Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Романтизм и эклектика (историзм) в архитектуре России XIX века. «Северный модерн» Петербурга.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Романтизм — (фр. romantisme) — идейное направление в художественной культуре конца XVIII —1-й пол. XIX в. Зародившись в Англии, Романтизм в архитектуре был обращён в противовес рационализму и упорядоченному классицизму к стилистическим формам средневекового зодчества (романское, готическое) и наиболее широкое распространение получил в садово-парковом искусстве (живописная планировка, схожая с естественным ландшафтом, криволинейные очертания искусственных водоёмов, гроты, руины, водопады, беседки, отражавшие романтику старины). Распространение идей романтизма в европейской архитектуре 1-й пол. XIX в., наряду с паркостроением, сказалось на облике доходных жилых домов, общественных и дворцовых зданий, где использовались художественные формы прошлых стилей. Зодчество России этого периода характеризуется крайней пестротой художественных направлений, как, например, русско-византийские мотивы (Большой Кремлёвский дворец в Москве, 1839—1849 гг., арх. К.А. Тон), готические формы (капелла в парке Александрия, г. Петродворец под Санкт-Петербургом, 1831—1834 гг., арх. К.Ф. Шинкель) и др. В период романтизма на базе стилевой архитектуры складываются также новые жанры архитектурного творчества, рассчитанные на удовлетворение общенародных потребностей,— городской общественный парк и город-курорт. Сооруженный в духе национального средневековья храм, оставаясь культовой постройкой, соотносится с комплексом понятий, выражаемых словосочетанием «храм нации». Нация превращается в некое абсолютное по своему значению и ценности понятие, уподобляемое сакральным ценностям средневековья. Новая содержательно-идеологическая функция культовых сооружений полнее всего выражается в храмах-памятниках, мемориальных сооружениях нового типа, совмещающих в себе черты собственно храма, музея и памятника. В эпоху романтизма именно храмы ранее всего становятся всеобщим выражением и символом народности и национальности в архитектуре. С храмом, сооруженным в духе национального средневековья, ассоциируются дух и нравственная идея народа.
Чугун обычно использовался в соответствии с традиционными конструктивными представлениями и методами возведения сводов, что придавало постройкам массивный характер историзм Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-ПетербургеЭклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа. «Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831 Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина) Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре: Первый этап o Быковский, Михаил Дормидонтович o Тон, Константин Андреевич o Штакеншнейдер, Андрей Иванович * второй этап o Быковский, Константин Михайлович o Каминский, Александр Степанович o Клейн, Роман Иванович o Парланд, Альфред Александрович o Померанцев, Александр Никанорович o Чичагов, Дмитрий Николаевич Северный модерн в Санкт-Петербурге Развитие стиля «Северный модерн» в Санкт-Петербурге находилось под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. Проводником идей от первого источника стал представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль. Здания, построенные по его проектам в период с 1901 по 1907 год, и особенно принадлежавший семье Лидвалей жилой комплекс на Каменноостровском проспекте, стали качественной альтернативой распространению в Петербурге немецкого и австрийского (сецессион) вариантов модерна. Отмечено влияние на становление творческой манеры Лидваля таких крупных представителей неоромантизма в Швеции как Ф. Боберг и Г. Классон. Другим важным вкладом в формирования стиля на раннем этапе стала постройка по проектам Роберта Мельцера особняков на Каменном острове. Немногим позднее влияние более эпатажной финской архитектуры стало основным. В таких знаковых постройках как дом Путиловой на Большом проспекте П.