Архитектура и строительство на Слободской Украине. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и строительство на Слободской Украине.



Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные с описанными выше природными условиями, а также особенностями исторических и экономических условий развития региона.

Как известно, застройка городов и сел Слободской Украины тесно связана с созданием в XVII и в начале XVIII века оборонных линий для защиты Российского государства от набегов татар. На территории Слобожанщины располагались значительные участки Белгородской, Новой (Изюмской) и так называемой Украинской оборонительных линий. Главными опорными пунктами этих линий были специально построенные города-крепости: Сумы, Лебедин, Ахтырка, Харьков, Белгород, Чугуев, Изюм, Острогожск, в которых дислоцировались одноименные казачьи полки и сотни. Первооснову этих городов, их центральное ядро составляли крепости. Они имели разные размеры и конфигурацию, обусловленную местными природными условиями и рельефом местности. Чаще всего они имели по плану форму четырехугольника или многоугольника. Форма и размещение крепостей были обычно подчинены требованиям организации эффективной обороны. Для этого всегда использовались местные естественные преграды. Например, крепости строились на высоких берегах рек, чаще всего в местах их слияния.

Стены всех крепостей были деревянные из дубовых свай и колод, рубленные так называемыми «тарасами». Они состояли из двух параллельно сведенных стен, скрепленных между собой балками, которые образовывали клетки, которые заполнялись землей или камнями. На стенах делались крытые помосты для стрельцов. Башни крепостей были также рубленные, квадратные в плане, с шатровой крышей, крытой гонтою. Главные башни имели ворота.

Планирование кварталов внутри крепости, как правило, повторяло планирование защитных стен или валов. В центре застройки размещалась площадь. Направление главных улиц города определялось размещением башен с воротами. Они в свою очередь располагались на путях, которые вели к крепости, или от крепости до других городов. Позже, в процессе расширения и застройки городов, эти пути превратились в их главные магистрали. Таким образом, возникли, например, в Харькове улицы Сумская, Московская, Змиевская, Полтавская и др. Городские ворота были опорными пунктами, которые, по выражению Г.П. Цапенка, «держали» сеть основных улиц, а вместе с ними и всю планировочную систему города. В связи с тем, что планирование сети улиц в значительной мере определялось направлениями путей, которые вели к ним, радиально-концентрическая схема стала наиболее характерной для планирования городов-крепостей. Земли за пределами стен крепостей в городах Слобожанщины очень быстро начали также застраиваться. Создавались так называемые посады, которые в свою очередь укреплялись валами и рвами.

При застройке городов-крепостей основным строительным материалом было дерево. Из рубленных колод, пластин и брусьев возводились также храмы, общественные и хозяйственные здания. Жилые дома возводились как с рубленными, так и с каркасными стенами. При этом рубленные дома строили, главным образом, зажиточные горожане. Дома подавляющего большинства населения были каркасными. Стены каркасных, а также многих рубленых домов были обмазаны глиняным раствором и побелены мелом. В городах и селах Слободской Украины на протяжении XVII-XIX веков сложился характерный для Слобожанщины тип народного жилья. Согласно с существующей типологией традиционного сельского народного жилья Украины слободское жилье определяется как подтип центрально-украинского левобережного лесостепного типа. Кроме слобожанского, этот тип жилья включает северо-полтавский и южно-полтавский подтипы. Исследователи украинского народного жилья С. А. Таранушенко и В. П. Самойлович показали, что объемно-планировочная структура домов Слобожанщины прошла на протяжении XVII-XIX веков путь развития, типичный для многих регионов Украины – от однокамерной к двух-, трех- и многокамерных сооружений.

В середине XVII ст. из дерева строились все церкви Слобожанщины. Они играли важную роль в формировании застройки городов-крепостей, создавая архитектурно-композиционные доминанты застройки. Деревянными рубленными были первые церкви Харькова: Успенская соборная, Николаевская, Благовещенская, Рождества Христова, Троицкая, Дмитриевская, Вознесенская. Все перечисленные церкви принадлежали к образцам украинского народного деревянного зодчества, расцвет которого состоялся в XVII-XVIII ст.

