Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и ее место в ряду других иск-в и технологий

Поиск

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "синтез искусств" подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие. В истории

искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые художественные произведения (картины, статуи и т. п.). Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Всеобщее значение может приобрести и качество, обычно присущее одному из искусств (например, "архитектоничность" пластических искусств в классицизме, "пластичность" в древнегреческом искусстве, "живописность" в искусстве барокко и др.). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях XX века).

Коммуникации, средства коммуникации, транспортные потоки, инженерные устройства.

 

Транспорт занимает особое место в городской инфраструктуре — он обеспечивает возможность жизнедеятельности города как единой системы с его административными, хозяйственными, культурно-просветительскими и другими функциями.

Транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований. Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие, взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем, а также возможность альтернативного выбора потребителем видов транспортного обслуживания.

Формирование внешних транспортных связей имеет основополагающее значение в определении планировочной структуры и в развитии внутригородских дорог и транспорта. Внешний транспорт представлен железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом, а также трубопроводными транспортировками.

Система позволяет формировать потоки, обеспечивать потребности населения в транспортных услугах в части грузо- и пассажироперевозок.

 

Компьютерные технологии в проектировании. Практика и перспективы развития.

Массовое и чрезвычайно разнообразное использование компьютеров работниками Интел. труда во всех развитых странах сегодня является уже бесспорной реальностью.

Применение достаточно мощных аппаратных и программных комп. средств позволяет решить сложнейшие научно-реставрац. и проектные задачи малым числом специалистов при одновременном соблюдении стандартов выдачи проектной документации.

· Повышается качество проектирования. Создание верт. реальности.

· Возм. проведения анализа обьекта с большой эффект. (модель)

· Комп. подсчитывает объемы материала.

· Комп. вып. роль техника-арх-ра.

Но гл. преимущество компьютерного проектирования – существенный выигрыш во времени по сравнению с традиционным методом интел. труда.

Осн. архит. программы:

AutoCAD, ArhiCAD.

Перспективы развития:

· повышение мощности производительности компьютера

· увеличение объемов оперативной и архивной памяти

· улучшение видеообработки данных

· развитие сетевых технологий (работа смежников передается через сеть) – сокращает сроки проектир.

Все это повышает эффективность работы ком.

 

II этап (1710—1716)

Вырыт Лебяжий и Поперечный каналы. Территория делится на Первый и Второй Летние сады. Возводится каменный Летний дворец с гаванцем и Людскими покоями (архитектор Д. Трезини, 1712), павильон Грот (архитектор А. Шлютер, 1713—1725), Большая оранжерея, Зеленые кабинеты, Люстгаузы, Огибные аллеи, три галереи на берегу Невы. Для украшения сада заказываются, в основном в Венеции, мраморные скульптуры. Во Втором Летнем саду устроен Карпиев пруд и две «этуали». За Большой оранжереей, у Фонтанки в Красном саду, расположены огороды и теплицы. С 1712 г. работы проводит садовник Ян Роозен, который проработал в Летнем саду более 13 лет (1712—1726). Композиция сада выполнена в традициях голландских регулярных садов.

III этап (1716—1725)

В 1716 году в Петербург приезжает французский архитектор Жан Батист Леблон, ученик А. Ленотра, который был хорошо известен в Европе своими сочинениями о регулярных садах и лабиринтах Версаля. В 1715 году Петру привезли одну из его книг — «Практика господина Леблона об огородах». Жан Батист Леблон выстраивает композицию Летнего сада, основываясь на презентативных принципах регулярных французских садов, где одним из характерных приемов является глубина ландшафта и насыщенность садовыми сооружениями. По-новому решается внутреннее пространство четырёх центральных боскетов на главной аллее. Внутри них Леблон предложил расположить разнообразные «садовые затеи», а вдоль Лебяжьего канала, сооружённого в 1716 году, устроить огромный цветочный партер с фонтаном в середине. Работы проводил архитектор М.Земцов. Основная идея Ж. Б. Леблона — презентативность, укрупнение ключевых элементов композиции, насыщение их содержанием и большей декоративностью — была реализована. В частности, в слегка уточненном виде решены четыре боскета на центральной аллее. За Поперечным каналом устраивается садовый лабиринт, украшенный фонтанами на сюжеты басен Эзопа — масштабная композиция, занявшая главное место в планировке Второго Летнего сада.

Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России паровой «водовзводной машиной» конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.

К 1719 году основные работы были закончены. В те же годы прорыли Поперечный канал. Вытекавший из Лебяжьего, он шёл к Фонтанке, но до реки не доходил и делил сад на две почти равные части. Тогда же соединили реки Мойку и Фонтанку, и основной массив сада оказался расположенным на острове. Пруды и каналы были устроены для осушения территории сада, но в то же время они явились и декоративным его оформлением. Исключение составлял Гаванец, который был устроен у мыса, образуемого Невой и Фонтанкой, и служил для подхода к Летнему дворцу на мелких судах.

В 1718—1725 гг. был прорыт Лиговский канал из речки Лиги, вытекавшей из Дудергофских озёр. Вода шла по каналу в специальные бассейны, находившиеся на Бассейной улице (ныне — улица Некрасова). Оттуда по трубам она подавалась к водовзводным башням, обеспечивающим фонтаны Летнего сада водой[7].

[ править]IV этап (1725—1750)

Связан с работами знаменитого архитектора Ф. Б. Растрелли. Он возводит деревянный дворец (1732) для Анны Иоанновны на набережной Невы. Развивая идеи Леблона, Ф. Б. Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — «Коронный».

[править]V этап (1750—1787)

Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни» в Петербурге. Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни. С 10 мая 1755 года Елизавета приняла решение впускать публику по четвергам. С 16 июня сад возобновил работу и по воскресеньям, а с 24 мая 1756 года публику чином ниже 2 класса вновь стали впускать только в отсутствие императрицы в Петербурге.

До 1760-х годов Нева подступала вплотную к саду (как изображено на гравюре Алексея Зубова), но для развития города потребовалось обеспечить сквозной проезд. С помощью ряжей в русле Невы была засыпана полоса шириной около 70 метров. На базе этой засыпки в течение 1763—1767 гг. была устроена свайная набережная[8]

21 сентября 1777 году произошло сильное наводнение, которое разрушило фонтаны и павильон «Грот». Фонтаны решили не восстанавливать, акведук разобрали, освободив место для постройки Пантелеймоновского моста. Были разобраны Лабиринт и Людские покои, засыпаны Гаванец и Поперечный канал. Оба сада были объединены в большое единое пространство. «Садовые затеи» приводятся в порядок и существуют на протяжении ещё ряда лет. И только в 1787—1790 гг. окончательно разбираются. В 1798—1799 гг. на берегу Лебяжьего канала была сооружена по проекту Г. П. Пильникова терраса из тесаного камня. В 1826 году К. И. Росси построил «Кофейный домик», перестроив разрушенный в 1777 году павильон «Грот». Этот период органично включает памятники предшествующих эпох.

[ править]VI этап (XIX в.)

Сохраняется историческая планировка, зелёный массив, отдельные архитектурные сооружения, мраморные скульптуры. До середины XIX в. в саду поддерживаются шпалеры. Появляются новые сооружения. Строится Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г. П. Пильникова (1799). Архитектор К. И. Росси перестраивает павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826). По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1827). Его стены возведены из брёвен и обшиты досками, однако фасады исполнены как если бы это было каменное здание в стиле русского классицизма: дорические колонны, балюстрада, карниз с модульонами и резными украшениями. Два помещения, связанные между собой колоннадами и общей крышей, служили кладовыми, а средняя часть — укрытием от дождя для посетителей сада[12]. В 1839 году шведский король Карл XIV передал в подарок Николаю Первому гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции[13]. Ваза была установлена 10 сентября 1839 г. между прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего сада. Она известна как порфировая ваза Летнего сада. В 1851-1855 годах скульптор П. К. Клодт установил памятник И. А. Крылову. Идея воздвигнуть памятник русскому баснописцу возникла ещё в 1844 году. Тогда же стали собирать пожертвования на его сооружение. Первоначально планировалось установить монумент на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии Наук, однако позже избрали Летний сад. В 1848 был проведён конкурс, в котором участвовали скульпторы А. И. Теребенёв, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Победителем стал проект, представленный Петром Клодтом. Моделировка, формовка и отливка выполнены в течение 1851 — 1853 годов, в 1854 начались работы по установке памятника. 12 мая 1855 года скульптура была установлена на пьедестале. Пьедестал из тёмно-серого сердобольского гранита украшен горельефными композициями, исполненными тем же Клодтом по рисункам А. А. Агина на сюжеты наиболее прославленных крыловских басен. На пьедестале установлена реалистично исполненная скульптура: Крылов сидит в просторном пальто на камне и держит в руках раскрытую книгу[14]. Большие изменения коснулись фельтеновской Невской ограды. В память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года в Невскую ограду была встроена гранитная часовня по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.).

