Русская деревянная архитектура :архитектура жилого дома и оборонное зодчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская деревянная архитектура :архитектура жилого дома и оборонное зодчество



Архитектура Новгородских земель

Обширность новгородских земель простиравшихся от Чудского озера до каменного пояса (Урал), включавших нехоженные земли вплоть до ледовитого океана

Начиная с 1170-х годов происходят изменения в характере культового строительства, проявляющиеся прежде всего в уменьшении размеров построек и переходе к более простым четырехстолпным храмам. Рассчитанные на меньшее количество людей, объединенных территориально или по профессиональному признаку, каменные церкви, нередко заменявшие деревянные уличане кие храмы, отражали более простые запросы и художественные идеалы посадского люда. От них не требовалось производить впечатление подавляющей мощи и потрясающего величия. Они служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города. Эти небольшие, масштабные рядовой застройке четырехстолпные с тремя апсидами, храмы с позакомарными покрытиями и одной главой на барабане определяли облик здания, которое строилось зачастую всем приходом на собственные деньги.

на средства Ярослава Владимировича была построена церковь Спаса на Нередице (1198 г.). Этот последний княжеский храм в Новгороде уже почти ничем не отличается от посадских церквей, весьма наглядно иллюстрируя изменившееся общественное положение князя.

В объемно-пространственной структуре храма Спаса на Нередице заметна тенденция дальнейшего ее упрощения, сокращения внутреннего пространства и экономии материала.

Боковые апсиды понижены, на внутренних плоскостях стен нет лопаток, столбы квадратные. Меньшая высота крайних апсид, трехугольное расположение окон на фасадах и ниши с фресками над входами подчеркивали значение средних осей стен и усиливали центричность всей композиции, чему содействовала и мощная глава храма.

Отсутствовали также парадные хоры. Скромная внутренняя лесенка вела на «полати», по бокам которых находились приделы. Все поверхности стен в интерьере были расписаны. Фрески Спаса-Нередицы, просуществовавшие более семи столетий и являвшиеся историко-художественным памятником мирового значения, были варварски уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время храм Спаса на Нередице восстановлен, а остатки росписей законсервированы.

Особое место в архитектуре Новгорода занимает церковь Параскевы-Пят-ницы на Ярославовом дворище (1207 г.). Эта значительная по размерам и необычная по архитектуре церковь находится на Торговой стороне. Построенная в 1207 г. «заморскими купцами», она являлась патрональным храмом этой богатой корпорации. Поставленная на Торгу на видном месте, посвященная чтимой в народе святой — Параскеве-Пятнице, эта церковь была зримым выражением художественных идеалов и материальных возможностей «гостей», ведших торговлю с иноземными государствами. Отличаясь объемно-пространственной композицией и нехарактерными для Новгорода декоративными деталями, Пятницкая церковь отражала широкие культурные связи заморских купцов, их знакомство с архитектурой других земель.

Объемно-пространсвенная структура церкви — Параскевы-Пятницы образовывала устойчивую пирамидальную композицию. Плановое решение, характер композиции, пучковые лопатки и трехлопастное завершение фасадов напоминали смоленские церкви.

Пятницкая церковь — важный шаг в формировании основ общерусской архитектуры. Она свидетельствует об изживании византийских традиций и сложении новых черт, которые выражались в переходе от статичных композиций к более динамичным, с ярко выраженным стремлением к вертикальному пирамидальному построению. Это сопровождалось конструктивными изменениями сводчатого покрытия, приобретавшего трехлопастное очертание, лучше, чем позакомарное, отвечавшее климатическим условиям Руси. Характерно и применение многоуступчатых лопаток, отвечавших вертикальному характеру композиции

Развитие русской культуры было прервано огнем пожарищ, разорением городов и истреблением населения вражескими ордами. Героическое сопротивление разрозненных княжеств, большие потери в войсках хана Батыя и непроходимые болота спасли Новгород.

 

Пользуясь горькой участью Руси, защитившей кровью своих воинов Европу, немецко-шведские рыцари — крестоносцы, поддержанные папой римским, вторглись в Новгородско-Псковские земли. Однако новгородцы и псковичи, возглавляемые князем Александром, получившим затем прозвище Невского, сумели нанести сокрушительное поражение захватчикам на льду Чудского озера (1242 г.)

