Архитектура Московского княжества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Московского княжества



К XIV в. «град Москва», заложенный Юрием Долгоруким в 1156 г., превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Быстрому восстановлению Москвы содействовало выгодное географическое положение на пересечении торговых путей, приток населения в более защищенные от набегов иноземных захватчиков районы междуречья Оки, Клязьмы и Москвы, а также ее политика объединения Руси для борьбы с поработителями.

Исторически закономерный рост престижа Москвы, превращение ее в политический и культурный центр Руси явились результатом поддержки народных масс, освободительной борьбы московских князей с захватчиками и реакционным боярством.

Немаловажное значение имело также единение московских князей с духовенством, которое видело в них союзников в своем стремлении к отделению русской церкви от греческой.

Крупной политической победой Москвы было перенесение в 1323 г. из Владимира кафедры русских митрополитов. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты (1325— 1340 гг.). При нем начинается монументальное строительство столицы.

На высоком мысу между реками Москвой и Неглинной, среди деревянных изб и храмов, подымается в 1326 г. белокаменный Успенский собор — место погребения митрополитов. Через три года неподалеку от него ставится церковь —колокольня Иоанна Лествичника, которая выполняет ответственную роль дозорной башни. Наконец, в 1333 г. Иван Калита возводит каменный Архангельский собор — усыпальницу великих князей. Группа каменных зданий определила место Соборной площади Кремля — административно-политического центра столицы. Западную часть площади замкнули постройки великокняжеского двора (рис. 3.69). Два белокаменных собора как бы символизировали могущество духовной и светской власти Великого княжества Московского.

Закрепляя авторитет молодого стольного города и готовясь к битвам с Золотой Ордой, Иван Калита расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами. Продолжая политику сплочения всех национальных сил для решительного сражения за независимость Руси, Дмитрий Донской (1359— 1389 гг.) сооружает вокруг Кремля в 1367 г. белокаменные стены, превращая его в мощную крепость.

Наступил 1380 г., и объединенные Москвой русские рати сошлись на Куликовом поле в смертельной схватке с извечным врагом. Блестящая победа Дмитрия Донского над полчищами хана Мамая еще более возвеличила Москву в глазах современников и содействовала подъему самосознания формирующейся русской нации.

Идеи общерусского патриотизма находили отражение в раннемосковском искусстве, которое продолжало традиции владимиро-суздальской художественной культуры, политику владимирских князей, претендовавших на роль «самовластцев». Москва выступает как наследница великодержавной власти Киева и Владимира. Она возрождает белокаменное строительство, отличающееся великолепием и силой идейного воздействия. Ширятся посады Москвы, усиливаются связи с различными землями, на подступах к столице возникает кольцо монастырей; строится Набережный терем, возводится церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). В конце XIV в. летописец с гордостью записывает: «...град Москва велик и чюден и много людей в нем».

Постройки:

Успенский собор в звенигороде 1399 года.Троицко сергиев монастырь. 1422г

Немалую роль в развитии московского зодчества сыграли монастыри. Среди них особое место занимает Троице-Сер-гиев монастырь, основанный Сергием Радонежским. Этот духовный пастырь не чуждался мирских забот и во многом способствовал укреплению власти московских князей. Он проявил незаурядные дипломатические способности и в деле примирения князей — противников Москвы. Поддержал Сергий также призывы московских князей к борьбе с Золотой Ордой и даже отправил с Дмитрием Донским двух богатырей в рясах — Пересвета и Ослябю.

Спасский собор (около 1425—1427 гг.) Андро никова монастыря

Детали московской архитектуры (высокий цоколь, капители лопаток, кокошники) хорошо сочетаются с кон-структивно-пространственной системой крестообразных храмов Пскова, с утонченной формой аркатуры барабана и го-родчатого карниза, присущих владимиро-суздальским памятникам.

Подобно живописи Андрея Рублева, в храме Андроникова монастыря проявляется гуманистическое начало, масштаб собора приближен к человеку, его многоплановая пластичная форма, оживленная светотеневыми контрастами, с ярким красочным пятном фрески над западным фасадом лишена аскетичности, она — дань земной красоте, близкой народным идеалам.

Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что в начале XV в. великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе передовых традиций других художественных школ свой архитектурный почерк, созвучный напряженному периоду освобождения от монголо-татарского ига и преодоления сопротивления бояр Твери и Новгорода усилению Москвы. В оптимистических образах, динамичности уверенно подымающихся ввысь форм, их триумфальности нашел своеобразное отражение подъем национального самосознания народа.

 

 


Русская архитектура 16 века

 

Крепнет финальный состав.

