Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хор Московского Свято-Данилова монастыряСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря существует с 1987 года. В его составе – 25 профессиональных певцов с высшим вокально-хоровым образованием. Художественный руководитель и главный регент хора Г.Сафонов. Хор участвует в монастырских службах по воскресным и праздничным дням, а также в торжественных богослужениях, возглавляемых Патриархом Московским и всея Руси. В его репертуаре, помимо православной богослужебной музыки, произведения различных стилей и эпох, в том числе канты, колядки, русские военные и исторические песни, грузинские, македонские песнопения, старинные вальсы, застольные песни. Хор работал со многими известными деятелями искусства – И. К. Архиповой, Б. В. Штоколовым, А. Ф. Ведерниковым, И. Д. Кобзоном, Ю. М. Соломиным и другими. Дискография составляет около двадцати альбомов. Хор неоднократно награжден Патриаршими грамотами, многочисленными дипломами. Лауреат международных и всероссийских конкурсов церковной музыки. В 2003 году Святейший Патриарх и всея Руси Алексий II присвоил коллективу почетное название – Мужской хор Синодальной Резиденции Святейшего Патриарха. Мужской хор Московского Сретенского монастыря С конца 1994 г. Московским хором Сретенского монастыря довольно продолжительное время управлял Сергей Пельгука – опытный регент, но без профессионального музыкального образования. Количество хористов около двадцати пяти человек. В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Амвросий (Ермаков) назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию. Пребывая в Сретенском монастыре, иеромонах Амвросий исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.С этого времени начинается формирование профессионального хора. Хор активно выступает с миссионерско-просветительской деятельностью, концертными программами на территории России и за её пределами. 26 марта 2005 года за Божественной литургией в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Амвросия (Ермакова) в епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии. В этом же году в качестве регента монастырского хора был приглашен Никон Жила. Он реорганизовал деятельность коллектива, сохранив его лучшие традиции. К сотрудничеству с коллективом были приглашены талантливые солисты, композиторы, аранжировщики, был расширен и переработан репертуар. Впервые хор начал исполнять песни военных лет. В 2006-2007 гг. хор участвовал в богослужениях и проводил концерты в Москве (совместно с Кубанским казачьим хором), на Дальнем Востоке, в Сибири. В 2011 году с новой концертной программой хор приезжал в г. Барнаул, где исполнял духовный и народно-патриотический репертуар. Хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара: «Великопостные произведения», «Страстная седмица», «Всенощное бдение», «Вижу чудное приволье», «Любимые песни. Подарок для друзей». Мы рассмотрели только некоторые профессиональные хоры, которые хотя и вовлечены в церковное служение, но находят время для миссионерско-патриотической и просветительской концертной деятельности, т.е. распространению церковно-певческих традиций в массы.
Эклектичность пения Необходимо отметить ещё один момент в церковно-певческой практике современной Русской Православной Церкви – это эклектичность пения. Специфика нашего времени состоит в том, что на клиросе в обиходном пении используется как «петербургский» так и «московский» стили пения. Можно сказать что петербургская и московская школы - два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Черты петербургского стиля - это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими. Черты московской школы: витиеватые мелодии, свободный несимметричный ритм, неклассическая гармония (часто используются «пустые» квинты или унисоны), в основе - древнерусские распевы, русская народная песня. Московская и петербургская певческие традиции повлияли главным образом на мелодический облик системы осмогласия: два церковных певца, впервые встретившись на клиросе, обязательно должны договориться между собой, как они будут петь гласы («по-питерски» или «по-московски»). В репертуаре многих церковно-певческих хоровых коллективов используются произведения двух традиций, двух направлений. В заключение, можно сказать, что в современной отечественной хоровой культуре церковно-певческие традиции становятся все более значимым направлением хорового искусства. Этому способствуют ее широкая распространенность и доступность этих традиций. Непрерывно увеличивающееся количество храмов обуславливает возникновение новых церковных хоров, многие профессионалы-хормейстеры, имеющие крепкий базис светского хорового исполнительства, обращаются к регентской и певческой деятельности. Критерии хормейстерского профессионализма не являются чуждыми и для клироса. Можно говорить о возрождении лучших церковно-певческих традиций и профессиональных идеалов, которые сформировались в недрах церковно-певческого искусства в результате деятельности В. Орлова, С. Смоленского, П. Чеснокова, Н. Данилина, М. Климова, А. Архангельского и многих других хоровых дирижеров из плеяды великих регентов прошлого. 2.2 Условия функционирования современных церковных хоров.