Отгремело Ледовое побоище, сомкнулись воды Чудского озера над «псами-рыцарями», но военная угроза и изоляция Новгорода сдерживали развитие его зодчества. Прекратилось строительство каменных церквей, и даже крепостные постройки сооружались в основном из дерева. Только в конце XIII в. создаются политические и материальные предпосылки для возобновления каменной архитектуры. Новгород постепенно укрепляет и расширяет свои владения, восстанавливает широкие торговые связи и гордо именует себя «Господин Великий Новгород».

 

Одной из первых каменных культовых построек после вынужденного перерыва в строительстве была небольшая церковь Николо-Липненекого монастыря, находившегося в 8 км от Новгорода при впадении р. Меты в оз. Ильмень. Храм Николы на Липне, построенный в 1292 г. среди болот («липны») на островке, знаменует дальнейший этап разработки типа посадских церквей.

 

Небольшой, квадратный в плане, с четырьмя столбами и одной апсидой объем храма производит целостное впечатление. Заметной становится тенденция к отказу от аскетичности внешнего вида и приданию храмам более праздничного облика. Так, церковь Николы на Липне, как и Перынского скита, имеет снаружи только угловые лопатки, четко ограничивающие ее объем. Композиционную целостность фасадам придает трехлопастное выразительное завершение. Криволинейное очертание покрытия дополнено орнаментальной полосой зубчиков и аркатурой.

После присоединения Новгорода в 1478, его архитектура сохраняя присущие ей колорит и своеобразие, развивается в обще- русских тенденциях зодчества.

Русская архитектура 16 века

 

Крепнет финальный состав.

XV-XVI- период творческих исканий. Возрождение промышленных достижений. Общерусская архитектура. Покровский храм (Собор Василия Блаженного)

Грандиозное оборонительное строительство- выполненное Пушкарским приказом. Иван-город- мощная крепость для защиты со стороны Эстонии. 1500-1511- каменный Кремль Нижнего Новгорода.

Защищаются подступы Москвы.

Тула (1514-1521)

Колома (1525- 1531)

Зарайск (1531 г.)

Астрахань (1582- 1589 гг.)

Фортификационное строительство. Оборонительные линии.

Широкое строительство деревянных укреплений. Тульская засечная черта (700 км)

XVI в.- города крепости- форпосты: Самара, Саратов, Царицын. Засека- оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров. На Двине был поставлен Архангельск.

Возводятся укрепления населенных пунктов в Сибири:

Тюмень (1586)

Тобольск (1587)

Пелым (1592)

Томск (1604)

Сургут (1594)

В Томск плыли служилые.

Кремль Смоленск (1597- 1602 гг.)

h=14м, L> 5км

Федор Савельевич Конь. Борис Годунов. Оборонные системы крупных городов дополнялись монастырями.

Кирилло- Белозерский монастырь. Каменщики заботятся о прочности кладки и о декоре.

Под руководством монаха Трифона возводят из валунов (8 т.) Соловецкий монастырь.

Обносится стенами Троице Сергиев, Борисо Лебский, Псково- Печерский. Земляной город.

Донской и Новодевичий монастырь- усилили защиту.

Новоспасский монастырь (1462г.) – контролирует путь в Нижний Новгород.

Симонов (1379 г.) Москва река.

В 16 в.- Москва огромный город.

Китай город- обнесен малыми стенами.

Архитектор Петрок Малый (1535-1538)

Общественным центром Китай города была Красная площадь.

Набег Хана Девлет- Гирея (1571 г.)

Белый город (1585-1588 гг.) – второе укрепление (протяженность 9 км.)

В XVI в. Традиционно деревянные хоромы включают каменные палаты.

“Каменный пятистенок” подклет из камня.

Нижний ярус палат бояр Троекровых (XVI в.)

Культовое зодчество XVI в.:

1) Распространение каменного приходского храма.

2) Бесстолпный посадский храм.

3) Монументальные пятиглавые соборы

4) Столпообразные шатровые храмы

Церковь мученика Трифона в Напрудном- первый бесстолпный посадский храм.

Крещатый свод.

Килевидные арочки, полуарки.

Трехстолпная кривая- обеспечила хороший отвод осадков.

Бесстолпные храмы:

1) С крещатыми и ступенчатыми сводами

2) С завершающим радом кокошников

На каменных подклетях сушили зерно (использовали для хозяйственных услуг).

Ряды кокошников- завершение храма из которого вырастает барабан с главой.

Старый Донской собор (1593 г.)

Монумент пятиглавого собора.

Государственное строительство.

Позакомарное перекрытие.

Смоленский собор (1524- 1526).

В Ростове Великом- центр родовитого боярства (боролся против русских земель).