[ править]VII этап (XX—XXI вв.)

В 1941 году архитектором и исследователем Т. Д. Дубяго разработан проект восстановления Летнего сада, частично реализованный после 1945 года[16].

В 1971 году ландшафтным архитектором Н. Е. Тумановой составлен эскизный проект реставрации Летнего сада, предусматривающий частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов. Проект не был осуществлен.

В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зеленый кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП.[17] В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

В 2002 г. конкурс Госстроя Российской Федерации на разработку проекта реставрации Летнего сада выиграл ГУП Институт «Ленпроектреставрация» (директор А. Г. Белов). Работа над проектом велась совместно с компанией «Рест-Арт-Проект» (директор и главный архитектор проекта Н. П. Иванов).[18]

В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея.[19]

В 2008 г. Правительство Российской Федерации из федерального бюджета выделило 2,3 млрд рублей[20] на проведение аукциона за право выполнения I этапа работ по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Летнего сада в соответствии с проектом, разработанным институтом «Ленпроектреставрация». В результате конкурсных процедур генеральным подрядчиком всех работ стало ООО «Профиль».[21] В течение 2009—2011 гг. были выполнены работы по реставрации мраморных скульптур и пьедесталов, реставрации порфировой вазы, изготовлению копий скульптур и пьедесталов из искусственного мрамора[22], реставрации чугунной ограды архитектора Л. И. Шарлеманя со стороны реки Мойки, воссозданию центральных ворот Невской ограды архитектора Ю. М. Фельтена, лечению больных деревьев, воссозданию 8 фонтанов (девятый фонтан музеефицирован), шпалер, боскетов — «Птичий двор», «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Французский партер», воссозданию павильонов "Малая оранжерея" и "Голубятня"[23], берсо, капитальной перестройки Хозяйственного двора, установки современных систем охраны и видеомониторинга и ряд других объектов[24]. Из 1817 деревьев у 1550 было сделано «кронирование».[25] В общей сложности было вырублено 129 деревьев[26]. Из них — 97 сухих и больных деревьев и 32 из-за планировочных работ. Высажено 105 новых деревьев разных пород, 12000 мелколистных лип, более 5000 кустарников.[27]. Работы были завершены в декабре 2011 года. В декабре 2011 года Счётная палата Российской Федерации проверила ход работ по реконструкции и капитальному ремонту Летнего сада (Проект 2009—2011 гг.). По итогам проверки Коллегией отмечена эффективная работа Государственного Русского музея и ООО «Профиль» по реализации проекта реконструкции и капитального ремонта Летнего сада в г. Санкт-Петербурге.[28]

После двух с половиной лет реставрации 27 мая 2012 года Летний сад торжественно открылся для посетителей[29].

 

Михайловский сад — один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Находится в самом центре города. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу (главное здание Русского музея), зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной — рекой Мойкой, а с западной — каналом Грибоедова. У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея.

В то время, когда вся приневская земля принадлежала шведам, эта территория называлась Перузина. Рекреационный статус этого участка был определён самим Петром I. Михайловский сад возник в одно время с Летним садом и в начале XVIII века звался Третьим летним; тем самым его отличали от двух первых садов, принадлежавших царю. С 1712 здесь стали строить резиденцию для супруги Петра Екатерины I.