Под условиями функционирования, мы понимаем структуру, законы и взаимоотношения которые присуще церковно-певческому коллективу. Данный вопрос очень актуален, так как дает возможность понять внешние и внутренние проблемы церковного хора. Здесь мы опираемся на авторитетные мнения заслуженных служителей церкви, которые пережили советскую эпоху и имеют колоссальный опыт служения, и общения с замечательными регентами прошлого, а также мнения современных регентов по этому вопросу. Для них очень близка церковно-певческая культура, и, в сущности, они являются живыми носителями церковных традиций. Это выдающиеся церковные деятели - наши современники: митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Иларион (Алфеев), архепископ Ионафан (Елецких), регент мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря – Георгий Сафонов, регент хора Санкт-Петербургской духовной академии – Виктор Волна и др. Анализируя их богатый опыт, попытаемся обозначить общие моменты жизни и деятельности современных церковных хоров, круг их вопросов и проблем, а также возможные способы их решения.
1) Состав церковного хорового коллектива
Церковный хор - это вокально-исполнительский коллектив певцов, владеющих необходимыми техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, для передачи мыслей и чувств, идейного содержания, которое заложено в богослужебном песнопении [11. Самое главная проблема, пишет митрополит Питирим (Нечаев) – это проблема человеческого сердца. В церковном хоре должны петь верующие люди, которые бы знали стиль церковного пения. То есть, первым условием является личное религиозное, православное чувство регента, певца, композитора, который пишет для церкви. Второе условие – знание Церковного Устава и специфики того или иного праздника [25]. Митрополит Илларион (Алфеев) по этому поводу замечает, что в идеале церковный хор должны составлять церковные люди, но бывает так, что приглашают профессиональных певцов. Но они должны, как-то воцерковиться, они должны понять, где находятся. Даже если один человек поет одновременно и в театре и в церковном хоре, он должен уметь перестраиваться. Регент мужского хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов: в церковный коллектив нужно набирать людей с учетом их человеческих качеств, чтобы с ними было легко работать, чтобы люди понимали друг друга [29]. Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии –Виктор Волна: самое главное, чтобы певчие были заинтересованными, чтобы им нравилось петь, чтобы они прилагали к этому послушанию все свои возможности и силы [5].
Из вышеприведенных мнений, можно определить какими качества должен обладать певчий церковного хора: 1) верующий, церковный человек; 2) профессиональный певец хора; 3) коммуникабельный, понимающий, снисходительный; 4) заинтересованный, любящий пение; 5) ориентирующийся в богослужебном уставе.
2) Регент церковного хора Приведём несколько высказываний о роли регента в богослужебном пении. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Регент должен быть глубоко церковный человек, который бы чувствовал хор, сплачивал певцов своей энергией, своей любовью к богослужебному пению. Он должен быть носителем церковных традиций». [4] Митрополит Питирим (Нечаев): «Церковный регент должен вместе с настоятелем, участвовать в воспитании прихода. Плох тот регент, который руководствуется личными вкусами, пристрастиями и симпатиями, избирает себе «любимчиков». К певцам в хоре должно быть ровное отношение, тогда и пение будет согласным. Прежде всего, регент должен знать церковный устав, быть элементарно богословски просвещенным, чтобы отличать, к примеру, службу на праздник «Вход Господень в Иерусалим» от праздника «Введения во храм Пресвятой Богородицы» [25]. Архепископ Ионафан (Елецких): -«У регентов, не получивших богословского образования, часто отсутствует восприятие целостности храмового действа: и песнопений, и молитвословий. Многие из них уверены, что богослужение — это только последовательность музыкальных номеров, а иные не ощущают связи исполняемого текста, например, песнопений «Милость мира», с текстом тихого чтения евхаристических молитвословий и заключительными возгласами иерея в алтаре. Очень часто случаются ошибки в выборе песнопений, их темпа и характера исполнения». Виктор Волна регент хора Санкт-Петербургской духовной академии: « Регент должен быть верующим. Неверующему дирижеру исполнение церковного произведения будет сложно осуществить, так как необходимо понимать и разделять то, о чем ты поешь, нужно пропустить это через сердце и быть с эти согласным, т е. сопереживать, чтобы правильно донести до молящегося содержание песнопения» [5].