Успенский собор- белокаменный собор.

Горизонтальные тяги.

Новаторское направление в каменном зодчестве XVI в.- столпообразные шатровые храмы.

Мемориальный характер. Столпообразные храмы.

Церковь. Преображения Господня.


 

Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) – необычный храм. Крестообразный объем переходит в восьмигранник. Все подчинено центричности. Апсид нету, помещение храма маленькое (8,5х8,5), высота 60 м.

Церковь связана с рождением Ивана IX. Деревянные шатровые постройки. Украшен кокошниками. Здание возводится из кирпича с белокаменными деталями. Треугольные тяги- стрелы. Классические обломы. Традиции и новаторство. Разгрузочные арки. Ярусы кокошников. Церковь- мемориал. Внутреннее пространство поражало стремлением вверх и хорошей освещенностью. Патриотическая идея независимости.

 

 

Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково (1547- 1554 гг.)

Каноническая схема пятиглавия.

Рост объемов вверх.

Храм уподоблен “Небесному храму”.

Покровский собор “На Рву” (1555-1561 гг.)

Был построен по обету И. Грозного.

Праздник покрова (народное название: Храм Василия Блаженного).

1) Мастера Бирма и Постник.

2) Ансамбль из 9-ти отдельных столпообразных церквей.

3) В плане геометрические формы близки к двум квадратам.

4) Кирпич и белый камень.

5) В рисунке декоративных элементов читается конструктив форм.

6) Интерьер играл второе значение.

7) H= 46 м, S= 60м2

8) Храм памятник

 

 

Теремной Дворец

К числу наиболее крупных гражданских зданий XII в.,принадлежит Теремной Дворец в Московском кремле. Русские зодчие Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков под «смотрением государева мастера» Антипы Константинова воздвигают на высоких 12-метровых белокаменных подклетах XVI в. царский дворец для повседневной жизни самодержца. Вознесенный над другими постройками, Теремной дворец как бы демонстрировал отступление от освященных веками дедовских обычаев. Структура Теремного дворца сохраняет черты хоромных построек. Первый этаж располагался на плоской кровле-террасе здания прошлого века и имел по обычаю хозяйственное назначение. На второй — главный этаж, где находились царские покои, вела с террасы «золотая» лестница. Третий этаж дворца состоял из большого помещения — терема древнерусского «чердака», который стоял, в свою очередь, на плоской кровле — гульбище. Все три этажа Теремного дворца соединяла внутренняя лестница. Была предусмотрена связь и с парадными палатами: Грановитой, Золотой, Набережной. Основной жилой этаж включал ряд палат, расположенных друг за другом. Обычное для хором «государевой статьи» размещение помещений «стаей» здесь приобретает более официальный торжественный характер анфилады, замыкающейся опочивальней монарха. Царские придворные ожидали выхода самодержца в первой палате — приемной; за ней следовала «комната», выполнявшая функции гостиной и кабинета. В третьей палате стоял царский трон, а в четвертой находилось государево ложе. Ступенчато-ярусное построение объемов, пространственное обособление отдельных частей, живописность крылец и силуэта с высокой крышей терема и островерхими завершениями рундуков сохраняли принципы деревянного хоромного зодчества. Элементы регулярности сочетаются с красочным узорочьем. Резные белокаменные наличники и порталы были расписаны яркими красками, строгие горизонтали карнизов оживлялись сверкающими на солнце лазурными изразцами, линия конька терема обогащалась прорезным золоченым гребнем, архитектурный порядок дополнялся живописностью.

палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве представляют тип характерного для XVII в. комплекса каменных хором и храма, соединенных между собой крытым переходом (1657 г.)Все 3 этажа каменные. Объемы свободно сдвинуты относительно друг друга,ассиметрично разделены пилястрами.Вытянутая в высоту композиция церкви дополняет ансамбль,в основу которого положен принцип гармонического равновесия объемов,свободно ориентированные в пространстве.

Основным типом церквей становится бесстолпный приходский храм с кокошниками. После реформ патриарха Никона запрешается использование шатра над главным храмов и возводится какноническое пятиглавие. Возводится каноническое пятиглавие.Главный объем четверик,перекрытый сомкнутым сводом.Важным элементом стала перекрытая шатром колокольня,помешавшаяся часто над западным входом или рядом.Часто между шатровой колокольней и основным четвериком делалось более низкое,но довольно вместительное помощение трапезной,увел.площадь храма.Объмы колокольни обычно ставились либо по оси либо группировались ассиметрично.Декоративное узорочье усилиловало впечатление живописности и пластического богатства композиции.Сочетание многообъемности и жинирадостного по характеру,основанного на народных мотвах,красочного узорочья с геометрической цельностью каждого из объемов,-характерная черта тектонического строя храмовых композиций середины и втрой половины17 века.

