Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хор Московского Свято-Данилова монастыря

Поиск

Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря существует с 1987 года. В его составе – 25 профессиональных певцов с высшим вокально-хоровым образованием. Художественный руководитель и главный регент хора Г.Сафонов.

Хор участвует в монастырских службах по воскресным и праздничным дням, а также в торжественных богослужениях, возглавляемых Патриархом Московским и всея Руси. В его репертуаре, помимо православной богослужебной музыки, произведения различных стилей и эпох, в том числе канты, колядки, русские военные и исторические песни, грузинские, македонские песнопения, старинные вальсы, застольные песни. Хор работал со многими известными деятелями искусства – И. К. Архиповой, Б. В. Штоколовым, А. Ф. Ведерниковым, И. Д. Кобзоном, Ю. М. Соломиным и другими. Дискография составляет около двадцати альбомов. Хор неоднократно награжден Патриаршими грамотами, многочисленными дипломами. Лауреат международных и всероссийских конкурсов церковной музыки. В 2003 году Святейший Патриарх и всея Руси Алексий II присвоил коллективу почетное название – Мужской хор Синодальной Резиденции Святейшего Патриарха.

Мужской хор Московского Сретенского монастыря

С конца 1994 г. Московским хором Сретенского монастыря довольно продолжительное время управлял Сергей Пельгука – опытный регент, но без профессионального музыкального образования. Количество хористов около двадцати пяти человек.

В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Амвросий (Ермаков) назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию. Пребывая в Сретенском монастыре, иеромонах Амвросий исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.С этого времени начинается формирование профессионального хора. Хор активно выступает с миссионерско-просветительской деятельностью, концертными программами на территории России и за её пределами. 26 марта 2005 года за Божественной литургией в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Амвросия (Ермакова) в епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии.

В этом же году в качестве регента монастырского хора был приглашен Никон Жила. Он реорганизовал деятельность коллектива, сохранив его лучшие традиции. К сотрудничеству с коллективом были приглашены талантливые солисты, композиторы, аранжировщики, был расширен и переработан репертуар. Впервые хор начал исполнять песни военных лет.
Параллельно со службами в монастыре, хор начал работать над записью студийных альбомов. С 2005 г. коллектив становится главным хором, сопровождающим богослужения Святейшего Патриарха, а так же Его визиты в епархии Русской Православной Церкви в России и заграницей. Великим событием в творческой и религиозной жизни хора стало мировое кругосветное турне, посвящённое объединению Русской Православной Церкви в 2007 г. Выступления коллектива проходили на лучших концертных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Торонто, Мельбурна, Сиднея, Берлина, Лондона.

В 2006-2007 гг. хор участвовал в богослужениях и проводил концерты в Москве (совместно с Кубанским казачьим хором), на Дальнем Востоке, в Сибири. В 2011 году с новой концертной программой хор приезжал в г. Барнаул, где исполнял духовный и народно-патриотический репертуар.

Хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара: «Великопостные произведения», «Страстная седмица», «Всенощное бдение», «Вижу чудное приволье», «Любимые песни. Подарок для друзей».

Мы рассмотрели только некоторые профессиональные хоры, которые хотя и вовлечены в церковное служение, но находят время для миссионерско-патриотической и просветительской концертной деятельности, т.е. распространению церковно-певческих традиций в массы.

 

Эклектичность пения

Необходимо отметить ещё один момент в церковно-певческой практике современной Русской Православной Церкви – это эклектичность пения. Специфика нашего времени состоит в том, что на клиросе в обиходном пении используется как «петербургский» так и «московский» стили пения. Можно сказать что петербургская и московская школы - два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них.

Черты петербургского стиля - это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими.

Черты московской школы: витиеватые мелодии, свободный несимметричный ритм, неклассическая гармония (часто используются «пустые» квинты или унисоны), в основе - древнерусские распевы, русская народная песня.

Московская и петербургская певческие традиции повлияли главным образом на мелодический облик системы осмогласия: два церковных певца, впервые встретившись на клиросе, обязательно должны договориться между собой, как они будут петь гласы («по-питерски» или «по-московски»). В репертуаре многих церковно-певческих хоровых коллективов используются произведения двух традиций, двух направлений.

