Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления певческой системыСодержание книги Поиск на нашем сайте
В первые века христианства пение было простым и доступным по форме. Наряду с ипофонным пением ранняя христианская церковь широко применяла антифонное пение. Антифонное пение было введено св. Игнатием Богоносцем (49-107 гг.). Именно он ввел антифонное пение в Антиохийской церкви и отсюда оно распространилось по всей христианской церкви. Помимо ипофонного и антифонного принципов пения древняя христианская церковь знала и принцип симфонного (согласного) пения. Помимо различения принципов пения раннехристианская богослужебная практика различала и типы отдельных песнопений. Святой Григорий Нисский говорит: «Псалом есть мелодия, требующая музыкального инструмента, песнь есть напев человеческих уст... Гимн есть воздаваемое Богу благословение, за дарованные нам блага». Климент Александрийский писал: «Изнеженные напевы и плаксивые ритмы... развращают нравы своим разнузданным и коварным искусством, незаметно вовлекая душу в разгул». После того как церковь вышла из катакомб - Миланский эдикт (закон) 313г.императора Константина Великого превращает христианство из религии гонимой в официальную. Этот период развития христианского богослужебного пения характеризуется появлением в церкви особого института - специально подготовленных и обученных певцов - профессионалов. Старший управитель правого и левого хора назывался протопсалтом, а певец, в обязанности которого входило пение самогласных стихир, назывался ламподарием. Во время служения певчие облекались в белые стихари и размещались на двух клиросах (с этого времени певцы стали поставляться в своем служении малым посвящением и особой молитвой). Помимо храмовых певчих известны были певчие придворные -доместики (учителя) а также магистры (сочинители). Говоря о придворных доместиках и магистрах. Эта традиция «царского пения» спустя века была воспринята на Руси в стройной и совершенной системе осмогласия (восьми гласов) преподобного Иоанна Дамаскина (680 - 776гг.). Преп. Иоанн Дамаскин явился творцом Октоиха. Гласы делятся на 2 группы по 4. Первые 4 гласа главные или автентические; вторые 4 гласа - косвенные или плагальные. [8]
Русское богослужебное пение Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам. а) государевы певчие дьяки Выработанный в течении многих веков богослужебный чин, требовал от певцов соответствующего образования и подготовки. При Великих князях были самые лучшие певцы Государевы певчие дьяки. Впервые в документах эта корпорация упоминается при Великом князе Василии III (1505-1533),сыне Иоанна III. Она была основана по образцу певчих византийского императора. Это был частный церковный хор Великого князя. Государевы певчие дьяки обязаны были петь богослужения в присутствии Великого князя или его семейства. Корпорация государевых певчих дьяков делилась на несколько групп певцов, именуемых станицами, по 5 человек в каждой. В начале было 35 певцов (7 станиц). Позже число певцов увеличилось до 70. Первая станица состояла из самых лучших певцов. Качество, достоинство станиц уменьшалось с каждым следующим ее номером. Последние станицы были составлены из новичков и учеников. Великий князь имел полную возможность собрать в своей личной капелле лучших и опытнейших певцов всей страны. Во время Петра Великого государевы певчие дьяки были переименованы в придворных певчих или в придворный хор. В это время хор насчитывал около ста человек. Вместе с перенесением резиденции в Петербург, туда же были переведены и певчие. В их руках сосредоточилось развитие русской хоровой богослужебно-певческой культуры. После вторжения западного стиля в русскую церковно-хоровую культуру, репертуар государевых певчих дьяков пополнился и не богослужебными песнопениями. Петр I не поддерживал дух московских традиций. Придворные певчие так же оказались удаленными от этих традиций и должны были вливаться в новый уклад жизни, равнявшейся в Петербурге по иностранному голландскому образцу, при котором все русское изгонялось и почти преследовалось. Певчие в Петербурге стали привлекаться Петром I к разного рода светским хоровым выступлениям, иногда носившим кощунственный характер (всешутейшие соборы). Во главе придворных певчих еще некоторое время стояли лица духовного звания. Ежедневная форма их состояла из кафтана и штанов зеленого сукна и полукафтана. Праздничный мундир шили из красного или малинового сукна. Певчие пользовались привилегиями: получали чины и возводились в дворянское сословие, а по выходе из хора становились офицерами. Сам Петр I нередко участвовал в богослужебном пении на клиросе со своими певчими дьяками. Историк протоиерей Дмитрий Разумовский говорит, что сохранились партесные нотные тетради с записью, что «по сим нотам изволил петь