческую науку» Ш.Ланглуа и Ш.Сеньобоса - методологические принципы французского позитивизма.

Специфика развития германской историографии во второй половине XIX века. Методика работы с источниками в концепции Л. фон Ранке. Преобладание индивидуального, конкретного, уникального в историописании. Малогерманская (И.Дройзен, Г.Зибель, Г.Трейчке) и Великогерманская (Ю.Фиккер, И.Янсен) школы. Я.Буркхардт. Культурно-исторический синтез К.Лампрехта.

Американская историография второй половины XIX в.. Англосаксонская школа (Г.Адамс, Д.Фиске).

 

Раздел 5. Марксизм и материалистическое понимание истории

Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как процесс смены общественно-экономических формаций. «Способ производства», «базис и надстройка». Механизм смены формаций. Миссия рабочего класса. Роль народных масс, классовой борьбы в истории. Периодизация всемирной истории в формационной концепции. Концепция «общего кризиса капитализма» и ее влияние на марксистскую историческую науку. Дискуссия 90-х гг. о хронологических рамках новой и новейшей истории, соотношении формационного и цивилизационного подходов.

 

Раздел 6. Методологический кризис в исторической науке

В начале 20 века

Причины кризиса позитивизма на рубеже 19-20 вв. Изменение ситуации в естественнонаучном знании. Смена научной парадигмы в гуманитарном знании. Критика позитивизма и европоцентризма. Баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) о логике исторического познания. Теория понимания В.Дильтея. Концепция идеальных типов М.Вебера. Относительность исторической «истины».

Раздел 7. Основные направления ведущих национальных историографических школ в XX в.

Историография Франции в начале 20 в. Э.Дюркгейм, А.Берр и разработка основ концепции исторического синтеза. М.Блок, Л.Февр, журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальной истории. Ф.Бродель и второе поколение «Анналов». Структурализм в концепции Ф.Броделя. «Мир-экономика». Третье поколение Анналов (Ф.Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж.Дюби).

Методологические принципы «немецкого историзма». Ф.Мейнеке, Э.Трельч, Г. фон Белов. М.Вебер и развитие методологии исторического познания. Третий Рейх и гуманитарные науки. Идеографический метод в немецкой историографии второй половины XX века (Г.Риттер, Т.Шидер, Х.Зибург) и идеи структурной историографии. Ф.Фишер и его школа. Социально-критическое направление германской исторической науке (Г.Моммзен, Ю.Кокка, Г.Винклер). Школа «социальной истории» (Т.Шидер, Эрдман, К.Хильдебранд). Историческая антропология Т.Нипердея.

Кризис традиционных школ английской историографии в начале XX века. Роль Р.Коллингвуда и А.Тойнби в развитии английской исторической науки. Течение «социальной истории» в английской историографии второй половины XX века

(Д.Пларб, С.Поллад, Дж.Барраклоу). Э.Карр и систематизация методологических принципов исторического познания. Марксистская историография в Англии второй половины XX века (Э.Хобсбаум, К.Хилл, Д.Рюде). Консерватийное крыло современной английской историографии (Х.Тревор-Роупер, А.Тейлор, И.Бейлин).

Прогрессизм в американской историографии начала XX века. «Презентизм» (Ч.Бирд,

Л.Беккер). Американская марксистская историография (Г.Аптекер, У.Фостер). Клиометрия и психоаналитическая методика в американской историографии. «Метаистория» Х.Уайта. «Новая политическая история» в контексте американской истории XX века.

 

Раздел 8. Отечественная историография всеобщей истории

Новая история стран Европы и Америки в трудах отечественных историков второй половины XIX- начале XX вв. (В.В.Бауер, М.Н.Петров, В.И.Герье, Е.В.Тарле).

«Русская историческая школа» (П.Г.Виноградов, Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский) и ее характерные черты.