Частые пожары, которые возникали в деревянных городах-крепостях, при ограниченности запасов качественной древесины для восстановления зданий и последующей перестройки городов, с одной стороны, а также наличие запасов высококачественных глин – с другой стороны, побуждали к созданию на Слобожанщине собственного производства кирпича. Первые каменные здания в городах Слободской Украины были построены уже в XVII веке. Это были, обычно, культовые сооружения. Так, в конце XVII – в начале XVIII века в городах Слобожанщины были построены: Спасский собор в Изюме (1684), Успенский собор в Харькове (1688, разобранный после пожара в 1770 г.), собор Покровского монастыря в Харькове (1689), Воскресенска церковь в Сумах (1702), собор в Богодухове (1723), Троицкий собор Ахтырского монастыря (1727).

Некоторые из перечисленных каменных зданий дошли до нашего времени. В настоящее время они представляют собой ценные памятники архитектуры, которые презентуют целую эпоху становления и развития монументального зодчества региона Слободской Украины.

Во второй половине XIX века в России в противовес стиля классицизм, по инициативе известного архитектора К. А. Тона – старшего брата харьковского архитектора А. А. Тона, внедрялся так называемый российско-византийский стиль, который приобрел статус официального. Этот стиль применил архитектурные мотивы и формы российского культового зодчества XV-XVII веков в соединении с мотивами византийской архитектуры. Он, обычно, был одной из разновидностей стиля эклектики. Российско-византийский стиль имел определенное влияние на архитектуру Слободской Украины конца XIX и даже начала XX века.

Наиболее известными и последовательными представителями этого стиля на Слобожанщине были епархиальный архитектор В. X. Немкин – автор многих кирпичных неоштукатуреных церквей, построенных в Харькове и за его пределами, а также академик архитектуры – М. И. Ловцов, который в своей деятельности подходил к российско-византийскому стилю достаточно творчески, расширяя границы рекомендуемых К.А. Тоном образцов.

Среди спроектированных и построенных Г.И. Ловцовым строений наиболее значительным является Благовещенский собор в Харькове. Построенный из кирпича в 1888-1901 годах, собор имеет прямоугольный план с раскреповками и выступающей полуциркульной абсидой. Собор шестистолбный, трехнефный, пятибаный. Центральная часть строения перекрыта полусферичным куполом на высоком барабане, который образует центральную доминирующую баню. Другие четыре меньшие бани расположены по углам квадрата центральной части плана.

Вторым значительным зданием, построенным в российско-византийском стиле в Харькове, есть монументальный корпус прежнего духовного училища (теперь Государственный институт культуры). Корпус был построен в 1885 году путем реконструкции дома прежнего уездного училища, которое был построено в 1825 году по проекту, полученному из Москвы. Реконструкцию и достройку уездного училища осуществлял архитектор К. А. Толкунов, а после его смерти архитектор Б.С. Покровский, который дал постройке современный архитектурный вид. Типичные формы российско-византийского стиля последний дополнил мотивами необарокко.

Строительство железных дорог вызывало потребность создания товарных и пассажирских железнодорожных станций, локомотивных и вагонных депо, а также соответствующих промышленных предприятий. Генпланом было предусмотрено создание нового промышленного района вблизи Балашовской станции, а также большой пассажирской станции в районе Екатеринославской улицы (современная ул. Полтавский шлях).

Первый железнодорожный вокзал Курско-Харковско-Севастопольской железной дороги был построен в Харькове в 1869 году в архитектурных формах российско-византийского стиля. В конце XIX ст. здание вокзала было реконструировано архитектором С. И. Загоскиным, а рядом с ней по проекту архитектора Ю. С. Цауне было построено новое большое здание вокзала в ренессансных формах с купольным перекрытием над вестибюлем. Этот вокзальный комплекс был разрушен осенью 1941 года.

Вообще развитие торговли, промышленности и транспорту в конце XIX ст. вызывал сооружение в городах Слобожанщины совсем новых, неизвестных до того времени типов зданий. Так, кроме упомянутых уже железнодорожных вокзалов и других станционных сооружений, начали возводиться банки, большие магазины (пассажи), доходные дома, промышленные сооружения. Дальнейшее развитие приобрело строительство учебных, лечебных и культурных заведений.