Каменная церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628– 1653 гг.) — пример свободного сочетания в композиции различных по форме и размеров объемов.Строилась она на средства богатых купцов Никитниковых. выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. Церковь построена в 1628—1653 гг. в центре Москвы, в Китай-городе (см. т. 3, рис. 158), на средства купца Григория Никитникова, который хранил свои товары в подклете храма, а также за плату принимал на хранение товары других купцов "от воров и красного петуха" (пожара). Композиция типична для русской архитектуры XVII в. и следует принципу "формосложения", когда к основному объему, согласно симметрии, но свободно и живописно, "приращивают" приделы, лестницы, галереи. В данном случае симметричный объем ("четверик" с пятью главами) обстроен приделами, галереей с трапезной, соединен с шатровой колокольней и наружной лестницей с шатровым крыльцом. Церковь украшена множеством кокошников, белокаменной резьбой, металлическим кованым декором и росписями. Отдельные элементы воспроизводят декор царского Теремного дворца в Московском Кремле. Аналогичные ей московские храмы(церковь Рождества Богородицы в Путинках,церковь Николы в Берсеневе)

 

 

Общие стилевые черты архитектуры XVII в. обогащались местными художественными традициями и своеобразными композиционными приемами, наглядным примером чего являются архитектурные памятники Среднего Поволжья, особенно Ярославля. Этот город, стоявший на скрещении торговых путей из Москвы в Архангельск и Астрахань, в XVII столетии переживал свой «золотой век». В «Книге Большому чертежу», замечательном географическом документе 1627 г., написано: «Ярославль строением церковным вельми украшен и посадами велик». В середине XVII в. формируются специфические черты ярославского зодчества.

Церковь Ильи Пророка (1647— 1650 гг.), сооруженная во дворе именитых купцов Скрипиных, мало чем отличается в плане от московских посадских храмов. Мастера использовали более привычную схему соборного типа с двумя столбами и несущей стеной с проемами, закрывавшей алтарь и облег-чавшей устройство иконостаса.

Стройная шатровая колокольня служила пространственным ориентиром, как бы закреплявшим пересечение дорог. Главный западный фасад носил фронтальный характер, его фланги замыкались шатрами колокольни и придела.

Храм Иоанна Златоуста

Первый храм Иоанна Златоуста здесь возводят в 1649—1654 гг., второй — Владимирский (теплый) был построен в 1669 г., в промежутке между строительством этих церквей была сооружена колокольня. Пятиглавые храмы соборного типа с близкими размерами основных объемов поставлены по одной линии на расстоянии, равном их высоте.

Посередине между ними установлены ворота с миниатюрным ярусным верхом, контрастирующие с монументальными объемами храмов. Намеченная вертикалью ворот ось закреплена высокой (38 м) колокольней в глубине площади. Необычайно стройный восьмиугольный столп одной из красивейших шатровых колоколен XVII в., возвышающийся над главами церквей, объединил всю композицию. Обращенный в сторону Волги, прекрасно смотрящийся с ее просторов величественный ансамбль поражает своей уравновешенностью, сочетающей закономерность геометрических форм с живописностью.

Церковь Иоанна Златоуста представляет уже сложившееся архитектурное произведение ярославской школы. Кубический массив храма с трех сторон окружен галереей, восточные концы которой завершают приделами. Сохраняют зодчие и завершение стен закомарами, отвечающими характеру сводчатого покрытия. Полюбились ярославцам и шатры, симметрично расположенные по бокам пятиглавия на приделах.

Своеобразно также цветовое решение фасадов. На белой плоскости стен ярко выделяются кирпичные архитектурные членения и детали. Контраст белого фона и красных обрамлений не разрушал тектонику стены, как и отдельные плоскостные пятна сине-зеленых и желтых изразцов.

 

 

Еще более красочно убранство церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671 —1687 гг.). выстроенный на средства прихожан храм отразил соперничество богатых ярославских слобод.

Особенно поражает восточный фасад, Над полосой крупных полукружий апсид возвышается стена, словно вышитая фигурным кирпичом. На этом величественном пьедестале выстроились в ряд, пятнадцать куполов. Ритмичность горизонтальных объемов и плоскостей придает этому уникальному произведению особую устойчивость и величественность, несмотря на обилие декоративных форм. Именно удивительное сочетание структурного начала с цветистой росписью апсид, с затейливым кирпичным узорочьем и красочными пятнами изразцов составляет отличительную особенность храма в Толчков-ской слободе.