В заключение, можно сказать, что в современной отечественной хоровой культуре церковно-певческие традиции становятся все более значимым направлением хорового искусства. Этому способствуют ее широкая распространенность и доступность этих традиций. Непрерывно увеличивающееся количество храмов обуславливает возникновение новых церковных хоров, многие профессионалы-хормейстеры, имеющие крепкий базис светского хорового исполнительства, обращаются к регентской и певческой деятельности. Критерии хормейстерского профессионализма не являются чуждыми и для клироса. Можно говорить о возрождении лучших церковно-певческих традиций и профессиональных идеалов, которые сформировались в недрах церковно-певческого искусства в результате деятельности В. Орлова, С. Смоленского, П. Чеснокова, Н. Данилина, М. Климова, А. Архангельского и многих других хоровых дирижеров из плеяды великих регентов прошлого.

2.2 Условия функционирования современных церковных хоров.

 

Под условиями функционирования, мы понимаем структуру, законы и взаимоотношения которые присуще церковно-певческому коллективу. Данный вопрос очень актуален, так как дает возможность понять внешние и внутренние проблемы церковного хора. Здесь мы опираемся на авторитетные мнения заслуженных служителей церкви, которые пережили советскую эпоху и имеют колоссальный опыт служения, и общения с замечательными регентами прошлого, а также мнения современных регентов по этому вопросу. Для них очень близка церковно-певческая культура, и, в сущности, они являются живыми носителями церковных традиций. Это выдающиеся церковные деятели - наши современники: митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Иларион (Алфеев), архепископ Ионафан (Елецких), регент мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря – Георгий Сафонов, регент хора Санкт-Петербургской духовной академии – Виктор Волна и др. Анализируя их богатый опыт, попытаемся обозначить общие моменты жизни и деятельности современных церковных хоров, круг их вопросов и проблем, а также возможные способы их решения.

 

1) Состав церковного хорового коллектива

 

Церковный хор - это вокально-исполнительский коллектив певцов, владеющих необходимыми техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, для передачи мыслей и чувств, идейного содержания, которое заложено в богослужебном песнопении [11.

Самое главная проблема, пишет митрополит Питирим (Нечаев) – это проблема человеческого сердца. В церковном хоре должны петь верующие люди, которые бы знали стиль церковного пения. То есть, первым условием является личное религиозное, православное чувство регента, певца, композитора, который пишет для церкви. Второе условие – знание Церковного Устава и специфики того или иного праздника [25].

Митрополит Илларион (Алфеев) по этому поводу замечает, что в идеале церковный хор должны составлять церковные люди, но бывает так, что приглашают профессиональных певцов. Но они должны, как-то воцерковиться, они должны понять, где находятся. Даже если один человек поет одновременно и в театре и в церковном хоре, он должен уметь перестраиваться.

Регент мужского хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов: в церковный коллектив нужно набирать людей с учетом их человеческих качеств, чтобы с ними было легко работать, чтобы люди понимали друг друга [29].

Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии –Виктор Волна: самое главное, чтобы певчие были заинтересованными, чтобы им нравилось петь, чтобы они прилагали к этому послушанию все свои возможности и силы [5].

 

Из вышеприведенных мнений, можно определить какими качества должен обладать певчий церковного хора:

1) верующий, церковный человек;

2) профессиональный певец хора;

3) коммуникабельный, понимающий, снисходительный;

4) заинтересованный, любящий пение;

5) ориентирующийся в богослужебном уставе.

 

2) Регент церковного хора

Приведём несколько высказываний о роли регента в богослужебном пении.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Регент должен быть глубоко церковный человек, который бы чувствовал хор, сплачивал певцов своей энергией, своей любовью к богослужебному пению. Он должен быть носителем церковных традиций». [4]

Митрополит Питирим (Нечаев): «Церковный регент должен вместе с настоятелем, участвовать в воспитании прихода. Плох тот регент, который руководствуется личными вкусами, пристрастиями и симпатиями, избирает себе «любимчиков». К певцам в хоре должно быть ровное отношение, тогда и пение будет согласным.