Необходимость создания новых типов зданий, а также развитие строительной техники, связанной с внедрением в строительство новых материалов и конструкций, стимулировали поиски соответствующих архитектурных решений. Рядом с использованием архитектурных форм прошлых эпох и стилей, в конце XIX ст. в архитектуре некоторых европейских стран и России происходили поиски новых творческих направлений, которые сформировались в новый стиль. Этот стиль, как известно, получил в России название «модерн», в Германии и Австрии «Югендстиль», во Франции «Ар нуво». Одновременно происходили творческие поиски национальных форм современной архитектуры. В начале XX века ведущим направлением творческих поисков архитекторов становятся поиски рациональной архитектуры, основанной на принципах функциональной и конструктивной целесообразности.

Таким образом, на рубеже начала XX века архитектура Слобожанщины, как и всей Украины, развивалась по нескольким направлениям, которые существовали одновременно и даже влияли друг на друга. Такими направлениями за классификацией В. С. Ясиевича были:

– Эклектика, стилизаторство и историзм. Наиболее распространенное и жизненное направление, которое возникло в середине XIX ст. и существовало почти до начала 20 годов.

– Модерн, которое возникло в конце XIX ст. и существовало до начала 20-х годов.

– Неоукраинский стиль, который возник на рубеже веков, как национальная разновидность модерна.

– Неороссийский стиль, который возник в начале XX ст. как разновидность историзма и просуществовал до 1912-1914 гг.

– Неоклассицизм и необарокко, которые возникли в начале XX ст., как формы историзма и существовали до 20-х годов.

– Архитектурный рационализм (протоконструктивизм), который возник в начале XX ст. и существовал до середины 20-х годов, до появления конструктивизма.

В этих направлениях в Харькове и других городах Слобожанщины работало много талантливых архитекторов, воспитанников Петербуржской академии искусств, Институт гражданских инженеров, а также Харьковского технологического института. Кроме упомянутого уже архитектора Б.Г. Михаловского в направлении ретроспективного стилизаторства или историзма, а также неоклассицизма работал воспитанник Петербуржской академии искусств архитектор В. В. Величко. Наиболее значительными зданиями, построенными по его проектам в Харькове, были:

– Бывший корпус биофака Университета, теперь музей природоведения (ул. Тринклера, 8). Трехэтажное здание, возведенное в 1899-1901 году из кирпича, нештукатуреное. Фасады сделаны в формах классицизма.

– Дом бывшего архива Харьковского историко-филологического общества. Теперь государственный архив г. Харькова (ул. Университетская, 21). Трехэтажный дом с большими стеклянными поверхностями оконных отверстий возведен в 1904-1906 году в творчески переделанных формах итальянского ренессанса.

В конце XIX века в архитектуре городов Слобожанщины имел распространение так называемый «кирпичный стиль», который представлял собой разновидность историзма. Характерной чертой этого стиля было то, что фасады зданий, включая все архитектурные формы и детали, выполнялись из кирпича и не штукатурились. В кирпичном стиле строились, главным образом, промышленные сооружения, а также отдельные храмы, общественные и жилые дома. В каменном стиле в 70-ые – 80-ые гг. был возведен комплекс зданий бывшего Харьковского технологического института (теперь Харьковский политехнический университет). Строительство комплекса было осуществлено по проектам петербуржского архитектора Г. Р. Генрихсена, а также харьковских зодчих М.И. Ловцова и В.В. Величко.

После Октябрьской революции в России и победы Советской власти в Украине, благодаря известным историческим событиям революции и гражданской войны, политическим и административным центром Украины стал главный город Слобожанщины – Харьков. На протяжении почти 15 лет (с 1919 до 1934 года) Харьков был столицей Советской Украины. В этой связи в 20-ые и первой половине 30-х годов на Слобожанщину в ее главный город Харьков переместился центр политической, экономической и культурной жизни всей Украины. В больших масштабах развернулось и капитальное строительство. Для обеспечения необходимой территории застройки уже в 1922 году был утвержден проект расширения границ Харькова до 16 тыс. гектаров, главным образом, в юго-восточном направлении.

Основными направлениями капитального строительства, которое осуществлялось в городах Слободской Украины (в основном в Харькове) в 20-ые годы к началу первой пятилетки, были:

В отрасли промышленного строительства:

– Восстановление разрушенных и поврежденных во время гражданской войны предприятий, а также их реконструкция.

– Создание новой энергетической базы для дальнейшего развития промышленности и индустриализации народного хозяйства.