Особое место в культовой архитектуре XVII столетия занимают шатровые храмы, которые с середины века постепенно утрачивали свое назначение(причины раскол православной церкви, реформы патриарха никона) государственные идеи было принято снова олицетворять с 5 главием.

Шатровые завершения все чаще возводятся ради выразительности силуэта, столь полюбившегося народным мастерам. Они начинают приобретать декоративный характер, теряют свою монументальность и органичность.

Творчество Трезини

Трезини Доменико Джованни (Андреа, Андрей Петрович) (1670—1734 гг.)

архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. Трезини отдал строительству Петербурга, Кронштадта, Шлиссельбурга, Стрельны, Петергофа и других окрестностей новой столицы тридцать лет. Был правой рукой у Петра первого в сфере строительства.

В 1699—1703 гг. Трезини работает архитектором при дворе датского короля Фридриха IV, зарекомендовав себя удачными фортификационными и гражданскими постройками.С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Трезини имел много учеников, среди которых был выдающийся архитектор М. Г. Земцов с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

По указанию царя Трезини впервые в русской архитектуре в 1714 году разработал образцовые проекты жилых домов предназначавшихся для застройщиков разного достатка, одноэтажные небольшие для бедного населения «подлых» побольше для «знатных».

При всей простоте образцовых проектов домов, все они отличаются регулярным характером фасадов, ритмично расположенными проемами декоративной рустовкой и окраской оштукатуренных фасадов в 2 цвета. Все дома должны были выходить на красные линии улиц формируя фронт их застройки тем самым придавая городу организованный вид.

Летний дворец Петра (1710-1714)

Образцовый проект дома для «именитых» напоминает хорошо сохранившийся летний дворец Петра, выстроенный на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад с небольшой гаванью перед южным-лавным фасадом дворца и фонтанами. каменное двухэтажное здание прямоугольной формы заканчивается высокой кровлей, декоративное оформление его строго и скромно. Фасады дворца украшены фризом и 29тью прямоугольными барельефами размещенными между окнами первого и второго этажей.

 

По проектам, под наблюдением и при участии Трезини была построена Петропавловская крепость и такие замечательные ее сооружения, как Петропавловский собор (1712-1732), Петровские ворота, Флагшточный павильон бастиона Нарышкина. Трезини является также автором проекта здания Двенадцати коллегий — одного из наиболее характерных архитектурных сооружений петровского времени. Он заложил основу планировки Стрелки Васильевского острова, а устройством Галерной гавани начал освоение его прибрежной части. Трезини создал также проект Александро-Невской лавры и Благовещенской церкви. Творческий диапазон архитектора был очень широк, о чем свидетельствуют проекты образцовых жилых домов, зданий императорской аптеки, Госпиталь, Почтовый и Гостиный дворы, усадьбы на левом берегу Фонтанки, каналы, мосты, триумфальные арки.

1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой[2].

1721 год. Аничков мост:Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект — деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос[3].

1712—1732 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом[4].

1721—1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.

1726—1727 годы. Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I.

Творчество Захарова

Андрея́н (Адриа́н) Дми́триевич Заха́ров (8(19) августа 1761 — 27 августа (8 сентября) 1811, Санкт-Петербург) — русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте (ему ещё не исполнилось и шесть лет) был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. Его учителями были А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен. В 1778 году Андреян Захаров получил серебрянную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - Большую серебрянную медаль за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев".. При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии художеств.В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года.После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.С 1787 года Захаров преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников.С 1794 года Захаров стал академиком петербургской Академии Художеств.

 

 

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

 

Работы, производимые А. Д. Захаровым в этот период шли по нарастающей сложности задач и раскрытия таланта архитектора. Он работал со всё возрастающими по сложности задачами.

1799—1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого ПетраОсновная статья: Лютеранская церковь Святого Петра (Гатчина).Строительство кирхи было начато неизвестным архитектором в 1789 году, но не окончено. Захаров приступил к работам в 1799 году, под его руководством здание было значительно перестроено, закончена внутренняя отделка, также по его проекту был создан иконостас и кафедра с балдахином. Самой заметной из выразительных деталей нового здания были позолоченные петух и шар, изготовленные для шпица, завершающего колокольню из толстой латуни (уничтожены в Великую Отечественную войну, не восстановлены).