Объединив высказывания, выделим качества, которыми должен обладать церковный регент: 1) верующий, церковный человек; 2) носитель церковной традиции; 3) имеет регентское (дирижерское) образование; 4) сплачивает певцов своей энергией; 5) ко всем певчим относится ровно, ни кого не выделяя; 6) знает церковный устав и имеет богословское образование;
3) Исполнение церковных песнопений Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) – «Важным условием исполнения песнопения является «соборность», это участие в молитве всех и особенно певчих! Священник – не отдельный совершитель некоего обряда для публики, которая стоит и думает о своем, т.е. нужно петь не только словами, но и умом погружаться в смысл текста молитвы. В церковном хоре важен смысл богослужебного текста и дикция. В связи с этим, особенно надо заботиться о четком произнесении текста, содержание которого должно быть озвучено со смыслом и соответственно окрашено эмоционально» [25]. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) – «Сущность церковного пения заключается в том, чтобы как можно полнее передать музыкальными средствами, прежде всего смысл исполняемых молитвословий и донести их до всех участвующих в Богослужении, ибо хор – это уста молящихся. При исполнении песнопений не надо кричать, не надо форсировать звук; избегать эмоциональности, петь ровно» [4]. Митрополит Иларион (Алфеева) – «Священнику подходит та церковная музыка, которую он не слышит, т.е. звучащее песнопение не мешает сосредоточиться на молитве». Архепископ Ионафан (Елецких) – «Однажды некоего старца спросили об исполнении Фёдором Шаляпиным известных церковных песнопений. Что же он ответил? «Ладно поет, да голосом балуется!» На светской сцене это «искусство голоса» похвально. А вот в храме, перед Живым Богом, это баловство-хвастовство голосом излишне и отвлекает от молитвы» [9]. Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии Виктор Волна - «Произведение нужно исполнить красиво, чтобы оно было наполнено определенным смыслом, чтобы оно было одухотворено, чтобы это было гармоничное и молитвенное пение. Таким образом, все параметры обычного пения сохраняются, но необходимо еще быть в гармонии с богослужением, нужно соответствовать его темпу и характеру» [5].
Критерии исполнения церковного пения: 1) соборность – участие хора в молитве; 2) петь красиво, одухотворенно, молитвенно; 3) не форсировать звук, петь ровно, избегая излишней эмоциональности; 4) темп и характер пения должен соответствовать богослужению.
