Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русской Православной Церкви».↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русской Православной Церкви». (выпускная квалификационная (дипломная) работа)
Специальность: Народное художественное творчество Квалификация: Художественный руководитель вокально- хорового коллектива. Преподаватель. Работа защищена: «»_____________2011 г. Оценка:_______________ Председатель ГАК: ______________:В. К. Горобченко Научный руководитель: Радько Н. А., доцент Рецензент: Пляскина Е. В., профессор Барнаул, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………………3 Глава 1. Историко-теоретические основы развития церковно-певческой традиции в России. 1.1. Понятие церковно-певческой традиции…………………………………......9 1.2. Специфические музыкальные формы, используемые в богослужебном пении…………………………………………………………………………………18 1.3. Структура церковно-певческой деятельности…………………………….31 Глава 2. Анализ условий развития традиционной церковной музыки на современном этапе. 2.1. Особенности развития богослужебной традиции Русской Православной Церкви в наше время…………………………………………………………… 2.2. Условия функционирования современных церковных хоров…………... 2.3. Роль регента в возрождении традиции богослужебного пения………….. Заключение………………………………………………………………………….. Список литературы………………………………………………………………... Приложение………………………………………………………………………….
Введение Русское православное пение — часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему. Поэтому, Церковь, с одной стороны, должна сохранить предания прежних времен, а с другой - не порывать с настоящим, но и не уклоняться в сторону от главной своей сущности – богослужения. Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместным массовым интересом к вопросам духовности, и в частности, к вопросу о церковно-певческих традициях Русской Православной Церкви. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года было положено начало активного возрождения забытых в советские годы духовных традиций: «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни»[12]. Поэтому начало 90-х годов XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке. В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и уставных традиций, а также решением учебно-методических вопросов. За последние два десятилетия накоплен серьёзный опыт, как в учебно-педагогической, так и в исполнительской областях церковного пения. В процессе возрождения богослужебно-певческих традиций участвуют ученые медиевисты, историки церковного пения, музыковеды-палеографы, композиторы, регенты и певчие хоров. Издаются книги по теории и истории богослужебного пения, выходит большое количество нотной литературы, создаются и выпускаются учебники по певческим и музыкально-теоретическим дисциплинам для духовных школ и регентских классов. Отличительной особенностью нашего времени является то, что развитие отечественной церковно-певческой культуры на современном этапе происходит через возрождение церковно-певческого наследия. А это значит обращение к опыту предыдущих поколений церковных песнописцев, композиторов, дирижёров, регентов и их сочинениям. Поэтому возрождаются и практикуются множество жанров духовной музыки, а также одновременно используется несколько стилевых направлений. В связи с этим, употребление правильных традиций пения, т.е. канонически и литургически соответствующих Духу Церкви, является насущной проблемой. Современный искусствовед Н. Гуляницкая справедливо замечает: «Проблемы церковного пения достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений, весьма различна, и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения»[7]. Говоря о церковно-певческой традиции сегодня, церковь стоит перед множеством неразрешенных проблем, главными из которых являются: 1. выбор верного направления в богослужебном пении, которое соответствовало постепенному воцерковлению современного человека; 2. подготовка грамотных специалистов-регентов и певцов в духовных и светских музыкальных учебных заведениях; 3. правильное и серьезное отношение к церковному пению при воспитании священнослужителей в Духовных школах; 4. подбор, формирование и систематизация богослужебного репертуара для разного состава хора; 5. отсутствие комиссии на местном Епархиальном уровне, которая бы являлась компетентным органом по вопросам современного церковно-певческого искусства. Все эти и другие проблемы, и более частные вопросы церковного пения на современном этапе развития, нужно решать только соборно. В первую очередь должна быть заинтересована церковная власть всех рангов и чинов. Сбор информации, конференции, фестивали, концерты духовной музыки будут положительно содействовать этой цели. Степень изученности вопроса осознается через опыт предыдущих поколений музыкантов и ученых-медиевистов. Наука о церковном пении базируется на трудах, которые условно можно разделить на 3 направления: 1. Вопросам истории церковного пения посвящены труды священника Разумовского Д. В. «Церковное пение в России», Преображенского А. В. «Очерки истории церковного пения в России», священника Металлова В. М. «Очерк истории православного церковного пения», Гарднера И.