Изначально участок простирался гораздо дальше современных границ: от Мойки до Невского проспекта и от Фонтанки до канала Грибоедова. Перед любым строительством необходимо было осушить территорию. С этой целью соединили глухую Мью с Кривушей узким каналом, тем самым одновременно отделив резиденцию Екатерины от Первого и Второго летних садов. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки был «променад», иначе говоря дорога для прогулок. Она завершалась наплавным мостиком Через Мойку к Первому и Второму летним садам.

На месте нынешнего павильона Росси построили небольшой Екатерининский дворец. Здание с золотым шпилем с фонариком фигурирует в исторических хрониках под названием «Золотых хором». Архитектурное решение было типично для всех первых построек в Петербурге, однако имя зодчего не сохранилось. Интерьеры отличались роскошью, контрастируя с простой планировкой сада, характерной для московских усадеб с их садами и огородами. Тут были яблоневые и прочие плодовые деревья, стояли оранжереи и теплицы, где садовник Эклибэн выращивал бананы и ананасы. К хозяйственным постройкам — амбарам, конюшням, дома для садовников, винотекам — вели аллеи в виде зелёных коридоров.

 

С воцарением Анны Иоановны Третий летний сад подвергся кардинальной перестройке. Сперва на место нынешней Мариинской больницы перенесли «овощной огород», а на высвободившихся значительных площадях для страстно любящей охоту императрицы разбили «ягд-гартен» — сад для гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галереи для охотников и каменные стенки для предупреждения залета пуль и дроби.

 

Остальную часть устроили по тогдашней моде в регулярном стиле. Работы по «императрицыному саду» вёл Франческо Бартоломео Растрелли. Крестообразные аллеи, клумбы, цветники, мраморные статуи и стриженные деревья превратили усадьбу в итальянский или французский парк. Пространство оживлялось декоративными павильонами и беседками с мраморными полами. В самом центре сада поместили качели и горки для катания в любой сезон. Кроме того, вокруг одного из деревьев поставили вертящиеся скамейки, а в его кроне для панорамного обозрения сада соорудили беседку, куда поднимались по винтовой лестнице.

В то же самое время наряду с увеселительным характером сад сохранял и практическую направленность. Так, в 1745 году в нём соорудили императорскую баню, или как её тогда называли мыльню. К ней от «ягд-гартена» вела запутанная зелёная аллея-лабиринт.

 

Анна Иоановна заказала Расстрели для себя Летний дворец и приказала строить «с крайним поспешанием». Однако его заложили лишь 24 июля 1741 года, когда на престол взошла Елизавета Петровна. Деревянный барочный дворец, богато украшенный резьбой и скульптурой, стоял ровно на месте нынешнего Инженерного замка. Парадная аллея от Невской першпективы к дворцу заканчивалась у ворот с золочёной кованной решёткой, за которой располагалась площадь, образованная дворцовыми корпусами. Во внутренних двориках были миниатюрные сады. Главный фасад выходил на петровский Летний сад. Площадь перед ним украшал большой фонтан с позолоченными барельефами и вазами, вокруг бассейна стояла мраморная скульптура. В этом дворце праздновали подписание мира с Пруссией после Семилетней войны, здесь же Екатерину II приветствовали после восшествия на престол.

В феврале 1796 года новый император Павел I приказал снести старый дворец «за ветхостью» и на его месте возвести новый. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной резиденцией. Был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Строительством руководил архитектор В. Бренна. 8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, Михайловский замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Ландшафт сада значительно изменился. Два искусственных канала — Воскресенский и Церковный (ныне засыпанные)- соединялись с Мойкой и Фонтанкой, делали замок неприступным. Попасть в него можно было только через три подъёмных моста. Перед главным фасадом появился Коннетабль — площадь для высших сановников,— служивший плацом для парадов. Тут же установили памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли. При Павле I Третий летний сад служил местом прогулок царской фамилии. У императора была привычка каждое утро проезжать по парку верхом, любуясь его симметрией. Однако вскоре после убийства Павла 11 марта (23 марта) 1801 царская семья покинула замок. В 1823 году его передали Главному инженерному училищу.