Последнее направление было связано с выполнением известного плана «ГОЭРЛО». Согласно с этим планом на Слобожанщине в 1927-1930 годах в поселке Эсхар под Харьковом была построена мощная тепловая районная электростанция (арх. Л. Ф. Еберг).

В отрасли жилищного строительства главным направлением было создание рабочих поселков, которые должны были решить социальную задачу обеспечения рабочих предприятий и транспорта современным упорядоченным жильем. В эти годы на околицах Харькова были построены рабочие поселки паровозостроителей завода ХПЗ и железнодорожников депо «Октябрь», в г. Сумы – поселок машиностроителей завода им. Г. В. Фрунзе.

Наиболее интересными за архитектурным решением – дома-коттеджы завода ХПЗ и депо железнодорожников по Московскому проспекту в г. Харькове. Построенные в 1923-1924 годах по проекту архитектора В.К. Троценко двухэтажные, двухквартирные дома-коттеджы этого поселка были решены с использованием форм и мотивов Украинской народной архитектуры. Многоскатные крутые крыши домиков, а также веранды создают интересные живописные силуэты.

Как известно, в 20 те годы творческие поиски новых решений и форм в архитектуре, адекватных функциям и современным конструкциям зданий, завершились созданием нового авангардного стилевого направления, которое получило в Советском Союзе название конструктивизм, а в странах Западной Европы и Америки – функционализм.

Сложилось так, что расцвет этого стиля (середина 20-х – середина 30-х годов) совпал с расцветом капитального строительства в столице Украины и главном городе Слобожанщины – городе Харькове. В эти годы в нем было построено более 50-ти капитальных домов в стиле конструктивизма. Был создан уникальный, наибольший в СССР ансамбль конструктивистских зданий – ансамбль площади Свободы. Создание ансамбля наибольшей в Европе площади связано с созданием в Харькове нового общественно-политического и административного центра, который должен был бы отвечать статусу столичного города. Правительством УССР и городскими властями было принято соответствующее решение о застройке бывших университетских земель на северо-западе города и создания там нового общественно-политического центра.

Формирование ансамбля площади происходило почти 25 лет. Первым в 1925-1929 гг. был построен Дом Государственной промышленности. Строительство было осуществлено по проекту ленинградских архитекторов: воспитанника Петербуржской академии искусства, академика архитектуры С.С. Серафимова, а также инженеров-архитекторов С. М. Кравца (который впоследствии переехал в Харьков) и Г. Д. Фельгера. Их проект получил первую премию на всесоюзном конкурсе, в котором приняли участие много известных архитекторов.

Строительство огромного сооружения было осуществлено в короткий срок (менее чем за 4 годы) под руководством известного инженера-строителя П.П. Ротерта. Построенный в монолитном железобетоне с плоскими крышами и металлическими рамами больших оконных отверстий, дом Государственной промышленности состоит из трех корпусов высотой от 6 до 13 этажей, связанных между собой шестью закрытыми переходами на уровне третьего, пятого и шестого этажей. Сложная по объемно-пространственныму решению архитектура Госпрома, построена на оригинальном композиционном соединении простых геометрических форм, которые образуют выразительные структуры и силуэты, производит большое впечатление. Недаром дом Госпрома стал своеобразным символом нового Харькова.

Последующая после построения Госпрома застройка площади Свободы была осуществлена на протяжении 1929-1933 гг. Все здания которые сооружались на площади, были подчинены единому стальному направлению, определенному архитектурой Госпрома.

В первое десятилетие после Побед и в Харькове были отстроены в новых архитектурных формах такие значительные сооружения как:

– Дом исполкома городского Совета народных депутатов на площади Конституции, 7 (арх. В. П. Достенко, Ю. Г. Чеботарев, инж. В. Г. Харламов, 1947-1954 года). В архитектуре его фасадов реконструированного Дома исполкома творчески применены мотивы украинской народной архитектуры и украинского барокко, а также характерные для Полтавско-Слобожанского региона мотивы народных орнаментов.

Главный учебный корпус института радиоэлектроники ХИРЭ (прежний корпус инженерно-строительного института) на проспекте Ленина, 14 (арх. Н. Г. Подгорный, 1952 г.). Монументальное здание корпуса с большим курдонером перед главным входом решенная в архитектурных формах российского классицизма и разукрашенная литыми деталями.