4) Репертуар церковного хора Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Очень важно, чтобы репертуар песнопений был выдержан в одном ключе, чтобы он композиционно был выстроен». Что касается наблюдаемого ныне возрождения традиций древнего пения, то к этому надо относиться с большой осторожностью. Ведь, на самом деле, исполнение знаменных распевов требует не только музыкальных дарований и теоретических знаний, но, прежде всего внутренней чистоты и проникновения в богослужебный текст. Конечно, необходимо отдавать себе отчет в том, в какой момент и какое песнопение исполнять знаменным распевом. Например: Догматики можно исполнять знаменным распевом» [4]. Митрополит Питирим (Нечаев): - «Духовно-музыкальный репертуар должен включать гармонизации, переложения древних распевов. Что касается авторских композиций, то отношение к ним должно быть строгим. Такое отношение должно быть не только к ныне живущим композиторам, но и к музыкантом прошлого. Вопрос о введении в практику древнерусского знаменного распева необходимо решать очень осторожно. Так как для современного человека оно как бы чужое. Люди привыкли к многоголосью и непременно с участием женских голосов. Одноголосое знаменное пение, в отличие от партесного, само по себе очень уравновешенно, сбалансировано, сдержанно эмоционально. Поэтому, культуру древнего пения необходимо изучать, и вводить, сообразуясь с Уставом» [25]. Хор Санкт-Петербургской духовной академии – регент Виктор Волна: - «Есть довольно много красивой музыки, но в рамках богослужения она чрезмерно выразительна, слишком эмоциональна, она выбивает служащих и молящихся из состояния молитвы. Мне нравится музыка Чеснокова, она часто совпадает по своей амплитуде с молитвенным состоянием; обработка старинных знаменных распевов, которые очень молитвенны по своей сути, настраивают своей отрешенностью и молитвенностью, своей сдержанностью и в то же время обладают внутренней силой, внутренней эмоциональностью, не выплеснутой наружу. Лично для себя я открыл такого композитора,как Красностовский, и несколько его сочинений, таких как переложение для мужского хора «Хвалите имя Господне» и «Хвали, душе моя, Господа» [5].
Некоторые критерии церковно-певческого репертуара: 1) репертуар должен быть выдержан в одном ключе; 2) должен включать гармонизации древних распевов; 3) песнопения знаменного распева вводить осторожно; 4) к авторским сочинениям относится строго.
5) Отношение между священником, регентом и хором
Митрополит Питирим (Нечаев): - «Главное, чтобы служба не затягивалась, но и шла без торопливости. В конечном итоге все зависит от искусства и религиозного чувства регента и тех требований, которые грамотный настоятель может предъявить хору. Тут вступают в силу два очень важных понятия. Во-первых, чрезвычайно важно выдержать ритм Богослужения – найти ту важную меру, которая соответствовала бы тому или иному чинопоследованию. Шаляпин, например, признавался в том, что «самое трудное - выдержать паузу». По мнению Святейшего Патриарха Алексия I, «затянутая пауза – это разрушение строя службы». Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, касается силы звучания хора. Здесь, также необходима мера. Хор может подавлять личную молитву священника, прихожанина, с одной стороны, а с другой – хор может не добирать, когда молитва как бы повисает в воздухе. Сила звучания должна зависит от объема храма и его наполнения, от того, где располагаются певцы, - это все акустические нормативы, которые обеспечиваются внутренней культурой, знанием и опытом регента и певцов» [25]. Мужского хора Московского Данилова монастыря – регент Георгий Сафонов: - « Последний раз, когда мы были на службе в Архангельском соборе, Патриарх сказал всего одну фразу – «Вы сегодня пели хорошо». Для нас это высшая оценка. Мы привыкли к тому, что если Патриарх промолчал, то это и есть похвала. А если сказал, значит, что-то было не так. Когда покойного Патриарха Алексия II спрашивали «Как вам хор?», он отвечал коротко - «Не мешали», и иногда говорил - «Сослужили», то есть помогали молитве в алтаре» [29]. Митрополит Питирим (Нечаев): - «Священники и особенно настоятель, должны заботиться о пении и это их святая обязанность. Отсюда видно, что певцы и особенно регент, должны находиться под окормлением священника, а священник, в свою очередь, должен слушать, как поет хор. И нельзя противопоставлять одно, другому. В Церкви между регентом и настоятелем должно быть взаимопонимание, иначе всегда будет противостояние – а это страшная вещь» [25]. Данные замечания относительно пения хора и общения между священнослужителями, регентом и певчими, подчеркивают, что церковное пение является, по сути, частью молитвы и богослужения.