 

В 2000 году была проведена полная инвентаризация сада, которая показала, что он находится в критическом состоянии. В связи с этим в 2001 году началась полная реконструкция Михайловского сада[1].

 

 

 

 

15 Архитектурный ансамбль и комплекс зданий. Определения и толкование понятий. Исторические примеры архитектурных ансамблей.

 

Архитекту́рный анса́мбль (от ф. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.

Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.

Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I(Санкт-Петербург).

[править] Некоторые типы архитектурных ансамблей

Ансамбль площади (Площадь Сан-Марко в Венеции, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве, Староместская площадь в Праге)

Ансамбль крепости (Московский кремль, Пражский Град, Альгамбра в Гранаде)

Дворцово-парковый ансамбль (Версаль, Петергоф)

Усадебный ансамбль (Архангельское, Останкино)

Монастырский ансамбль (Монастырь Святой Екатерины на Синае, Киево-Печерская лавра, Гегард

 

Ансамбль Акрополя в Афинах.

 

2ая пол. Vвека до н. э.

Поселения в данном месте существовали еще в до-архаическое время, но никаких построек не сохранялось.

Сооружения Афинского Акрополя:

1. ПРОПИЛЕИ арх. Мнесикл 437-432гт. до н. э. Парадный вход на Акрополь, решен в виде лестниц и пандусов, ограниченных с двух сторон колоннадой дорического ордера. Центральные колонны раздвинуты для проезда колесниц. Внутри Пропилей - Ионический ордер.

 

2. ХРАМ НИКИ АПТЕРОС арх. Калликрат проект 449г., строительство 421г. до н. э. Амфипростиль, на главном фасаде четырехколонный портик ионического ордера. Габариты 5,4 на 8,2м. Храм воссоздан методом -АНАСТИЛОС (из подлинных элементов). Ионический ордер в Греции имеет базу.

3. ПИНАКОТЕКА собрание картин.

4. БИБЛИОТЕКА

5. СТАТУЯ АФИНЫ ПРОМАХОС «с Фидия высота – 12 м. Выполнена в хризолифантнльной технике (мрамор, золото)

6. МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ 2-го ГЕКАТОМПЕДОНА

7. ПАРФЕНОН арх. Иктин, Калликрат 447-432гг. до н.э., ск. Фидий. Здесь создатели храма ближе всего подошли к гармонии форм. Вершина греческого зодчества 8 на 17 колонн дорического ордера. Сознательное искривление стилобата и стереобата, для ликвидации зрительного искажения - КУРВАТУРА., крайние колонны расположены ближе друг к другу, чем центральные- ИНТЕРКОЛУМНИУМ. Внутренняя колоннада двухъярусная, а 4 колонны в Парфеноне - ионические. Вост. Фронтон- рождение Афины из головы Зевса. Зап. Фронтон- Спор Афины и Посейдона за господство в Аттике. Фриз- Панофинейское шествие.

8. СТАТУЯ АФИНЫ ПАРФЕНОС ск. Фидий

9. ЭРЕХТЕЙОН арх. Архилох, Мнесикл 421-406гг. до н.э., храм посвящен Афине и Посейдону. Расположен на сев. Стороне Акрополя. Выполнен в ионическом ордере. Асимметричный план - редчайшее явление в арх. Др.Грецни. южный фасад - портик Кариатид.

