Архитектура барокко в москве (конец 17 - первая половина18 вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура барокко в москве (конец 17 - первая половина18 вв. )



 

Особое место в культовой архитектуре 17 столетия занимают ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ, кот с середины века постепенно утрачивали своё идейное значение (причины -раскол православной церкви, реф.Никона)

Гос. идеи с того времени снова было признано олицетворять ПЯТИГЛАВИЕМ. шатровые завершения все чаще возводится ради выразительности силуэта. Они начин. приобретать декоративный характер, теряют свою монументальность и органичность.

В начале 1730-х Г Одов В Москву из Петербурга БЫЛИ откомандированы петровские пенсионеры - архитекторы И.А. Мордвинов и И.Ф. Мичурин. План Москвы, составленный Мичуриным («Мичуринский план») с помощниками в 1734-1739 гг представляет значительный градостроительный документ Москвы 18 в. Изготовленный в форме гравюры, он весьма ценен, ибо в нем запечатлена застройка города того времени.

Церковь Иоанна Воина состоит из собственно храма, трапезной с двумя приделами и колокольни. Собственно храм представляет собой двухсветный четверик, перекрытый высоким сомкнутым сводом, несущим 2 убывающих по объему восьмерика с криволинейными покрытиями, и главой.

Динамику нарастания масс и пластичную выразительность силуэта подчеркивают широкие полуциркульные фронтоны, венчающие центры фасадов четверика, и большие арочные ЛЮНЕТЫ над ними.

Новое направление в церковном зодчастве Москвы нач18 в ярко выраж.в арх-е Мениковой башни;закл.в г гармончном сочетании традиционной русской объёмно-пространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец- ЦЕРКОВЬ ИОАННА ВОИНА на Якиманке (1709-1713 гг.)

Фасады дворца расчленены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордераони формируют пилястровый портик с фрронтоном.

ЛЕФОРТОВСКИЙ ДВОРЕЦ (кон.17 - нач.18вв) выстроен в немецкой слободе известным московским арх. Аксамитовым

 

 

 

Худ.сближение арх.каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчаством, нач в конце 17 в,в нач. 18. оно стало более заметным. Это свидетельствовало о том, что отечественные зодчие не только знали ордерную тектоническю систему, но и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы, заимствованные из арх. зап-европ. стран, с русс. традиц. приемами.

В первой 3 ти 18 в. развитие гражданской арх. несколько замедлилось вследствие отвлечения строительных сил в Петербург,а затем в Москву (1730 е). В то же время продолжали развиваться города на Волге и в зап. части страны.Интересным примером долговечности нац.арх.традиций в провинции явл. 2 х эт. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В КАЗАНИ характерный силует восьмерик на 4-ке

 

11. Архитектура барокко в Петербурге (первая половина 18 века)

 

Особое место в ряду новых городов занимал Петербург осн.(1703),сочетавший функции крепости, столицы, промышленного и культурного центра.1703г. Заложили по чертежу Петра 1 и военного инженера Жосефа Ламберта крепость нового, бастионного типа названную Петропавловкой.

Крепость "Бастионного Начертания" имеет 6 бастионов, фланки которые Соед. Куртинами. 4 куртины крепости прорезаны воротами. Петровские ворота в 1716-1718 оформлены как парадный въезд в крепость. В 1706 с Меншикова Бастиона нач. перестройка в кирпиче и камне. После Тризини работами в крепости руководил военный инженер Марин.

Для прикрытия устья Невы с моря в том же году на о. Котлин в Финском заливе было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт позднее)на южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 заложили по чертежу Петра1 судостроит. Верфь - крепость -Адмиралтейство. Под защитой этих 3 х крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712г. новой столицей России (с 1721 Российской Империей)

 

Основным строительным центром России становится Петербург, который создавался на почти необжитых берегах невской дельты. Единственным примером раннего петербургского жилого дома является воссозданный позднее рубленый домик Петра на берегу Невы (постр. за 3 дня май 1703). Построен неизвестными солдатами - плотниками Семеновского полка дом без фундамента S=60 кв.м., H=ок.6 м., первоначально покрыт гонтом - сосновыми дощечками. В 1710 –х гг. В Петербурге стали строить только кирпичные дома.