Прежде всего, регент должен знать церковный устав, быть элементарно богословски просвещенным, чтобы отличать, к примеру, службу на праздник «Вход Господень в Иерусалим» от праздника «Введения во храм Пресвятой Богородицы» [25].

Архепископ Ионафан (Елецких): -«У регентов, не получивших богословского образования, часто отсутствует восприятие целостности храмового действа: и песнопений, и молитвословий. Многие из них уверены, что богослужение — это только последовательность музыкальных номеров, а иные не ощущают связи исполняемого текста, например, песнопений «Милость мира», с текстом тихого чтения евхаристических молитвословий и заключительными возгласами иерея в алтаре. Очень часто случаются ошибки в выборе песнопений, их темпа и характера исполнения».

Виктор Волна регент хора Санкт-Петербургской духовной академии: « Регент должен быть верующим. Неверующему дирижеру исполнение церковного произведения будет сложно осуществить, так как необходимо понимать и разделять то, о чем ты поешь, нужно пропустить это через сердце и быть с эти согласным, т е. сопереживать, чтобы правильно донести до молящегося содержание песнопения» [5].

 

Объединив высказывания, выделим качества, которыми должен обладать церковный регент:

1) верующий, церковный человек;

2) носитель церковной традиции;

3) имеет регентское (дирижерское) образование;

4) сплачивает певцов своей энергией;

5) ко всем певчим относится ровно, ни кого не выделяя;

6) знает церковный устав и имеет богословское образование;

 

3) Исполнение церковных песнопений

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) – «Важным условием исполнения песнопения является «соборность», это участие в молитве всех и особенно певчих! Священник – не отдельный совершитель некоего обряда для публики, которая стоит и думает о своем, т.е. нужно петь не только словами, но и умом погружаться в смысл текста молитвы. В церковном хоре важен смысл богослужебного текста и дикция. В связи с этим, особенно надо заботиться о четком произнесении текста, содержание которого должно быть озвучено со смыслом и соответственно окрашено эмоционально» [25].

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) – «Сущность церковного пения заключается в том, чтобы как можно полнее передать музыкальными средствами, прежде всего смысл исполняемых молитвословий и донести их до всех участвующих в Богослужении, ибо хор – это уста молящихся. При исполнении песнопений не надо кричать, не надо форсировать звук; избегать эмоциональности, петь ровно» [4].

Митрополит Иларион (Алфеева) – «Священнику подходит та церковная музыка, которую он не слышит, т.е. звучащее песнопение не мешает сосредоточиться на молитве».

Архепископ Ионафан (Елецких) – «Однажды некоего старца спросили об исполнении Фёдором Шаляпиным известных церковных песнопений. Что же он ответил? «Ладно поет, да голосом балуется!» На светской сцене это «искусство голоса» похвально. А вот в храме, перед Живым Богом, это баловство-хвастовство голосом излишне и отвлекает от молитвы» [9].

Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии Виктор Волна - «Произведение нужно исполнить красиво, чтобы оно было наполнено определенным смыслом, чтобы оно было одухотворено, чтобы это было гармоничное и молитвенное пение. Таким образом, все параметры обычного пения сохраняются, но необходимо еще быть в гармонии с богослужением, нужно соответствовать его темпу и характеру» [5].

 

Критерии исполнения церковного пения:

1) соборность – участие хора в молитве;

2) петь красиво, одухотворенно, молитвенно;

3) не форсировать звук, петь ровно, избегая излишней эмоциональности;

4) темп и характер пения должен соответствовать богослужению.

 

4) Репертуар церковного хора

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Очень важно, чтобы репертуар песнопений был выдержан в одном ключе, чтобы он композиционно был выстроен».

Что касается наблюдаемого ныне возрождения традиций древнего пения, то к этому надо относиться с большой осторожностью. Ведь, на самом деле, исполнение знаменных распевов требует не только музыкальных дарований и теоретических знаний, но, прежде всего внутренней чистоты и проникновения в богослужебный текст. Конечно, необходимо отдавать себе отчет в том, в какой момент и какое песнопение исполнять знаменным распевом. Например: Догматики можно исполнять знаменным распевом» [4].