А. «Богослужебное пение РПЦ» (в 2-х томах) и др. 2. О проблемах семиографии и палеографии церковного пения писали следующие авторы: священник Металлов В. М. «Азбука церковного пения», Смоленский С. В. «Азбука знаменного пения», Бражников М. В. «Русские певческие рукописи и русская палеография», Беляев В. М. «Древнерусская музыкальная письменность» и др. 3. Формаы русского церковного пения и проблематику изучали Вознесенский И. И. «Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви», протоиерей Разумовский Д. В. «Теория и практика церковного пения», священник Металлов В. М. «Осмогласие знаменного роспева», Бражников М. В. «Новые задачи исследования памятников древнерусской музыки», Гарднер И. А. «Забытое богатство (о пении на подобен)» и др. Здесь изложены фундаментальные работы. Основной список трудов по русскому церковному пению, включающий и современные исследования по различным направлениям, включён в Приложение. Методологической основой исследования явились труды церковных историков, музыковедов, композиторов: - основой исторического исследования послужил труд И.А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви»; - богословским осмыслением темы работы, явился труд В.И. Мартынова «История богослужебного пения»; - стилевая и жанровая сторона церковного пения основывается на трудах И. Кошминой «Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры», Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века». Цель работы –обозначить пути развития церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви на современном этапе. Объектом работы является православное церковно-певческое искусство. Предметом исследования выступает современные традиции церковно-певческого искусства, начиная с начала 90-х гг. ХХ столетия и до наших дней. Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ. В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи: 1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»; 2. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви; 3. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме; 4. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке; 5. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение). Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве дополнительного источника в образовательных учреждениях: духовных академиях и семинариях, регентских школах и отделениях, богословских институтах, академиях культуры и искусства, на занятиях по истории русской музыки, истории художественной культуры, а также в качестве материала для лекций и бесед художественно-просветительского характера. Методы исследования. В процессе исследования по данной тематике применялись сбор, обработка, систематизация и подробное изучение вопросов творческого наследия Русской Православной Церкви по проблеме возрождения церковно-певческих традиций; ознакомление с мнениями авторитетных священнослужителей и современных церковных регентов. Научная новизна исследованиязаключается в том, что в предложенной работе производится целостный анализ современного состоянии церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви. Предлагаются практические рекомендации для руководителей церковных хоров. Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего нотные образцы разных стилей и жанров церковной музыки. Во введении рассматривается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, степень изученности проблемы, методологическая основа исследования, формулируются цель и задачи, гипотеза, практическая значимость, методы исследования и научная новизна. В первой главе «Историко-теретические основы развития церковно-певческих традиций в Русской Православной Церкви» раскрывается понятие «церковно-певческой традиции», изучаются специфические музыкальные формы используемые в богослужебном пении, определяются каноническо-литургические основы богослужебного пения, рассматривается структура церковно-певческой деятельности. Вторая глава «Анализ условий развития традиций церковной музыки на современном этапе» имеет практическую направленность. В ней рассматривается процесс возрождения и становления «церковно-певческой традиции» с конца 90-х гг. ХХ века и до наших дней.
