Культура Древнерусского государства 9-13 вв.
Русь – «страна городов» Гардарика. Город состоит из Детинца и посада (торгово-ремесленная часть города).
989-996 гг. в Киеве построена каменная Десятинная церковь (церковь Богородицы).
Летописание. Летопись –погодное изложение событий. «Повесть временных лет» создан в начале 12 века монахом Нестором, а игумен Сильвестр создал в 1116-1118 гг. новый ее свод. Вопрос – «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжить…?».
Литература. Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати» (40-е годы 11 века).
Монах Иаков «Память и похвала Владимира» (вторая половина 11 века).
Владимир Мономах «Поучение», Даниил Заточник «Слово» и «Моление», Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе», игумен Даниил «Хождение игумена Даниила в святые места».
«Чтения о Борисе и Глебе».
«Слово о полку Игореве» (о событиях 1185г. Игорь Новгород - Северский ходил походом против половцев и проиграл).
Чернь – заполнение гравированных штрихов специальными черневым сплавом или серебряным узором;
Скань - узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу;
Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку;
Перегородчатая эмаль – пространство между санными перегородками заполнялось цветной эмалью;
Икона- (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») —священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Фреска- (от итал. fresco — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником- фрескистом.
Мозаика- (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладноеи монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Основной материал строительства:
Плинфа - тонкий обожженный кирпич (Киев, Смоленск, Чернигов, Рязань);
Белый камень светлый известняк карбона (Владимир, Юрьев-Польский, Перемышль, Владимир –Волынский, Галич);
Известняк – Новгород, Псков.
Памятники архитектуры.
город
| памятник
| Как выглядит
|
Киев
| Софийский собор (1037 г.)
|
|
| Золотые ворота
|
|
| Киево-Печерский монастырь
|
|
| Выдубицкий монастырь (11 в)
|
|
| Михайловский Златоверхий монастырь (посвящен Михаилу Архангелу)
|
|
Чернигов
| Спасо-Преображенский монастырь (1036 г.)
|
|
| Пятницкая церковь (церковь Параскевы Пятницы) конец 11-начало 12 вв).
|
|
Новгород
| Софийский собор (1045-10520
|
|
| Церковь Спаса на Нередице (1198 г.)
|
|
| Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)
|
|
Полоцк
| Софийский собор
|
|
Владимир – на- Клязьме
| Дмитриевский собор 12 в.
|
|
| Успенский собор 1158-1160 гг.
|
|
| Золотые ворота
|
|
| Храм Покрова на Нерли (1165 г.)
|
|
| Белокаменный дворец Андрея Боголюбского (12 в.)
|
|
Юрьев Польский
| Собор Святого Георгия (1210-1234)
|
|
Псков
| Храм Спаса Мирожского монастыря
|
|
В Кидекше
| Храм Бориса и Глеба (1152)
|
|
Культура Руси 13-16 вв.
Просвещение. Афанасий Никитин, тверской купец «Хождения за три моря» -Персия, Индия 1466-1472);
Последняя четверть 16 века- составление «Большого чертежа» атласа Русского государства;
При Иване 4 начинает действовать первая государственная типография;
С 1550 г. – безвыходная печать (без выходных данных»;
1 апреля 1564 г. Иван Федоров печатает «Апостол» (с выходными данными), вторая книга «Часослов»;
В 1566 г. И.Федоров и его помощник П. Мстиславец уезжают во Львов где работают до1583 г.
1417-1418 гг. – «Житие Сергея Радонежского» Епифаний Премудрый;
«Сказания о князьях Владимирских» - с Великого потопа, Россия продолжает традиции Рима);
«Повесть о вавилонском царстве» - Византийские правители от Вавилонских правителей;
Литература.
Повести и сказания – «О разорении Рязани Батыем», «О Евпатии Коловрате», О Куликовской битве – «Задонщина» (Софоний Рязанец), «Сказание о Мамаевом побоище», о нашествии Тохтамыша 1382 г.
