Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура Московского княжестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К XIV в. «град Москва», заложенный Юрием Долгоруким в 1156 г., превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Быстрому восстановлению Москвы содействовало выгодное географическое положение на пересечении торговых путей, приток населения в более защищенные от набегов иноземных захватчиков районы междуречья Оки, Клязьмы и Москвы, а также ее политика объединения Руси для борьбы с поработителями. Исторически закономерный рост престижа Москвы, превращение ее в политический и культурный центр Руси явились результатом поддержки народных масс, освободительной борьбы московских князей с захватчиками и реакционным боярством. Немаловажное значение имело также единение московских князей с духовенством, которое видело в них союзников в своем стремлении к отделению русской церкви от греческой. Крупной политической победой Москвы было перенесение в 1323 г. из Владимира кафедры русских митрополитов. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты (1325— 1340 гг.). При нем начинается монументальное строительство столицы. На высоком мысу между реками Москвой и Неглинной, среди деревянных изб и храмов, подымается в 1326 г. белокаменный Успенский собор — место погребения митрополитов. Через три года неподалеку от него ставится церковь —колокольня Иоанна Лествичника, которая выполняет ответственную роль дозорной башни. Наконец, в 1333 г. Иван Калита возводит каменный Архангельский собор — усыпальницу великих князей. Группа каменных зданий определила место Соборной площади Кремля — административно-политического центра столицы. Западную часть площади замкнули постройки великокняжеского двора (рис. 3.69). Два белокаменных собора как бы символизировали могущество духовной и светской власти Великого княжества Московского. Закрепляя авторитет молодого стольного города и готовясь к битвам с Золотой Ордой, Иван Калита расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами. Продолжая политику сплочения всех национальных сил для решительного сражения за независимость Руси, Дмитрий Донской (1359— 1389 гг.) сооружает вокруг Кремля в 1367 г. белокаменные стены, превращая его в мощную крепость. Наступил 1380 г., и объединенные Москвой русские рати сошлись на Куликовом поле в смертельной схватке с извечным врагом. Блестящая победа Дмитрия Донского над полчищами хана Мамая еще более возвеличила Москву в глазах современников и содействовала подъему самосознания формирующейся русской нации. Идеи общерусского патриотизма находили отражение в раннемосковском искусстве, которое продолжало традиции владимиро-суздальской художественной культуры, политику владимирских князей, претендовавших на роль «самовластцев». Москва выступает как наследница великодержавной власти Киева и Владимира. Она возрождает белокаменное строительство, отличающееся великолепием и силой идейного воздействия. Ширятся посады Москвы, усиливаются связи с различными землями, на подступах к столице возникает кольцо монастырей; строится Набережный терем, возводится церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). В конце XIV в. летописец с гордостью записывает: «...град Москва велик и чюден и много людей в нем». Постройки: Успенский собор в звенигороде 1399 года.Троицко сергиев монастырь. 1422г Немалую роль в развитии московского зодчества сыграли монастыри. Среди них особое место занимает Троице-Сер-гиев монастырь, основанный Сергием Радонежским. Этот духовный пастырь не чуждался мирских забот и во многом способствовал укреплению власти московских князей. Он проявил незаурядные дипломатические способности и в деле примирения князей — противников Москвы. Поддержал Сергий также призывы московских князей к борьбе с Золотой Ордой и даже отправил с Дмитрием Донским двух богатырей в рясах — Пересвета и Ослябю. Спасский собор (около 1425—1427 гг.) Андро никова монастыря Детали московской архитектуры (высокий цоколь, капители лопаток, кокошники) хорошо сочетаются с кон-структивно-пространственной системой крестообразных храмов Пскова, с утонченной формой аркатуры барабана и го-родчатого карниза, присущих владимиро-суздальским памятникам. Подобно живописи Андрея Рублева, в храме Андроникова монастыря проявляется гуманистическое начало, масштаб собора приближен к человеку, его многоплановая пластичная форма, оживленная светотеневыми контрастами, с ярким красочным пятном фрески над западным фасадом лишена аскетичности, она — дань земной красоте, близкой народным идеалам. Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что в начале XV в. великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе передовых традиций других художественных школ свой архитектурный почерк, созвучный напряженному периоду освобождения от монголо-татарского ига и преодоления сопротивления бояр Твери и Новгорода усилению Москвы. В оптимистических образах, динамичности уверенно подымающихся ввысь форм, их триумфальности нашел своеобразное отражение подъем национального самосознания народа.