Митрополит Питирим (Нечаев): - «Духовно-музыкальный репертуар должен включать гармонизации, переложения древних распевов. Что касается авторских композиций, то отношение к ним должно быть строгим. Такое отношение должно быть не только к ныне живущим композиторам, но и к музыкантом прошлого. Вопрос о введении в практику древнерусского знаменного распева необходимо решать очень осторожно. Так как для современного человека оно как бы чужое. Люди привыкли к многоголосью и непременно с участием женских голосов. Одноголосое знаменное пение, в отличие от партесного, само по себе очень уравновешенно, сбалансировано, сдержанно эмоционально. Поэтому, культуру древнего пения необходимо изучать, и вводить, сообразуясь с Уставом» [25].

Хор Санкт-Петербургской духовной академии – регент Виктор Волна: - «Есть довольно много красивой музыки, но в рамках богослужения она чрезмерно выразительна, слишком эмоциональна, она выбивает служащих и молящихся из состояния молитвы. Мне нравится музыка Чеснокова, она часто совпадает по своей амплитуде с молитвенным состоянием; обработка старинных знаменных распевов, которые очень молитвенны по своей сути, настраивают своей отрешенностью и молитвенностью, своей сдержанностью и в то же время обладают внутренней силой, внутренней эмоциональностью, не выплеснутой наружу. Лично для себя я открыл такого композитора,как Красностовский, и несколько его сочинений, таких как переложение для мужского хора «Хвалите имя Господне» и «Хвали, душе моя, Господа» [5].

 

Некоторые критерии церковно-певческого репертуара:

1) репертуар должен быть выдержан в одном ключе;

2) должен включать гармонизации древних распевов;

3) песнопения знаменного распева вводить осторожно;

4) к авторским сочинениям относится строго.

 

5) Отношение между священником, регентом и хором

 

Митрополит Питирим (Нечаев): - «Главное, чтобы служба не затягивалась, но и шла без торопливости. В конечном итоге все зависит от искусства и религиозного чувства регента и тех требований, которые грамотный настоятель может предъявить хору. Тут вступают в силу два очень важных понятия. Во-первых, чрезвычайно важно выдержать ритм Богослужения – найти ту важную меру, которая соответствовала бы тому или иному чинопоследованию. Шаляпин, например, признавался в том, что «самое трудное - выдержать паузу». По мнению Святейшего Патриарха Алексия I, «затянутая пауза – это разрушение строя службы». Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, касается силы звучания хора. Здесь, также необходима мера. Хор может подавлять личную молитву священника, прихожанина, с одной стороны, а с другой – хор может не добирать, когда молитва как бы повисает в воздухе. Сила звучания должна зависит от объема храма и его наполнения, от того, где располагаются певцы, - это все акустические нормативы, которые обеспечиваются внутренней культурой, знанием и опытом регента и певцов» [25].

Мужского хора Московского Данилова монастыря – регент Георгий Сафонов: - « Последний раз, когда мы были на службе в Архангельском соборе, Патриарх сказал всего одну фразу – «Вы сегодня пели хорошо». Для нас это высшая оценка. Мы привыкли к тому, что если Патриарх промолчал, то это и есть похвала. А если сказал, значит, что-то было не так. Когда покойного Патриарха Алексия II спрашивали «Как вам хор?», он отвечал коротко - «Не мешали», и иногда говорил - «Сослужили», то есть помогали молитве в алтаре» [29].

Митрополит Питирим (Нечаев): - «Священники и особенно настоятель, должны заботиться о пении и это их святая обязанность. Отсюда видно, что певцы и особенно регент, должны находиться под окормлением священника, а священник, в свою очередь, должен слушать, как поет хор. И нельзя противопоставлять одно, другому. В Церкви между регентом и настоятелем должно быть взаимопонимание, иначе всегда будет противостояние – а это страшная вещь» [25].

Данные замечания относительно пения хора и общения между священнослужителями, регентом и певчими, подчеркивают, что церковное пение является, по сути, частью молитвы и богослужения.

