Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления певческой системы

Поиск

В первые века христианства пение было простым и доступным по форме. Наряду с ипофонным пением ранняя христианская церковь широко применяла антифонное пение. Антифонное пение было введено св. Игнатием Богоносцем (49-107 гг.). Именно он ввел антифонное пение в Антиохийской церкви и отсюда оно распространилось по всей христианской церкви. Помимо ипофонного и антифонного принципов пения древняя христианская церковь знала и принцип симфонного (согласного) пения.

Помимо различения принципов пения раннехристианская богослужебная практика различала и типы отдельных песнопений. Святой Григорий Нисский говорит: «Псалом есть мелодия, требующая музыкального инструмента, песнь есть напев человеческих уст... Гимн есть воздаваемое Богу благословение, за дарованные нам блага». Климент Александрийский писал: «Изнеженные напевы и плаксивые ритмы... развращают нравы своим разнузданным и коварным искусством, незаметно вовлекая душу в разгул».

После того как церковь вышла из катакомб - Миланский эдикт (закон) 313г.императора Константина Великого превращает христианство из религии гонимой в официальную. Этот период развития христианского богослужебного пения характеризуется появлением в церкви особого института - специально подготовленных и обученных певцов - профессионалов. Старший управитель правого и левого хора назывался протопсалтом, а певец, в обязанности которого входило пение самогласных стихир, назывался ламподарием. Во время служения певчие облекались в белые стихари и размещались на двух клиросах (с этого времени певцы стали поставляться в своем служении малым посвящением и особой молитвой).

Помимо храмовых певчих известны были певчие придворные -доместики (учителя) а также магистры (сочинители). Говоря о придворных доместиках и магистрах. Эта традиция «царского пения» спустя века была воспринята на Руси в стройной и совершенной системе осмогласия (восьми гласов) преподобного Иоанна Дамаскина (680 - 776гг.). Преп. Иоанн Дамаскин явился творцом Октоиха. Гласы делятся на 2 группы по 4. Первые 4 гласа главные или автентические; вторые 4 гласа - косвенные или плагальные. [8]

 

Русское богослужебное пение

Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам.

а) государевы певчие дьяки

Выработанный в течении многих веков богослужебный чин, требовал от певцов соответствующего образования и подготовки. При Великих князях были самые лучшие певцы Государевы певчие дьяки. Впервые в документах эта корпорация упоминается при Великом князе Василии III (1505-1533),сыне Иоанна III. Она была основана по образцу певчих византийского императора. Это был частный церковный хор Великого князя. Государевы певчие дьяки обязаны были петь богослужения в присутствии Великого князя или его семейства. Корпорация государевых певчих дьяков делилась на несколько групп певцов, именуемых станицами, по 5 человек в каждой. В начале было 35 певцов (7 станиц). Позже число певцов увеличилось до 70. Первая станица состояла из самых лучших певцов. Качество, достоинство станиц уменьшалось с каждым следующим ее номером. Последние станицы были составлены из новичков и учеников. Великий князь имел полную возможность собрать в своей личной капелле лучших и опытнейших певцов всей страны.

Во время Петра Великого государевы певчие дьяки были переименованы в придворных певчих или в придворный хор. В это время хор насчитывал около ста человек. Вместе с перенесением резиденции в Петербург, туда же были переведены и певчие. В их руках сосредоточилось развитие русской хоровой богослужебно-певческой культуры. После вторжения западного стиля в русскую церковно-хоровую культуру, репертуар государевых певчих дьяков пополнился и не богослужебными песнопениями. Петр I не поддерживал дух московских традиций. Придворные певчие так же оказались удаленными от этих традиций и должны были вливаться в новый уклад жизни, равнявшейся в Петербурге по иностранному голландскому образцу, при котором все русское изгонялось и почти преследовалось. Певчие в Петербурге стали привлекаться Петром I к разного рода светским хоровым выступлениям, иногда носившим кощунственный характер (всешутейшие соборы). Во главе придворных певчих еще некоторое время стояли лица духовного звания. Ежедневная форма их состояла из кафтана и штанов зеленого сукна и полукафтана. Праздничный мундир шили из красного или малинового сукна. Певчие пользовались привилегиями: получали чины и возводились в дворянское сословие, а по выходе из хора становились офицерами. Сам Петр I нередко участвовал в богослужебном пении на клиросе со своими певчими дьяками. Историк протоиерей Дмитрий Разумовский говорит, что сохранились партесные нотные тетради с записью, что «по сим нотам изволил петь государь царь Петр Алексеевич». Среди придворных певчих были и композиторы. Государевы певчие сопровождали Петра I в его военных походах, в паломнических поездках, а так же в передвижениях как внутри страны, так и за ее пределами. В поездках по чужим землям придворные певчие конечно слышали пение протестантских хоралов в их строго-гомофонном складе, исполняемые всей общиной. С гомофонным складом русские могли познакомиться еще в Москве в немецкой слободе, где любил бывать царь Петр. Многоголосное хоровое пение все больше и больше стало охватывать и уставные напевы. Гармонизацией церковных напевов занимались не только придворные певчие. Состав придворных певчих увеличивался за счет лучших певцов, поступавших из архиерейских епархиальных хоров. В основном придворные певчие набирались из Малороссии, так как в это время епископат Русской Церкви состоял в подавляющем большинстве из украинцев.