С 14 века начинается московское летописание;
Лицевой свод (Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр) –с древнейших времен до Ивана 4 (не позднее 15 в.);
Хронографы – обзор всемирной истории;
Жития – Жития Дмитрия Донского, Сергея Радонежского, Стефана Пермского – «Житие Стефана Пермского" было написано Епифанием, по-видимому, вскоре после смерти Стефана в 1396 г. Цель жития - прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показать торжество христианства над язычеством. Тщательно собрав фактический материал о Стефане, Епифаний оформляет его в изящный и торжественный панегирик. "Житие Стефана Пермского" открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача (пермских людей, пермской церкви и "Плач и похвала инока списающа");
«Великие Четьи-Минеи» - свод составлен митрополитом Макарием (литература которая рекомендуется православным);
«Песня о Щелкане Дудентьевиче» (о восстании в Твери 1237 г.);
«Слово о гибели Русской земли» (в традиции народных плачей) - «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Русской земли и по смерти великого князя Ярослава») — литературное произведение, датируемое XIII веком, сохранившееся в отрывках, и известное из списков XV—XVI веков. Возникло «Слово» вскоре после монголо-татарского нашествия. Это — плач по утраченному величию Русской земли, по жанру близкий к ряду фрагментов «Слова о полку Игореве». Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.
Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до нынешняго Ярослава и до брата его Юрия…»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 год («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествовать о горестях и бедах страны, не случаен.
Публицистика.
Лицевой свод (60-70-е гг. 16 вв.);
Степенная книга (1562-1563 гг.) от Владимира до Ивана 4 (описание князей и митрополитов)
Казанская история (60-е гг 16 в.);
Сочинения Пересветова, Максима Грека, Андрея Курбского (переписка его и Ивана Грозного) и др.
Летописец начала царства – годы правления Ивана 4, нужность венчания на царство;
Повести. «Повесть о прихождении Стефана Баторияна…» - иконописец Василий; (Осада Пскова (18 августа 1581 — 4 февраля 1582) Стефаном Баторием- король польский и великий князь литовский);
«Повесть о царевиче Федоре Ивановиче» - патриарх Иов;
Живопись. С 60-70-е гг.- период национального подъёма.
Новгородская школа – Феофан Грек;
Московская школа- Андрей Рублев;
Строгановская школа – Прокопий Чирин, Никифор Савин;
Иконописец
| творения
| Как выглядит
|
Феофан Грек
| Фрески церкви Преображения на Торговой стороне, церкви Спаса на Ильине, росписи церквей в Великом Новгороде;
|
Успение 1392 г.
Донская икона Божией Матери
|
Андрей Рублев
| Росписи Благовещенского собора в Кремле (1405 г.); Успенского собора во Владимире(1408г.), фрески и иконы собора Троице-Сергиева и Андроникова монастыря (1420 г.),
Икона «Троица»
|
Троица 1412 (Третьяковская галерея)
|
Дионисий
| Росписи Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтово монастырей, иконостас Успенского собора Московского кремля.
|
Одигитрия Смоленская. 1482 г.
|
Андрей Чохов
| Царь-пушка
|
Андре́й Чо́хов (около 1545 — 1629) — выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.
Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние — к 1629.
|
|
Архитектура.
город
| памятник
| Как выглядит
|
Москва
| Успенский собор (мастера Захарий, Иосиф, Николай)
| разрушился
|
| Собор Спаса на Бору (Гойтан, Семен, Иван)
|
|
|
Белокаменный кремль
|
Кремль при Иване Калите. А.М.Васнецов
|
| Каменный собор Чудова монастыря
|
Уничтожен 1929 г.