\ Русское богослужебное пение Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам. а) государевы певчие дьяки Выработанный в течении многих веков богослужебный чин, требовал от певцов соответствующего образования и подготовки. При Великих князях были самые лучшие певцы Государевы певчие дьяки. Впервые в документах эта корпорация упоминается при Великом князе Василии III (1505-1533),сыне Иоанна III. Она была основана по образцу певчих византийского императора. Это был частный церковный хор Великого князя. Государевы певчие дьяки обязаны были петь богослужения в присутствии Великого князя или его семейства. Корпорация государевых певчих дьяков делилась на несколько групп певцов, именуемых станицами, по 5 человек в каждой. В начале было 35 певцов (7 станиц). Позже число певцов увеличилось до 70. Первая станица состояла из самых лучших певцов. Качество, достоинство станиц уменьшалось с каждым следующим ее номером. Последние станицы были составлены из новичков и учеников. Великий князь имел полную возможность собрать в своей личной капелле лучших и опытнейших певцов всей страны. Во время Петра Великого государевы певчие дьяки были переименованы в придворных певчих или в придворный хор. В это время хор насчитывал около ста человек. Вместе с перенесением резиденции в Петербург, туда же были переведены и певчие. В их руках сосредоточилось развитие русской хоровой богослужебно-певческой культуры. После вторжения западного стиля в русскую церковно-хоровую культуру, репертуар государевых певчих дьяков пополнился и не богослужебными песнопениями. Петр I не поддерживал дух московских традиций. Придворные певчие так же оказались удаленными от этих традиций и должны были вливаться в новый уклад жизни, равнявшейся в Петербурге по иностранному голландскому образцу, при котором все русское изгонялось и почти преследовалось. Певчие в Петербурге стали привлекаться Петром I к разного рода светским хоровым выступлениям, иногда носившим кощунственный характер (всешутейшие соборы). Во главе придворных певчих еще некоторое время стояли лица духовного звания. Ежедневная форма их состояла из кафтана и штанов зеленого сукна и полукафтана. Праздничный мундир шили из красного или малинового сукна. Певчие пользовались привилегиями: получали чины и возводились в дворянское сословие, а по выходе из хора становились офицерами. Сам Петр I нередко участвовал в богослужебном пении на клиросе со своими певчими дьяками. Историк протоиерей Дмитрий Разумовский говорит, что сохранились партесные нотные тетради с записью, что «по сим нотам изволил петь государь царь Петр Алексеевич». Среди придворных певчих были и композиторы. Государевы певчие сопровождали Петра I в его военных походах, в паломнических поездках, а так же в передвижениях как внутри страны, так и за ее пределами. В поездках по чужим землям придворные певчие конечно слышали пение протестантских хоралов в их строго-гомофонном складе, исполняемые всей общиной. С гомофонным складом русские могли познакомиться еще в Москве в немецкой слободе, где любил бывать царь Петр. Многоголосное хоровое пение все больше и больше стало охватывать и уставные напевы. Гармонизацией церковных напевов занимались не только придворные певчие. Состав придворных певчих увеличивался за счет лучших певцов, поступавших из архиерейских епархиальных хоров. В основном придворные певчие набирались из Малороссии, так как в это время епископат Русской Церкви состоял в подавляющем большинстве из украинцев. Этот хор в течение последующего времени много раз реорганизовывался, переименовывался и просуществовал боле 400 лет. К моменту революции 1917 года он исполнял богослужебное пение в придворных храмах Санкт-Петербурга и назывался Санкт-Петербургской императорской придворной певческой капеллой. После 1917 г. он был реорганизован в светский хор с женскими голосами и совершенно изменил свою структуру, порвал с традицией церковного пения, и стал называться «Государственная академическая капелла» г.Санкт-Петербурга [5].