Первым иностранным архитектором и инженером на берега Невы одновременно с русскими войсками, был итальянец Доменико Трезини. В 1706 г. В Петербурге основано Гос. Учреждение Канцелярия От Строений, ведавшая всеми строительными делами в городе. Во главе ее поставили Тризини. Канцелярия формировала арх.команды из русских архитекторов и приглашенных специалистов из=за границы, готовила мастеров строительного дела.

 

И.Коробов. Был послан для обучения в Голландию, которая привлекла внимание Петра1 сходными с петербургскими природно-климатическими условиями, а так же простой архитектурой и целесообразностью приемов строительства, имевшего специфические особенности, связанные с необходимостью ведения гидротехнических работ. По возвращению в Петербург И.К.Коробова определили в Адмиралтейств-Коллегию, где он выполнил много проектов культовых и ведомственных строений.

 

Земцов Михаил Григорьевич (1688-1743)Единственное хорошо сохранившееся его произведение является. Церковь Симеония И Анны в Петербурге. Шестиколонное пространство храма с одним куполом на барабане воплощает композиционные приемы русского храмостроения, сочетающиеся с элементами ордерной системы и со шпилевидным завершением колокольни – архитектурные традиции, сформировавшиеся в петровском Петербурге.

В нижнем парке на искусственном островке Браунштейн выстроил павильон уединения "ЭРМИТАЖ"(1721-1725) по примеру подобных сооружений в западно-европейских парках. В петергофском Эрмитаже архитектор искусно использовал Большой ордер.Он же возвел небольшой 2 х этажный Дворец "МАРЛИ". Дворец является главным сооружение парковой композиции с оригинальной системой прудов. 3х лучевая композиция планировки нижнего парка принадлежит Петру1, уделявшему особое внимание созданию пригородной резиденции, которая должна была соответствовать престижу гл. Огр. Империи.

 


12. Московский классицизм (вторая половина 18 века)

 

С середины XVIII в. и особенно во второй его половине вновь стала строиться и перестраиваться Москва. Здесь, в древней русской столице, вырастали особняки и дворцы, церкви и общественные здания — больницы и университеты. Самыми выдающимися представителями московской архитектуры в эпоху Екатерины II и Павла I были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

В 1775 г. Баженов получил задание Екатерины II — построить для неё близ Москвы резиденцию в имении Чёрная Грязь, вскоре переименованном в Царицыно. Императрица выбрала для нового комплекса псевдоготический стиль. С 1775 по 1785 г. были возведены Большой дворец, каменные мосты, «Оперный дом», «Хлебный дом» (кухня) и другие сооружения, многие из которых сохранились до наших дней.

Царицынский ансамбль выделялся среди современных ему усадеб готическими формами архитектуры: стрельчатыми арками, сложными оконными проёмами и т. п. Баженов считал древнерусскую архитектуру разновидностью готической. Поэтому здесь встречаются элементы, характерные и для русского Средневековья, например «ласточкины хвосты» (раздвоенные вверху зубцы), которые напоминают завершения кремлёвских стен. Красные кирпичные стены сочетаются с белокаменными декоративными деталями, как в русской архитектуре XVII в. Планировка внутренних покоев по-средневековому нарочито усложнена. Облик дворца был настолько мрачен, что императрица, приехав в Царицыно, воскликнула: «Это не дворец, а тюрьма!» — и навсегда покинула усадьбу. По приказу Екатерины II ряд построек, в том числе дворец, снесли. Новое здание дворца с классицистически правильным планом, но с готическим оформлением было построено в 1786—1793 гг. М. Ф. Казаковым.

Баженов работал и для частных заказчиков. Дом П. Е. Пашкова в Москве (1784—1786 гг.) расположен напротив Кремля и своими классицистическими формами, светлым фасадом подчёркивает мощь и величие его древних, сложенных из кирпича стен. Здание находится на высоком холме. В центре — трёхэтажный корпус с изящным портиком, дополненным по бокам статуями. Он увенчан круглой надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху. Одноэтажные галереи ведут к двухэтажным флигелям, также украшенным портиками. Вниз с холма спускается лестница. Первоначально она вела в сад, огороженный красивой решёткой с фонарями на столбах. Решётку сняли уже в XX в., когда расширяли улицу; тогда же исчез и сад.