|
| Троице-Сергиев монастырь,
Троицкий собор (1422-1423), Успенский собор (1559-1585)
|
|
| Стены Белого Кремля – мастер Федор Конь
| Федор Савельевич Конь, судя по всему, происходил из Смоленской губернии, поскольку его родственники упоминаются как вкладчики Болдина монастыря под Дорогобужем. Возможно, ему принадлежали интересные сооружения этой древней обители — собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, несшей небольшую главу. Обе постройки были взорваны немцами в 1943 г. О дате рождения и о биографии Ф.С.Коня остается только догадываться. Зато весьма красноречивы сооруженные им на территории Московской Руси укрепления и монастыри. В 1586 г. началось строительство так называемого Белого города Москвы — каменных стен и башен, располагавшихся по линии теперешнего бульварного кольца. Бурный рост столицы привел к тому, что за пределами города как такового (Кремль, плюс Китай-город), получившего свои каменные стены в 1534—1538 гг., — вырос так называемый посад, разбегавшийся многочисленными обширными слободами вдоль дорог, ведших к Москве. Московский посад составлял значительную часть столицы, поэтому хорошо было бы подумать о его защите на случай военной опасности. Набег крымских татар в 1571 г. послужил поводом для сооружения Белого, или Царева, города Москвы. Постройку поручили городовых дел мастеру Федору Коню. Ему предстояло построить 9 км стен с боевыми башнями, десять из которых были проездными. Легко себе представить, какими недюжинными способностями и организаторским талантом надо было обладать, чтобы возвести подобную стену с 28 башнями всего за шесть лет.
|
Архитекторы – Аристотель Фиорованти, Алдевиз, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марк Рязин
| Успенский собор (1475-1479)
|
|
Архангельский собор
| 1505—1508 годы
|
Благовещенский собор (1485-1489)
| Благовещенский собор, построенный русскими мастерами в 1485 – 1489 годах, был домовой церковью великих князей и царей московских. Храм строился как часть дворцового комплекса, его северо-западная галерея служила парадным входом в царский дворец. В соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века – времени Ивана Грозного.
|
Колокольня Ивана Великого
| Бон Фрязин
Строительство 1505 -1508 год годы
|
Грановитая палата (для торжественных приемов)
|
Внутренний вид
|
| Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (в честь рождения Ивана 4)
| первый каменный шатровый храм в России. Василий 3
|
| Покровский собор (Василия Блаженного) в честь взятия Казани. Архитекторы Барма и Постник
|
|
Новгородские церкви
| Николы на Липне (1292-1294 гг.)
| Церковь была расписана фресками в 1293—94 году. При расчистке от позднейших масляных записей в 1930 году были обнаружены несколько хорошо сохранившихся фресок. На восточных столбах располагалась композиция «Благовещение», над входом в диаконник сюжет «Три отрока в пещи огненной».
В 1764 году монастырь был упразднён, впоследствии трапезная и церковь Святой Троицы были разобраны для ремонта Сковородского монастыря. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко. После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухярусная колокольня. Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт советских войск, по временам подвергавшийся обстрелу немецкими войсками, отстоявшими в 6 км., на западном берегу оз.Ильмень - р.Волхов, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки. В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954—56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.
|
| Благовещенская на Городище
| В 1103 году сын князя Владимира Мономаха – новгородский князь Мстислав Владимирович заложил здесь церковь Благовещения – вторую после Софии каменную постройку Новгорода и перенес сюда свою резиденцию. В 1342-1343 г.г. на месте разрушившегося храма был возведен новый, простоявший 600 лет. И стоял бы дальше, но фашистские снаряды разрушили его в годы войны. Это историческое здание представляет собой руины, по которым, тем не менее, возможно составить представление об утраченном.
|
| Спаса на Ковалеве (1345 г.)
|
В годы Второй мировой войны храм был разрушен до высоты в 5 метров. По официальной версии, храм был выбран советской армией в качестве опорной точки обороны советской армии и, как все подобные точки, упорно обстреливался противником до вхождения советской армии в Новгород. Только настоящий подвиг реставраторов А. П. и В. Б. Грекова, с 1965 года по мельчайшим кусочкам собиравшим древние фрески, позволил восстановить значительную часть первоначальной росписи собора. В 1970 г. по проекту Л. Е. Красноречьева была поставлена новая церковь, включившая в себя сохранившиеся части древних стен.
|
| Успенья на Волотовом поле (1352г.)
|
|
| Федора Стратилата на Ручью (1360-1361)
|
|
| Спасо-Преображения на Ильине улице (1374)
|
|
| С 15 в. Строятся каменные жилые дома (палаты Посадника Борецкого)
|
|
Архитектура.