– Центральный универмаг Харькова, 1/3 (арх. Г. Л. Мовшович, 1954 год). Фасад пятиэтажного монументального здания имеет четкую метрическую композиционную структуру, которая отвечает структуре его монолитного железобетонного каркаса. Архитектура фасада решена как класичная ордерная композиций, которая состоит из четырех пилонов, украшенных пилястрами большого ордера и размещенных между ними высокими арками, которые опираются па коринфские колонны.

– Гостиница «Харьков» (прежний «Интернационал») на площади Свободы, 8 ( арх. Г. О. Яновицкий, 1956 г.).

– Главный корпус Университета (бывший «Дом проектов») на площади Свободы, 4 (арх. В. П. Костенко, И. Д. Ермилов, В. И. Лившиц, М.К. Воротниковый, 1957 г.).

Как было уже отмечено, оба последних здания, которые до разрушения во время войны отвечали лучшим образцам архитектуры мирового уровня, после надстройки в формах советского ложноклассицизма потеряли важное архитектурно-художественные качества и приобрели вид типичных образцов советской архитектуры 50-х годов.

Характерной особенностью промышленного строительства, начиная с конца 40-х гг., было широкое внедрение индустриальных методов строительства и, в первую очередь, массовое применение сборных железобетонных конструкций, производство которых освоили на заводах ЗБК.

На пути индустриализации жилья, которое обеспечивало наиболее эффективное освоение новых территорий, стали наибольшие города Слободской Украины – Харьков и Сумы. Это обусловило необходимость пересмотра основных принципов застройки и формирования жилищной среды этих городов.

Первым районом массового индустриального жилищного строительства стал район Павлового Поля. Проект его застройки был в начале 50-х гг. разработанный харьковскими архитекторами Л. Г. Тюльпая, А. Г. Григоренко и др. В планировании этого жилого массива впервые в Харькове был применен принцип микрорайонирования на основе свободного планирования территории с решением вопросов комплексногообслуживаниянаселения иразвитиясовременного транспорта.

В 1957 году по проектам, разработанным группой архитекторов под руководством архитектора А. Д. Моторина, началось строительство жилищного массива в районе селекционной станции. В период с 1957 по 1967 год была застроена территория площадки «А». Застройка осуществлялась главным образом типичными на то время пятиэтажными крупноблочными и крупнопанельными домами на основе четкой прямоугольной сети улиц. Типичными пятиэтажными крупнопанельными домами новой на то время серии – 464 был в 1961 году застроен также микрорайон поселка ХТЗ между «проспектом Косиора и ул. Франтишека Крала.

В 70-ые годы в Харькове зоной массового индустриального жилищного строительства становится Салтовский жилищный массив. Проект детального планирования массива, который был разработан группой архитекторов института Харковпроект Л. Г. Тюльпой, И. Т. Демешко и др., разрабатывался в 60 те годы одновременно, с разработкой генерального плана города. В основу проекта был положен принцип «фокусировка», согласно с которым объекты культурно-бытового назначения концентрируются на перекрестках магистралей.

Сегодня Салтовский жилищный массив, строительство которого завершается, складывается из почти 20 укрупненных микрорайонов. В них проживает около 400 тыс. жителей. Микрорайоны Салтовского массива застроены в основном крупнопанельными 9-16-этажными жилыми домами производства Харьковского домостроительного комбината № 1 и каркасно-панельными зданиями детских заведений, школ и, частично, культурно-бытовых заведений.

6.4. Искусство Слобожанщины

Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый организм, синтезировав, по словам известного украинского искусствоведа С. А. Таранущенко, «всю предыдущую историю украинского искусства» и «его разнообразные краевые особенности и отличия». Нигде в Украине искусство не испытывало такого перекрестного влияния, как в этом регионе. Сюда сошлись «переселенцы со всех частей Украины – от Галичины до Полтавщины, от Холмщины до Подолья, а есть сведения, что заходили также бойки и гуцулы с гор Карпатских». А близкое расположение российских поселений не могло не обозначиться на развитии всего культурного процесса на Слобожанщине.