XV-XVI- период творческих исканий. Возрождение промышленных достижений. Общерусская архитектура. Покровский храм (Собор Василия Блаженного)

Грандиозное оборонительное строительство- выполненное Пушкарским приказом. Иван-город- мощная крепость для защиты со стороны Эстонии. 1500-1511- каменный Кремль Нижнего Новгорода.

Защищаются подступы Москвы.

Тула (1514-1521)

Колома (1525- 1531)

Зарайск (1531 г.)

Астрахань (1582- 1589 гг.)

Фортификационное строительство. Оборонительные линии.

Широкое строительство деревянных укреплений. Тульская засечная черта (700 км)

XVI в.- города крепости- форпосты: Самара, Саратов, Царицын. Засека- оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров. На Двине был поставлен Архангельск.

Возводятся укрепления населенных пунктов в Сибири:

Тюмень (1586)

Тобольск (1587)

Пелым (1592)

Томск (1604)

Сургут (1594)

В Томск плыли служилые.

Кремль Смоленск (1597- 1602 гг.)

h=14м, L> 5км

Федор Савельевич Конь. Борис Годунов. Оборонные системы крупных городов дополнялись монастырями.

Кирилло- Белозерский монастырь. Каменщики заботятся о прочности кладки и о декоре.

Под руководством монаха Трифона возводят из валунов (8 т.) Соловецкий монастырь.

Обносится стенами Троице Сергиев, Борисо Лебский, Псково- Печерский. Земляной город.

Донской и Новодевичий монастырь- усилили защиту.

Новоспасский монастырь (1462г.) – контролирует путь в Нижний Новгород.

Симонов (1379 г.) Москва река.

В 16 в.- Москва огромный город.

Китай город- обнесен малыми стенами.

Архитектор Петрок Малый (1535-1538)

Общественным центром Китай города была Красная площадь.

Набег Хана Девлет- Гирея (1571 г.)

Белый город (1585-1588 гг.) – второе укрепление (протяженность 9 км.)

В XVI в. Традиционно деревянные хоромы включают каменные палаты.

“Каменный пятистенок” подклет из камня.

Нижний ярус палат бояр Троекровых (XVI в.)

Культовое зодчество XVI в.:

1) Распространение каменного приходского храма.

2) Бесстолпный посадский храм.

3) Монументальные пятиглавые соборы

4) Столпообразные шатровые храмы

Церковь мученика Трифона в Напрудном- первый бесстолпный посадский храм.

Крещатый свод.

Килевидные арочки, полуарки.

Трехстолпная кривая- обеспечила хороший отвод осадков.

Бесстолпные храмы:

1) С крещатыми и ступенчатыми сводами

2) С завершающим радом кокошников

На каменных подклетях сушили зерно (использовали для хозяйственных услуг).

Ряды кокошников- завершение храма из которого вырастает барабан с главой.

Старый Донской собор (1593 г.)

Монумент пятиглавого собора.

Государственное строительство.

Позакомарное перекрытие.

Смоленский собор (1524- 1526).

В Ростове Великом- центр родовитого боярства (боролся против русских земель).

Успенский собор- белокаменный собор.

Горизонтальные тяги.

Новаторское направление в каменном зодчестве XVI в.- столпообразные шатровые храмы.

Мемориальный характер. Столпообразные храмы.

Церковь. Преображения Господня.


 

Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) – необычный храм. Крестообразный объем переходит в восьмигранник. Все подчинено центричности. Апсид нету, помещение храма маленькое (8,5х8,5), высота 60 м.

Церковь связана с рождением Ивана IX. Деревянные шатровые постройки. Украшен кокошниками. Здание возводится из кирпича с белокаменными деталями. Треугольные тяги- стрелы. Классические обломы. Традиции и новаторство. Разгрузочные арки. Ярусы кокошников. Церковь- мемориал. Внутреннее пространство поражало стремлением вверх и хорошей освещенностью. Патриотическая идея независимости.

 

 

Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково (1547- 1554 гг.)

Каноническая схема пятиглавия.

Рост объемов вверх.

Храм уподоблен “Небесному храму”.

Покровский собор “На Рву” (1555-1561 гг.)

Был построен по обету И. Грозного.

Праздник покрова (народное название: Храм Василия Блаженного).

1) Мастера Бирма и Постник.

2) Ансамбль из 9-ти отдельных столпообразных церквей.

3) В плане геометрические формы близки к двум квадратам.

4) Кирпич и белый камень.

5) В рисунке декоративных элементов читается конструктив форм.

6) Интерьер играл второе значение.

7) H= 46 м, S= 60м2

8) Храм памятник

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.03 с.)