стиль
| памятник
| Как выглядит
|
Шатровый стиль
| Архангельский собор в кремле Нижнего Новгорода (1631)
|
|
| Церковь Покрова в Медведкове имени князя Пожарского (1620-е гг.)
|
|
| Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1682)
|
Церковь Димитрия на крови в Угличе возвышается на крутом берегу Волги и входит в ансамбль Угличского кремля. Храм был возведен на месте убийства царевича Димитрия, последнего из представителей династии Рюриковичей. В первые годы XVII века на этом месте была поставлена деревянная часовня. В 1630 году ее сменила деревянная церковь, а в 1692 году построена существующая и ныне каменная церковь. Храм расположен на берегу Волги в северо-восточной части Кремля. Красные поверхности наружных стен выделяют белоснежные декоративные детали - наличники, полуколонны, карнизы, делая церковь очень красивой. Роспись внутри храма заслуживает особого внимания. Она осуществлена артелью художников московского подрядчика Сапожникова в 1772 году. Сюжеты изображают смерть царевича Дмитрия, а также расправу толпы над убийцами, которая произошла 15 мая 1591 года. Большинство росписей посвящены библейской тематике. Например, интерьер низкой трапезной части церкви расписан в 1772 году мастером Петром Хлебниковым нa темы библейских сказаний “О сотворении мира” и “О грехопадении Адама и Евы и изгнании их из Рая”. Из деталей интерьера интересна дверь трапезной, сохранившаяся со времен основания церкви. Полотно двери расписано и мастерски украшено коваными металлическими накладками ажурного рисунка. В храме выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол, возвестивший горожанам o гибели царевича, и отбывший трехсотлетнюю ссылку в Сибири. В настоящее время храм является музеем.
|
| Трехэтажные терема в Московском Кремле (строители-Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шатурин, Ларионов Ушаков)
|
|
| Московские церкви Троицы в Никитниках,
Рождества в Путинках,
|
|
| Церкви Ильи Пророка в Ярославле,
Вознесенская в Великом Устюге (колокольня)
|
|
Каменное строительство
| Во второй половине 17 в. – Новодевичий,
Иосифо-Волоколамский,
Спасо-Евфимьев монастыри.
|
Перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале установлен памятник герою 1612 года, Дмитрию Пожарскому, возглавившему народное ополчение, освободившее Русь от иноземных захватчиков. Памятник установлен именно здесь так как именно в Спасо-Евфимиевом монастыре находится родовая усыпальница князей Пожарских и здесь же похоронен Герой.
|
Нарышкинское барокко
| Церковь в Филях
и
Троицком-Лыкове
|
|
| Собор 12 Апостолов в Кремле (по заказу Никона)
|
|
Изобразительное искусство.
Иконописец
| творения
| Как выглядит
|
Симон Федорович Ушаков(1626-1686)
| «Нерукотворный спас»
«Древо государства Российского»
«Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа государства российского») — это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее.
|
|
Тихон Филатьев (конец 17 в.)
| На его иконах появляется реалистические пейзажи
Иоанн Предтеча в пустыне, со сценами жития 1689 г.
|
|
Портретный жанр
| Портреты царя Федора Ивановича (1600)
|
|
| Полководца М. Скопина-Шуйского (1610)
|
|
| ПАРСУНЫ-от искаженного слова «персона», портретная живопись в России конца 16-начала 17 вв., сохраняющая приемы иконописи, но уже с элементами реализма.
|
|
| Портреты Алексея Михайловича (С.Лопуцкий)
|
Федора Алексеевича (И.Богданов)
|
| Патриарха Никона (И.Детерсон, Д.Вухтерс)
|
|
Театр. В 1672-1676 гг. в Москве открыт театр, созданный по распоряжению Алексея Михайловича. Организатор пастор лютеранской церкви в Немецкой слободе Готфарид Грегори. В труппе было 60 актёров (иностранцы). Ставились пьесы на библейские сюжеты. После смерти Алексея Михайловича театр закрыт.
История.
«Книга Марсова», «История Свейской войны» -описание Северной войны;
В.Н. Татищев (1686-1750) – «История Российская с самых древнейших времен».