6) Проблема финансирования Всегда было «узким» местом во взаимоотношениях настоятеля с регентом материальное обеспечение. Оно, как известно, зависит от мощности прихода и социальной среды. Регент стремится набрать звонкие голоса, которые не всегда могут быть уместными и созвучными богослужению. Но существует такое выражение: «Как дают, так и поют». Поэтому бедные храмы, часто, вообще не имеют певцов, имеется только один псаломщик [25]. Наша многострадальная Русская Православная Церковь находится в настоящее время поистине в экстремально-труднейших финансовых условиях (за годы борьбы советского государства с Православной Церковью было уничтожено около 98 % дореволюционных православных храмов); - это нужно и восстанавливать старые, разрушенные храмы, и одновременно строить новые (а инфляция каждый день делает свой очередной "виток"!), где же тому, или иному настоятелю взять средств, которые смогли бы, вдобавок, содержать и более, или менее приличный, по своему составу профессиональный хор, чтобы только уж после этого заниматься и проблемами той, или иной церковно-музыкальной стилевой ориентации? - Труднейший и почти (без спонсоров, естественно) неразрешимый вопрос [36]. 7) Кадровая проблема За последние десятилетия произошла смена клиросного, хорового и регентского поколения. Опытные регенты, руководившие церковными хорами в советское время, в труднейших условиях содержавшие многочисленный по составу хор, собравшие и переписавшие от руки огромную библиотеку нот, сегодня уже не руководят церковными хоровыми коллективами. Пришедшие им на смену регенты, как правило, не имеют специального регентского образования, а если и встречаются выпускники духовных семинарий и училищ, то в отличие от своих предшественников они не имеют такой богатой хоровой практики [39]. Для функционирования современных церковных хоров необходимо создать ряд условий. В связи с этим возникает огромная потребность в квалифицированных регентах, способных организовать профессиональное руководство церковными певческими коллективами.
2.3 Роль регентов в возрождении традиций богослужебного пения.
Роль регента в создании церковного хора и обеспечении его духовного и творческого возрастания огромна. Конечно, большое значение имеет общая музыкальная культура регента, природные данные, способности к дирижированию. Но важно также присутствие у регента, дирижера качеств, необходимых вообще для руководителя коллектива, для руководителя группы людей, объединенных во имя достижения одной определенной цели. Этой целью является создание церковного хора. Здесь имеется в виду умение правильно организовать пение на богослужении, репетиционный процесс, умение донести до сознания певцов хора творческую задачу, достаточное овладение силой воли, чтобы настойчиво и непреклонно добиваться решения этой творческой художественно-исполнительской задачи. Духовное единение хористов с регентом, волевые качества дирижера хора - непременное условие успешной его деятельности. Исполнение церковных песнопений представляет сложнейший процесс, требующий от певчих и, в первую очередь от регента, веры в Бога, благоговения и большой любви к церковному пению, творческой инициативы и тщательной, хорошо продуманной предварительной подготовки, глубоких знаний богослужебных традиций. Церковное пение за богослужением должно быть проникнуто благочестием, глубоким пониманием богослужебного текста, любовью к церковному пению. Духовно-музыкальный репертуар церковных хоров нуждается в компетентном подборе. Духовная музыка требует грамотного, корректного прочтения. Следовательно, хормейстеру необходимо знать специфику ее бытования, своеобразие условий, для которых она изначально создавалась - условий храмового богослужения, особой этикетности, свойственной каноническому искусству. Обстоятельное изучение этой области важно по ряду причин, первая из которых - необходимость создания цельного представления о современной церковно-хоровой культуре, как сложной, комплексной, но единой системе. Особенно актуальным это является для современного церковного дирижерско-хорового образования [12]. Принципы формирования и функционирования церковного хора, его репертуар, сама ситуация, возникающая в условиях храмового богослужения, существенно отличаются от условий бытования других типов хоров - академических или народных, концертных, учебных или самодеятельных. Это вносит значительные коррективы в технологию хормейстерской работы, разработанную «светским» хоровым дирижированием. Отсутствие на