Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стиль модерн и неоклассицизм в архитектуре Москвы и Петербурга. Ведущие мастера, основные памятники. «Северный модерн» ПетербургаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Модерн в apxитектуре России. 1890-1910 годы. Стиль, образовавшийся на стыке двух времен (между эклектикой и неоклассицизмом). Последние годы XIX века отмечены ощущением подступающего поворота истории, зыбкости бытия. Надежды на лучшее виделись в реализации внутреннего родства утопической и эстетической мысли, искусства и утопии. «Модерн» и стал воплощением в жизнь этих надежд. Эта волна прокатилась по всей Европе, нося в каждой стране разные имена (ар нуво, модерато, югенштиль. сецессион и др.) Отсутствие интернационально признанного термина отразило специфичность национальных направлений. Стержнем стиля стали архитектура и декоративное искусство, вместе с архитектурой формировавшее среду интерьеров и городские пространства По мере развития в стиле модерн все определеннее выделялись две линии: «органическая» - растительные орнаменты с причудливо напряженными, но необычайно плавными линиями, гротескные изображения флоры и фауны, и «конструктивно-геометрическая» - четкое членение горизонтальных и вертикальных направлений, работа материала и формы - гранитных глыб и мягкого бархата штукатурки. Поздний модерн испытывал повсюду нарастающее давление рационалистических тенденций и возобновившегося тяготения к «непреходящим ценностям» упорядоченной формы. Начало первой мировой войны стало для него концом. С.-ПЕТЕРБУРГ: Ф.И. Лидваль (Каменоостровский.1; Доходный дом Толстого на Фонтанке, 1910-1912)., И.А. Претро (доход. дом П.С. Большой пр. 44), А.Ф.Бубырь (ул. Стремянная, ул. Некрасова)., Р.Ф.Мельцер (ул.Фурштадская), А.С. Хренов (Таврическая ул., Кпменоостровский, 22)., А.П.Гоген (особняк Кшесинской, 1904-1906). В С.-Петербурге преобладали доходные дома, и «новый стиль» выражен в основном в их архитектуре. Здесь он образовался под влиянием «северного», скандинавского модерна - древний скандинавский эпос. Архитектурный декор приходилось сдерживать, что бы не нарушить сложившейся застройки, но уникальность и некая обособленность модерна все равно ярко читается в городской среде. МОСКВА: Ф.О.Шехтель (Ярославский вокзал, 1902-03, особняк Морозовой 1893), Л.П.Кекушев (особняк Носовых 1903, особняк, особняк Миндовского 1903-04), В.ФВалькот (гост. «Метрополь» 1899-1906, особняк Гутхейля 1900-02), В.Е.Дубовский (дом Филатова), П.П.Машков Здесь стиль модерн затронул частные особняки, унаследовав черты стиля ампир, вместе с тем сочетал интернациональные принципы европейского модерна и «русский стиль». Каждое здание воспринимается отдельно, вырываясь из контекста. САМАРА: А.А.Щербачев, А. У Зеленко (усадьба Курлиной), Д.Вернер(особняки, торговый корпус 1914) «Новый стиль» в России, по существу, не выдвинул своих собственных градостроительных концепций. Но он всячески стремился выявить себя в пластике отдельно взятого здания, тем самым подчеркнем свою самостоятельную роль в городской среде.
Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.[1] В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии. Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план. Еще в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм. Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре. Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску. В таком характере были выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война. (Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов) В начале XX века были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу. Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 г. и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х гг.; они вновь обрели актуальность в настоящее время.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.008 с.) |