Байер, Миллер – норманнская теория;
Общественно-политическая мысль. И.Т. Посошков (1652-1726) – «Книга о скудости и богатстве».
П.П. Шафиров (1669-1739) – «Рассуждения о причинах Свейской войны».
Феофан Прокопович (1681-1736) – «Правда воли монаршей», автор Духовного регламента.
Деятели русского Просвещения. Н.И. Новикова (1744-1818) – журналы «Трутень», «Кошелок», «Живописец».
Архитектура.
стиль
| памятник
| Как выглядит
|
Нарышкинское барокко (Москва)
| Церковь Покрова в Филях
|
|
| Церковь Ивана Воина на Якиманке
|
|
| Церковь Архангела Гавриила на чистых прудах (Меньшикова башня»
|
|
Барокко
| Ф. Растрелли (1700-1711) – ансамбль Смольного монастыря,
1735-1739гг. – Зимний дворец,
Большой (Екатерининский дворец в Царском селе,
Большой дворец в Петергофе;
|
|
| Д.В. Ухтомский (1719-1774) – Кузнецкий мост (Москва),
пятиярусная колокольня (высота 84 м.) в Троице-Сергиевом монастыре;
Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе
|
Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах, Д. М. Ухтомский), считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши.
|
| А.Ринальди (1710-1794) – Мраморный дворец (Петербург)
|
|
| Д. Трезини. Летний дворец Петра 1,
здание 12 коллегий,
колокольня Собора В Петропавловской крепости;
|
|
Классицизм(со второй половины 18 в.)
| И.Е. Ставров (1737-1799) – Таврический дворец (Петербург)
|
|
| Д. Кваренги (1744-1817) – Английский дворец,
Эрмитажный театр,
Здание Академии наук,
Александровский дворец в Царском селе,
|
Разрушен в 1942 г.
|
| В.И. Баженов (1737-1790) – дом Пашкова (Москва)
|
|
| М.Ф. Казаков (1738-1812) здание Сената в Кремле.
– Путевой дворец (Петровский дворец),
Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещены князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793)
|
|
сентиментализм
| Парковая архитектура – «гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»
|
|
|
Скульптура.
| К. Растрелли (1675-1744) – бронзовые бюсты А. Меншикова,
Петра 1,
Анны Ивановны.
|
|
| Ф.И. Шубин (1740-1805) – скульптурные портреты
Г. Потемкина,
П. Румянцева,
Павла 1;
|
|
| Э. Фальконе (1716-1791) – Медный всадник (памятник Петру1),
|
|
| М.И. Козловский (1753-1802) – памятник А. Суворову (Петербург),
статуя каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва»
|
|
Живопись.
| 1757 г. – создание Академии художеств (при Елизавете Петровне)
|
|
| И.Н. Никитин (1690-1742) – «Напольный гетман» (гетман граф Казимир Ян Сапега),
«Петр 1 на смертном одре»
|
|
| А.М. Матвеев (1701-1739) – «Автопортрет с женой»,
портреты Петра1,
|
|
| А.П. Антропов (1716-1795) – коронационный портрет Петра 3;
|
|
| И.П. Аргунов (1729-1802) – портрет Екатерины 2 для Сената,
«Портрет известной крестьянки в русском платье»;
|
|
| Ф.С. Рокотов (1735-1808) – парадные портреты И. Шувалова,
Г. Орлова,
Екатерины 2,
интимные
портреты – Струйской,
|
|
| Д.Г. Левицкий (1735-1822) – цикл портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц;
Екатерина 2
|
|
| В.Л. Боровиковский (1757-1825) – портреты целых семей,
|
Портрет Лопухиной М.И.
|
Исторический жанр
| А.П. Лосенко (1737-1773) – «Владимир перед Рогнедой»,
Прощание Гектора с Андромахой»
|
|
| Г.И.Угрюмов (1764-1823) – «Испытание силы Яна Усмаря»,
«Торжественный въезд Александра Невского в Псков»,
«Взятие Казани»;
|
|
Бытовой жанр
| М. Шибанов (умер после 1789 г.) – «Празднество свадебного договора»,
«Крестьянский обед».
|
|
Ф.Г.Волков (1729-1763) в 1750 г. организовал в Ярославле любительский театр;
30 августа 1756г. – указом Елизаветы Петровны в Петербурге учрежден «Русский для представления трагедии и комедии театр». Его директором стал поэт Сумароков.