современном этапе обстоятельных хороведческих работ в области регентской практики и функционирования церковных хоров отчасти обусловлено определенной инертностью восприятия в отношении фигуры руководителя церковного хора - регента. В среде профессиональных хормейстеров существует мнение о «вторичности» регентской деятельности по отношению к деятельности концертно-исполнительской. Регентом, по мнению некоторых хормейстеров, вполне может быть музыкант скромного, неяркого природного дарования, имеющий средний уровень профессиональной подготовки. Однако широта и своеобразие явления, его потенциальные возможности, как в сфере концертно-академического, так и церковного исполнительства позволяют внести коррективы в сложившуюся точку зрения. Важно отметить, что церковно-певческая практика, по определению связанная с деятельностью церкви, давно вышла за рамки исключительно внутриконфессионального явления. Она стала частью общемировой музыкальной культуры и прочным фундаментом отечественной исполнительской хоровой школы. Деятельность великих регентов прошлого - В. Орлова, А. Кастальского, Н. Данилина, П. Чеснокова, М. Климова, А. Архангельского и многих других, - получила мировое признание и дала мощный толчок развитию хорового искусства. [http://www.dissercat.com]. Сейчас не осталось регентов, которые были очевидцами тех времен, носителями духа, и опыта дореволюционной хоровой школы. В середине XX века, такие регенты еще были, в вопросах управления хором, они явились продолжателями дореволюционных традиций русского церковного пения. Николай Матфеев в своей книге «Хоровое пение» отмечает три самых крупных и известных церковных хора: Патриарший хор (Москва), соборный хор в Одессеи хор Скорбященской церкви в Москве [33]. Патриарший хор Богоявленского Патриаршего собора в Елохове, состоящий из 36 человек, руководитель B.C. Комаров (1893-1974гг.), исполнял главным образом переложения Киевского распева и некоторые произведения Кастальского, Чайковского, Архангельского, Шведова, Чеснокова и др., а также произведения провинциальных композиторов. Характерной исполнительской чертой хора являлось форсированное, ровное звучание с подчеркнутым ритмом и незначительной нюансировкой. Соборный хор в Одессе в составе 50 человек, которым с 1945г. по 1948 г. руководил выдающийся музыкант и дирижер Константин Пигров (1876-1963 гг.), отличался необыкновенной музыкальностью, мягкостью и стройностью звучания, которое было в основном очень тихое и легкое, при отсутствии какой-либо форсировки. Хор исполнял преимущественно классические духовно-музыкальные произведения, а также строгие произведения современных церковных композиторов. С уходом руководителя К. Пигрова хор постепенно утратил свои музыкально-художественные особенности. Хор церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Москве существует с 1948 года, и приобрел большую популярность и известность не только на родине, но и за рубежом. Хором в составе 35 человек руководил дирижер Николай Васильевич Матвеев (1909-1992 гг.). Ежегодно c 1957 г. в даты смерти великих русских композиторов П. Чайковского и С. Рахманинова по инициативе Н. В. Матвеева хором исполняются "Литургия" Чайковского и "Всенощное бдение" Рахманинова. «Скорбященский хор» - первый и единственный исполнитель "Всенощной" Рахманинова за богослужением. Это произведение со времени его сочинения исполнялось ранее только Синодальным хором, в качестве духовного концерта. Исполнение "Литургии" Чайковского и "Всенощной" Рахманинова происходило всегда в переполненном храме при большом стечении народа, главным образом, музыкантов Москвы и других городов, специально приезжающих помолиться и услышать за богослужением замечательные, всемирно известные произведения великих русских композиторов - Чайковского и Рахманинова. Хором к 1000-летию Крещения Руси записаны пластинки с песнопениями "Всенощной", "Литургии", "Великого Поста", "Святой Пасхи". С 2010 г. этому певческому коллективу возращен статус Синодального хора. Он является на сегодняшний день самым большим церковным хором - 80 человек, дирижер хора А. А.Пузаков, ученик Н. В.Матфеева. Синодальный хор - смешанный. Раньше, до революции, в нем пели мальчики. На данный момент это невозможно, потому что мальчики не могут регулярно приходить на каждое богослужение, и эти партии исполняют женщины. Это допустимо и обусловлено особенностями нашего времени, когда женщины приобретают все больше значение в Церкви.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.016 с.) |