 

1800 Гатчина. Горбатый мост

 

Горбатый мост в Гатчине.Горбатый мост в Дворцовом парке Гатчины был построен А. Д. Захаровым по собственному проекту, первые документальные свидетельства датируются ноябрём 1800 года. Мост имеет два широких береговых устоя, оформленных в виде террас — обзорных площадок. Террасы и пролёт моста обнесены балюстрадой, в средней части моста устроены каменные скамьи для отдыха. Поскольку архитектура моста рассчитана на восприятие с большого расстояния, его элементы создают игру света и тени, отчётливо видимую издалека.

Гатчина. «Львиный мост»Построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 гг. Второе название мост получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Кроме этих каменных масок по замыслу архитектора на невысоких постаментах моста предполагалось установить скульптурные группы, аллегории «Изобилие рек». После трагической гибели императора Павла I этот проект не был осуществлен. Но даже без скульптуры Львиный мост принадлежит к лучшим произведениям дворцово-парковой архитектуры. Разрушенный в годы войны Львиный мост восстановлен в конце прошлого века.

1803—1804. Проект застройки Васильевского островаПерестройку Васильевского острова в Санкт-Петербурге по проекту Захарова предполагалось выполнить в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Исполнение проекта должно было привести к перестройке здания Академии наук.

1803—1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки.Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

 

Александровский сад и Адмиралтейство

.

В 1805 Захаров был назначен главным архитектором Морского ведомства[1], сменив на этом посту Чарльза Камерона. На этой должности в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Первым проектом архитектора в новой должности стала перестройка здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году, это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.Захаров выполнял работы в 1806—1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И.К.Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

 

 

Дом Мижуева (Фонтанка, 26)

 

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

В 1806—1808 годах Захаров создал проект застройки Провиантского острова

В 1806—1809 году он создал проект ансамбля Галерного порта

Кроме того, Захаров плодотворно работал над градостроительными задачами Кронштадта.В 1806—1817 годах архитектор работал над одним из самых значимых сооружений Кронштадта — Андреевским собором (не сохранился).Кроме того, Захаров готовил проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России. Эксперты отмечают их подчёркнуто монументальный характер.[2]В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830—1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бокарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 г. родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы — это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря[2].

Его именем в 1939 названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

[править]Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову иМатвею Казакову (на переднем плане) вЦарицыне работы Леонида Баранова

Здание Сената в московском Кремле (1776—1787);Здания университета на Моховой (1786—1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);Благородное собрание (1775);Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775)Церковь Филиппа Митрополита (1777—1788);Путевой дворец (Тверь);Дом Козицких на Тверской (1780—1788);Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791—1803);Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1779—1791)[3];Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);Голицынская больница (1796—1801);Павловская больница (1802—1807);Дом-усадьба Барышникова (1797—1802);Генеральный план Коломны 1778 года;Церковь Спаса в селе Райсемёновское, достраивал в 1774—1783Петровский подъездной дворец (1776—1780);Генерал-губернаторский дом (1782);Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784—1802).


Творчество Растрелли

Растрелли Франческо Бартоломео (1700—1771 гг,). Сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV и покинувшего Францию вместе с шестнадцатилетним юношей после смерти (1715 г.) короля. Архитектурно-строительный опыт Ф. Б. Растрелли приобрел в России; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740— 1750-х годах.

К основным произведениям архитектора Ф. Б. Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (Ленинграде); дворцы в Курляндии (Латвия)—в Рундале и Митаве (Елгаве); дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы — Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе (Петро-дворце); Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. в России и эволюцию творчества замечательного зодчего. Смольный монастырь (1748— 1764 гг.) создан в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, но в его планировочную систему зодчий ввел принцип регулярности и симметрии, что, тем не менее, не помешало автору придать живописность широкой пространственной композиции с величественным пятиглавым собором в центре и четырьмя симметрично расположенными однокупольными башнеобразными угловыми церквами. Задуманная Растрелли по настоянию императрицы Елизаветы высокая(около 140 м) колокольня из-за Семилетней войны сооружена не была. Елизавета потребовала от зодчего возродить в облике собора русское традиционное пятиглавие и повелела строить Смольный собор по образцу Успенского собора в Московском Кремле. Необыкновенной живописностью и пластичностью форм отличается архитектура каждого здания (рис. 6.34) и интерьера в ансамбле Смольного монастыря, особенно самого собора. Внутренняя отделка собора не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.107 с.)