 

6) Проблема финансирования

Всегда было «узким» местом во взаимоотношениях настоятеля с регентом материальное обеспечение. Оно, как известно, зависит от мощности прихода и социальной среды. Регент стремится набрать звонкие голоса, которые не всегда могут быть уместными и созвучными богослужению. Но существует такое выражение: «Как дают, так и поют». Поэтому бедные храмы, часто, вообще не имеют певцов, имеется только один псаломщик [25].

Наша многострадальная Русская Православная Церковь находится в настоящее время поистине в экстремально-труднейших финансовых условиях (за годы борьбы советского государства с Православной Церковью было уничтожено около 98 % дореволюционных православных храмов); - это нужно и восстанавливать старые, разрушенные храмы, и одновременно строить новые (а инфляция каждый день делает свой очередной "виток"!), где же тому, или иному настоятелю взять средств, которые смогли бы, вдобавок, содержать и более, или менее приличный, по своему составу профессиональный хор, чтобы только уж после этого заниматься и проблемами той, или иной церковно-музыкальной стилевой ориентации? - Труднейший и почти (без спонсоров, естественно) неразрешимый вопрос [36].

7) Кадровая проблема

За последние десятилетия произошла смена клиросного, хорового и регентского поколения. Опытные регенты, руководившие церковными хорами в советское время, в труднейших условиях содержавшие многочисленный по составу хор, собравшие и переписавшие от руки огромную библиотеку нот, сегодня уже не руководят церковными хоровыми коллективами. Пришедшие им на смену регенты, как правило, не имеют специального регентского образования, а если и встречаются выпускники духовных семинарий и училищ, то в отличие от своих предшественников они не имеют такой богатой хоровой практики [39].

Для функционирования современных церковных хоров необходимо создать ряд условий. В связи с этим возникает огромная потребность в квалифицированных регентах, способных организовать профессиональное руководство церковными певческими коллективами.

 

 

2.3 Роль регентов в возрождении традиций богослужебного пения.

 

Роль регента в создании церковного хора и обеспечении его духовного и творческого возрастания огромна. Конечно, большое значение имеет общая музыкальная культура регента, природные данные, способности к дирижированию. Но важно также присутствие у регента, дирижера качеств, необходимых вообще для руководителя коллектива, для руководителя группы людей, объединенных во имя достижения одной определенной цели. Этой целью является создание церковного хора. Здесь имеется в виду умение правильно организовать пение на богослужении, репетиционный процесс, умение донести до сознания певцов хора творческую задачу, достаточное овладение силой воли, чтобы настойчиво и непреклонно добиваться решения этой творческой художественно-исполнительской задачи. Духовное единение хористов с регентом, волевые качества дирижера хора - непременное условие успешной его деятельности.

Исполнение церковных песнопений представляет слож­нейший процесс, требующий от певчих и, в первую очередь от регента, веры в Бога, благоговения и большой любви к церковному пению, творческой инициативы и тщательной, хорошо продуманной предварительной подготовки, глубоких знаний богослужебных традиций. Церковное пение за богослуже­нием должно быть проникнуто благочестием, глубоким пониманием бого­служебного текста, любовью к церковному пению.

Духовно-музыкальный репертуар церковных хоров нуждается в компетентном подборе. Духовная музыка требует грамотного, корректного прочтения. Следовательно, хормейстеру необходимо знать специфику ее бытования, своеобразие условий, для которых она изначально создавалась - условий храмового богослужения, особой этикетности, свойственной каноническому искусству. Обстоятельное изучение этой области важно по ряду причин, первая из которых - необходимость создания цельного представления о современной церковно-хоровой культуре, как сложной, комплексной, но единой системе. Особенно актуальным это является для современного церковного дирижерско-хорового образования [12].

Принципы формирования и функционирования церковного хора, его репертуар, сама ситуация, возникающая в условиях храмового богослужения, существенно отличаются от условий бытования других типов хоров - академических или народных, концертных, учебных или самодеятельных. Это вносит значительные коррективы в технологию хормейстерской работы, разработанную «светским» хоровым дирижированием.

Отсутствие на современном этапе обстоятельных хороведческих работ в области регентской практики и функционирования церковных хоров отчасти обусловлено определенной инертностью восприятия в отношении фигуры руководителя церковного хора - регента. В среде профессиональных хормейстеров существует мнение о «вторичности» регентской деятельности по отношению к деятельности концертно-исполнительской. Регентом, по мнению некоторых хормейстеров, вполне может быть музыкант скромного, неяркого природного дарования, имеющий средний уровень профессиональной подготовки.

