Стиль модерн и неоклассицизм в архитектуре Москвы и Петербурга. Ведущие мастера, основные памятники. «Северный модерн» Петербурга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль модерн и неоклассицизм в архитектуре Москвы и Петербурга. Ведущие мастера, основные памятники. «Северный модерн» Петербурга



Модерн в apxитектуре России. 1890-1910 годы. Стиль, образовавшийся на стыке двух времен (между эклектикой и неоклассицизмом). Последние годы XIX века отмечены ощущением подступающего поворота истории, зыбкости бытия. Надежды на лучшее виделись в реализации внутреннего родства утопической и эстетической мысли, искусства и утопии. «Модерн» и стал воплощением в жизнь этих надежд. Эта волна прокатилась по всей Европе, нося в каждой стране разные имена (ар нуво, модерато, югенштиль. сецессион и др.) Отсутствие интернационально признанного термина отразило специфичность национальных направлений. Стержнем стиля стали архитектура и декоративное искусство, вместе с архитектурой формировавшее среду интерьеров и городские пространства

По мере развития в стиле модерн все определеннее выделялись две линии: «органическая» - растительные орнаменты с причудливо напряженными, но необычайно плавными линиями, гротескные изображения флоры и фауны, и «конструктивно-геометрическая» - четкое членение горизонтальных и вертикальных направлений, работа материала и формы - гранитных глыб и мягкого бархата штукатурки. Поздний модерн испытывал повсюду нарастающее давление рационалистических тенденций и возобновившегося тяготения к «непреходящим ценностям» упорядоченной формы. Начало первой мировой войны стало для него концом.

С.-ПЕТЕРБУРГ: Ф.И. Лидваль (Каменоостровский.1; Доходный дом Толстого на Фонтанке, 1910-1912)., И.А. Претро (доход. дом П.С. Большой пр. 44), А.Ф.Бубырь (ул. Стремянная, ул. Некрасова)., Р.Ф.Мельцер (ул.Фурштадская), А.С. Хренов (Таврическая ул., Кпменоостровский, 22)., А.П.Гоген (особняк Кшесинской, 1904-1906).

В С.-Петербурге преобладали доходные дома, и «новый стиль» выражен в основном в их архитектуре. Здесь он образовался под влиянием «северного», скандинавского модерна - древний скандинавский эпос. Архитектурный декор приходилось сдерживать, что бы не нарушить сложившейся застройки, но уникальность и некая обособленность модерна все равно ярко читается в городской среде.

МОСКВА: Ф.О.Шехтель (Ярославский вокзал, 1902-03, особняк Морозовой 1893), Л.П.Кекушев (особняк Носовых 1903, особняк, особняк Миндовского 1903-04), В.ФВалькот (гост. «Метрополь» 1899-1906, особняк Гутхейля 1900-02), В.Е.Дубовский (дом Филатова), П.П.Машков

Здесь стиль модерн затронул частные особняки, унаследовав черты стиля ампир, вместе с тем сочетал интернациональные принципы европейского модерна и «русский стиль». Каждое здание воспринимается отдельно, вырываясь из контекста.

САМАРА: А.А.Щербачев, А. У Зеленко (усадьба Курлиной), Д.Вернер(особняки, торговый корпус 1914)

«Новый стиль» в России, по существу, не выдвинул своих собственных градостроительных концепций. Но он всячески стремился выявить себя в пластике отдельно взятого здания, тем самым подчеркнем свою самостоятельную роль в городской среде.

 

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.[1]

В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.

Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.

Еще в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента и начал своё восхождение неоклассицизм.

Это движение охватывало обе российские столицы, а потом и провинцию. Естественно, неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к своим корням. Поэтому неоклассицизм правомочно назвать петербургским возрождением, олицетворявшим историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску. В таком характере были выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.

(Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов)

В начале XX века были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.

Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 г. и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х гг.; они вновь обрели актуальность в настоящее время.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.042 с.)