Русская архитектура 16 века
Крепнет финальный состав. XV-XVI- период творческих исканий. Возрождение промышленных достижений. Общерусская архитектура. Покровский храм (Собор Василия Блаженного) Грандиозное оборонительное строительство- выполненное Пушкарским приказом. Иван-город- мощная крепость для защиты со стороны Эстонии. 1500-1511- каменный Кремль Нижнего Новгорода. Защищаются подступы Москвы. Тула (1514-1521) Колома (1525- 1531) Зарайск (1531 г.) Астрахань (1582- 1589 гг.) Фортификационное строительство. Оборонительные линии. Широкое строительство деревянных укреплений. Тульская засечная черта (700 км) XVI в.- города крепости- форпосты: Самара, Саратов, Царицын. Засека- оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров. На Двине был поставлен Архангельск. Возводятся укрепления населенных пунктов в Сибири: Тюмень (1586) Тобольск (1587) Пелым (1592) Томск (1604) Сургут (1594) В Томск плыли служилые. Кремль Смоленск (1597- 1602 гг.) h=14м, L> 5км Федор Савельевич Конь. Борис Годунов. Оборонные системы крупных городов дополнялись монастырями.
Кирилло- Белозерский монастырь. Каменщики заботятся о прочности кладки и о декоре. Под руководством монаха Трифона возводят из валунов (8 т.) Соловецкий монастырь. Обносится стенами Троице Сергиев, Борисо Лебский, Псково- Печерский. Земляной город. Донской и Новодевичий монастырь- усилили защиту.
Новоспасский монастырь (1462г.) – контролирует путь в Нижний Новгород. Симонов (1379 г.) Москва река. В 16 в.- Москва огромный город. Китай город- обнесен малыми стенами. Архитектор Петрок Малый (1535-1538) Общественным центром Китай города была Красная площадь. Набег Хана Девлет- Гирея (1571 г.) Белый город (1585-1588 гг.) – второе укрепление (протяженность 9 км.) В XVI в. Традиционно деревянные хоромы включают каменные палаты. “Каменный пятистенок” подклет из камня. Нижний ярус палат бояр Троекровых (XVI в.) Культовое зодчество XVI в.: 1) Распространение каменного приходского храма. 2) Бесстолпный посадский храм. 3) Монументальные пятиглавые соборы 4) Столпообразные шатровые храмы Церковь мученика Трифона в Напрудном- первый бесстолпный посадский храм. Крещатый свод. Килевидные арочки, полуарки. Трехстолпная кривая- обеспечила хороший отвод осадков. Бесстолпные храмы: 1) С крещатыми и ступенчатыми сводами 2) С завершающим радом кокошников На каменных подклетях сушили зерно (использовали для хозяйственных услуг). Ряды кокошников- завершение храма из которого вырастает барабан с главой. Старый Донской собор (1593 г.) Монумент пятиглавого собора. Государственное строительство. Позакомарное перекрытие. Смоленский собор (1524- 1526). В Ростове Великом- центр родовитого боярства (боролся против русских земель). Успенский собор- белокаменный собор. Горизонтальные тяги. Новаторское направление в каменном зодчестве XVI в.- столпообразные шатровые храмы. Мемориальный характер. Столпообразные храмы. Церковь. Преображения Господня.
Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) – необычный храм. Крестообразный объем переходит в восьмигранник. Все подчинено центричности. Апсид нету, помещение храма маленькое (8,5х8,5), высота 60 м. Церковь связана с рождением Ивана IX. Деревянные шатровые постройки. Украшен кокошниками. Здание возводится из кирпича с белокаменными деталями. Треугольные тяги- стрелы. Классические обломы. Традиции и новаторство. Разгрузочные арки. Ярусы кокошников. Церковь- мемориал. Внутреннее пространство поражало стремлением вверх и хорошей освещенностью. Патриотическая идея независимости.
Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково (1547- 1554 гг.) Каноническая схема пятиглавия. Рост объемов вверх. Храм уподоблен “Небесному храму”. Покровский собор “На Рву” (1555-1561 гг.) Был построен по обету И. Грозного. Праздник покрова (народное название: Храм Василия Блаженного). 1) Мастера Бирма и Постник. 2) Ансамбль из 9-ти отдельных столпообразных церквей. 3) В плане геометрические формы близки к двум квадратам. 4) Кирпич и белый камень. 5) В рисунке декоративных элементов читается конструктив форм. 6) Интерьер играл второе значение. 7) H= 46 м, S= 60м2 8) Храм памятник
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.007 с.) |