ТЕЗЕЙОН арх. Калликрат храм посвящен Гефесту

 

 

1 Парфенон

2Гекатомпедон

3Эрехтейон

4Статуя Афины Промахос

5Пропилеи

6Храм Ники Аптерос

7Элевсинион

Бравронейон

Халькотека

Пандросейон

Аррефорион

Афинский алтарь

Святилище Зевса Полиея

Святилище Пандиона

Одеон Герода Аттического

Стоа Эвмена

Асклепион

Театр Диониса

Одеон Перикла

Теменос Диониса

Святилище Аглавры

 

 

22 Архитектура Древнего Рима. Периодизация истории, география расположение. Конструктивно-композиционные решения. Основные памятники. Римский гений более всего проявился в организации пространства. Для этого римляне обратились к новым конструкциям – арке и своду. Египтяне и греки тоже использовали арочные структуры, но делали это преимущественно в гражданских и подземных сооружениях. В Месопотамии сводчатые постройки встречались довольно часто, но непрочность высушенного на солнце кирпича препятствовала увеличению размеров сводов. В Риме возводили огромные своды из камня или, чаще, из бетона; связующим веществом служил вулканический пепел – пуццолана. Бетон заливали в деревянные формы – опалубку. Когда бетон застывал, формы удаляли, но поскольку их создание требовало немалых средств и времени, оптимальным решением было использование одних и тех же простейших структур. Если арка или свод возводились в камне, необходимо было сооружать временные деревянные конструкции-кружала, поддерживавшие свод до завершения работ. Применение стандартных форм и здесь оказалось более экономичным.

Именно в инженерно-строительном деле римляне достигли наивысших результатов. Римские дороги пронизали всю территорию огромной империи и были настолько хороши, что служили еще в течение многих веков после падения Рима. Водоснабжение городов империи осуществлялось через систему акведуков. По ним вода из дальних источников поступала в города; трубы проходили через ряды длинных аркад, обеспечивавших ровный пологий уклон водовода. И сейчас каменные арки акведука Аква Клавдия возвышаются в полях неподалеку от Рима. В испанской Сеговии глубокое ущелье пересекают две высокие аркады – одна на другой, а в южной Франции по тройной аркаде Пон дю Гар, построенной над речным потоком, вода попадает с гор в город Ним.

Храмы. При возведении храмов римляне использовали с некоторыми изменениями схемы, выработанные греками и этрусками. Архитектурная типология храма Юпитера Капитолийского в Риме с целлой и нависающей над ней кровлей, по-видимому, восходит к постройкам этрусков. К трем греческим ордерам римляне добавили тосканский, представляющий собой несколько упрощенную версию дорического, и композитный, в котором соединены черты ионического и коринфского ордеров. Римляне внесли и некоторые изменения в сами ордера, например у римских дорических колонн появились базы. В целом римские прямоугольные в плане храмы подобны греческим. Так, храм Фортуны Вирилис – это типичный простиль, а т.н. Мезон Карре в Ниме – псевдопериптер (целла во всю ширину храма, на боковых фасадах коринфские полуколонны приставлены к стене вплотную). Как и многие другие римские храмы, Мезон Карре поднят на платформу, или подиум, в него можно войти, поднявшись по лестнице, только со стороны одного из торцевых фасадов.

Совершенно иной облик у Пантеона. Этот круглый в плане храм увенчан полусферическим куполом диаметром 43 м. Изнутри в массивные стены цилиндра врезано семь ниш, внутрь ведет единственный дверной проем. Храм скомпонован так, что, если мысленно продолжить линию купола вниз, получится шар, касающийся пола храма в своей нижней точке. Через девятиметровое в диаметре отверстие в вершине купола Пантеона в здание проникает свет. Углубления-кессоны покрывают внутреннюю поверхность купола, и ритмический повтор их рядов подчеркивает логику работы бетонной конструкции. Пол и стены выложены плитами цветного мрамора. Полный взлет купола можно видеть только в интерьере, тогда как снаружи виден лишь самый его верх: нижняя часть утоплена в толщу цилиндра стен для погашения бокового распора. К цилиндру примыкает коринфский портик входа.

Постройки форумов. Повседневная деятельность римлян протекала в правительственных, судебных и торговых зданиях форумов. Вдоль священной дороги римского форума веками строились храмы и базилики. На форум Траяна можно было попасть через триумфальную арку, за которой открывался обширный прямоугольной формы двор, окруженный колоннадой. В середине каждой из длинных сторон площади за колоннадой были устроены полукруглые помещения-экседры. Дальнюю сторону двора замыкала базилика Ульпия, в этом прямоугольном в плане здании с экседрами на обоих торцах находились биржа и суд. Пройдя базилику насквозь, можно было оказаться в следующем дворе, где установлена колоссальная колонна Траяна (единственная часть всего комплекса, сохранившаяся до наших дней) и храм Божественного Траяна. Полукруглое завершение – апсида храма является конечной точкой движения по главной оси форума. Перед нами образец чисто римской планировки с четко выраженной системой осей.