Переселяясь в этот край, украинские казаки везли с собой самые разнообразные предметы декоративно-бытового искусства, а также многочисленные церковно-культурные вещи своих прежних храмов. Среди этих достопримечательностей были как отдельные иконы, так и целые иконостасы. Как писал Д. Т. Филарет-Гумилевский, один золочевский священник привез с собой из г. Мишурова (Надднепрянщина) колокол, иконостас и богослужебные книги.

Самым популярным и самым распространенным видом изобразительного искусства тогда была икона. К сожалению, не сохранились сведения о творчестве украинских иконописцев, которые в начальный период переселения украинцев создавали прекрасные образы, чем заслужили славы «черкасских икон». Не дошли до нашего времени и те самые слобожанские достопримечательности изобразительного искусства XVII века. Известно, что слобожанские храмы украшались монументальными росписями. Однако до нашего времени они не сохранились, кроме незначительных фрагментов, как, например, в Спасском соборе в Изюме. В Покровском соборе в Ахтырке сохранились изображения двух ангелов с распростертыми крыльями и горнами, которые извещают о наступлении Страшного суда. Немало ценных достопримечательностей, к которым, прежде всего, нужно отнести из лучших образцов казацкого барокко росписи Покровского собора в Харькове, построенного в XVII веке, было уничтожено. Нигде в Украине в результате политики тоталитаризма старое искусство не испытало такого разрушения, как на Слобожанщине.

Среди немногочисленных слободских икон XVIII века, какие сохранились, привлекает внимание святая Варвара из Сумского художественного музея. Это изображение красивой, роскошно одетой украинской женщины с ожерельем на шее и в волосах, в красных сапогах и с бахромками на фартуке. Такой подчеркнуто светский характер образа отображал тогда последующие перспективы развития религиозной живописи во всей Украине.

Параллельно развивалась и портретная живопись. Отражая социальные и экономические сдвиги в тогдашней жизни Слобожанщины, он знаменовал собой утверждение гуманизма.

Освободительная война украинского народа за свою свободу и независимость выдвинула на первый план мужественного человека, который отстаивал свою родину. Среди местных портретов XVIII века, которые демонстрировались на выставке XII археологического съезда в Харькове, были представлены портреты славных украинских гетманов – Богдана Хмельницкого, Петра Конашевича-Сагайдачного, Петра Дорошенко, Ивана Самойловича, народного героя Ивана Гонты. В Сумском художественном музее хранятся портреты Максима Зализняка, гетманов Ивана Скоропадского и Даниила Апостола, портрет военного, выполненные неизвестными художниками XVIII века. Воинская доблесть и мужество нашли выразительное воплощение в их образах. Эти черты присущие и изображением полковника Ахтырского полка Ф. Осипова, полковника Сумского полка Г. Кондратьева и бригадира слободских полков Ф. Лесевицкого, что приводятся в «Истории Слободской Украины» Д. И. Багалия.

Кроме украинских мастеров работали и российские художники. Из литературных источников известно, например, что в 1780 году для губернских присутственных мест были сделаны портреты, выполненные московским художником Иваном Полощевым. Он также писал иконы для Покровского собора в Ахтырке.

В первой половине XIX века развитие искусства на Слобожанщине связано с деятельностью Харьковского университета. Художники-педагоги, которые преподавали здесь рисование, выполняли также различные художественные заказы. Например, гравер Я. Г. Матес, что приехал из Гамбурга, был известен как миниатюрист, пейзажист, иллюстратор научных изданий. Сохранились сведения о некоторых его работах историко-аллегорического характера, написанные по поводу разных торжеств. На одной из них, посвященной открытию в Харькове университета, был изображен император Александр І. И в фигуре Марса, который подает руку Аполлону. На другой, написанной в честь победы над Наполеоном, художник изобразил непобедимого Геркулеса, который олицетворял российский народ, который поразил палкой гидру, и императора «на торжественной колеснице по древнему образу, венчанного победою и подающего оливковую ветвь в знак мира Европе...».

Таким образом, в первой половине XIX века Харьков получил значение большого культурного центра не только Слобожанщины, но и всей Украины, все более притягивал художников с профессиональным академическим художественным образованием. Творчество художников, которые работали здесь, в это время имело, главным образом, светский характер.