На творчество Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) оказали большое влияние московские архитекторы Д. В. Ухтомский и В. И. Баженов. Казаков в отличие от Баженова много и успешно работал по заказам Екатерины II и пользовался её особым покровительством. Он строил разные по назначению здания — общественные сооружения и частные дома, императорские дворцы, церкви — преимущественно в стиле классицизма.

Петровский подъездной дворец (в нём обычно останавливался двор по дороге из Петербурга в Москву, его называли также Петровским замком, 1775—1782 гг.) был заказан Казакову в псевдоготическом стиле. Однако чёткий симметричный план замка и его интерьеры выполнены в традициях классицизма. Лишь декоративные детали фасада характерны для древнерусской архитектуры.

В 1776—1787 гг. Казаков возвёл здание Сената в Московском Кремле. Это сооружение в духе классицизма напоминает о грандиозном баженовском проекте перестройки Кремля. Главная часть треугольного в плане здания — круглый зал с огромным куполом, который хорошо виден с Красной площади. Рассказывают, что Баженов и другие архитекторы усомнились в прочности купола, тогда Казаков поднялся на него и простоял там полчаса. На фасаде контуры главного зала подчёркнуты колоннадой, повторяющей полукружие стен.

Не менее знаменит торжественный и нарядный Колонный зал в доме Благородного собрания в Москве, оформленный Казаковым (1784-90-е гг. XVIII в.). Прямоугольный в плане зал обрамлён по периметру мощными, но стройными колоннами, расположенными на некотором расстоянии от стен. Между колоннами одна над другой висят хрустальные люстры. Антресоли (верхний полуэтаж) окружены невысокой балюстрадой (ограждением из фигурных столбиков, соединённых перилами). Пропорции зала необыкновенно изящны.

В самом центре Москвы, на Моховой улице, в 1786—1793 гг. Казаков построил здание университета. Пострадавшее от пожара в 1812 г., оно было восстановлено и частично перестроено архитектором Доменико Жилярди, который, однако, сохранил казаковский план в форме буквы «П» и общий принцип композиции.

Известие о пожаре Москвы потрясло Казакова, находившегося тогда в Рязани. До него дошли слухи, что в пожаре погибли все его постройки, и он вскоре скончался. Однако, к счастью, многие произведения архитектора сохранились до наших дней, и по ним сегодня можно представить Москву конца XVIII в., «казаковскую Москву».

13. Петербургский классицизм (вторая половина 18 века)

 

Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 - 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств, основанная в 1757 году и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург. Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский. Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем к греческой античности). В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 - 1800 год) и поздний (1800 - 1830-е годы).

Новые принципы строительства Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма

4.1 Старый город

В начале царствования Екатерины II, пишет М. Пыляев, Петербург «все еще имел вид возникающего города. Улицы были нешироки, из них только три главные, примыкающие к Адмиралтейству, были вымощены камнем, другие выстланы были досками, дома в лучших улицах стояли тесно друг к другу, в других же местах, как на Васильевском острове, беднейшие деревянные лачужки перемешивались с большими кирпичными домами» (рис.1).

Город во второй половине XVIII века строился и развивался в соответствии с принципами, заложенными Петром, как регулярный город. В то же время новые тенденции развития города вели к необходимости радикального пересмотра сложившейся системы, поискам новых планировочных решений.

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (1760 -1780 гг)

Барокко еще напоминает о себе и во внешних формах классицистических зданий, и в декоративном убранстве интерьеров. Основоположником раннего петербургского классицизма стал французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот. Наиболее значительное произведение, в создании которого он участвовал вместе с А.Ф. Кокориновым и Ю.М. Фельтеном, - здание Академии художеств (1764 - 1788) (рис.7). По данным последних исследований, ему принадлежал предварительный проект здания.

К шедеврам Валлен-Деламота можно отнести Малый Эрмитаж, пристроенный к Зимнему дворцу в 1764 - 1775 годах и Арку Новой Голландии (1765), через которую, как шутливо отмечают исследователи, «классицизм вошел в Петербург» (рис.8).

Валлен-Деламот перестроил в классическом стиле Гостиный двор на Невском проспекте, начатый еще Растрелли (1752 - 1761, завершено строительство в 1785 году).

Именно Валлен-Деламоту принадлежит проект работ по устройству главных набережных города (левый берег Невы), облицовка их камнем, сооружение спусков и пристаней.

Деламоту принадлежит еще одно интересное здание на Невском проспекте - католическая церковь Святой Екатерины, заложенная им в 1762 году и, завершенная А. Ринальди (освящена в 1786 году).