б) патриаршие (синодальные) певчие дьяки Хор патриарших певчих дьяков остался в Москве, в стороне от развития Петербургской жизни. По этой причине он остался в отношении богослужебного пения более консервативным, чем придворные певчие, но не остался застывшим в своих традициях. В течение целого столетия с 1589 года- учреждение патриаршестваи до 1700 года - смерти патриарха Адриана, главным и стройно организованным церковно-певческим коллективом была корпорация патриарших певчих дьяков и подьяков. Патриаршие певчие всецело принадлежали ведению духовных властей, поэтому они не могли быть привлекаемы к участию в светских певческих выступлениях, как это было с придворными певчими. Большая часть патриарших певчих состояла в клире, поэтому многие имели духовный сан. Наряду с древними церковными роспевами этот хоровой коллектив стал употреблять и привезенные из Киева - киевский, болгарский и греческий распевы, а так же и партесное пение. Со смертью патриарха Адриана положение патриарших певчих изменилось. В 1720 году из 44 певчих 32 человека были вызваны в Петербург. Москва решительно отодвигалась на задний план. Присоединившись к придворным певчим патриаршие певчие должны были во всем следовать репертуару и манере исполнения придворных певчих. Хранить традиции патриарших певчих могла теперь только малая группа, оставленная в Москве. С упразднением патриаршества и учреждением Синода патриарший хор был переименован в Синодальный. После этого Синодальный хор надолго потерял свое значение как хранителя русского богослужебного певческого предания [5]. в) другие хоровые коллективы В конце XVII в Москве и Петербурге появилось немало частных хоров. В середине XVIII века были установлены штаты певчих хоров. В каждый штат полагался уставщик и 3 станицы певчих. Число певчих в каждом штате завесило от иерархической важности епископа, монастыря или собора. Кузницей певчих и образованных регентов служила Придворная певческая капелла и Синодальное училище пения в Москве. Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам. Рассмотрим предложенную таблицу исполнителей пения по эпохам:
На современном этапе возрождения церковной жизни и как следствие, возрождение церковного пения на приходах, в обителях и духовных школах идет постепенно. Появляются новые церковные композиторы и регенты. Среди них можно отметить: арх. Матфея (Мармыля), диак.Сергея Трубачева (сочинения, гармонизации распевов в монастырском стиле), архиеп. Ионафан (Елецких), С.Б.Толстокулакова. Причем среди регентов профессиональных и любительских хоров чаще встречаются женщины. Активность женского состава перешла из исполнителей не только в регента, но и в композиторов духовной музыки: Ирина Денисова и др.
Хоровые коллективы на современном этапе развития церковного пения:
Если сделать сравнительный анализ данных вышеприведенных таблиц, то увидим следующие: в дореволюционной России уклон делался на мужские и детские составы хора. Причем регентами и композиторами были только мужчины, которые писали музыку для таких «смешанных» хоров. На современном этапе развития регента в основном – женщины, хоры в большинстве, смешанные и однородные женские. Среди профессиональных композиторов часто встречаются женщины. Почти все композиторы на данный период сочиняют церковную музыку для смешанных хоров.
Эклектичность пения Необходимо отметить ещё один момент в церковно-певческой практике современной Русской Православной Церкви – это эклектичность пения. Специфика нашего времени состоит в том, что на клиросе в обиходном пении используется как «петербургский» так и «московский» стили пения. Можно сказать что петербургская и московская школы - два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Черты петербургского стиля - это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими. Черты московской школы: витиеватые мелодии, свободный несимметричный ритм, неклассическая гармония (часто используются «пустые» квинты или унисоны), в основе - древнерусские распевы, русская народная песня. Московская и петербургская певческие традиции повлияли главным образом на мелодический облик системы осмогласия: два церковных певца, впервые встретившись на клиросе, обязательно должны договориться между собой, как они будут петь гласы («по-питерски» или «по-московски»). В репертуаре многих церковно-певческих хоровых коллективов используются произведения двух традиций, двух направлений. В заключение, можно сказать, что в современной отечественной хоровой культуре церковно-певческие традиции становятся все более значимым направлением хорового искусства. Этому способствуют ее широкая распространенность и доступность этих традиций. Непрерывно увеличивающееся количество храмов обуславливает возникновение новых церковных хоров, многие профессионалы-хормейстеры, имеющие крепкий базис светского хорового исполнительства, обращаются к регентской и певческой деятельности. Критерии хормейстерского профессионализма не являются чуждыми и для клироса. Можно говорить о возрождении лучших церковно-певческих традиций и профессиональных идеалов, которые сформировались в недрах церковно-певческого искусства в результате деятельности В. Орлова, С. Смоленского, П. Чеснокова, Н. Данилина, М. Климова, А. Архангельского и многих других хоровых дирижеров из плеяды великих регентов прошлого. 2.2 Условия функционирования современных церковных хоров.