Во второй половине XIX века центром художественной жизни не только Харькова, но и всей Слобожанщины стала частная художественная школа Г. Д. Раевскои-Ивановой (1840-1912). Художница получила профессиональное образование в Германии и, сдав специальные экзамены, получила диплом Санкт-Петербургской Академии искусств. Себя она посвятила, прежде всего, художественно-педагогической деятельности, ее творчество связано с портретным и бытовым жанрами. Большинство ее картин не сохранилось до нашего времени. Представления о некоторых из них дают репродукции, вмещенные в словаре «Наши художники», выданном в дореволюционное время под ред. Г.И. Булгакова. Здесь воспроизведены такие произведения художницы, как «В поле», «Смерть крестьянина в Малороссии», «Саксонская девушка».

Большим был вклад Г. Д. Раевскои-Ивановой в развитие искусства Слобожанщины, стало создание последней художественной школы, ее учениками были выдающиеся украинские пейзажисты С.И. Васильковский и Г.С. Ткаченко. Своеобразным мастером с присущей лишь ему творческой манерой был С.И. Васильковский (І854-1917). Талант художника в полной мере раскрылся в национальных мотивах.

Важным художественным центром Слобожанщины во второй половине XIX века был Чугуев – родина И. Е. Репина. Здесь работало немало живописцев. Особенным авторитетом пользовалась семья иконописцев Бунаковых. И.Г. Бунаков, который возглавлял мастерскую, писал портреты (3. и И. Шеверневых, 1860), иконы. Его учеником был Л. И. Персанов, который позже учился в Академии искусств в Санкт-Петербурге. Известны его портреты Нечитайлова, Якова Логвинова, мальчика на берегу реки, написанные около 1860 года. Своим творчеством и опытом эти художники имели влияние на формирование И. Е. Репина.

Революционные события 1917 года на Слобожанщине внесли кардинальные изменения в последующее развитие ее культуры. В сложные политические и экономические условия периода революции и гражданской войны рождались новые формы и виды искусства. Среди них ведущую роль играл плакат. Улицы городов Слобожанщины при вступлении большевиков, разных манифестаций, агиткампаний, празднования революционных событий были покрыты самыми разнообразными плакатами. Высокие достижения в этом искусстве связаны с именами слобожанских художников Б. Косарева, О. Хвостенка-Хвостова, Г. Цапка, В. Ермилова. Последний в 1921 году оформил агитпоезд «Красная Украина», который напоминал свадебный украинский ларь на колесах. Заметным событием в художественной жизни тогдашней столицы Украины Харькова стало оформление помещения V Всеукраинского съезда Советов. Оно было сделано под завод. Этот заказ выполнил профессор Киевского художественного института М. Бойчук вместе со своими учениками.

Специфическим явлением художественной жизни тех лет стали плакаты «Окон» УкРОСТА в Харькове. Немалые успехи плакатного искусства связаны с творчеством одного из последователей Г. Нарбута среди харьковских художников – О. Маренкова. Следует назвать такие его произведения, как «В огне мировой социальной революции пролетариат порвет путы неволи...» (І921), «Товарищи крестьяне! Сдавайте хлебный налог. Рабочие и Красная Армия ждут хлеба» (1921), «Пашись же ты, моя нива...» (1921) но и др. Символизируя свое бурное время, некоторые плакаты приобретали знаковый характер. Среди таких нужно отметить произведение В. Ермилова «Потухшие паровозы, стоящие фабрики ждут уголь Донбасса» (1920).

Задания, связанные с пропагандой идей революции, построения нового социалистического общества были изложены в так называемом ленинском плане «монументальной пропаганды». Активное участие в его осуществлении на Слобожанщине приняли скульпторы И. Кавалеридзе, Б. Кратко, Л. Блох. С монументальной скульптуры, установленной тогда на площадях слобожанских городов и рабочих поселков, почти ничего не сохранилось. Тем большую ценность имеет выполненный И. Кавалеридзе памятник Артему в Святогорске (1927), который дошел до нашего времени. Он – воплощение духа своей эпохи. В нем нашло отображение увлечения мастера конструктивизмом. Как и монумент Артема в Бахмуте (1923-1924), уничтоженный в период временной фашистской оккупации, этот памятник не имеет аналогий в советской монументальной пластике и свидетельствует о неопровержимых творческих находках мастера.