Становление и развитие историографии нового и новейшего времени в 1917-1945 гг.: господство марксистской методологии, рассмотрение истории «снизу и слева», особенности проблематики исторических исследований по всеобщей истории.

Советская историография всеобщей истории до конца 80-х гг. XX века. Основная проблематика, обобщающие работы.

Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки в новой России:

проблематика, методологический плюрализм, дискуссии 90-х гг.

 

Основные понятия (тезаурус)

 

- европоцентризм

- идеографический метод в историографии

- историография

- историографический факт

- историографический источник

- историографическая школа

- интеллектуальная история

- историческая антропология

- исторический материализм

- историческая демография

- история повседневности

- гендерная история

- герменевтика

- дискурс

- женская история

- количественная история

- компаративная история

- лингвистический поворот в историографии

- либеральная школа историков Франции периода Реставрации

- линейное и циклическое развитие истории

- методология

- междисциплинарный подход

- малогерманская школа в историографии

- монизм

- «новая историческая наука»

- новая социальная история

- новая локальная история

- «органическое» развитие истории

- провиденциализм

- позитивистская историография

- постмодернизм

- презентизм

- «психоистория»

- релятивизм

- романтическая историография

- структурализм

- социальная история

- социальная антропология

- теория консенсуса в американской историографии

- теория границ Тернера

- телеология

- теория «героев и толпы»

 

Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа бакалавров организуется в форме самоподготовки к лекционным и семинарским занятиям, составления конспектов современных монографий и научных статей, рецензирования, аннотирования, написания эссе, рефератов.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература

- Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990

- Историческая наука в 20 веке. Историография истории нового и новейшего

времени стран Европы и Америки. М., 2004, 2007

- Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004, 2008

- Румянцева М.Ф. Теория истории:Учебн. пособие.-М., 2002

- К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной

западной исторической мысли. Под ред. Б.Г.Могильницкого. Томск, 1994

 

Источники

- Блок М. Апология истории. М., 1974

- Бокль Г. История цивилизация в Англии. М., 2001

- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1976

- Гизо Ф. История цивилизации в Европе. М., 2007

- Дройзен Г. Историка. СПб., 2004

- Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991

- Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1973

- Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта. Соч., 2-е изд. Т.8

- Ранке Л. Об эпохах новой истории. М., 1898

- Тьерри О. Избранные произведения. М., 1937

- Февр Л. Бои за историю. М., 1991

- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Соч., 2-е изд. Т.21

 

б) дополнительная литература

- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993

- Далин В.М. Историки Франции 19-20 вв.-М.,1981

- Гутнова Е.В. Историография истории средних веков.-М.,1985

- Историческая наука и историческое сознание. Под ред.Б.Г.Могильницкого. Томск,2000

- Могильницкий Б.Г. История исторической мысли 20 века. Томск, 2001-2003. Вып. 1-2.

- Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т./Под ред.Г.Н.Севостьянова, Л.Т.Мильковой.-М.,2000

- Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский.-СПб.,1997

- Реизов Б.Г. Французская романтическая историография.-Л.,1956

- Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история.-М.,1998

- Соколов А.Б. Введение в современную западную историографию.Ярославль,2002

- Тишков В.А. История и историки США.-М.,1985

- Томпсон П. Голос прошлого. Устная история.-М.,2003

- Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе 19 века.

Екатеринбург, 2001

- Шарифжанов И.И. Английская историография в 20 веке. М., 2004

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

Российская государственная библиотека – http: // www.rsl.ru

 

 

Технологическая карта

Направление 050400.62 Социально-экономическое образование

Профиль «история»

Курс/семестр: 4/8

Дисциплина: историография новой и новейшей истории стран Запада

 

Виды учебной деятельности студентов Баллы Форма отчетности Сроки сдачи Получ. балл Подпись преп.
  мин.   макс.    
  Основной модуль (обязат. виды деятельности)              
1. Выступление на сем. занятии     Журнал      
2. Тестирование по разделам модуля     Тест      
3. К.р. по усвоению основных понятий     Письменная работа      
4. Итоговая письменная работа     Реферат          
5. Посещение лекций, семинаров     Информ. по журналу      
  Итого:              
  Дополнительный модуль            
  Зачет            
                 