государь царь Петр Алексеевич». Среди придворных певчих были и композиторы. Государевы певчие сопровождали Петра I в его военных походах, в паломнических поездках, а так же в передвижениях как внутри страны, так и за ее пределами. В поездках по чужим землям придворные певчие конечно слышали пение протестантских хоралов в их строго-гомофонном складе, исполняемые всей общиной. С гомофонным складом русские могли познакомиться еще в Москве в немецкой слободе, где любил бывать царь Петр. Многоголосное хоровое пение все больше и больше стало охватывать и уставные напевы. Гармонизацией церковных напевов занимались не только придворные певчие. Состав придворных певчих увеличивался за счет лучших певцов, поступавших из архиерейских епархиальных хоров. В основном придворные певчие набирались из Малороссии, так как в это время епископат Русской Церкви состоял в подавляющем большинстве из украинцев. Этот хор в течение последующего времени много раз реорганизовывался, переименовывался и просуществовал боле 400 лет. К моменту революции 1917 года он исполнял богослужебное пение в придворных храмах Санкт-Петербурга и назывался Санкт-Петербургской императорской придворной певческой капеллой. После 1917 г. он был реорганизован в светский хор с женскими голосами и совершенно изменил свою структуру, порвал с традицией церковного пения, и стал называться «Государственная академическая капелла» г.Санкт-Петербурга [5].
б) патриаршие (синодальные) певчие дьяки Хор патриарших певчих дьяков остался в Москве, в стороне от развития Петербургской жизни. По этой причине он остался в отношении богослужебного пения более консервативным, чем придворные певчие, но не остался застывшим в своих традициях. В течение целого столетия с 1589 года- учреждение патриаршестваи до 1700 года - смерти патриарха Адриана, главным и стройно организованным церковно-певческим коллективом была корпорация патриарших певчих дьяков и подьяков. Патриаршие певчие всецело принадлежали ведению духовных властей, поэтому они не могли быть привлекаемы к участию в светских певческих выступлениях, как это было с придворными певчими. Большая часть патриарших певчих состояла в клире, поэтому многие имели духовный сан. Наряду с древними церковными роспевами этот хоровой коллектив стал употреблять и привезенные из Киева - киевский, болгарский и греческий распевы, а так же и партесное пение. Со смертью патриарха Адриана положение патриарших певчих изменилось. В 1720 году из 44 певчих 32 человека были вызваны в Петербург. Москва решительно отодвигалась на задний план. Присоединившись к придворным певчим патриаршие певчие должны были во всем следовать репертуару и манере исполнения придворных певчих. Хранить традиции патриарших певчих могла теперь только малая группа, оставленная в Москве. С упразднением патриаршества и учреждением Синода патриарший хор был переименован в Синодальный. После этого Синодальный хор надолго потерял свое значение как хранителя русского богослужебного певческого предания [5]. в) другие хоровые коллективы В конце XVII в Москве и Петербурге появилось немало частных хоров. В середине XVIII века были установлены штаты певчих хоров. В каждый штат полагался уставщик и 3 станицы певчих. Число певчих в каждом штате завесило от иерархической важности епископа, монастыря или собора. Кузницей певчих и образованных регентов служила Придворная певческая капелла и Синодальное училище пения в Москве. Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам. Рассмотрим предложенную таблицу исполнителей пения по эпохам:
На современном этапе возрождения церковной жизни и как следствие, возрождение церковного пения на приходах, в обителях и духовных школах идет постепенно. Появляются новые церковные композиторы и регенты. Среди них можно отметить: арх. Матфея (Мармыля), диак.Сергея Трубачева (сочинения, гармонизации распевов в монастырском стиле), архиеп. Ионафан (Елецких), С.Б.Толстокулакова. Причем среди регентов профессиональных и любительских хоров чаще встречаются женщины. Активность женского состава перешла из исполнителей не только в регента, но и в композиторов духовной музыки: Ирина Денисова и др.
Хоровые коллективы на современном этапе развития церковного пения:
Если сделать сравнительный анализ данных вышеприведенных таблиц, то увидим следующие: в дореволюционной России уклон делался на мужские и детские составы хора. Причем регентами и композиторами были только мужчины, которые писали музыку для таких «смешанных» хоров. На современном этапе развития регента в основном – женщины, хоры в большинстве, смешанные и однородные женские. Среди профессиональных композиторов часто встречаются женщины. Почти все композиторы на данный период сочиняют церковную музыку для смешанных хоров.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.008 с.) |