Крупнейшим представителем раннего классицизма был приехавший из Рима А. Ринальди (рис.9). В Петербурге он становится архитектором «малого» двора наследника великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III). С 1762 года - придворный архитектор Екатерины II.

Творчество Ринальди находится на грани барокко и классицизма. Он стал единственным архитектором русского рококо - Китайский дворец (1762 - 1768) и Катальная горка (1762 - 1774) в Ораниенбауме. В тоже время он вместе с современными ему зодчими вырабатывает принципы нового архитектурного стиля - классицизма.

Лучшее его произведение в стиле классицизма - Мраморный дворец (1768 - 1785), названный так потому, что его нижний этаж облицован гранитом, а два верхних - олонецким мрамором (рис.10). Для дворца характерны цельность и масштабность, которые определены его архитектурно-пластическим решением.

Одновременно с Мраморным дворцом Ринальди строит Гатчинский дворец (1766 - 1781). В Гатчине в еще большей степени Ринальди выступает мастером переходной эпохи в зодчестве Петербурга второй половины XVIII века. Все более меняются понятия о прекрасном. Живописность, динамика, нарядность уступают место относительной камерности, удобству, большей целесообразности в расположении помещений.

Память о себе Ринальди оставил и в Царском Селе, где им воздвигнута Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Орловские ворота (все памятники 1770-х годов). Завершающей работой Ринальди в России была Исаакиевская церковь, на месте разобранной в 1763 году церкви Маттарнови и Гербеля. Знаменателен барочный характер сооружения. Церковь простояла до начала работ Монферана (1818).

Одним из наиболее характерных зодчих раннего классицизма был Ю.М. Фельтен (рис.11). Его имя связывают с созданием совместно с П. Егоровым знаменитой ограды Летнего сада (1773 - 1777). В решетке Летнего сада сохранено сочетание черного металла и золоченых деталей, как и в типично барочной решетке Большого Царскосельского дворца Растрелли.

Но вместо ее изменчивого, прихотливого узора в ограде Летнего сада господствует строгая вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные, массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом ощущение величавости и покоя.

Среди наиболее крупных произведений Фельтена, которые являются типичными памятниками архитектуры раннего классицизма, можно назвать «здание в линию с Эрмитажем» (1775 - 1785) рядом с Малым Эрмитажем и Зубовский корпус, пристроенный в 1778 - 1784 годах к Екатерининскому дворцу в Царском селе.

Романтические настроения в творчестве Фельтена нашли отражение в таких его произведениях, как Чесменский путевой дворец (1774 - 1777)и Чесменская церковь (1777 - 1780), - единый ансамбль, сочетающий традиции русской и западноевропейской средневековой архитектуры.

Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (1780 - 1790 гг.)

Примечательной строгостью стиля отличается творчество И. Е. Старова (рис.12). Оно оказало огромное влияние на развитие классицистической школы. Так, Таврический дворец стал образцом усадебного строительства. По всей России дворяне стремились построить у себя в поместьях маленькие «Таврические дворцы».

Таврический дворец (1783 - 1789) - одна из самых значительных построек И.Е. Старова (рис.13). План дворца внешне прост: главный корпус объединяет с боковыми флигелями галерея. Средняя часть дворца имеет шестиколонный дорический порядок, увенчанный фронтоном.

Над ним монументальный, торжественный купол спокойного рисунка. Дорический ордер украшает и боковые корпуса, обращенные внутрь парадного двора. Экстерьер прост и величественен, как бы скрывает роскошь и театральность интерьеров.

Многое в комплексе дворца изменило время. Архитектор Руска в александровское время изъял все оставшиеся детали роскошного архитектурно-декоративного убранства, из-за поднятия пола изменил гармонические пропорции ионических колонн, уничтожил ощущение сквозных перспектив.

Одним из главных принципов классицизма становится принцип гармонии архитектурной и природной среды. Наиболее полно он проявился в творчестве Чарлза Камерона (рис.14).

В 1779 году Камерон приехал в Россию и стал архитектором Екатерины II. Сразу же он получил заказ, который отвечал его интересам в архитектуре: Агатовы комнаты и Холодные бани в Царском селе (1780-1785).