Под условиями функционирования, мы понимаем структуру, законы и взаимоотношения которые присуще церковно-певческому коллективу. Данный вопрос очень актуален, так как дает возможность понять внешние и внутренние проблемы церковного хора. Здесь мы опираемся на авторитетные мнения заслуженных служителей церкви, которые пережили советскую эпоху и имеют колоссальный опыт служения, и общения с замечательными регентами прошлого, а также мнения современных регентов по этому вопросу. Для них очень близка церковно-певческая культура, и, в сущности, они являются живыми носителями церковных традиций. Это выдающиеся церковные деятели - наши современники: митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Иларион (Алфеев), архепископ Ионафан (Елецких), регент мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря – Георгий Сафонов, регент хора Санкт-Петербургской духовной академии – Виктор Волна и др. Анализируя их богатый опыт, попытаемся обозначить общие моменты жизни и деятельности современных церковных хоров, круг их вопросов и проблем, а также возможные способы их решения.
1) Состав церковного хорового коллектива
Церковный хор - это вокально-исполнительский коллектив певцов, владеющих необходимыми техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, для передачи мыслей и чувств, идейного содержания, которое заложено в богослужебном песнопении [11. Самое главная проблема, пишет митрополит Питирим (Нечаев) – это проблема человеческого сердца. В церковном хоре должны петь верующие люди, которые бы знали стиль церковного пения. То есть, первым условием является личное религиозное, православное чувство регента, певца, композитора, который пишет для церкви. Второе условие – знание Церковного Устава и специфики того или иного праздника [25]. Митрополит Илларион (Алфеев) по этому поводу замечает, что в идеале церковный хор должны составлять церковные люди, но бывает так, что приглашают профессиональных певцов. Но они должны, как-то воцерковиться, они должны понять, где находятся. Даже если один человек поет одновременно и в театре и в церковном хоре, он должен уметь перестраиваться. Регент мужского хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов: в церковный коллектив нужно набирать людей с учетом их человеческих качеств, чтобы с ними было легко работать, чтобы люди понимали друг друга [29]. Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии –Виктор Волна: самое главное, чтобы певчие были заинтересованными, чтобы им нравилось петь, чтобы они прилагали к этому послушанию все свои возможности и силы [5].
Из вышеприведенных мнений, можно определить какими качества должен обладать певчий церковного хора: 1) верующий, церковный человек; 2) профессиональный певец хора; 3) коммуникабельный, понимающий, снисходительный; 4) заинтересованный, любящий пение; 5) ориентирующийся в богослужебном уставе.
2) Регент церковного хора Приведём несколько высказываний о роли регента в богослужебном пении. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Регент должен быть глубоко церковный человек, который бы чувствовал хор, сплачивал певцов своей энергией, своей любовью к богослужебному пению. Он должен быть носителем церковных традиций». [4] Митрополит Питирим (Нечаев): «Церковный регент должен вместе с настоятелем, участвовать в воспитании прихода. Плох тот регент, который руководствуется личными вкусами, пристрастиями и симпатиями, избирает себе «любимчиков». К певцам в хоре должно быть ровное отношение, тогда и пение будет согласным. Прежде всего, регент должен знать церковный устав, быть элементарно богословски просвещенным, чтобы отличать, к примеру, службу на праздник «Вход Господень в Иерусалим» от праздника «Введения во храм Пресвятой Богородицы» [25]. Архепископ Ионафан (Елецких): -«У регентов, не получивших богословского образования, часто отсутствует восприятие целостности храмового действа: и песнопений, и молитвословий. Многие из них уверены, что богослужение — это только последовательность музыкальных номеров, а иные не ощущают связи исполняемого текста, например, песнопений «Милость мира», с текстом тихого чтения евхаристических молитвословий и заключительными возгласами иерея в алтаре. Очень часто случаются ошибки в выборе песнопений, их темпа и характера исполнения». Виктор Волна регент хора Санкт-Петербургской духовной академии: « Регент должен быть верующим. Неверующему дирижеру исполнение церковного произведения будет сложно осуществить, так как необходимо понимать и разделять то, о чем ты поешь, нужно пропустить это через сердце и быть с эти согласным, т е. сопереживать, чтобы правильно донести до молящегося содержание песнопения» [5].