Однако широта и своеобразие явления, его потенциальные возможности, как в сфере концертно-академического, так и церковного исполнительства позволяют внести коррективы в сложившуюся точку зрения.

Важно отметить, что церковно-певческая практика, по определению связанная с деятельностью церкви, давно вышла за рамки исключительно внутриконфессионального явления. Она стала частью общемировой музыкальной культуры и прочным фундаментом отечественной исполнительской хоровой школы. Деятельность великих регентов прошлого - В. Орлова, А. Кастальского, Н. Данилина, П. Чеснокова, М. Климова, А. Архангельского и многих других, - получила мировое признание и дала мощный толчок развитию хорового искусства. [http://www.dissercat.com].

Сейчас не осталось регентов, которые были очевидцами тех времен, носителями духа, и опыта дореволюционной хоровой школы. В середине XX века, такие регенты еще были, в вопросах управления хором, они явились продолжателями дореволюционных традиций русского церковного пения.

Николай Матфеев в своей книге «Хоровое пение» отмечает три самых крупных и известных церковных хора: Патриарший хор (Москва), соборный хор в Одессеи хор Скорбященской церкви в Москве [33].

Патриарший хор Богоявленского Патриаршего собора в Елохове, со­стоящий из 36 человек, руководитель B.C. Комаров (1893-1974гг.), исполнял главным образом переложения Киевс­кого распева и некоторые произведения Кастальского, Чай­ковского, Архангельского, Шведова, Чеснокова и др., а так­же произведения провинциальных композиторов. Характерной исполнительской чертой хора являлось форсированное, ров­ное звучание с подчеркнутым ритмом и незначительной ню­ансировкой.

Соборный хор в Одессе в составе 50 человек, которым с 1945г. по 1948 г. руководил выдающийся музыкант и дири­жер Константин Пигров (1876-1963 гг.), отличался необык­новенной музыкальностью, мягкостью и стройностью звуча­ния, которое было в основном очень тихое и легкое, при отсутствии какой-либо форсировки. Хор исполнял преимущественно классические духовно-музыкальные произведения, а также строгие произведения современных церковных ком­позиторов. С уходом руководителя К. Пигрова хор постепен­но утратил свои музыкально-художественные особенности.

Хор церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Москве существует с 1948 года, и приобрел большую популярность и известность не только на родине, но и за рубежом. Хором в составе 35 человек руководил дирижер Николай Васильевич Матвеев (1909-1992 гг.). Ежегодно c 1957 г. в даты смерти великих русских композиторов П. Чайковского и С. Рахманинова по инициативе Н. В. Матвеева хором исполняются "Ли­тургия" Чайковс­кого и "Всенощное бдение" Рахмани­нова. «Скорбященский хор» - первый и единственный исполнитель "Всенощной" Рахманинова за богослужением. Это произ­ведение со времени его сочинения исполнялось ранее толь­ко Синодальным хором, в качестве духовного концерта. Исполне­ние "Литургии" Чайковского и "Всенощной" Рахманинова происходило всегда в переполненном храме при большом сте­чении народа, главным образом, музыкантов Москвы и дру­гих городов, специально приезжающих помолиться и услы­шать за богослужением замечательные, всемирно известные произведения великих русских композиторов - Чайковско­го и Рахманинова. Хором к 1000-летию Крещения Руси записаны пластинки с песнопениями "Всенощной", "Литургии", "Великого Поста", "Святой Пасхи".

С 2010 г. этому певческому коллективу возращен статус Синодального хора. Он является на сегодняшний день самым большим церковным хором - 80 человек, дирижер хора А. А.Пузаков, ученик Н. В.Матфеева. Синодальный хор - смешанный. Раньше, до революции, в нем пели мальчики. На данный момент это невозможно, потому что мальчики не могут регулярно приходить на каждое богослужение, и эти партии исполняют женщины. Это допустимо и обусловлено особенностями нашего времени, когда женщины приобретают все больше значение в Церкви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.033 с.)