С. (арх. И. Претро) и здании страхового о-ва Россия на Бол. Морской улице (арх. Г. Гимпель) - оба 1907 года постройки, зодчие прибегли к прямому цитированию из работ своих финских коллег, что впрочем не преуменьшает высоких художественных качеств этих произведений. В период второй половины десятилетия «северный модерн» стал основным течением в архитектуре Петербурга, привлекая к себе силы молодых архитекторов. Именно с этим временем связаны основные достижения Николая Васильева, последовательного приверженца романтической темы с индивидуальным видением стиля. Это фасад дома А. Бубыря на Стремянной улице и окончательный проект Соборной мечети, в суровом облике которой «северная» тема преобладает над восточными мотивами. В последующие годы «северный модерн» подвергался резкой критике, порой шовинистического характера. Так называемый «чухонский модерн» был противопоставлен неоклассике, как подлинно национальному (имперскому) стилю. Тем не менее, появляются новые постройки, в которых прежняя декоративность уступает место рациональной архитектуре. Вместо мелкого орнаментального и скульптурного декора романтический образ формируется за счет пластики сочетания крупных объемов фасада – эркеров, балконов и силуэта кровли. Особый интерес вызывают доходный дома, построенных в 1910 – 12 годах по проектам Алексея Бубыря, и среди них – дом Капустина в панораме реки Фонтанки. Избранные постройки: • Доходный дом Лидвалей, 1901—1904; Ф. Лидваль — Каменноостровский проспект, 1 — 3 • Доходный дом И. фон Бессера, 1904; А. Шульман — Владимирский пр., 19 • Особняк В. Савицкого, 1904—1905; Н. Васильев — г. Пушкин, Московская ул., 15 • Особняк Фолленвейдера, 1904—1905; Р. Мельцер — Каменный остров, Большая аллея, 13 • Доходный дом Мельцеров, 1904—1905; Ф. Лидваль — Большая Конюшенная ул., 19, Волынский пер., 8 • Доходный дом Ю.П. Коллана, 1904—1905; Ф. Лидваль — Большой проспект Васильевского острова, 92 • Особняк Р. Мельцера, 1904—1906; Р. Мельцер — Каменный остров, Полевая аллея, 6-8 • Доходный дом Страхового общества «Россия», 1905—1907; А. Гимпель, В. Ильяшев — Большая Морская ул., 35 • Доходный дом Т. Путиловой, 1906—1907; И. Претро — Большой проспект Петроградской стороны, 44 • Доходный дом А. Бубыря (Угрюмовых), 1906—1907; Н. Васильев, А. Бубырь — Стремянная ул. 11 • Доходный дом А. Циммермана, 1906—1907; Ф. Лидваль — Каменноостровский пр., 61 • Доходный дом В. Васильевой, 1907; Л. Ильин, Р. Клейн — Загородный пр., 66, Подольская ул., 1 • Жилой комплекс Финляндской железной дороги, 1907—1908; Ф. Миритц, И. Герасимов — Боткинская ул., 1 • Дом Товарищества по устройству жилья Петровского коммерческого училища, 1907—1908; А. Владовский — Малый проспект Петроградской стороны, 32 • Доходный дом К. Маркова, 1908; К. Марков — Большой пр. П. С., 67, ул. Графито, 2 • Дом Товарищества для устройства постоянных квартир, 1910; А. Зазерский — Бол. Посадская ул., 1, Мал. Посадская ул., 10 • Доходный дом М. Воейковой, 1909—1910; С. Минаш — Невский проспект, 72 • Доходный дом В. Кончиелова, 1910; К. Н. де Рошефор — Исполкомская ул., 5 • Техническая школа при Обуховском сталелитейном заводе, 1910(?); Ф. Лумберг — пр. Обуховской Обороны, 257 • Доходный дом Э. Нобеля, 1910—1911; Ф. Лидваль — Лесной пр., 20 • Доходный дом Р. Бернштейна, 1910—1911; Д. Крыжановский — Каменноостровский проспект, 54, ул. Профессора Попова, 31 • Доходный дом В. Маркозова, 1909—1912; Е. Гонцкевич — Лиговский проспект, 63 • Доходный дом Дальберга и Кохендерфер, 1910—1912; А. Дальберг, К. Кохендерфер — наб. реки Карповки, 8, Большой пр. П. С., 106 • Доходный дом К. Капустина, 1910—1912; А. Бубырь — набережная реки Фонтанки, 159, Климов пер., 9 • Доходный дом М. П. Толстого, 1910—1912, Ф. Лидваль — ул. Рубинштейна, д.15-17; набережная реки Фонтанки, дом 54 • Доходный дом Е. Барсовой, 1911—1912; Е. Морозов — Кронверкский проспект, 23 • Доходный дом Латышской церкви, 1911—1912; А. Бубырь — Загородный пр., 64 • Доходный дом С. Визлер, 1911—1912; А. Бубырь — Ковенский пер., 23, ул. Радищева, 10 • Доходный дом С. Трайнина, 1912; И. Претро — набережная канала Грибоедова, 158 • Доходный дом А. Захарова, 1912—1913; А. Захаров — Клинский пр., 17, Серпуховская ул., 19 • Жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир (Бассейный кооператив), 1912—1914; Э. Виррих, А. Зазерский, Н. Васильев, А. Бубырь — ул. Некрасова, 58-60, Греческий пр., 10-12, Фонтанная ул., 3 • Доходный дом О. Фогта и Б. Попова, 1913—1914; Н. Алексеев — 12-я линия Васильевского острова, 19 • Доходный дом А. Сагалова, 1913—1914; А. Лишневский — Лиговский проспект, 91, Свечной пер., 27 • Деревянная дача Г. Линден; Г.Д. Гримм, Петергоф, (не сохранилась); • Деревянная дача М.С Воронина; Райвол, (не сохранилась); • Вилла Л. Андреева, 1909; А. Оль, Чёрная речка, (не сохранилась); «Северный» модерн не получил массового распространения. Но с ним связаны едва ли не самые яркие страницы петербургского дачного строительства начала ХХ в. Правдивый язык естественных материалов — дерева и камня, заострённая стилизация мотивов средневековой и народной архитектуры Севера, органическая взаимосвязь с ландшафтным окружением — вот основные особенности, определившие региональное своеобразие этого стилевого направления[1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.244 (0.01 с.) |