Этот хор в течение последующего времени много раз реорганизовывался, переименовывался и просуществовал боле 400 лет. К моменту революции 1917 года он исполнял богослужебное пение в придворных храмах Санкт-Петербурга и назывался Санкт-Петербургской императорской придворной певческой капеллой. После 1917 г. он был реорганизован в светский хор с женскими голосами и совершенно изменил свою структуру, порвал с традицией церковного пения, и стал называться «Государственная академическая капелла» г.Санкт-Петербурга [5].

 

б) патриаршие (синодальные) певчие дьяки

Хор патриарших певчих дьяков остался в Москве, в стороне от развития Петербургской жизни. По этой причине он остался в отношении богослужебного пения более консервативным, чем придворные певчие, но не остался застывшим в своих традициях. В течение целого столетия с 1589 года- учреждение патриаршестваи до 1700 года - смерти патриарха Адриана, главным и стройно организованным церковно-певческим коллективом была корпорация патриарших певчих дьяков и подьяков. Патриаршие певчие всецело принадлежали ведению духовных властей, поэтому они не могли быть привлекаемы к участию в светских певческих выступлениях, как это было с придворными певчими. Большая часть патриарших певчих состояла в клире, поэтому многие имели духовный сан. Наряду с древними церковными роспевами этот хоровой коллектив стал употреблять и привезенные из Киева - киевский, болгарский и греческий распевы, а так же и партесное пение.

Со смертью патриарха Адриана положение патриарших певчих изменилось. В 1720 году из 44 певчих 32 человека были вызваны в Петербург. Москва решительно отодвигалась на задний план. Присоединившись к придворным певчим патриаршие певчие должны были во всем следовать репертуару и манере исполнения придворных певчих. Хранить традиции патриарших певчих могла теперь только малая группа, оставленная в Москве. С упразднением патриаршества и учреждением Синода патриарший хор был переименован в Синодальный. После этого Синодальный хор надолго потерял свое значение как хранителя русского богослужебного певческого предания [5].

в) другие хоровые коллективы

В конце XVII в Москве и Петербурге появилось немало частных хоров. В середине XVIII века были установлены штаты певчих хоров. В каждый штат полагался уставщик и 3 станицы певчих. Число певчих в каждом штате завесило от иерархической важности епископа, монастыря или собора. Кузницей певчих и образованных регентов служила Придворная певческая капелла и Синодальное училище пения в Москве.

Исторически сложилось так, что состав исполнителей традиционного русского богослужебного пения в разное время менялся по различным причинам.

Рассмотрим предложенную таблицу исполнителей пения по эпохам:

Век Эпоха Исполнители Примечание
XI – нач.XVII Знаменного пения Однородные мужские хоры Только в женских обителях – однородные женские хоры
XVII - XVIII Ранее многоголосье Однородные мужские хоры   Государевы певчие дьяки  
Барокко Мальчики и мужской состав хора Придворные певчие
XVIII – чет. XIX Классического концерта Мальчики и мужской состав хора Хор Придворной Певчей Императорской капеллы
сер.XIX – нач.XX Возрождения древнего пения на новом уровне Мальчики и мужской состав хора Синодальный хор, хор Петербургской певческой капеллы, Хор киевской школы Калишевского и другие хоровые коллективы
Смешанный состав хора Женские голоса, вместо детских ввел в употребление А.Архангельский
кон. XX – нач.XXI Возрождение церковной жизни, после атеизма Смешанный состав хора На клиросе почти всегда – однородный женский. В обителях и духовных школах - однородные хоры.

 

На современном этапе возрождения церковной жизни и как следствие, возрождение церковного пения на приходах, в обителях и духовных школах идет постепенно. Появляются новые церковные композиторы и регенты. Среди них можно отметить: арх. Матфея (Мармыля), диак.Сергея Трубачева (сочинения, гармонизации распевов в монастырском стиле), архиеп. Ионафан (Елецких), С.Б.Толстокулакова. Причем среди регентов профессиональных и любительских хоров чаще встречаются женщины. Активность женского состава перешла из исполнителей не только в регента, но и в композиторов духовной музыки: Ирина Денисова и др.

 

Хоровые коллективы на современном этапе развития церковного пения:

Хоровые составы Вид хора Примечание
  Профессиональные Смешанные Хоры больших церквей и соборов
  Клиросные Однородные женские Редко встречается мужской состав
  Учебные Однородные Семинарии, Академии – мужские. Регентские школы - женские

 

Если сделать сравнительный анализ данных вышеприведенных таблиц, то увидим следующие: в дореволюционной России уклон делался на мужские и детские составы хора. Причем регентами и композиторами были только мужчины, которые писали музыку для таких «смешанных» хоров. На современном этапе развития регента в основном – женщины, хоры в большинстве, смешанные и однородные женские. Среди профессиональных композиторов часто встречаются женщины. Почти все композиторы на данный период сочиняют церковную музыку для смешанных хоров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.011 с.)