Наука.
Н.И. Лобачевский (1792-1856) – неевклидова геометрия
|
|
Н.Н. Зинин (1812-1880) -синтез анилина (краситель для текстильной промышленности)
|
|
В.В. Петров (1761-1834) – исследование электрической дуги (возможность освещения, сварки металла);
|
|
Б.С. Якоби (1801-1874) –открыл метод гальванопластики;
|
|
П.П. Аносов (1799-1851) – раскрыл тайну древнего булата, заложил основы науки о качественных сталях;
|
|
1839 г. – завершено строительство Пулковскойобсерватории под Петербургом.
|
|
В.Я. Струве (1793-1864) – обнаружил скопление звезд в главной плоскости Млечного пути.
|
|
Н.И. Пирогов (1810-1881) – провел операции под эфирным наркозом, впервые применил гипсовые повязки при переломах;
|
|
Журналистика.
1811-1821 гг. – первая провинциальная газета «Казанские известия»;
С 1838 г. – начинается регулярное издание «Губернских ведомостей» в каждой губернии;
Официальной общероссийской газетой были «Санкт-Петербургские ведомости»;
Частную газету «Северная пчела» издавал Ф.В. Булгарин;
Журналы:
«Вестник Европы» - основан Н.М. Карамзиным;
«Московитянин» - под редакцией МП. Погодина;
«Московский телеграф» - Н.А. Полевого (1825-1834);
«Телескоп» -Н.И. Надеждин (1831-1836);
«Современник» - основан А.С. Пушкным в 1836г. Возобновлён в 1847 году Н.А. Некрасовым;
«Отечественные записки» - издавались А.А. Краевским, затем Н.А Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Г.З. Елисеевым (1839-1884);
Альманахи.
«Полярная звезда» - издатели А.А. Бестужев, К.Ф. Рылеев – издавали три выпуска, события 14 декабря 1825 г., привели к остановке издания.
«Северные цветы» (1825-1831) и «Литературная газета» (1830-1831) – издавались А.А. Дельвигом;
ЛИТЕРАТУРА.
Стили и направления
| авторы
| Как выглядел
|
Классицизм(в 20-е гг.19 века переживает кризис
| А.С. Грибоедов (1795-1829) – «Горе от ума»
|
|
Сентиментализм(вторая половина 18-начало 19 века)
| В.А. Жуковский (1783-1852) – «Сельское кладбище»;
Н.А. Карамзин (1766-1826) – «Бедная Лиза»;
| В.А.Жуковский портрет Брюллов сделал
|
Романтизм(расцвет приходится на средину 20-х гг.19 века)
| В.А. Жуковский(1783-1852) – баллады «Людмила», «Светлана»;
К.Ф. Рылеев (1795-1826) – «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко»;
А.И. Одоевский (1802-1839) – поэма «Василько»;
В.К. Кюхельбекер (1797-1846) – «Смерть Байрона», «Тень Рылеева», «Прокопий Ляпунов»;
М.Ю. Лермонтов (1814-1841) – «Пророк», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Маскара»;
| Рылеев К.Ф.
Одоевский А.И.
|
Реализм(утверждается в 30-40-е гг. 19 века)
| А.С. Пушкин (1799-1837) – романтизм- «Кавказский пленник», «Цыганы», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан»;
На стыке романтизма и реализма – «Евгений Онегин», «Повести Белкина», реализм «История пугачевского бунта»;
Н.В. Гоголь (1809-1852) – «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души».
|
Портрет Кипренского.
Ф.Моллер.
|
Театр и музыка.
Петровский театр в Москве (до 1824); 1832 г. – Петербург- Александринский театр (драматический);
Большой театр (с 1825) - оперно-балетная труппа;
Малый (драматический театр) (с 1825 г.) – драматическая труппа;