Объединив высказывания, выделим качества, которыми должен обладать церковный регент: 1) верующий, церковный человек; 2) носитель церковной традиции; 3) имеет регентское (дирижерское) образование; 4) сплачивает певцов своей энергией; 5) ко всем певчим относится ровно, ни кого не выделяя; 6) знает церковный устав и имеет богословское образование;
3) Исполнение церковных песнопений Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) – «Важным условием исполнения песнопения является «соборность», это участие в молитве всех и особенно певчих! Священник – не отдельный совершитель некоего обряда для публики, которая стоит и думает о своем, т.е. нужно петь не только словами, но и умом погружаться в смысл текста молитвы. В церковном хоре важен смысл богослужебного текста и дикция. В связи с этим, особенно надо заботиться о четком произнесении текста, содержание которого должно быть озвучено со смыслом и соответственно окрашено эмоционально» [25]. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) – «Сущность церковного пения заключается в том, чтобы как можно полнее передать музыкальными средствами, прежде всего смысл исполняемых молитвословий и донести их до всех участвующих в Богослужении, ибо хор – это уста молящихся. При исполнении песнопений не надо кричать, не надо форсировать звук; избегать эмоциональности, петь ровно» [4]. Митрополит Иларион (Алфеева) – «Священнику подходит та церковная музыка, которую он не слышит, т.е. звучащее песнопение не мешает сосредоточиться на молитве». Архепископ Ионафан (Елецких) – «Однажды некоего старца спросили об исполнении Фёдором Шаляпиным известных церковных песнопений. Что же он ответил? «Ладно поет, да голосом балуется!» На светской сцене это «искусство голоса» похвально. А вот в храме, перед Живым Богом, это баловство-хвастовство голосом излишне и отвлекает от молитвы» [9]. Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии Виктор Волна - «Произведение нужно исполнить красиво, чтобы оно было наполнено определенным смыслом, чтобы оно было одухотворено, чтобы это было гармоничное и молитвенное пение. Таким образом, все параметры обычного пения сохраняются, но необходимо еще быть в гармонии с богослужением, нужно соответствовать его темпу и характеру» [5].
Критерии исполнения церковного пения: 1) соборность – участие хора в молитве; 2) петь красиво, одухотворенно, молитвенно; 3) не форсировать звук, петь ровно, избегая излишней эмоциональности; 4) темп и характер пения должен соответствовать богослужению.
4) Репертуар церковного хора Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Очень важно, чтобы репертуар песнопений был выдержан в одном ключе, чтобы он композиционно был выстроен». Что касается наблюдаемого ныне возрождения традиций древнего пения, то к этому надо относиться с большой осторожностью. Ведь, на самом деле, исполнение знаменных распевов требует не только музыкальных дарований и теоретических знаний, но, прежде всего внутренней чистоты и проникновения в богослужебный текст. Конечно, необходимо отдавать себе отчет в том, в какой момент и какое песнопение исполнять знаменным распевом. Например: Догматики можно исполнять знаменным распевом» [4]. Митрополит Питирим (Нечаев): - «Духовно-музыкальный репертуар должен включать гармонизации, переложения древних распевов. Что касается авторских композиций, то отношение к ним должно быть строгим. Такое отношение должно быть не только к ныне живущим композиторам, но и к музыкантом прошлого. Вопрос о введении в практику древнерусского знаменного распева необходимо решать очень осторожно. Так как для современного человека оно как бы чужое. Люди привыкли к многоголосью и непременно с участием женских голосов. Одноголосое знаменное пение, в отличие от партесного, само по себе очень уравновешенно, сбалансировано, сдержанно эмоционально. Поэтому, культуру древнего пения необходимо изучать, и вводить, сообразуясь с Уставом» [25]. Хор Санкт-Петербургской духовной академии – регент Виктор Волна: - «Есть довольно много красивой музыки, но в рамках богослужения она чрезмерно выразительна, слишком эмоциональна, она выбивает служащих и молящихся из состояния молитвы. Мне нравится музыка Чеснокова, она часто совпадает по своей амплитуде с молитвенным состоянием; обработка старинных знаменных распевов, которые очень молитвенны по своей сути, настраивают своей отрешенностью и молитвенностью, своей сдержанностью и в то же время обладают внутренней силой, внутренней эмоциональностью, не выплеснутой наружу. Лично для себя я открыл такого композитора,как Красностовский, и несколько его сочинений, таких как переложение для мужского хора «Хвалите имя Господне» и «Хвали, душе моя, Господа» [5].