Критерии:

-выступление на семинаре по основному вопросу, структурированное, с достаточной аргументацией – от 5 до 7 б.;

- дополнения, замечания к основному вопросу – от 2 до 4 б.;

-доклад на семинаре: соответствие цели, достаточность источников и литературы, грамотное, логичное изложение материала – от 6 до 8 б.;

- подготовка обзора материалов по дисциплине в специализированных журналах- от 6 до10 б.

- оценка реферата по историографии новой и новейшей истории: использование и опора на источник,раскрытие всех аспектов проблемы, правильное оформление – от 28 до 32 б.; достаточно полно в реферате «виден» источник, в основном раскрыты все аспекты проблемы, нет

грубых ошибок в содержании – от 20 до 26 б.; понимание проблемы в основном, неполное, неточное описание предмета вопроса, отдельных понятий, относящихся к проблеме,неверное оформление реферата – от 18 до 24 б.;

 

Методические рекомендации для студентов

При подготовке к семинарским занятиям, посвященным различным течениям в исторической науке 16-20 вв., студентам необходимо познакомиться с работами зарубежных историков и охарактеризовать их вклад в развитие науки. Прежде всего необходимо учитывать исторический контекст, повлиявший на творчество того или иного историка, вскрыть влияние господствующих в то время философских течений на формирование его мировоззрения.

Далее необходимо дать анализ источниковой базы исследования, методологии и методов изучения источников конкретным ученым, остановиться на тематике и проблематике, выводах, сделанных в его трудах. Чтобы определить место данного исследователя в истории развития науки в целом стоит оценить его деятельность в качестве преподавателя, главы научной школы или направления.

При анализе актуальных направлений современной историографии отдельно необходимо остановиться на причинах и предпосылках возникновения этих направлений, обозначить ученых, которых мы можем отнести к этим направлениям, и их труды, выделить специфику данных направлений, указать сильные и слабые стороны исследований в рамках отдельных направлений. Вполне уместно дать прогноз относительно дальнейшего развития того или иного направления.

При изучении дисциплины «Историография новой и новейшей истории» необходимо, чтобы у студента сложилось четкое представление о периодах развития этой науки.

При характеристике того или иного течения студент должен уметь сформулировать достижения этой методологии по сравнению с предшествующей, а также ее слабые стороны.Особо следует обратить внимание на деятельность крупнейших представителей отдельных направлений и школ национальных историографий, знать тематику и названия их основных трудов.
Необходимо также иметь представление о новых направлениях в исторической науке, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Знакомство с курсом «Историография новой и новейшей истории» предполагает четкое знание основных понятий, изложенных в разделе тезаурус.

 

Методические рекомендации для преподавателей

Курс «Историография новой и новейшей истории» изучается студентами исторических факультетов в 8 семестре. Учебно-методический комплекс включает в себя тематические разделы, соответствующие основным этапам развития исторической науки зарубежных стран. В рамках основных разделов представлены рабочая программа курса историографии, тематика семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, контрольно-измерительные материалы, технологическая карта.
При рассмотрении курса необходимо показать развитие исторической науки, ее основных школ и направлений, возросшую роль историографии в общественной жизни.
Изучение историографии всемирной истории расширяет кругозор и помогает следить за уровнем развития исторической науки. Историография всемирной истории завершает теоретическую и методологическую подготовку историков-специалистов.

Преподаватель должен:

- показать общественно-исторические условия развития исторической науки на разных этапах;

- осветить разработку определенных концепций исторического развития с учетом общественно-политического контекста;

- рассмотреть как развивались и изменялись теории, с позиций которых изучался исторический процесс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.07 с.)