Значительное развитие приобрело искусство гравюры. Его успехи больше всего связаны с художественно-педагогической деятельностью И. И Падалки – одного из представителей бойчукизма. Он овладел техниками дереворита, литографии, цинкография и линогравюры, которой учил и своих учеников. Как и представители киевской школы «дереворитников», во главе с С.О. Налепинской-Бойчук, И.И. Падалка со своими учениками, начиная с 1927 года, очень активно выступал на разных художественных выставках – республиканских, всесоюзных, зарубежных, получив признание как выдающееся явление в тогдашнем украинском искусстве Среди бойчукистов работы Падалки больше всего выделялись фольклорным подходом. Сильное впечатление исправляет его дереворит, что изображает матросский танец «Яблочко», выразительность которого строится на контрасте героических и гротесковых образов. Во всей суровой правде, драматической напряженности показывается эпоха в литографии «Несут товарища»

Конец 1920-х – начало 1930-х годов в Украине характеризуется огромной книжной продукцией, что благоприятно сказалось на развитии искусства книги. И.И. Падалка и его ученики (Б. Бланк, Г. Фрадкин, О. Давгаль, Г. Котляревская) очень плодотворно работали над оформлением книг. И.И. Падалка иллюстрировал «Слово о полка Игоревым», «Кобзарь», «Энеиду», был автором обложек к произведениям И. Франко и Нечуй-Левицкого, оформлял книжки Ю. Смолича, М. Иогансена, В. Вражливого, П. Усенко, О Предрассветного, П. Копиленко и др., делал иллюстрации к произведениям М. Твена, Д. Дидро, К. Тетмаера, П Бомарше. Одно из лучших произведений книжного оформления тех лет обложка И. И. Падалки к книжке С. А Таранущенко «Искусство Слобожанщины», где стиль обрамления, характер шрифтов, заимствованная из народных картин фигура казака Мамая, цветное решение прекрасно отвечает смысловому, представляя прекрасно поданный образец национального стиля в книжном искусстве.

Существенные изменения в развитие искусства Слобожанщины внесла Вторая мировая война 1941-1945 лет. Некоторые из художников – Г. А. Цапок, О. П. Любимский, Г.А. Рыбальченко, Г. Л. Огнивцев и много тех, что пришли в искусство в послевоенные годы, работали в составе фронтовых бригад художников или же находились в действующей армии. Другие – С. И. Кияшко, П.П. Горелый – погибли в боях.

Война внесла изменения и в расстановку видов искусства. Ведущую роль начал играть политический плакат. В Харькове для их изготовления был создан специальный штаб. В его работе активно участвовали художники О. Довгаль, О. Хвостенко-Хвостов, Г. Дерегус, В. Мироненко, А. Страхов, Д. Шавикин и др. Широкую известность получили тогда плакаты М. Дерегуса «В каждой советской женщине раненый красноармеец найдет мать и сестру» (1941), В. Аверина «Беспощадно уничтожайте убийц наших детей!» (1941), О. Довгаля «Все для фронта» (1941), М. Гноевого «Захотелось фашистам украинского борща поесть» (1941) но и другие.

Ведущей темой искусства Слобожанщины в послевоенное десятилетие оставалась тема войны. Произведения этого периода не выделялись масштабностью решения. Однако они привлекают исключительной правдивостью. Именно это присуще произведениям прежних фронтовиков – серии офортов М. Гноевого «Воспоминания» (1947), военной серии литографий В. Парчевского (1953), живописным полотнам А. Константинопольского и О. Хмельницкого. Особенно следует отметить талантливое полотно А. Константинопольского «Родная земля (На привале)», созданное в 1957 г.

Значительный вклад в развитие промышленного искусства Слобожанщины сделали дизайнеры-педагоги, выпускники Харьковского художественно-промышленного института В. И. Эльков, Ю. Г. Дьяченко, Е. Я. Рагулин, О. В. Бойчук, В. Я. Даниленко, Ф. С. Бойченко, В. В. Гапиенко.

Немало воспитанников института работают на предприятиях Украины и за ее границами, решая проблему улучшения эстетичного качества промышленной продукции. Показателем достижений промышленного искусства Слобожанщины была выставка «Дизайн Украины» в 1992 году в Нюрнберге, где преобладали работы слобожанских мастеров, которые отмечались высоким художественным уровнем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.04 с.)