Некоторые критерии церковно-певческого репертуара: 1) репертуар должен быть выдержан в одном ключе; 2) должен включать гармонизации древних распевов; 3) песнопения знаменного распева вводить осторожно; 4) к авторским сочинениям относится строго.
5) Отношение между священником, регентом и хором
Митрополит Питирим (Нечаев): - «Главное, чтобы служба не затягивалась, но и шла без торопливости. В конечном итоге все зависит от искусства и религиозного чувства регента и тех требований, которые грамотный настоятель может предъявить хору. Тут вступают в силу два очень важных понятия. Во-первых, чрезвычайно важно выдержать ритм Богослужения – найти ту важную меру, которая соответствовала бы тому или иному чинопоследованию. Шаляпин, например, признавался в том, что «самое трудное - выдержать паузу». По мнению Святейшего Патриарха Алексия I, «затянутая пауза – это разрушение строя службы». Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, касается силы звучания хора. Здесь, также необходима мера. Хор может подавлять личную молитву священника, прихожанина, с одной стороны, а с другой – хор может не добирать, когда молитва как бы повисает в воздухе. Сила звучания должна зависит от объема храма и его наполнения, от того, где располагаются певцы, - это все акустические нормативы, которые обеспечиваются внутренней культурой, знанием и опытом регента и певцов» [25]. Мужского хора Московского Данилова монастыря – регент Георгий Сафонов: - « Последний раз, когда мы были на службе в Архангельском соборе, Патриарх сказал всего одну фразу – «Вы сегодня пели хорошо». Для нас это высшая оценка. Мы привыкли к тому, что если Патриарх промолчал, то это и есть похвала. А если сказал, значит, что-то было не так. Когда покойного Патриарха Алексия II спрашивали «Как вам хор?», он отвечал коротко - «Не мешали», и иногда говорил - «Сослужили», то есть помогали молитве в алтаре» [29]. Митрополит Питирим (Нечаев): - «Священники и особенно настоятель, должны заботиться о пении и это их святая обязанность. Отсюда видно, что певцы и особенно регент, должны находиться под окормлением священника, а священник, в свою очередь, должен слушать, как поет хор. И нельзя противопоставлять одно, другому. В Церкви между регентом и настоятелем должно быть взаимопонимание, иначе всегда будет противостояние – а это страшная вещь» [25]. Данные замечания относительно пения хора и общения между священнослужителями, регентом и певчими, подчеркивают, что церковное пение является, по сути, частью молитвы и богослужения.
6) Проблема финансирования Всегда было «узким» местом во взаимоотношениях настоятеля с регентом материальное обеспечение. Оно, как известно, зависит от мощности прихода и социальной среды. Регент стремится набрать звонкие голоса, которые не всегда могут быть уместными и созвучными богослужению. Но существует такое выражение: «Как дают, так и поют». Поэтому бедные храмы, часто, вообще не имеют певцов, имеется только один псаломщик [25]. Наша многострадальная Русская Православная Церковь находится в настоящее время поистине в экстремально-труднейших финансовых условиях (за годы борьбы советского государства с Православной Церковью было уничтожено около 98 % дореволюционных православных храмов); - это нужно и восста
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.02 с.) |