Базилики перекрывались стропильной деревянной кровлей или сводом. Стропильные перекрытия имелись у базилики Ульпия и у базилики Юлия, построенной Цезарем на римском форуме.

Базилики имели прямоугольный план, их внутреннее пространство было разделено колоннадами на протяженные нефы. В них служители закона встречались со своими клиентами, а торговцы заключали сделки. Примером сводчатой базилики может служить базилика Максенция на римском форуме. Ее обширное внутреннее пространство было перекрыто тремя крестовыми сводами. Крестовый свод обладает рядом конструктивных преимуществ перед другими системами перекрытий – легко стыкуется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами; в отличие от цилиндрического свода, опирающегося на боковые стены, нуждается только в четырех угловых опорах; если в здание, перекрытое цилиндрическим сводом, свет может поступать только с торцевых сторон, то постройка с крестовым сводом позволяет организовать освещение с любой или даже со всех четырех сторон. В базилике Максенция крестовые своды высоко подняты над боковыми нефами, перекрытыми цилиндрическими сводами. Базилика представляет собой крупнейшее сооружение на Форуме, но в своем нынешнем состоянии составляет лишь треть первоначальной структуры. Театры и амфитеатры. Среди других форм римской архитектуры важное место занимали амфитеатры и театры. Почти 50 000 зрителей могли собраться в амфитеатре Флавия в Колизее, выстроенном неподалеку от форума, чтобы посмотреть на бои гладиаторов. Ряды зрительских мест поднимались ступенями от овальной арены, поддерживаемые сложной системой сводов; фасад, состоящий из трех рядов аркад, украшен ордерными элементами: приставными колоннами и пилястрами, вертикальные ряды которых перемежаются горизонталями антаблементов.

Термы. Изобилие воды, доставляемой в римские города акведуками, способствовало сооружению роскошных бань (терм). В термах встречались с друзьями, обсуждали последние военные или политические новости, приятно проводили время. В термах Каракаллы имелись горячие, теплые и холодные бани, гардеробные, залы для физических упражнений и отдыха. План терм тоже основан на системе пересекающихся осей, расходящихся от главного объема к вспомогательным постройкам и внутреннему саду. Центральный зал перекрыт крестовыми сводами.

Триумфальные арки. По возвращении императоров из завоевательных походов в ознаменование одержанных ими побед возводились триумфальные арки. Однопролетная арка Тита поставлена на Священной дороге (Via Sacra) у входа на римский форум. В ее рельефах запечатлено покорение Иерусалима. Арка Константина, центральный пролет которой

фланкирован арочными проемами меньшего размера, находится в стороне от форума. Ее колонны, помещенные на постаменты, создают ритмический акцент, но не несут никакой реальной нагрузки.

Жилые дома. В Помпеях, на много веков оказавшихся погребенными под слоем пепла, сохранилось много античных жилых построек. В домах поскромнее вестибюль вел в атрий – дворик, посреди которого был устроен маленький бассейн для сбора дождевой воды. Портики двора вели в жилые помещения и столовую. Напротив входа, за атрием, располагался таблинум, сердце дома, где хозяин принимал близких друзей и где поклонялись божествам домашнего очага – ларам и пенатам. В более роскошных домах устраивали еще один двор, окруженный колоннадой, и сад. В доме Веттиев вокруг атрия размещались службы и конторы, где хозяин встречался с клиентами, а вокруг более удаленного от входа и скрытого от посторонних глаз перистильного двора проходила жизнь семьи. Архитектура такого дома ориентирована на внутреннее пространство. Снаружи украшали только фасад. Иногда в нем проделывали несколько небольших окон, но часто их вообще не было, поскольку через атрий и перистильный д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.019 с.)