Одновременно Камерон вел работы в селе Павловском, которое Павел отдал жене, Марии Федоровне. Он возводит ряд павильонов в парке: ротонду «Храм дружбы», поставленную в самой излучине реки Славянки; колоннаду Аполлона, Молочный домик, Павильон трех граций и т.д. Камерон принял участие в разбивке Павловского парка, подчеркнуто естественного (английского), только что входившего в моду и доведенного до совершенства декоратором Пьетро Гонзага.

В духе строгого классицизма решал Камерон Павловский дворец (1782 - 1786), квадратный в плане, с центральным круглым Итальянским залом, увенчанным плоским куполом, соединенным галереями с боковыми флигелями. Все вместе образует обширное пространство двора. Дворец представляет палладианский тип дворцовой постройки, в нем много чисто камероновской гармонии и теплоты.

80-е годы XVIII века - время расцвета творчества Джакомо Кваренги (1744 - 1817) (рис.15), одного из величайших архитекторов XVIII столетия. В 1779 году он приезжает по приглашению императрицы в Петербург и остается здесь до конца жизни. В столице Кваренги много строит. Трехчастной схеме здания, состоящего из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями, Кваренги дает множество толкований. Центр композиции выделяется портиком.

Типичным для него является здание Академии наук (1783 - 1789). Фасады здания не декорированы, есть только строгие треугольные фронтончики над оконными проемами. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком. Принцип усадьбы (главный дом в глубине двора) применен Кваренги при строительстве Ассигнационного банка (1783 - 1789), с решеткой, ограждающей пространство по Садовой улице.

Придворный Эрмитажный театр, построенный Кваренги в 1783 - 1787 годах, стал одним из красивейших и лучших камерных театров мира. В нем мастер отступил от традиционных для XVIII века ярусов лож, расположив места амфитеатром по образу знаменитого театра Палладио в Виченце близ Венеции. Кваренги считал театр своим лучшим творением.

Самое поэтическое создание зодчего - Александровский дворец в Царском Селе (1792 - 1796), предназначенный Екатериной для любимого первого внука. Основной мотив дворца - мощная двойная колоннада коринфского ордера, соединяющая боковые крылья дворца. Чистой строгой архитектурой, без всякого пластического декора мастер достигает почти барочной живописности.

Последним выдающимся архитектором XVIII века был Винченцо Бренна (рис.16). В Россию он приехал по приглашению Павла I и был ведущим архитектором Петербурга в годы его правления. Много и плодотворно работал в Павловске и Гатчине. Он перестраивал и достраивал дворцы, переделывал и создавал их интерьеры, усовершенствовал парки, всему придавая военизированный, "бренновский" дух, столь близкий сердцу Павла Петровича.

Вершиной творчества архитектора стал Михайловский замок - своеобразный символ эпохи царствования Павла I и наиболее значительное ее архитектурное произведение. С первого же дня восшествия на престол Павел I решил осуществить проект строительства дворца-замка.

Император повелел воздвигнуть его на месте Летнего дворца, построенного в 1741 - 1745 годах архитектором Растрелли.

Император сам составил первый набросок плана Михайловского замка и не жалел средств на его сооружение. Уже в царствование Александра I была подсчитана сумма израсходованных на строительство дворца денег. Она составила астрономическую цифру в масштабах цен того времени 6 171 069 рублей (по первоначальной смете - 791 200 рублей). Это была самая дорогостоящая постройка XVIII века. Профессиональное решение проекта принадлежало архитекторам Баженову и Бренне. Процесс реализации проекта осуществлял В. Бренна, который отказался от многих предложений Баженова.

Михайловский замок (1797 - 1801) можно рассматривать как проявление в конце XVIII века романтизма в рамках строгого классицизма. В своем творчестве Бренна нередко обращался к наследию барокко. Так, если главный фасад Михайловского замка выдержан в духе строгого классицизма (развитый ризалит, центральный портик, колоннада), то противоположный фасад, выходящий на Мойку с его выступающими и западающими частями, несет в себе творчески переработанные черты барочной архитектуры.

Бренну можно назвать предвестником высокого классицизма, или русского ампира, получившего развитие в первой трети XIX века.

Бренна оставил после себя ученика - великого архитектора, главного выразителя идей петербургского ампира К. Росси. Творчество Бренны подводит черту под архитектурой Петербурга XVIII века и намечает пути новой градостроительной эпохи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.043 с.)